Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
Обществознание 11 класс Базовый уровень
Кодификатор по обществознанию
Глава 2. Экономика. Тема 2.3
Презентацию подготовила
Ульева Ольга Валерьевна
учитель истории и обществознания
ГБОУ Школа № 1353
Слайд 2
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
1) Понятие об экономических системах. / Экономическая система как способ организации хозяйственной жизни общества.
2) Функции экономических систем:
а) удовлетворение материальных потребностей общества;
б) рациональное потребление ограниченных благ;
в) определение способа и характера производства и распределения благ.
3) Типы экономических систем:
а) традиционная экономика;
б) рыночная экономика;
в) командная (плановая) экономика;
г) смешанная экономика (социально регулируемое рыночное хозяйство).
4) Основные различия между экономическими системами:
а) роль государства в экономике;
б) доминирующие формы собственности;
в) механизмы регулирования хозяйственной деятельности;
г) характер распределительных отношений;
д) характер отношений между производством и потреблением.
5) Специфика современного социально ориентированного рыночного хозяйства.
Слайд 3
РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ
ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ:
РЕСУРСЫ
(ограничены)
ПОТРЕБНОСТИ ЛЮДЕЙ
(безграничны)
ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ?
(как определить приоритеты в удовлетворении потребностей, какие товары и в каком количестве производить?)
КАК ПРОИЗВОДИТЬ?
ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ?
(какие доступные ресурсы привлечь и наиболее эффективно использовать, как организовать производство?)
(как распределить произведенные товары, кто их получит?)
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Слайд 4
ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ:
ТРАДИЦИОННАЯ
КОМАНДНАЯ
СМЕШАННАЯ
РЫНОЧНАЯ
Слайд 5
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ РАЗЛИЧАЮТСЯ:
способ организации хозяйственной деятельности общества,
в соответствии с которым решается проблема распределения ограниченных ресурсов.
ФОРМАМИ СОБСТВЕННОСТИ;
СПОСОБАМИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОГРАНИЧЕННЫХ РЕСУРСОВ;
СПОСОБАМИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.
Сравнение экономических систем (А.В.Махоткин. Н.В.Махоткина. Обществознание в схемах и таблицах.
стр. 292-293)
Слайд 6
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
ЛИНИИ СРАВНЕНИЯ ТРАДИЦИОН-НАЯ ЦЕНТРАЛИЗО-ВАННАЯ (КОМАНДНАЯ) РЫНОЧНАЯ СМЕШАННАЯ
КАКАЯ ФОРМА СОБСТВЕННОСТИ ПРЕОБЛАДАЕТ?
КАК РАСПРЕДЕЛЯ-ЮТСЯ РЕСУРСЫ?
ПРЕИМУЩЕСТВА СИСТЕМЫ
НЕДОСТАТКИ СИСТЕМЫ
ПРИМЕРЫ ГОСУДАРСТВ
с разными типами экономических систем
Слайд 7
ТРАДИЦИОННАЯ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
1. преобладание коллективной собственности на основные средства производства (земля и пр.);
2. ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями, передающихся из поколения в поколение.
Преимущества:
стабильность общества;
достаточно высокое качество производимых благ.
Недостатки:
отсутствие технического прогресса;
слабая приспособляемость к изменению внешних условий;
ограниченность числа производимых благ.
Слайд 8
КОМАНДНАЯ
(ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ, ДИРЕКТИВНАЯ, ПЛАНОВАЯ)
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
господство государственной собственности на все средства производства
2. распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планами.
Слайд 9
Преимущества:
способность сконцентрировать все силы и средства общества для решения какой-либо проблемы (мобилизационные возможности);
гарантирует людям необходимый минимум жизненных благ, обеспечивая уверенность в будущем;
позволяет избежать безработицы, хотя достигается всеобщая занятость, как правило, за счёт искусственного сдерживания роста производительности труда.
Недостатки:
невозможность точно спланировать все потребности общества и соответственно распределить ресурсы, что приводит к перепроизводству одних товаров и дефициту других;
отсутствие стимула к выпуску качественных товаров;
отсутствие экономической свободы у граждан.
