Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Кодификатор по обществознанию
Глава 1. Человек и общество. Тема 1.11
Обществознание 10 класс Профильный уровень
Ульева О.В., учитель истории и обществознания ГБОУ Школа № 1353. Москва. Зеленоградский АО.
НАУКА,
ОСОБЕННОСТИ
НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ
Слайд 2
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ НАУКА:
в широком смысле;
в узком смысле.
ЦЕЛЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.
ПРИЗНАКИ (ОСОБЕННОСТИ) НАУКИ:
объективность, рациональность;
использование особого научного языка;
системность;
специальные способы (методы) получения знаний;
проверяемость (верифицируемость) результатов.
ФУНКЦИИ НАУКИ:
познавательная;
мировоззренческая;
прогностическая;
социальная;
производственная.
ТИПОЛОГИЯ НАУК:
точные, естественные, социальные, гуманитарные;
фундаментальные, прикладные.
НАУКА И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС.
ЭТИКА НАУКИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНЫХ.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ.
Слайд 3
НАУКА
определенная система знаний о природе, об обществе,
о человеке
особый вид духовного производства, целями которого являются получение истинных знаний, их накопление
и совершенствование
совокупность
социальных институтов, в рамках которых осуществляется данное производство
ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ
«НАУКА» В ШИРОКОМ И УЗКОМ СМЫСЛЕ
НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ (ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) УЧЕНЫХ В ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ
И ПРИКЛАДНЫХ НАУКАХ
АКАДЕМИЯ НАУК, АКАДЕМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, НИИ, ВУЗы
НАУКА – ОДНА ИЗ ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ (наряду с религией, моралью, искусством и др.)
Слайд 4
Цель научного познания:
постижение истины;
открытие объективных законов действительности.
Главный двигатель науки –
общественные потребности.
Слайд 5
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ
ПРЕДНАУКА – ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ КОЛЫБЕЛЬ НАУКИ – ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ
(ПЕРВЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ) СОВРЕМЕННАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ
НАУКА ОФОРМЛЕНИЕ НАУКИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ПРЕВРАЩЕНИЕ НАУКИ
В ПРОИЗВОДИТЕЛЬНУЮ СИЛУ ОБЩЕСТВА
IV – I тыс.
до н.э.
ДРЕВНИЙ ВОСТОК
(Шумер, Египет, Китай, Индия) VI-IV вв.
до н.э. АНТИЧНАЯ ГРЕЦИЯ
III в. до н.э. –
I в.н.э.
РИМ XVI – XVII вв.
ЕВРОПА XVIII – XIX вв.
ЕВРОПА,
АМЕРИКА ХХ – XXI вв.
ВЕСЬ МИР
Слайд 6
ПРИЗНАКИ (ОСОБЕННОСТИ) НАУКИ
Какие специфические признаки науки вы можете назвать?
объективность, рациональность;
использование особого научного языка;
системность;
специальные способы (методы) получения знаний;
проверяемость (верифицируемость) результатов.
Слайд 9
МЕТОД - это практический или теоретический способ достижения научной цели.
Слайд 10
Приведите примеры проявлений каждой
функции науки.
Слайд 11
ТИПОЛОГИЯ НАУКИ
(первый вариант)
ТОЧНЫЕ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ
СОЦИАЛЬНЫЕ
ГУМАНИТАРНЫЕ
О НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДЕ
МАТЕМАТИКА
ОБ ОБЩЕСТВЕ
ФИЗИКА
ХИМИЯ
БИОЛОГИЯ
ГЕОГРАФИЯ
ЭКОЛОГИЯ и пр.
О ЧИСЛАХ И КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ
О ЧЕЛОВЕКЕ
ФИЛОСОФИЯ
ИСТОРИЯ
ЭКОНОМИКА
ПОЛИТОЛОГИЯ
СОЦИОЛОГИЯ и пр.
ПСИХОЛОГИЯ
ФИЛОЛОГИЯ
ЯЗЫКОЗНАНИЕ и пр.
