Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Обычно мы выражаем то, что видим и чувствуем,
при помощи самостоятельных и служебных частей речи.
Солнышко греет, бабочки вьются над цветами…
Мир так прекрасен!
Слайд 2
Есть чувства, которые трудно выразить при помощи
и самостоятельных, и служебных частей речи.
На моём стуле лежит кнопка, и поэтому мне очень больно.
Ай-ай-ай!
Ой-ой-ой!
А-а-а-а!!!
Если нам больно…
Если нам страшно…
Это привидение, и я очень его боюсь.
Ужас! Кошмар! Караул!
Слайд 3
Если нам смешно…
Мне очень весело. Я громко смеюсь. Видите? Я смеюсь!
Ха-ха-ха!
Хи-хи-хи!
Гы-гы-гы!
Слайд 4
Что это за часть речи?
Ай-ай-ай! Ой-ой-ой! А-а-а-а!
Ужас! Кошмар! Караул!
Ха-ха-ха! Хи-хи-хи! Гы-гы-гы!
междометия
Слайд 6
Междометие −
неизменяемая часть речи,
которая выражает различные
чувства и волеизъявления,
но не называет их.
Слайд 7
Междометие – особая часть речи.
Оно не относится к самостоятельным
или служебным частям речи.
«брошенное между»
Термин «междометие» появился в 18 веке.
Самостоятельные
части речи
Междометие
Служебные
части речи
Слайд 8
Найдите междометия. Подумайте, что они обозначают.
1) Налюбоваться не могли мы
На эти ровные поля…
О, север, север мой родной,
О, север, родина моя!
(С.Есенин)
2) Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
(Ф. Тютчев)
Слайд 9
волеизъявление
(приветствие,
прощание,
благодарность,
помощь: привет,
здравствуй…
По значению
Побудительные
Эмоциональные
Этикетные
призыв к действию:
вон, прочь, марш, стоп,
тпру, брысь, кыш,
эй, ну-ка, цыц, но-но,
баю-бай
чувства, эмоции:
господи, слава Богу,
караул! спасите!
помогите!
Слайд 10
Здравствуйте!
До свидания.
Спасибо!
Пожалуйста.
Междометия помогают проявить вежливость.
Слайд 11
Междометиями можно выразить
оклик, просьбу, команду, приказ.
Ау-у!
Тсс!
Марш!
Эй!
Алло!
Слайд 12
Междометия выражают самые разные чувства.
Ура!
Фу.
Гм.
Увы!
Жуть!
радость
отвращение
озадаченность
сожаление
испуг
Слайд 13
По составу междометия
Простые
Составные
Сложные
состоящие из одного слова: здорово, ух, браво
состоящие из двух и более слов: ух ты, вот те на, скажите на милость;
состоящие из двух и более основ: ай-яй-яй, ой-ой-ой.
Слайд 14
по происхождению
непроизводные
производные
заимствованные
образованные от других слов и словосочетаний (синтаксических конструкции): полно, подумаешь, дудки, скажите на милость и др.
первородные, не имеющие генетических связей с другими частями речи: ой, ай, ух и др.
Заимствованные междометия – междометия, которые пришли в русский язык из других языков: браво, баста, караул, вау и др.
Слайд 15
Деление междометий по составу на производные и непроизводные.
К непроизводным относятся междометия, не имеющие в современном языке связей ни с одной самостоятельной частью речи, такие как а, ага, ого, ай, ау, ах, ба, брр, брысь, гей, ей-ей, о, ого, ой, ох, тпру, тьфу, увы и др.
Производные междометия представляют собой группу слов, соотносимых со словами или формами той или иной знаменательной части речи.
С существительными связаны: батюшки, матушки, господи, блин, черт и др.
С глаголами связаны: брось, будет, вишь (видишь), здравствуй(те), извини(те), пожалуйста, помилуйте, скажите, и др.
С местоименными словами, союзами, частицами связаны: вона, то-то, эва, эк, вон, долой, полно, прочь, однако, да уж, на тебе, ну уж, ну да, ну и ну и др.
Заметное место среди производных занимают устойчивые словосочетания и фразеологизмы: батюшки-светы, боже мой, господи праведный, боже правый, прости господи, поди ж ты, скажите на милость, вот тебе на, вот тебе раз, то-то и оно, вот это да, как бы не так.
Слайд 16
Междометия в СМИ и молодёжный сленг
Молодежный сленг включает большое количество междометий, выражающих различные эмоции и волеизъявления
СМИ используют сленговые междометия как средство общения с аудиторией на её языке
Популярные передачи, посвященные миру шоу-бизнеса, - яркие примеры употребления междометий молодежного сленга
В русском языке много заимствованных междометий, которые широко и не всегда оправданно употребляются молодежью.
Однако есть русские междометия гораздо точнее иноязычных и выбор их гораздо больший (ой, ух, эх, здорово, класс, круто, здрасьте, приехали, да – да – да, ага, блеск и тд.)
