Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Звукоподражательные слова
Слайд 2
Междометиями не являются звукоподражательные слова!
МЯУ
Ж-Ж-Ж
МУ
КВА-КВА
БЕ-е-е
Слайд 3
Звукоподражательные слова - это слова, передающие различные звуки живой и неживой природы
Хи-хи-хи,
ха-ха-ха!
Мур – мур!
тик-так
Чик – чирик!
Слайд 4
Звукоподражательные слова
1. Это неизменяемые слова. 2. Они не выражают эмоций, чувств и побуждений. 3. Состоят из одного слога (бе и т.д.) или повторяющихся, которые пишутся через дефис (ква – ква и т. д.). 4. Служат для образования новых слов: мяуканье, мяукать, кваканье, квакать и т.д.
5. Звукоподражательные слова выступают в роли различных членов предложения.
Слайд 5
374. Прочитайте стихотворение «Весёлый старичок» Д.Хармса.
Жил на свете стаpичок
Маленького pоста,
И смеялся стаpичок
Чpезвычайно пpосто: "Ха-ха-ха Да ха-ха-ха, Хи-хи-хи Да бyх-бyх! Бy-бy-бy Да бе-бе-бе, Динь-динь-динь Да тpюх-тpюх!" Раз, yвидя паyка, Стpашно испyгался. Hо, схватившись за бока, Гpомко pассмеялся: "Хи-хи-хи
Да ха-ха-ха, Хо-хо-хо
Да гyль-гyль! Ги-ги-ги Да га-га-га, Го-го-го Да бyль-бyль!" А yвидя стpекозy, Стpашно pассеpдился, Hо от смеха на тpавy Так и повалился: "Гы-гы-гы Да гy-гy-гy, Го-го-го Да бах-бах! Ой, pебята не могy! Ой, pебята, Ах-ах!"
Слайд 6
Задания по тексту.
2. Было ли вам весело читать это стихотворение? Почему?
3. Определите, какие звуки передают звукоподражательные слова. Только ли смех весёлого старичка?
4. Какие слова-междометия вам встретились? Объясните пунктуацию в предложениях с ними.
Слайд 7
Сочинение-миниатюра. Утро в селе.
Задание: написать сочинение – миниатюру с использованием звукоподражательных слов и междометий.
Слайд 8
373. Распределите и запишите предложения по группам со звукоподражательными словами
Звукоподражательные слова, которые относятся Звукоподражательные слова, которые относятся Звукоподражательные слова, которые относятся
к людям к животным к неживым предметам
Но бестолковая кукушка, самолюбивая болтушка, одно «куку» своё твердит. 2) А девица –
хи-хи-хи да ха-ха-ха! 3) «Шш! ш, ш! – зашипела бабушка, - услыхал бы он!» 4) «Трах! тах, тах!
тах!» – явственно отчеканивал гром, катился по небу, спотыкался и где-нибудь у передних
возов или далеко сзади сваливался со злобным, отрывистым – «трра!» 5) Говорит с тобою, а
сам: кхе-кхе… и слёзы на глазах. 6) Брюки на крюк, блузу на гвоздик, мыло в руку и… бултых!
7) «Бух! Бух!»- яснее доносились орудия. «Та-та-та», - постукивало из едва видимой торфяной
равнины. 8) Ёж тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук-тук-тук. 9) «Свись-свись!» –
цыплята в огороде. «Квох-квох!» – отвечает им курица. 10) Волшебному самому понравилась
эта штука, и он засмеялся: - Гы-гы-гы… 11) В стынущей тишине слышны потрескивание
деревьев и негромкие, с лёгкой грустинкой голоса переговаривающихся между собой снегирей:
«Фи-ит, фи-ит, фи-ит». 12) Так-так, так-так! – торопливо стучали над головой ходики.
13) – Батюшки! – изумился тонкий. – Миша! Друг детства!
Слайд 9
Звукоподражательные слова, которые относятся Звукоподражательные слова, которые относятся Звукоподражательные слова, которые относятся
к людям к животным к неживым предметам
2, 3, 5, 6, 10, 13 1, 8, 9, 11, 4, 7, 12,
Проверяем!
Слайд 10
Раскройте скобки и запишите в три группы звукоподражательные междометия, передающие звучания, которые сопровождают действия, производимые 1) человеком; 2) животными; 3) предметом. Какое слово вы не выписали? Почему?