Слайд 12
КАК ПРАВИЛО, ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ НАУКИ ОПЕРЕЖАЮТ В СВОЕМ РАЗВИТИИ ПРИКЛАДНЫЕ
ПРИКЛАДНАЯ
(ЦЕЛЬ – РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ, НАПРИМЕР ХОЗЯЙСТВЕННЫХ, ЗАДАЧ)
ТИПОЛОГИЯ НАУКИ
(второй вариант)
НАУКА
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ
(ЦЕЛЬ – ПОЛУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ)
Слайд 13
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ
В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
НЕОЛИТИЧЕСКАЯ
(переход
от присваивающего хозяйства
к производящему)
VI – IV
тысячелетие
до н.э.
Присваивающее хозяйство – собиратели и охотники
Производящее хозяйство – земледельцы и скотоводы
Слайд 14
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ
В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
НЕОЛИТИЧЕСКАЯ
(переход
от присваивающего хозяйства
к производящему)
ПРОМЫШЛЕННАЯ
(переход
от ручного труда
к машинному)
VI – IV
тысячелетие
до н.э.
XVIII – XIX вв.
Ручной труд –
мануфактура
Машинный труд –
фабрика
Слайд 15
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ
В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
НЕОЛИТИЧЕСКАЯ
(переход
от присваивающего хозяйства
к производящему)
ПРОМЫШЛЕННАЯ
(переход
от ручного труда
к машинному)
НТР
(превращение науки в производитель-ную силу общества)
VI – IV
тысячелетие
до н.э.
XVIII – XIX вв.
середина
XX в.
Леонардо да Винчи
(1452-1519).
Автопортрет.
Проекты
Леонардо да Винчи.
Почему гениальные проекты
Леонардо
остались
только
на бумаге?
Советские агитационные плакаты
Советские агитационные плакаты
Слайд 16
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ
В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
НЕОЛИТИЧЕСКАЯ
(переход
от присваивающего хозяйства
к производящему)
ПРОМЫШЛЕННАЯ
(переход
от ручного труда
к машинному)
НТР
(превращение науки в производитель-ную силу общества)
VI – IV
тысячелетие
до н.э.
XVIII – XIX вв.
середина
XX в.
конец XX в.
ИНФОРМАЦИ-ОННАЯ
(обмен информацией
с помощью компьютерных сетей)
Слайд 17
ЭТИКА НАУКИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНЫХ
неоднозначность общественного прогресса (современная наука и техника способны уничтожить человечество);
ответственность ученых за методы научной деятельности;
ответственность ученых за последствия сделанных ими открытий.
Бертран Рассел
(1872-1970),
британский философ,
общественный деятель и математик.
Альберт Эйнштейн
(1879-1955),
физик-теоретик, общественный деятель-гуманист.
В связи с тем, что в будущей мировой войне будет непременно использовано ядерное оружие и поскольку это оружие угрожает существованию рода человеческого, мы настаиваем, чтобы правительства всех стран поняли и публично заявили, что споры между государствами не могут быть разрешены в результате развязывания мировой войны. Мы требуем, чтобы они находили мирные средства разрешения всех спорных вопросов.
Из Манифеста Рассела — Эйнштейна. 1955 год.
Андрей Дмитриевич Сахаров
(1921-1989)
советский физик, один из создателей первой советской водородной бомбы (1953 год).
Впоследствии - общественный деятель, диссидент и правозащитник.
Слайд 18
ЭТИКА НАУКИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНЫХ
неоднозначность общественного прогресса (современная наука и техника способны уничтожить человечество);
ответственность ученых за методы научной деятельности;
ответственность ученых за последствия сделанных ими открытий.
Заседание Нюрнбергского процесса.
Слушание дел о медицинских экспериментах
в концлагерях.
Фото Bettmann archives с сайта cursorinfo.co.il.
Тяжесть свидетельских показаний, лежащих перед нами, заставляет делать вывод, что некоторые виды медицинских экспериментов на человеке отвечают этическим нормам медицинской профессии в целом лишь в том случае, если их проведение ограничено соответствующими, четко определенными рамками.
Из Нюрнбергского кодекса. 1947 год.
Новые научные открытия и достижения еще не являются однозначными свидетельствами общественного прогресса и гуманизма. Важно, чтобы наука была направлена на общественное благо. Каждый ученый должен понимать свою ответственность перед человечеством.
Слайд 19
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
РАЗВИТИЯ НАУКИ
Ускорение роста научного знания, что связано с переработкой огромного количества информации (ее объем удваивается каждые пять-десять лет).