При использовании иноязычных междометий (вау, упс, йоу,бла – бла – бла, о - уу) в письменной речи часто возникает комический эффект
Слайд 17
Междометия в разговорной молодежной речи и сленге
В последнее время все чаще поднимается вопрос о чистоте русского языка. Наша речь наполнена словами-паразитами, междометиями и англо-американскими словами:
Копец, кранты, дык, ОК, упс, елы-палы…
Слайд 18
Посмотри, какой велик! - Дык!
Ты в курсе, что у тебя неуд? – Дык
Стоило поднажать, и хобана! - все готово!
Так, хобана отсюда!
Бэмс! И она завелась!
Слайд 19
Мы употребляем немало заимствованных междометий.
Браво!
Бис!
Бла-бла-бла…
Оу-у…
итальянский
французский
английский
английский
Слайд 20
364. Выпишите междометия в таблицу
эмоции, чувства просьба, приказания этикетные слова
Слайд 21
364. Выпишите междометия в таблицу
эмоции, чувства просьба, приказания этикетные слова
ах, ай, то-то, ох, тьфу, ахти, а, эх, увы, ага, ах ты, это, ага, вот, вот те на, ура, о, боже мой, тьфу, господи, ведь, бай-бай, чу, эй, прости, прощай,
Слайд 22
ПРАВОПИСАНИЕ МЕЖДОМЕТИЙ
Междометия, обычно отделяются запятой или восклицательным знаком, например: Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона! (И. А. Крылов).
Сложные междометия и звукоподражания пишутся через дефис, например: ей-богу, ей-же-ей, о-го-го, ха-ха-ха, ой-ой-ой, динь-динь-динь, кис-кис и т. п.
Слайд 23
В художественной речи иногда используется междометие О , которое придаёт особую выразительность, эмоциональность высказыванию.
Междометие О, стоящее непосредственно перед обращением, запятой не выделяется: Он был, о море, твой певец. (А.Пушкин)
ПРАВОПИСАНИЕ МЕЖДОМЕТИЙ
Слайд 24
Сделайте морфемный разбор слова междометие. Как вы думаете, почему междометия не относятся ни к самостоятельным частям речи, ни к служебным?
Упражнение 365.
Слайд 25
Знаете ли вы, что…
В произведениях поэтов можно встретить стилистически высокое междометие О . Это междометие, усиливая выразительность речи, одновременно способствует созданию торжественности. В
таких случаях после О может стоять запятая: О, есть костёр, которого не смеет коснуться ни забвение,
ни страх. (А.Ахматова)
Слайд 26
Упражнение 366.
Придумайте и опишите
ситуации, в которых будут
выражены такие эмоции и
чувства: досада, радость,
недоумение, восторг, печаль.
Используйте как можно
больше подходящих по
смыслу междометий.
Слайд 27
Представьте себе девочку с огромными зелеными глазами и золотыми кудрями до плеч. Увидев ее, люди восклицают: "Ах!" Но через пять минут (правда, справедливости ради надо заметить, что иногда это случается через пятнадцать минут, а очень редко через полчаса) взрослые качают головой и говорят: "Ой-ой-ой!" или "Ай - ай-ай!" или "Ну и ну!" - в зависимости оттого, у кого как развита фантазия.
Конечно, если разобраться, Агата совсем не виновата в том, что "ах" превращается в "ой-ой-ой". И вообще Агата вела бы себя ужасно хорошо, если бы не ее маленький приятель Тришка.
Тамара Крючкова. ПЛУТЫШ, ИЛИ НЕ ДНЯ БЕЗ ОЗОРСТВА
367. Прочитайте текст. К какому типу и
стилю речи он относится?
Слайд 28
2. Найдите в тексте междометия. Какие чувства они передают? Составьте и запишите свои предложения с этими междометиями.
3. Попытайтесь (устно) образовать от указанных междометий глаголы и существительные, не изменяя смысла текста. Как изменится текст? Какую роль играют междометия в тексте?
Задания по тексту.
Слайд 29
Знаете ли вы, что…
Бис и браво
Эти слова сразу переносят нас в театр. Оба они являются междометиями одобрения зрителей, но бис значит не только "превосходно, замечательно", но и содержит в себе просьбу повторить номер еще раз. У нас бис и браво "иностранцы", они пришли из разных языков: первое – из французского, второе – из итальянского.
Французское bis восходит к лат. bis "дважды, два раза".
Итальянское bravo возникло в качестве междометия одобрения (между прочим, в театре итальянской оперы) на базе bravo "смелый, храбрый; молодец". Так что по своему происхождению оно напоминает наше хоккейное Молодцы!
Н. Шанский. Лингвистические детективы.
Слайд 30
Междометия в основном используются в устной речи.
Ой! Привет, как ты?
Хм… Мы знакомы?
Эй, мы же учились вместе.
Ого! Я и не вспомнил сразу.
Ишь ты, память подводит?
Эх… случается!
Слайд 31
В художественных произведениях междометия
обычно используются в диалогах.
- Гм... - недоверчиво произнес трактирщик.
