Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Формула успеха … + … + … = УСПЕХ
СТАРАНИЕ
РАЗГОВОРЫ
ВНИМАНИЕ
ЛЕНЬ
СООРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
Слайд 2
Всему название дано-
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным- полно,
А безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз,-
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас,-
Означено словами.
Имя существительное
Слайд 3
На каком этаже живёт имя существительное?
Что изучает морфология?
Слайд 4
Тест «Что мы знаем об именах существительных».
1.Нужно заключить в кавычки собственное наименование:
а) село Бородино; б) битва Бородинская; в) стихотворение Бородино
2) Является одушевленным существительное:
а) мороз; б) кукла; в) дерево
3) К женскому роду относится существительное:
а) мозоль б) рояль в) тюль
4) Правильно употреблено прилагательное в словосочетании:
а) вкусный яблоко б) хороший шампунь в) золотая семечко
5) Пишется мягкий знак после шипящих на конце существительного: а) грач..? б) много луж…? в) рож..?
Слайд 5
Проверка теста по эталону
1. в) стихотворение «Бородино»
2. б) кукла;
3. а) мозоль
б) хороший шампунь
в) рожь
Поставьте себе оценку:
Правильных ответов: 5 - «5», 4 – «4»; 3 - «3»
Слайд 6
Определяем проблему урока
О ком идёт речь – о мальчике или о девочке?
«Ну и копуша же ты!» – не выдержал отец.
Сделайте это понятным.
«Ну и копуша же ты, Маша!» – не выдержал отец.
«Ну и копуша же ты, Миша!» – не выдержал отец.
Проверьте себя
Слайд 7
Слова, которые можно отнести
к лицам разного пола
Сформулируйте тему урока.
Какое противоречие вы заметили?
К какому роду вы бы его отнесли?
жен.? / муж.?
копуша
Какое слово можно употребить применительно и к лицу женского пола, и к лицу мужского пола?
Слайд 8
Имена существительные общего рода.
1. Какие существительные называют лиц как женского, так и мужского пола? Что они выражают?
2. Правильно употреблять их в речи. Зачем нужно уметь определять род имён существительных?
Слайд 9
Решаем проблему, открываем новые знания
Поработайте в парах.
Прочитайте текст и задания к упр. 176.
Сделайте вывод о форме и значении слов дурачина, простофиля, невежа …
Это имена существительные,
в форме И.п. ед.ч. с окончанием -а, -я
характеризующие человека
независимо от пола лица.
Прочитайте информацию на стр. 121 и назовите род этих слов. Почему вы так решили?
Дурачина, простофиля, невежа – сущ. муж.рода
Слайд 10
Правильный ответ
какой?
х
«Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!»
Существительные дурачина и простофиля мужского рода, т. к. обозначают лицо мужского пола, потому что согласуются с прилагательным (прямой) и глаголом (выпросил_) в МУЖСКОМ РОДЕ, ЕД.Ч., И.п.
Слайд 11
Подумаем над окончанием 1) прилагательных и 2) глаголов прошедшего времени единственного числа:
м.р. м.р.
Миша – больш забияка.
ж.р. ж.р.
Марина – удивительн забияка.
м.р. м.р.
Левша Коля рисовал_ красиво.
ж.р. ж.р.
Левша Маша рисовал_ красиво.
ОЙ
АЯ
А
Слайд 12
Зачем нужно уметь правильно определять род существительных?
1. Род существительных нужно уметь определять, чтобы правильно сочетать в предложении
а) с прилагательными, местоимениями, числительными,
б) с глаголами в прошедшем времени в единственном числе.
Слайд 13
Определите слово общего рода по лексическому значению и запишите его:
1. Человек, которому не сидится на месте.
2. Недоучившийся, мало знающий человек.
3. Неуклюжий, неловкий человек.
4. Неаккуратный человек.
Что объединяет все записанные вами слова?
непоседа
недоучка
недотёпа
неряха
Это существительные общего рода с окончанием -а.
Они характеризуют человека (часто отрицательно),
пишутся с не слитно.
Слайд 14
Невежи и невежды
Вспомните, что они обозначают? Составьте предложения, чтобы в одном они означали лиц мужского пола, а в другом – женского.
Невежа –
грубый, невоспитанный человек
Невежда – малообразованный человек
Что общего у этих слов?
Это существительные общего рода.
Раньше эти слова имели одно значение. Они были
однокоренными со словом ведать (знать). В современном
русском языке значения этих слов разошлись.
Проверьте себя
Слайд 15
Пример:
Маленькая невежа Катя не слушалась маму. (ж.р.)
Большой невежа Коля разбил_ стекло. (м.р.)
Слайд 16
Проверьте себя
Носок, мозоль, забияка, вестибюль, тюль, растяпа, фамилия, рояль, мышь, непоседа, врач, стража, умник, умница.
Саморефлексия
Определите род имён существительных, запишите слова, разбив их на столбики: муж.р. жен.р. общий род
мужской род женский род общий род
носок мозоль забияка
вестибюль фамилия растяпа
тюль мышь непоседа
рояль стража умница
врач
умник
Слайд 17
- Какая она, эта страничка? Сложная или нет?______
- Понятна ли? __________________________
- Чему научила эта страничка? ______________
- Что осталось непонятным? __________________
- Захотелось ли читать эту книгу дальше?
- Для чего нужно определять род существительных ?
Слайд 18
Домашнее задание
Упражнение № 178
угадайте слова общего рода по толкованию, составьте с тремя словами общего рода по два предложения, в одном - мужского рода, в другом – женского. 2. Найдите в художественных произведениях строчки, где есть существительные общего рода.
ВСЕМ СПАСИБО ЗА УРОК!
МОЛОДЦЫ!
Слайд 19
Разгадайте загадку и найдите в ней спрятанное существительное общего рода.
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки – ни одной.
?
Слайд 20
ИГРА «Кто быстрее?»
Назовите одним словом – существительным общего рода.
Драчун, зачинщик ссор и драк.
Тот, кто любит сладости.
Кто владеет левой рукой лучше, чем правой?
Тот, кто назойливо выпрашивает что-нибудь?
Кто любит болтать вздор, пустяки?
Безобидный, тихий человек.
Грубый, невоспитанный человек.
Неаккуратный человек.
Ненасытный, прожорливый человек.
Праздный, глазеющий от скуки по сторонам.