Презентация - Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ

Нажмите для просмотра
Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ
Распечатать
  • Последний IP: 5.255.231.177
  • Уникальность: 89%
  • Слайдов: 89
  • Просмотров: 3889
  • Скачиваний: 2139
  • Размер: 22.33 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt и pptx
В закладки
Оцени!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ, слайд 1
Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С
ОГЭ ЕГЭ

Слайд 2

Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ, слайд 2
Художественный текст
Художественный текст служит планом выражения образного строя произведения. Образ «всегда является эстетически организованным структурным элементом... Этим определяются и формы его словесного построения, и принципы его композиционного развития... Образы могут сочетаться в последовательно развертываемую цепь, могут соотноситься один с другим... могут включать в себя друг друга...». Это композиционное развитие должно постоянно быть в центре внимания исследователя. Художественный текст создает определенную модель пространственно-временных отношений, порождает тот или иной образ времени и пространства. Одним из важнейших этапов анализа текста, должен быть анализ его пространственно-временной организации. Художественный текст как часть культуры всегда связан с другими текстами, которые преобразуются или частично используются в нем, служат для выражения его смыслов. Обращение к филологическому анализу текста связано и с рассмотрением межтекстовых связей. Анализ художественного текста немыслим без внимания к его структуре, без учета наиболее ярких сигналов авторской позиции (семантики заглавия, ключевых слов текста и т.д.)

Слайд 3

Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ, слайд 3
Текст как «структура словесных форм в их эстетической организованности».
«Творчество писателя, его авторская личность, его герои, темы, идеи и образы воплощены в его языке и только в нем и через него могут быть постигнуты». Виноградов В.В. Читатель должен воспринять намерения автора, проявить творческую активность, чтобы понять проблематику, композицию, систему образов, последовательность и особенность сочетаемости языковых средств разных уровней.

Слайд 4

Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ, слайд 4
Содержание и форма произведения
«Произведение искусства есть явление не природное, а это значит, что в основе его лежит духовное начало, которое, чтобы существовать и восприниматься, непременно должно обрести некоторое материальное воплощение, способ существования в системе материальных знаков. Отсюда естественность определения границ формы и содержания в произведении: духовное начало – это содержание, а его материальное воплощение – форма» Есин А.Б. Содержание – это размышления писателя о мире, а форма – система средств и приемов, в которой эти размышления находит свое воплощение. Для точного и полного понимания содержания произведения необходимо внимательно анализировать его форму, т.к. все элементы речевой формы художественного произведения являются средством воплощения образов, в которых и отражается действительность в искусстве.

Слайд 5

Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ, слайд 5
Художественный текст как сложная система
«Понимание есть повторение процесса творчества в изменённом порядке». А.А.Потебня

Слайд 6

Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ, слайд 6
Лингвистический анализ
Это определение «тончайших смысловых нюансов отдельных выразительных элементов русского языка», «разыскание значений: слов, оборотов, ударений, ритмов и тому подобных языковых элементов», «создание... инвентаря выразительных средств русского литературного языка». Л.В. Щерба Лингвистический анализ предполагает комментирование различных языковых единиц, образующих текст, рассмотрение особенностей их функционирования с учетом системных связей.

Слайд 7

Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ, слайд 7
Литературоведческий анализ
Это анализ идейно-эстетического содержания текста, рассмотрение проблематики, жанровой специфики, системы образов литературного произведения и др.

Слайд 8

Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ, слайд 8
Текст как объект филологического анализа
Цель лингвистического анализа текста — «показ тех средств, посредством которых выражается идейное и связанное с ним эмоциональное содержание произведения» (Л.В. Щерба). Цель литературоведческого анализа — выявление содержания художественного текста как произведения искусства. Цель филологического анализа — показать через взаимную обусловленность формы и содержания текста его смысл. Филологический анализ текста – это неотъемлемая часть общей работы по совершенствованию лингвистических и литературоведческих знаний, развитию речи и мышления учащихся.

Слайд 9

Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ, слайд 9
Интегрированный урок русского языка и литературы

Основное внимание должно быть сосредоточено на особенностях функционирования единиц языка разных уровней в художественном тексте, рассмотрении их изобразительных возможностей с целью формирования у учащихся представления об эстетической функции русского языка, богатстве и гибкости его системы, роли средств словесного выражения в создании художественных образов, содержании и форме текста как едином целом, характерных чертах стиля художника слова или отдельного произведения.
В центре внимания должен быть текст не только как дидактическое средство, но и как объект рассмотрения.