Кхе(кхе), кря(кря), ха(ха), дзинь(дзинь) , хи ( хи), уа (уа), карр(карр), из(за), тра(та, та), мяу(мяу), гав(гав), чих(чих), цып(цып), кур(кур).
Из-за (предлог)
Слайд 11
Звукоподражательные междометия Звукоподражательные междометия Звукоподражательные междометия
характерные для человека издаваемые животными издаваемые предметами
кхе-кхе, ха-ха, хи - хи, уа -уа, чих-чих, кря-кря, карр-карр, мяу-мяу, гав-гав, кур-кур. дзинь-дзинь, тра-та –та.
Проверяем!
Слайд 12
Расставьте знаки препинания при звукоподражательных словах
1.-Кар(кар)Здравствуй
2.-Кур Кур Мы видели Кая. Белая кураци несла на спине его санки…Кур Кур
3.-Ги ги Попался бычок, на верёвочку
4.-Право руля! Дилинь дилинь дилинь! Чш чш чш!
5.-Шт шт шт - подражал он шипенью водомерного крана
6.Они шептали друг другу Тсс
7.Ха ха ха! В тот или в этот?
8. «Кра кра кра !- неслось сверху
9 .Он начал палить вверх: « Бах Бах Бах
10.Кар кар! Моя невеста шлёт тебе тысячу поклонов
Слайд 13
1.-Кар-кар!Здравствуй!
2.-Кур! Кур! Мы видели Кая. Белая курица несла на спине его санки…Кур ! Кур!
3.-Ги -ги ! Попался бычок, на верёвочку!
4.-Право руля! Дилинь - дилинь -- дилинь! Чш –чш- чш!
5.-Шт !шт ! шт ! - подражал он шипенью водомерного крана
6.Они шептали друг другу «Тсс!»
7.Ха- ха -ха! В тот или в этот?
8. «Кра- кра - кра !- неслось сверху
9 .Он начал палить вверх: « Бах! Бах! Бах!»
10.Кар кар! Моя невеста шлёт тебе тысячу поклонов
Проверь себя!
Слайд 14
Звукоподражательные слова могут быть разными членами предложения
Бокал сказал «дзинь!» и разбился.
А щука бух в воду!
Ночью на болоте слышно только лягушачье ква – ква.
Ритмичное тик-так действовало на всех успокаивающе.
Малыши играли в ку-ку.
Тут я его хлоп.
Дождь бил по крышам: бам, бам.
- - - - - - -
- - - - - - -
Слайд 15
Составьте нераспространённые предложения, образовав от междометий и звукоподражаний глаголы:
Мяу-мяу, хрю-хрю, хи-хи-хи,
тик-так, ква-ква, кря-кря, гав-гав, ау, кар-кар, топ-топ
Слайд 16
Вставьте нужные междометия
Примеры Значение междометий
. . . ,я не смогу присутствовать на этой игре. Огорчение, разочарование
. . . ! Какая красота кругом! Восхищение
« . . . , противный мальчишка!»-проворчал дядя. Досада
Кошки замяукали: «. . .!» Звукоподражание
Слайд 17
1. Тьфу! 2. Ква-ква. 3. Брысь! 4. Динь-динь. 5. Курлы-курлы. 6. Всего хорошего. 7. Тс… 8. Чух-чух. 9. Кар-кар. 10. Кря-кря. 11. Ай-ай!
ТЕСТ Найдите звукоподражательные слова:
Слайд 18
1) Тьфу!
2) Ква-ква.
3) Брысь!
4) Динь-динь.
5) Курлы-курлы.
6) Всего хорошего!
7) Тс…
8) Чух-чух.
9) Кар-кар.
10) Кря-кря.
11) Ай-ай!
Проверьте себя!
Слайд 19
Междометие - ___________________ часть речи, которая выражает __________________, но не называет их. Междометия могут выражать ___________________________________.
Примеры междометий: __________________________________ .
Междометие не отвечает на ______________, не обозначает ______________________, не является ______________________, хотя в некоторых случаях может переходить _______________________.
Этикетными называются междометия, которые ________________________. Активно междометия употребляются в ______________________ речи. На письме выделяются _____________________.
К междометиям примыкают ______________________ слова. Например: _________ .
Междометие – это очень ____________________ часть речи.
Рефлексия.
Слайд 20
Домашнее задание
Для всех:
- подготовить устный рассказ о междометии, используя учебник с.186-187.
На выбор:
- упр. 420, составить диалог, включив в него междометия;
- сочинение-миниатюра на лингвистическую тему «Ах, как любят междометие остальные части речи».