Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Обществознание 11 класс Базовый уровень
Кодификатор по обществознанию
Глава 2. Экономика. Тема 2.4
Презентацию подготовила
Ульева Ольга Валерьевна
учитель истории и обществознания
ГБОУ Школа № 1353
КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ
Слайд 2
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
Конкуренция как экономическое соперничество между участниками рыночного хозяйства за наиболее полную реализацию своих экономических интересов.
Виды конкуренции:
совершенная
несовершенная (монополистическая, олигополия, монополия)
Признаки совершенной конкуренции:
на рынке действует неограниченное число фирм;
отсутствуют искусственно созданные преимущества;
товары продаются по свободным ценам.
Монополия как деятельность в отсутствии конкуренции.
Основные признаки рынка несовершенной конкуренции (монополизма):
наличие на рынке одного продавца;
формирование монопольно высокой цены;
искусственно созданные преимущества, входные и выходные барьеры;
вытеснение с рынка средних и мелких товаропроизводителей;
снижение стимулов к экономической активности, технологической модернизации.
Естественные монополии.
Антимонопольное законодательство.
Слайд 3
экономическое соперничество между участниками рыночного хозяйства за наиболее полную реализацию своих экономических интересов.
КОНКУРЕНЦИЯ (competition) -
СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
на рынке действует очень большое число фирм;
товары продаются по свободным ценам;
фирмы производят однородные товары;
отсутствие входных и выходных барьеров для вступления в отрасль и выхода из нее;
свободный доступ к экономической информации;
невозможность оказания решающего воздействия на установление рыночной цены;
рациональное поведение всех участников рынка, преследующих собственные интересы.
отсутствуют искусственно созданные преимущества.
фирма – получатель цены (т.е. не может влиять на цену своего товара).
совершенная конкуренция в чистом виде не встречается.
НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
(imperfect competition) – рынок,
на котором отсутствует хотя бы одно из условий совершенной конкуренции.
Слайд 4
НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
ОЛИГОПОЛИЯ
МОНОПОЛИЯ
рынок со свободным входом;
фирмы производят дифференцированные товары (т.е. удовлетворяющие одну и туже потребность, но под разными марками);
фирмы самостоятельно устанавливают цены на свою продукцию
не действуют стратегически.
Слайд 6
НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
ОЛИГОПОЛИЯ
МОНОПОЛИЯ
рынок на котором действует небольшое число фирм;
продают похожие или идентичные товары;
действуют стратегически;
имеют возможность устанавливать цены;
ограничивают доступ на рынок и потоки информации.
МИРОВОЙ РЫНОК НЕФТИ
Слайд 7
МОНОПОЛИЯ -
(от греч. μονο — один и πωλέω — продаю) деятельность в условиях отсутствия значимых конкурентов .
КАРТЕЛЬ предприятия одной отрасли заключают соглашение о ценах и разделе рынков сбыта.
СИНДИКАТ предприятия одной отрасли сохраняют собственность на средства производства, но теряют коммерческую самостоятельность
ТРЕСТ предприятия одной отрасли, которые теряют производственную, коммерческую, а порой даже юридическую самостоятельность.
КОНЦЕРН форма корпорации, имеющая многоотраслевой характер
одна фирма;
продукт уникальный;
вход заблокирован;
цена монополиста.
Слайд 8
ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ -
состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства.
РЖД
РАО «ЕЭС РОССИИ»
МОСВОДОКАНАЛ
Слайд 9
ПОЗИТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КОНКУРЕНЦИИ
Слайд 10
НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КОНКУРЕНЦИИ
Слайд 11
Какие виды конкуренции показаны
на рисунке?
СОВЕРШЕННАЯ
МОНОПОЛИСТИ-ЧЕСКАЯ
МОНОПОЛИЯ
МОНОПСОНИЯ
Слайд 12
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В РФ
Конституция РФ, статья 34.
Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
ФЗ «О защите конкуренции»
ФЗ «О естественных монополиях»
ФЗ «О защите прав потребителей»
Слайд 14
Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей.
Дэвид Сарнофф (1891-1971), американский бизнесмен,
один из основателей радио и телевещания в США.
ЦИТАТНИК
Всегда выбирайте самый трудный путь — на нем вы не встретите конкурентов.
Шарль де Голль (1890-1970), французский военный и государственный деятель, руководитель французского Сопротивления, президент Франции.
В бизнесе ни один шанс не теряется: если вы его загубили, его отыщет ваш конкурент. Весь секрет бизнеса в том, чтобы знать что-то такое, чего не знает больше никто.
Аристотель Онассис (1906-1975), греческий судовладелец, миллиардер.
Кони, запряженные в колесницу, бегут быстрее, нежели поодиночке, - не потому, что общими усилиями они легче рассекают воздух, а потому, что их разжигает соревнование и соперничество друг с другом.
Плутарх (ок. 45 - ок. 127 гг.), древнегреческий философ.
Слайд 15
ГЛОССАРИЙ
КОНКУРЕНЦИЯ (competition) - экономическое соперничество между участниками рыночного хозяйства за наиболее полную реализацию своих экономических интересов.
МОНОПОЛИЯ (monopoly) - деятельность в отсутствии конкуренции.
СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (perfect competition) - экономическая модель, идеализированное состояние рынка, при котором отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения.
МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (monopolistic competition) - рынок со свободным входом, на котором существует много фирм, самостоятельно устанавливающих цену на свою продукцию, выпускающих дифференцированный товар и не действующих стратегически.
ОЛИГОПОЛИЯ (oligopoly) - рынок, на котором действует небольшое количество фирм, продающих похожие или идентичные товары и действующих стратегически.
Слайд 16
http://www.ege.edu.ru/ - официальный портал ЕГЭ (календарь экзаменов; кодификатор, спецификация, демоверсия; шкала перевода баллов; личный кабинет).
http://fipi.ru – открытый банк заданий ЕГЭ.
http://soc.reshuege.ru – банк заданий ЕГЭ, возможно проверить ответы, есть комментарии ко всем вопросам.
http://stupinaoa.narod.ru/index/0-20 - здесь можно найти развернутые планы и критерии оценивания по различным темам курса обществознания.
Королева Г.Э. Экономика: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М, Вентана-Граф, 2013
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ:
ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ:
САЙТЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ:
http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/11-klass/bchelovek-i-ekonomikab/konkurentsiya-i-monopoliya?seconds=0&chapter_id=350 – ИнтернетУрок «Конкуренция и монополия».
Киреев А.П. Экономика: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) . М. ВИТА-ПРЕСС,2012
Баранов П.А. Обществознание: Экономика: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. М.Астрель. 2013
Макаров О.Ю. Обществознание: Полный курс. Мультимедийный репетитор. СПб, Питер, 2012
http://ru.wikipedia.org