Слайд 10

Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ, слайд 10
Задачи учителя
Р Л СТ

Слайд 11

Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ, слайд 11
Этапы работы с текстом. Этап 1
На первом этапе после первого прочтения текста осуществляется определение эмоционального впечатления, которое он произвел, восприятие того или иного образа, авторской трактовки вопроса и т.п., затем это первое впечатление будет конкретизироваться, обосновываться в ходе дальнейшего анализа.

Слайд 12

Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ, слайд 12
Этапы работы с текстом. Этап 2
1) определить сильные позиции текста (анализ текстовых знаков: заглавия, имеющихся метатекстовых знаков), затем - ключевые знаки, на основании чего - определяется тема и идея текста, - выявляется конфликт, - делается вывод об образной системе текста; 2) выявить особенность структуры текста, соотнести их с содержанием, выраженным с  помощью ключевых текстовых знаков и определить особенности композиции. 3) провести анализ изобразительно-выразительных средств на всех уровнях языковой системы (лингвистический анализ), делая предварительные замечания об их месте и роли в художественном тексте: выяснить лексические, грамматические и др. особенности текста.

Слайд 13

Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ, слайд 13
«Анализ текста имеет циклический характер... Мы постоянно переходим от формы к содержанию и обратно, отдавая на первых порах предпочтение форме». (Лукин В.А.) Наблюдения над формой и ее анализ дают возможность сделать содержательные выводы, которые вновь проверяются рассмотрением языковых средств и образной системы текста. Предлагаемый подход к филологическому анализу художественного текста определяет его «челночный» (Л.Ю. Максимов) характер — постоянные переходы от содержания к форме и обратно.

Слайд 14

Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ, слайд 14
Текст

Слайд 15

Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ, слайд 15
(1)Михаилу не спалось, и он вышел из дома в ночной сад, чтобы немного проветрить голову. (2)Последние поездки в Аксеновку выходили сплошь по печальным поводам. (3)Сначала ушли друг за другом бабушка, дед и мама, а пару лет назад не стало и отца. (4)Вернуться в этот раз его заставила необходимость распорядиться оставленным хозяйством. (5)Только как продать дом, в небе над которым светят с детства знакомые звезды? (6)Михаил поднял голову в перемигивающуюся синь, и вдруг ее знакомая бесконечность и щекочущий нос запах выспевших, налитых соком, никому уже не нужных яблок сжали горло так сильно, что он на секунду испугался, что не сможет дышать. (7)Он прокашлялся, опустился на землю, и вмиг воспоминания об одной такой же теплой ночи вернули его в далекое детство… (8) - Видишь во-о-он то скопление звезд рядом с Большой Медведицей? (9)Это созвездие Цефея… (10) Мишка повернулся на бок, и раскладушка под ним недовольно, как соседский пёс, заворчала. (11)Запрокинув голову, отец сидел рядом с ним на ковре из травы, чуть тронутой ночной росой, и указывал рукой куда-то над собой. (12)В детстве, когда Мишка гостил здесь у бабушки с дедушкой, он иногда тайком наедался ещё неспелых яблок из фамильного сада и до утра мучился животом. (13)В такие ночи отец выносил на поляну в самом центре знакомого огромного сада большую старую раскладушку, укладывал на нее сонного, согнувшегося пополам мальчика и старался, осторожно поглаживая по животу, успокоить боль и усыпить сына легендами о созвездиях. (14)Мишка глядел сквозь слипающиеся веки в ночное небо, и, казалось, оно, удостоверившись, что деревня на самом деле уснула, тоже позволяло себе устало прилечь на ее крыши. (15) Небо казалось близким, как купол большой палатки, которую они с отцом часто брали в походы по горам. (16)Оно было почти осязаемым и усыпанным звездами щедро, с избытком, совершенно нерасчетливо…
Шкатулка Бога

