Презентация - Готовимся к сочинению ЕГЭ по проблеме «Честь» (задание 25 по тексту Д. Гранина)

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Готовимся к сочинению ЕГЭ по проблеме «Честь» (задание 25 по тексту Д. Гранина)
Распечатать
  • Уникальность: 94%
  • Слайдов: 16
  • Просмотров: 5122
  • Скачиваний: 2274
  • Размер: 2.77 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Готовимся к сочинению ЕГЭ по проблеме «Честь» (задание 25 по тексту Д. Гранина), слайд 1
Готовимся к сочинению ЕГЭ по проблеме «Честь» (задание 25) (по тексту Д.Гранина)
Автор работы : учитель русского языка и литературы МАОУ „Володарская СОШ“ Садчикова Ю.Н.

Слайд 2

Готовимся к сочинению ЕГЭ по проблеме «Честь» (задание 25 по тексту Д. Гранина), слайд 2
Задание 25 - задание открытого типа с развёрнутым ответом - это сочинение-рассуждение на основе предложенного текста. Формулировка задания Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читательский или жизненный опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения - не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 3

Готовимся к сочинению ЕГЭ по проблеме «Честь» (задание 25 по тексту Д. Гранина), слайд 3
Комментарий к заданию 25 (сочинение-рассуждение) Задание 25 проверяет сформированносгь у учащихся отдельных коммуникативных умений и навыков: анализировать содержание и проблематику прочитанного текста; комментировать проблемы исходного текста, позицию автора; выражать и аргументировать собственное мнение; последовательно и логично излагать мысли; использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка; практическую грамотность - навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами СРЛЯ. Таким образом, эта часть экзаменационной работы проверяет состояние практических речевых умений и навыков и даст представление о том, владеют ли выпускники школы монологической речью, умеют ли аргументировано и грамотно излагать свою точку зрения.

Слайд 4

Готовимся к сочинению ЕГЭ по проблеме «Честь» (задание 25 по тексту Д. Гранина), слайд 4
(1)Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче не применимо - не те условия. (2)Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений? (3)Другие считают: честь сегодня заменена более высоким понятием - принципиальность. (4)Вместо человека чести человек принципов... (5)Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство? (6)Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь? (7)Мне вспоминается случай, связанный с именем А.П. Чехова. (8)В 1902 году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почётные академики. (9)В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков. (10)Для Чехова это был акт не только общественный, но и личный. (11)Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его. (12)А теперь, когда Академия наук известила, что выборы недействительны, выходит, что он, Чехов, как академик, признаёт это.

Слайд 5

Готовимся к сочинению ЕГЭ по проблеме «Честь» (задание 25 по тексту Д. Гранина), слайд 5
(13)«Я поздравлял сердечно, и я же признаю выборы недействительными - такое противоречие не укладывается в моём сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, - писал он в Академию наук. - И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению... о сложении с меня звания почётного академика». (14)А ведь так сложились обстоятельства, вроде независимые от Чехова, и он мог бы найти для себя оправдание. (15)Убеждения, конечно, вещь необходимая. (16)Но есть такое более простое, конкретное понятие, как слово, данное человеком. (17)Оно не подтверждено никаким документом, справкой. (18)Просто слово. (19)Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека. (20)Да мало ли ещё что. (21)Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привёз. (22)Сделает через месяц, примет через два дня, и за это спасибо. (23)Бывает, что и в самом деле ничего страшного, никакой катастрофы, если исключить одно обстоятельство - слово, дано было слово. (По Д. Гранину)

Слайд 6

Готовимся к сочинению ЕГЭ по проблеме «Честь» (задание 25 по тексту Д. Гранина), слайд 6
Информация о тексте Основные проблемы: 1) проблема сохранения в современном мире понятия «честь» (что означает слово «честь» для современного человека? Устарело ли это понятие?); 2) проблема верности своему слову (как соотносятся верность своему слову и чувство чести?). Авторская позиция: 1) чувство чести - это чувство собственного достоин- позиция: ства, оно не может устареть: это нравственный стержень человека; для человека порядочного важно быть честным прежде всего перед самим собой, хранить верность своему слову, в этом проявляется его чувство чести.

Слайд 7

Готовимся к сочинению ЕГЭ по проблеме «Честь» (задание 25 по тексту Д. Гранина), слайд 7
Понятие чести в литературе «Настоящая честь — это решение делать при всех обстоятельствах то, что полезно большинству людей», - говорил Б. Франклин, политический деятель, дипломат, живший еще в 18 веке. Д. С. Лихачёв В «Письмах о добром и прекрасном» писал: «Честь, порядочность, совесть – это качества, которыми дорожить нужно». Каждому из нас необходимо запомнить эти слова известного ученого. В романе М. Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» тема чести раскрывается через противопоставление Грушницкого и Печорина. Оба героя - типичные представители дворянства того времени. У каждого из них своеобразные понятия о дворянской и офицерской чести, каждый ее воспринимает и трактует по-своему. Тема чести – одна из основных в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка». На эту тему указывает эпиграф произведения: «Береги честь смолоду».