Дифференциация и интеграция научного знания
Математизация и компьютеризация научных знаний, что является основой новых информационных технологий и совершенствованием форм взаимообмена в научном сообществе.
Возрастание роли методологии в структуре научного знания, что связано с необходимостью создания метатеории, методологии и логики науки.
Возрастание роли науки как непосредственной производительной силы общества, т.е. и «дочери производства» наука превращается в «мать производства».
На карикатуре представлена специфическая
тенденция развития науки в современной России. Попробуйте её сформулировать сами.
Слайд 20
субъект и объект познания совпадают;
общественные науки всегда задевают непосредственно интересы людей;
социальное познание всегда нагружено оценкой (естествознание – «истина разума», обществознание – «истина сердца»);
открытые законы носят вероятный характер, прогностическая функция ограничена.
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК:
Слайд 21
ПАРАДОКС ПОЗНАНИЯ
ЧЕМ БОЛЬШЕ
Я ЗНАЮ, ТЕМ БОЛЬШЕ ГРАНИЦА НЕЗНАНИЯ
То, что мы знаем, ограничено, а то, чего мы не знаем – бесконечно.
П.Лаплас (французский математик, механик, физик и астроном XVIII-XIX вв.).
Слайд 22
УЧЕНЫЕ ШУТЯТ
Наука есть лучший способ удовлетворения любопытства отдельных лиц за счет государства.
Л.А.Арцимович, советский физик, академик.
Вице-президент Академии наук В.А.Стеклов, математик:
Науки делятся на естественные и противоестественные.
Академик С.Ф.Платонов, историк:
Нет, милостивый государь, на общественные и антиобщественные.
Полемика 20-х гг. ХХ в.
на заседании Академии наук.
Оптимист думает, что стакан наполовину полон. Пессимист думает, что стакан наполовину пуст. Программист думает, что стакан вдвое больше, чем нужно.
Автор неизвестен.
Пример научного юмора: шуточный парадокс
кошки с маслом
Только неграмотный человек на вопрос
«Как найти площадь Ленина?» отвечает: «Длину Ленина умножить на ширину Ленина».
А грамотный знает, что надо взять интеграл по поверхности.
Слайд 23
ТЕРМИНОЛОГИЯ:
НАУКА - сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.
МЕТОД - это практический или теоретический способ достижения научной цели.
ИНДУКЦИЯ – рассуждение от частного (единичного) к общему.
ДЕДУКЦИЯ – рассуждение от общего к частному (единичному).
АБСТРАГИРОВАНИЕ – мысленное выделение какой-либо важной стороны предмета, временное отвлечение от других, мешающих сосредоточению на главном, сторон.
ЭТИКА - философская дисциплина, предметом исследования которой являются мораль и нравственность.
НАУЧНАЯ ЭТИКА — в современной науке это совокупность официально опубликованных правил, нарушение которых ведёт к административному разбирательству.
Слайд 24
http://www.prosv.ru/ebooks/Bogolubov_Obwestvozn_10_Ucheb/1.html - текст учебника Боголюбов Л. Н. Обществознание. 10 класс. Профильный уровень.
http://ru.wikipedia.org
http://www.adme.ru/zhizn-nauka/o-chem-shutyat-uchenye-770560/#image8974710 - ученые шутят.
http://www.adme.ru/zhizn-nauka/o-chem-shutyat-uchenye-725910/ - ученые шутят.
http://fmo.kemsu.ru/articles.php?article_id=40 – ученые шутят.
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ:
ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ:
САЙТЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ:
http://www.ege.edu.ru/ - официальный портал ЕГЭ (календарь экзаменов; кодификатор, спецификация, демоверсия; шкала перевода баллов; личный кабинет).
http://fipi.ru – открытый банк заданий ЕГЭ.
http://soc.reshuege.ru – банк заданий ЕГЭ, возможно проверить ответы, есть комментарии ко всем вопросам.
http://stupinaoa.narod.ru/index/0-20 - здесь можно найти развернутые планы и критерии оценивания по различным темам курса обществознания.
http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/11-klass/bduhovnonravstvennaya-sfera-zhizni-obwestvab/nauka?seconds=0&chapter_id=351 - ИнтернетУрок «Наука».