Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Какой должна быть правда?
11 класс
Какой должна быть правда?
(11 класс)
Слайд 2
Мудрая притча о правде.
Слайд 3
«ПРАВДА» И «ИСТИНА» (языковая концептуализация мира и тематическое своеобразие русской философии)
Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология.» – 2006. – № 1 (4) стр.173-209
© С. А. Лишаев
Правда – ы, ж.
1. То, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей. Сказать правду. Услышать правду о случившемся. Правда глаза колет (посл.).
2. Справедливость, честность, правое дело. Искать правды. Стоять за правду. П. на твоей стороне. Счастье хорошо, а п. лучше (посл.).
3. То же, что правота (разг.). Твоя правда (ты прав). Бог правду видит, да не скоро скажет (посл.).
4. Вводн. сл. Утверждение истинности, верно, в самом деле. Я, п., не знал этого.
5. Союз. Хотя и, следует признать, что (разг.). Погуляли хорошо, п. устали.
6. частица. Выражает утверждение, уверенное подтверждение. Я правда уезжаю. Говорят, ты женишься? – П. <…> (из словарей Ожегова, Шведова)
Слайд 4
Концепт правда несет в себе, помимо гносеологической оценки высказывания (соответствует ли высказывание тому, что есть), еще и его оценку как искреннего, откровенного. Характеризуя высказывание как «правдивое», тем самым обращают внимание на откровенность и искренность говорящего. Правду высказывают (выслушивают), правды допытываются, дознаются, правду не понимают, а знают. Правда замкнута на субъекте речи. Одним словом, правда в значении истинного суждения – это знание, предполагающее не преодоление незнания или заблуждения, а победу над нежеланием знать (открыть) правду, над волей к ее незнанию или сокрытию.
И правда, и истина говорят о чем–то, что есть в действительности, но при этом правда дает не только знание того, о чём идет речь, но еще и характеристику того, кто «держит слово». Говорящий правду – это человек, откровенно говорящий о том, что знает. Он честен, откровенен, правдив. В «правде» содержится оценка говорящего, а не только оценка истинности или ложности высказывания
Слайд 5
Формулировка проблемной тема
У каждого своя правда. И вряд ли кто-то сможет с этим поспорить.
Своя правда … Это какая ???
Можно ли поспорить с этим утверждением?
Какой должна быть правда?
Слайд 6
Какой должна быть правда?
11 класс
Работа по группам с текстовым материалом
1 группа. Правда Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума»
2 группа. Правда Луки в пьесе М.Горького «На дне»
3 группа. Правда Стародума в комедии Фонвизина «Недоросль»
4 группа. Правда Крыжнёва в повести М.Шолохова «Судьба человека»
ЗАДАНИЕ.
Какой предстаёт перед вами правда?
Как она преподносится окружающим?
Каковы её последствия, результаты?
Каким предстаёт перед вами носитель правды?
Представьте результаты своей работы в виде схемы.
Слайд 7
Представление работы каждой группы в виде схемы.
Выставка схем.
Сравнение схем.
Выявление противоречий.
Формулировка новой проблемной темы.
Последующие этапы работы
Слайд 8
Проблема.
А какой должна быть правда в твоём понимании?
Слайд 9
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
Учащиеся рассуждают о том, какая правда им ближе, или же предлагают свой вариант правды. Учитель вместе с учащимися должен выйти к морально-нравственному пониманию правды как
нормативно-ценностному концепту.
Слайд 10
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