- Ах, да, и в самом деле! − сказал молодой человек…
- Ах, вот что! − сказал Д'Артаньян, лицо которого снова омрачилось.
- Ах, это вы, Д'Артаньян...
- Ах, чем я виноват?
- Ай, Моська! Знать, она сильна,
что лает на слона!
Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»
«Тьфу пропасть! − говорит она, − и тот дурак, кто слушает людских всех врак…»
Слайд 32
Междометия в основном используются в живой разговорной и художественной речи.
они помогают нам передавать разнообразные чувства: радость, досаду, удивление и т.д.;
придают речи живость, делают её более яркой и эмоциональной
Слайд 33
Яблоки созрели ( ах, ура, ой, вот те раз).
Кто-то стучит в дверь ( чу, тсс, ой-ой, боже мой).
Какая лунная ночь! (ого, ну и ну, господи, ох).
2. Объясните постановку знаков препинания в предложениях.
3. Какие из междометий, данных в скобках, непроизводные, а какие – производные? От каких частей речи образованы производные междометия?
368. Составьте и запишите предложения,
используя данные в скобках междометия.
Слайд 34
Знаете ли вы, что…
Что означает междометие вау?
Весьма употребительным в молодёжной среде сделался возглас вау!, выражающее эмоцию чрезвычайного изумления или восторга. В американском и английском сленговое слово wow употребляется как существительное со значением «нечто из ряда вон выходящее» и «огромный, сенсационный успех», как глагол в значении «ошеломить, поразить. В шотландском сленге то же самое междометие выражает прямо противоположные эмоции: отвращение, горе, соболезнование («боже мой», «какое горе!», «ой!»). Большинство лингвистов склоняются к мнению, что слово wow! ведёт своё происхождение от боевого клича индейцев племени окото.
Слайд 35
Развитие речи.
Придумайте лингвистическую сказку, главными героями которой были бы междометия «Здравствуйте», «Спасибо», «Пожалуйста», «Извините» и «До свидания». Включите в сказку и другие междометия.
Слайд 36
372. Найдите междометия, определите их значение.
1) «Эх3, как темно! – он сказал, -
Хоть бы месяц этак в шутку
К нам проглянул на минутку.
Всё бы легче».
2) «Эй, честные господа,
К нам пожалуйте сюда!»
3) На колени все тут пали
И «ура!» царю кричали.
4) «Только, чур3, со мной не драться
И давать мне высыпаться,
А не то я был таков!»
5) «Э! так вот что!» – наконец
Проворчал себе хитрец.
6) «Ой! Конёчек - горбуночек!
Прибегай скорей, дружочек!
Я ведь птицу-то поймал», -
Так Иван – дурак кричал.
7) «Что ты, что ты, бог с тобой!» –
Начал царский стремянной.
8) «Твоего благодеянья
Не забыть мне… До свиданья3!»
Слайд 37
2) Найдите междометия, употреблённые в роли существительного.
3) Попробуйте сформулировать правило, от чего зависит постановка запятой или восклицательного знака после междометия.
4) Найдите и выпишите из текста этой сказки свои примеры с междометиями.
Задания по тексту
Слайд 38
Спишите, вставляя буквы и раскрывая скобки. Выделите знаками препинания реплики диалога и слова автора. Подчеркните междометия и звукоподражательные слова .
Утро
Первым проснулся трос .. ник. Огл .. делся и покачал головой:
Спит речка.
Проснулась у берега ива. Вздрогнула от утре .. его свеж .. го ветерка, уронила росинку.
Ах! вскрикнула росинка и упала на спину стрекозы.
Кто меня беспокоит сердито спросила стрекоза.
Ой! испугалась росинка и упала на колокольчик.
Дзинь (дзинь) (дзинь) ... зазвенел колокольчик и разбудил ромашку ...
Ромашка толкнула (не) забудку. И - зазвенел весь луг.
Трак (так) (тaк) ! выстрелил за селом трактор. Захлопал крыльями петух, закричал испуга .. о:
Кукареку! Вставайте! Проспали! Кукареку!
Вот видишь, кругом все проснулись. Просыпайся, речка, зашуршал тростник ...
А я (не) сплю. Я слушаю, как просыпается все вокруг.
(По В. Бирюкову)
Слайд 39
Фоторобот.
Междометие.
Междометие – часть речи, которая выражает _________ , но не называет их. Междометия могут выражать ___________ . Примеры междометий _____ . Междометия не отвечает на ______ , не обозначает _____ , не является ___ . На письме выделяются ____________________________ .
Слайд 40
Развитие речи Представьте, что вы побывали в сказочном лесу. Опишите свои впечатления, используя междометия
Слайд 41
по выбору:
Упражнение 369. Заблудился!
Придумать рекламу междометия.
Домашнее задание.
Слайд 42
Рефлексия.
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я понял, что…
5. теперь я могу…
6. я научился…
7. я смог…
8. я попробую…
9. урок дал мне для жизни…
10. мне захотелось…