Слайд 16

Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ, слайд 16
(17) В их старом доме хранилась большая шкатулка с пуговицами. (18)Разномастная коллекция пополнялась издавна и была внушительной: взору открывшего шкатулку представала россыпь множества этих застежек разных цветов и диаметров. (19)Когда на чьей-нибудь одежде отрывалась пуговица, бабушка ловко выбирала нужную замену и пришивала ее на место пропажи. (20)Сколько бы раз Мишка ни прибегал, придерживая спадающие штаны или расходящуюся в стороны рубаху, набитую сорванными яблоками, в шкатулке, как по волшебству, находилось спасение для простой, припудренной теплой пылью деревенских тропинок Мишкиной одежды. (21) Разглядывая бесчисленные звезды в небе над Аксеновкой, мальчик в детстве думал, что весь видимый огромный мир – это шкатулка Бога.(22) И если где-то появляется новая деревня, то звезды для нее берутся именно отсюда, из этого беспорядочного скопища мерцающих золотых пуговиц. (23)Казалось, невозможно было представить себе человека, способного разобраться в этой небесной россыпи. (24) Поэтому когда рука отца уверенно рисовала перед ним очертания новых созвездий, Мишка следил за ним с восхищением. (25) - Давным-давно на Земле рос волшебный сад, в самом сердце которого высилось красивое дерево. (26)Его плоды могли дарить людям вечную жизнь. (27)Раз в тысячу лет хозяйка сада приглашала к себе богов и смертных людей, и однажды среди них оказался простой возничий одного из древних императоров… (28)Он попробовал плодов бессмертия и больше не смог возвратиться в свои родные места. (29)Но он не остался и в волшебном саду. (30)Вместе со своей колесницей он вознесся на небо, где боги превратили его в созвездие Цефея, а его колесницу – в созвездие Большой Медведицы. (31)И теперь люди видят их на небе… (32)На свежем воздухе Мишка быстро начинал засыпать, и, теряя нить рассказа, перебивал отца невпопад: (33) - Бать, а бать…(34) Скажи… кто пришивает звезды к небу? (35)Уже не расслышав ответа, Мишка засыпал, и отец, дождавшись, когда дыхание сына станет ровным и глубоким, уносил его в дом… (36)Михаил поднялся с земли, сорвал еще не успевшее отдать тепло, пахнущее солнцем яблоко, и, закрыв глаза, глубоко вдохнул его запах. (37)Вот если бы можно было открыть их и увидеть рядом отца, и проговорить с ним хоть одну ночь напролет…  (38)«Но он не остался в волшебном саду…, - медленно произнес вслух юноша. (39) - Вместе с колесницей он вознесся на небо, где боги превратили его в созвездие Батьки… (40)Когда-нибудь и моей пуговицей подлатают эту небесную рубаху…. (41)Ты только не промахнись, слышишь… (42)Мне во-о-он в то скопление звезд, рядом с Большой Медведицей…». (По Павловой О.)

Слайд 17

Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ, слайд 17
Роль заглавия текста
Гальперин И.Р.
Выготский Л.С.
Кожина Н.А.
Брудный А.А.

Слайд 18

Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ, слайд 18
Работаем с текстом
Определите, как связано название с темой, идеей, образами в рассказе. Каким образом соотносятся заглавие и содержание текста? Какое изобразительно- выразительное средство лежит в основе названия рассказа? Определите, как «развертывается» заглавие в тексте, какие художественные образы произведения связаны с ним.
Комментарий, авторская позиция

Слайд 19

Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ, слайд 19
Шкатулка Бога – звёздное небо: звёзды – пуговицы, которыми время от времени латают небесную рубаху; «И если где-то появляется новая деревня, то звезды для нее берутся именно отсюда, из этого беспорядочного скопища мерцающих золотых пуговиц».
Шкатулка Бога –человеческий мир: «разномастная коллекция» людей, у которых своё место, свой путь, своё предназначение; люди – пуговицы, где каждый на своём месте, как звёзды в созвездиях; «Когда-нибудь и моей пуговицей подлатают эту небесную рубаху…»
Метафоричность названия
философский смысл
Аналогия
Комментарий, авторская позиция

Слайд 20

Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ, слайд 20
Текстовые знаки
Метатекст - это такая часть текста, которая обладает свойствами связности и цельности. В художественном тексте метатекст выявляется на фоне целого, в котором он существует на правах сильной позиции.

Слайд 21

Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ, слайд 21
Функция метатекста в произведении
А. Попович, М. Р. Майенова : «Текст о тексте»; «авторское повествование об авторском повествовании». А. Вежбицкая «Метатекст в тексте»: «Двутекст, состоящий из высказывания о предмете и высказывания о самом высказывании…»; его функция заключается в том, чтобы прояснять «семантический узор» основного текста»; «высказывания о текущей речи в этой же речевой ситуации». Ю. М. Лотман: «Текст, обращенный не только к предмету, но и к авторскому слову о нем», в нём «объектом изображения становится само литературное изображение».