Слайд 8

Готовимся к сочинению ЕГЭ по проблеме «Честь» (задание 25 по тексту Д. Гранина), слайд 8
Высказывания и афоризмы о чести Честь — это бриллиант на руке добродетели. Вольтер Честь дороже жизни. Шиллер Ф. Настоящая честь — это решение делать при всех обстоятельствах то, что полезно большинству людей. Франклин Б. Моя честь — это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь — и моей жизни придет конец. Шекспир У. Перед разумом, перед Богом «честь» человека мерится другой мерой, чем на римском форуме. Фейхтвангер Л. Ни тщеславием, ни красотой одежд или коней, ни украшением не добывай чести, но мужеством и мудростью. Теофраст Я всякую беду согласен перенесть, Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь. Корнель Пьер

Слайд 9

Готовимся к сочинению ЕГЭ по проблеме «Честь» (задание 25 по тексту Д. Гранина), слайд 9
Проблема защиты чести, достоинства в произведениях русской литературы: Судьба А.С. Пушкина, его дуэль с Дантесом, защита чести, доброго имени своей семьи. А.С. Пушкин – повесть «Капитанская дочка». М.Ю. Лермонтов – «Песня про купца Калашникова». М.Ю.Лермонтов – роман «Герой нашего времени». М.А.Шолохов – рассказ «Судьба человека». Л.Н.Толстой – роман-эпопея «Война и мир». А.И. Пантелеев – рассказ «Честное слово».

Слайд 10

Готовимся к сочинению ЕГЭ по проблеме «Честь» (задание 25 по тексту Д. Гранина), слайд 10
Работа над сочинением I. Вступление: Может ли устареть понятие чести? Важно ли всегда исполнять данное слово, обещание? Над такими вопросами задумывается Д.А. Гранин в своем тексте. «Чувство чести, чувство собственного достоинства» – это, как выразился Гранин, «сугубо личное нравственное чувство», отличает благородного в своих поступках человека. Это понятие в наше время имеет то же значение, что вкладывалось в него с самых древних времен, – оно характеризует степень надёжности данного человеком слова и его верность своим принципам.

Слайд 11

Готовимся к сочинению ЕГЭ по проблеме «Честь» (задание 25 по тексту Д. Гранина), слайд 11
II. Основная часть 1. Авторская позиция: Автор убеждён в том, что понятие чести не может устареть и не может быть заменено никаким другим понятием. Как аргумент, подтверждающий его позицию, он приводит эпизод из биографии А.П. Чехова. Отстаивая честь своего друга, Максима Горького, которого Академия наук несправедливо, по мнению Антона Павловича, лишила только что выданного звания почётного академика, он сложил с себя собственное звание. Он мог бы этого и не делать, но примирить свою совесть с таким противоречием он не мог.

Слайд 12

Готовимся к сочинению ЕГЭ по проблеме «Честь» (задание 25 по тексту Д. Гранина), слайд 12
2. Собственная позция: Я согласна с позицией автора, поскольку считаю, что чувство чести, собственного достоинства, – это то чувство, которое существовало во все времена и всегда имело большое значение для нравственного становления человека.

Слайд 13

Готовимся к сочинению ЕГЭ по проблеме «Честь» (задание 25 по тексту Д. Гранина), слайд 13
3. Аргумент 1 Ярким примером проявления чести и высоких нравственных принципов является герой романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Андрей Болконский. Будучи сыном богатого, знатного и уважаемого светом вельможи, он получил прекрасное воспитание и образование. Болконский умен, смел, глубоко порядочен, безукоризненно честен и горд. Его гордость обусловлена не только воспитанием, социальным положением, но является также его отличительной «родовой» чертой. Его обострённое чувство собственного достоинства обнаруживается в столкновении со штабными офицерами, глумившимися над австрийским генералом Маком из-за поражения, которое потерпела его армия. Защищая Мака, Болконский резко противопоставляет служение общему делу и сугубо личные интересы («или служим, или лакеи»).

Слайд 14

Готовимся к сочинению ЕГЭ по проблеме «Честь» (задание 25 по тексту Д. Гранина), слайд 14
3. Аргумент 2 Совсем иное проявление чести мы встречаем в рассказе А.И. Пантелеева «Честное слово». Маленький мальчик дал честное слово своим товарищам по игре стоять в качестве часового, пока его не сменят, и продолжал стоять на часах даже тогда, когда уже понял, что смена не придёт. Но сила его слова была так велика, что он не мог уйти со своего поста. Невольный свидетель его поступка, рассказчик, вынужден был пригласить военного офицера, единственного человека, который, по мнению мальчика, был в праве снять его с поста и освободить от данного им слова. Вот так, по мнению Пантелеева, проявляются самые лучшие человеческие качества: честность, храбрость, достоинство – не только в исключительных обстоятельствах, но и в самой обычной, будничной обстановке.

Слайд 15

Готовимся к сочинению ЕГЭ по проблеме «Честь» (задание 25 по тексту Д. Гранина), слайд 15
III. Вывод: Тема чести – важная тема в русской литературе. По мнению русских писателей, честь – одно из главных качеств человеческой личности. В своих произведениях они решали вопросы: что есть истинная честь и что есть мнимая, на что можно пойти ради защиты человеческой чести, возможна ли бесчестная жизнь и так далее. Приведённые выше примеры проявления чести у таких разных людей и в такие разные эпохи подтверждают мысль Д.А. Гранина о том, что это понятие не устаревает и не изменяется со временем.

Слайд 16

Готовимся к сочинению ЕГЭ по проблеме «Честь» (задание 25 по тексту Д. Гранина), слайд 16
Источники: http://mqm.com/data_images/56a4e259ec0b3.jpg http://mirbelogorya.ru/images/stories/news/2014/06/%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%BA%D0%B0.jpg http://www.litra.ru/composition/get/coid/00595461354534451612 http://kashctan.blogspot.ru/2015/05/blog-post.html http://www.wisdoms.ru/190.html http://shporiforall.ru/shpory/otechestvennajaj-lit/tema-chesti-v-proizvedeniyax-otechestvennoj-klassiki-xix-veka.html Амелина Е. В. Пишем сочинение на ЕГЭ (часть С) И.П. Цыбулько Отличник ЕГЭ Русский язык
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.