КОМАНДНАЯ
(ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ, ДИРЕКТИВНАЯ, ПЛАНОВАЯ)
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Слайд 10
РЫНОЧНАЯ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
1. преобладание частной собственности на основные средства производства;
2. ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынков.
Основы рыночной системы:
право частной собственности;
экономическая свобода;
конкуренция.
Слайд 11
Преимущества:
гибкость, способность приспосабливаться к изменившимся условиям;
наличие стимулов к техническому прогрессу
Недостатки:
неспособность обеспечить равенство доходов, стабильно высокий уровень жизни;
слабый интерес к фундаментальным научным исследованиям;
нестабильность развития (кризисы, инфляция);
неэффективность использования невосполнимых ресурсов;
отсутствие полной занятости и стабильности цен.
РЫНОЧНАЯ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Слайд 13
ЦИТАТНИК
Деньги - это свобода, выкованная из золота.
Эрих Мария Ремарк (1898-1970), немецкий писатель.
Помните, что деньги обладают способностью размножаться.
Бенджамин Франклин (1706-1790), политический деятель, дипломат,
изобретатель, писатель, один из «Отцов-основателей» США.
У всех миллиардеров, которых я знал, деньги только открыли их основные черты характера. Если они были быдлом до того, как у них появились деньги,
то они просто становятся быдлом с миллиардом долларов.
Уоррен Баффетт (род. в 1930 г.), американский предприниматель.
Счастье за деньги не купишь. А вот некоторую независимость - да.
Роман Абрамович (род. в 1966 г.), российский олигарх.
Деньги для людей умных составляют средство, для глупцов - цель.
Адриан Декурсель (1821—1892), французский драматург.
Конечно, существуют люди, для которых деньги превыше всего. Обычно это люди, которые никогда не станут богатыми. Только тот достигает богатства, кто талантлив, удачлив, и не думает постоянно о деньгах.
Стив Джобс (1955-2011), американский предприниматель, пионер эры IT-технологий, основатель корпорации Apple.
Слайд 14
ГЛОССАРИЙ
ДЕНЬГИ (money) - универсальный товар (эквивалент стоимости других товаров или услуг).
ТОВАРНЫЕ ДЕНЬГИ (commodity money) - любой товар, который принимается в оплату.
ДЕКРЕТНЫЕ ДЕНЬГИ (fiat money) - удостоверение стоимости, которое по решению властей является деньгами.
БЕЗНАЛИЧНЫЕ ДЕНЬГИ, ДЕПОЗИТЫ (deposits) - записи на счетах в банках.
ДЕНЕЖНАЯ МАССА - деньги, обращающиеся в данной стране.
ЛИКВИДНОСТЬ (liguidity) - способность актива превращаться в деньги.
БАРТЕР (barter) - обмен товара на товар без денег.
ИНФЛЯЦИЯ (inflation) - долговременное и устойчивое повышение общего уровня цен на товары и услуги (обесценивание денег).
Слайд 15
Королева Г.Э. Экономика: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М, Вентана-Граф, 2013
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ:
ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ:
САЙТЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ:
http://www.ege.edu.ru/ - официальный портал ЕГЭ (календарь экзаменов; кодификатор, спецификация, демоверсия; шкала перевода баллов; личный кабинет).
http://fipi.ru – открытый банк заданий ЕГЭ.
http://soc.reshuege.ru – банк заданий ЕГЭ, возможно проверить ответы, есть комментарии ко всем вопросам.
http://stupinaoa.narod.ru/index/0-20 - здесь можно найти развернутые планы и критерии оценивания по различным темам курса обществознания.
http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/11-klass/bchelovek-i-ekonomikab/dengi?seconds=0&chapter_id=350 – ИнтернетУрок «Деньги».
https://www.youtube.com/watch?v=Jc74rByfCO8&index=11&list=PLtOS0Uj5KV7DRrJaRB1Ycrgfsxz-zjFZI - видеолекция Коцарь Евгения Сергеевича «Деньги, финансовые институты, банковская система» Часть 1.
Киреев А.П. Экономика: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) . М. ВИТА-ПРЕСС,2012
Баранов П.А. Обществознание: Экономика: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. М.Астрель. 2013
Макаров О.Ю. Обществознание: Полный курс. Мультимедийный репетитор. СПб, Питер, 2012
http://ru.wikipedia.org