Слайд 22

Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ, слайд 22
Давным-давно на Земле рос волшебный сад, в самом сердце которого высилось красивое дерево. Его плоды могли дарить людям вечную жизнь. Раз в тысячу лет хозяйка сада приглашала к себе богов и некоторых смертных людей, и однажды среди них оказался простой возничий одного из древних императоров… Он попробовал плодов бессмертия и больше не смог возвратиться в свои родные места. Но он не остался и в волшебном саду. Вместе со своей колесницей он вознесся на небо, где боги превратили его в созвездие Цефея, а его колесницу – в созвездие Большой Медведицы. И теперь люди видят их на небе…
Легенда объединила частное с общим, (мифологическим), подчеркнув, что человек - органическая часть Вселенной
Комментируем проблему
Способ раскрытия авторской позиции

Слайд 23

Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ, слайд 23
Композиция рассказа
Композиция включает в себя «расстановку» персонажей (система образов); последовательность событий и поступков (композиция сюжета); особенности вставных рассказов и лирических отступлений (композиция внесюжетных элементов); использование стилистических приемов (речевая композиция); способы описания подробностей обстановки, переживаний, поведения (композиция деталей).

Слайд 24

Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ, слайд 24
Композиция - идея текста

Слайд 25

Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ, слайд 25
Композиционные приемы
повтор усиление противопо-ставление монтаж
Повтор – один из самых часто встречающихся приемов. Высшая степень его проявления в структуре текста – кольцевая композиция. В ней устанавливается перекличка между началом и концом произведения.
Усиление применимо в тех случаях, когда простого повтора недостаточно для художественной выразительности. Художественный эффект усиливается за счет использования однородных деталей и образов.

Слайд 26

Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ, слайд 26
Работаем с текстом
На какие композиционные части делится текст? Как его содержание согласуется с таким построением? Определите художественные образы и используемые автором изобразительные приемы, объединяющие первую и третью части рассказа. Какова роль второй части в создании образной системы рассказа? Как кольцевая композиция помогает понять авторский замысел?
комментарий, авторская позиция

Слайд 27

Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ, слайд 27
Трансформация образа героя
Начало текста Финал
Миша Михаил
фамильный сад деда волшебный сад из легенды: «но он не остался в волшебном саду»
«выспевшие, … никому уже не нужные яблоки» «пахнущие солнцем яблоки»
Знает о существовании Бога, однако «Кто пришивает звёзды к небу?» «Ты только не промахнись, слышишь?»
Почему?

Слайд 28

Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ, слайд 28
Лексико-грамматический строй рассказа
сад синь воспомина-ния сжали (горло) волшебный сад вышел
бабушка бесконечность детство испугался, не сможет дышать вечная жизнь поднял голову
дед скопление звёзд походы по горам прокашлял-ся плоды бессмер- тия опустился
мама Большая Медведица легенды о созвездиях глубоко вдохнул вознёсся на небо поднялся
отец боги деревен-ские тропинки медленно произнёс вслух созвездие Цефея – созвездие Батьки сорвал
дом огромный мир сорванные яблоки
мир семьи небесный мир мир детства внутреннее состояние предметно- простран-ственное значение динамика движения

Слайд 29

Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ, слайд 29
Группа 1 Определите художественные образы и используемые автором изобразительные приемы, объединяющие первую и третью части рассказа.
Группа 2 Какова роль второй части в создании образной системы рассказа?
Группа 3 Роль образной системы текста в формулировке его проблем
Группа 4 Роль пространства и времени в рассказе. Система языковых знаков
Исследуем текст. Работа в группах

Слайд 30

Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ, слайд 30
Работаем с текстом
Какие слова одной лексико-семантической группы повторяются при описании ночного пейзажа? Какие образы доминируют в начале и в финале рассказа? Какой из них является сквозным? Почему? Какие функции выполняют эти образы в тексте?

Слайд 31

Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ, слайд 31
Роль пейзажа в раскрытии авторской позиции
Пейзаж создает эмоциональный фон, на котором развертывается действие; подчеркивает психологическое состояние героев; придает рассказанной истории более глубокий смысл; придаёт отдельным фактам дополнительное значение и т.д.

Слайд 32

Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ, слайд 32
Образ ночи в рассказе
Литературовед Е.А.Маймин: «…Ночь - это время и условие познания: время духовной ясности и раскрепощения мысли. В ночи полнее и глубже постигаются тайны человеческие и тайны мироздания».
Философская функция: создаёт настроение, заставляющее героя задуматься о смысле жизни, о своем месте в этом мире; стираются границы земного и небесного миров; ночной пейзаж, обрамляя рассказ, заключает его действие в кольцевую композицию, наполняя философским смыслом раздумья героя: он осознаёт единство со Вселенной, принимает естественные законы жизни и смерти.

Слайд 33

Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ, слайд 33
Через образы - к проблематике текста

Слайд 34

Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ, слайд 34
Внутренний мир человека
Проблема способности к образному познанию мира; эмоционально-чувственного отношения к миру; становления духовного начала в человеке; постижения сущности явлений окружающего мира; постижения смысла бытия; духовных исканий.

Слайд 35

Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ, слайд 35
Бесконечное разнообразие миров; ощущение своей приобщённости к Космосу; бесконечность пространства и времени; вход в вечное, непостижимое; взгляд в прошлое и будущее, принятие конечности и бесконечности своего существования.
Образ звёздного неба
проблематика, комментарий, авторская позиция

Слайд 36

Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ, слайд 36
Через образы - к проблематике текста

Слайд 37

Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ, слайд 37
Природа, космос, окружающий мир
Проблема осознания единства жизни человека и Вселенной; обретения философского мировосприятия; восприимчивости человека к красоте природы; влияния красоты природы на мышление и эмоции человека; взаимодействия человека и космоса; познавательного отношения к миру и др.

Слайд 38

Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ, слайд 38
Слово-образ звезда
Это символ вечности, света, высоких устремлений, души и т.д. Докажите, что сходный смысл выражается словесным образом «шкатулка Бога», который также символизирует вечную жизнь отдельного человека; ряд образов рассказа устанавливает параллель «звезды — души людей». - Какова роль данного образа в раскрытии авторского представления о мире и человеке?
комментарий, авторская позиция

Слайд 39

Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ, слайд 39
Жизнь, смерть, бессмертие
Проблема преодоления смерти и достижения бессмертия; утверждения духовного бессмертия человека; обретения бессмертия в потомках; отношения человека к смерти и бессмертию; формирования гармоничного мировосприятия; осознания смысла жизни как главной ценности; умиротворенного осознания конечности своего земного существования; ощущения причастности к вечности; вечного круговорота бытия и т.п.

Слайд 40

Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ, слайд 40
Многозначность образа Дома в литературе
Дом жилище, хранитель духовных, культурных, нравственных ценностей и традиций, воплощение связи времён прошлого и настоящего, духовный портрет семьи; отражение сущности человека, приём характеристики героя, центр мира, пристанище, место восстановления сил и т.д.
проблематика, комментарий, авторская позиция

Слайд 41

Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ, слайд 41
Исследуем текст
Как вписан в смысл названия и композицию рассказа образ дома? Как через рассказ о нём раскрывается духовный мир ребёнка? 3. Как отразились в образе дома человеческие, семейные отношения? Что свойственно всем обитателям дома? Каково отношение автора к ним и как оно выражается? 7. Какова роль образа дома в раскрытии идеи произведения? 8. Как происходит расширение границ пространства дома?
комментарий к проблеме, авторская позиция

Слайд 42

Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ, слайд 42
Через образы - к проблематике текста

Слайд 43

Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ, слайд 43
Дом, семья, детство
Проблема  памяти о своих истоках, о своём детстве; роли семьи в развитии ребёнка; роли отчего  дома  в судьбе человека; восприятия ребёнком окружающего мира;  роли  детства в становлении личности человека; связи поколений; взаимоотношений с близкими людьми; роли детских воспоминаний в жизни человека; роли общения в развитии личности ребёнка; роли взрослых в формировании мировосприятии ребёнка; влияния детства на формирование жизненной позиции человека; влияния событий детства на характер и судьбу человека и т.д.

Слайд 44

Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ, слайд 44
Пространство и время в рассказе
Грамматика определяет для каждого   языка порядок, который распределяет… пространственность во времени. Фуко М.

Слайд 45

Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ, слайд 45
Образ времени может быть связан с мотивами
движения развития становления преходящего, земного вечного противопоставления преходящего и вечного
Какова роль образа времени в данном тексте?
Комментарий, авторская позиция

Слайд 46

Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ, слайд 46
Время в рассказе. Система языковых знаков
Видовременные формы глагола Формы прошедшего времени совершенного вида (повествование) Показывают цепь последовательно меняющихся событий Михаил поднялся с земли, сорвал …яблоко и…глубоко вдохнул его запах
Формы прошедшего времени несовершенного вида и формы настоящего времени останавливают время (описание) Выделяют важные для автора события или ситуации, имеют значение многократности действия выполняют эмоционально-экспрессивную функцию В детстве, когда Мишка гостил здесь у бабушки с дедушкой, он …наедался ещё неспелых яблок из фамильного сада и …мучился животом. И если где-то появляется новая деревня, то звезды для нее берутся именно отсюда…
Постоянная смена временного изображения сочетается с длительными процессами Постоянная смена временного изображения сочетается с длительными процессами Постоянная смена временного изображения сочетается с длительными процессами
Лингвистический анализ; комментарий; авторская позиция

Слайд 47

Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ, слайд 47
Время в рассказе. Система языковых знаков
Лексические единицы со значением времени Последние поездки, сначала, пару лет назад, воспоминания, далёкое детство, часто брали (палатку), давным-давно, вечная жизнь, раз в тысячу лет и т.д.
Падежные формы со значением времени (думал) в детстве, (ушли) друг за другом, знакомые с детства, воспоминания о ночи, вернули в детство, мучился до утра и т.д.
Синтаксические конструкции, создающие временной план 12)В детстве, когда Мишка гостил здесь у бабушки с дедушкой… 19)Когда на чьей-нибудь одежде отрывалась пуговица, бабушка ловко выбирала нужную замену и пришивала ее на место пропажи. (20) Сколько бы раз Мишка ни прибегал, придерживая спадающие штаны или расходящуюся в стороны рубаху, набитую сорванными яблоками…
Миф (метатекст) (25) - Давным-давно на Земле рос волшебный сад, в самом сердце которого высилось красивое дерево. (26)Его плоды могли дарить людям вечную жизнь. (27)Раз в тысячу лет хозяйка сада приглашала к себе богов и некоторых смертных людей, и однажды среди них оказался простой возничий одного из древних императоров… (28)Он попробовал плодов бессмертия и больше не смог возвратиться в свои родные места. (29)Но он не остался и в волшебном саду. (30)Вместе со своей колесницей он вознесся на небо, где боги превратили его в созвездие Цефея, а его колесницу – в созвездие Большой Медведицы…
Лингвистический анализ; комментарий; авторская позиция

Слайд 48

Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ, слайд 48
Обратите внимание!
Переходы из одного времени в другое, пространственные перемещения осуществляются благодаря фигуре повествователя. Повествователь может «сжимать», «растягивать» время и останавливать его в описаниях, рассуждениях.

Слайд 49

Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ, слайд 49
Образ пространства в рассказе
Небо, бесчисленные звёзды, созвездия, перемигивающаяся синь, бесконечность, Большая Медведица, созвездие Цефея и др. Аксёновка, дом, сад, ковёр из травы, поляна, деревенские тропинки, походы в горы
Почему пространственный образ имеет и временное значение?

Слайд 50

Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ, слайд 50
«Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем. Этим пересечением рядов и примет характеризуется художественный хронотоп». М.М.Бахтин

Слайд 51

Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ, слайд 51
Языковые средства выражения пространственных отношений в рассказе
Синтаксические конструкции со значением местонахождения Последние поездки в Аксеновку выходили сплошь по печальным поводам.
Прилагательные Огромный сад, большая палатка, деревенские тропинки
Глаголы движения вышел из дома в ночной сад, опустился на землю, вознёсся на небо
Частицы, указательные местоимения Мне во-о-он в то скопление звёзд
Наречия места гостил здесь у бабушки с дедушкой , указывал рукой куда-то над собой, звёзды берутся именно отсюда
Топонимы, названия Аксёновка, Большая Медведица, созвездие Цефея
Предлоги пространственного значения (на, к, из-за, над, под, около, у, вдоль, мимо, напротив) Под ним, около него, на крыши, перед ним, на небо
Лингвистический анализ

Слайд 52

Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ, слайд 52
Влияни
^ Наверх
X

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.