Презентация - Подготовка к ОГЭ «Написание сжатого изложения - Работа с текстом (практика) - Приемы сжатия текста»

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Подготовка к ОГЭ «Написание сжатого изложения - Работа с текстом (практика) - Приемы сжатия текста»
Распечатать
  • Уникальность: 97%
  • Слайдов: 14
  • Просмотров: 6217
  • Скачиваний: 3455
  • Размер: 0.26 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Подготовка к ОГЭ «Написание сжатого изложения - Работа с текстом (практика) - Приемы сжатия текста», слайд 1
Подготовка к ОГЭ Написание сжатого изложения Работа с текстом (практика) Приемы сжатия текста

Слайд 2

Подготовка к ОГЭ «Написание сжатого изложения - Работа с текстом (практика) - Приемы сжатия текста», слайд 2
Исходный текст
Кроме легенд о Геракле, древние греки рассказывали и о двух братьях-близнецах – Геракле и Ификле. Несмотря на то что братья с детства были очень похожи, выросли они разными. Еще очень рано, и мальчикам хочется спать. Ификл натягивает на голову одеяло, чтобы дольше смотреть интересные сны, а Геракл бежит умываться к холодному ручью. Вот братья идут по дороге и видят: на пути – большая лужа. Геракл отходит назад, разбегается и перепрыгивает через препятствие, а Ификл, недовольно ворча, ищет обходной путь. Братья видят: на высокой ветке дерева красивое яблоко. «Слишком высоко, – ворчит Ификл. – Не очень-то хочется этого яблока». Геракл прыгает – и плод у него в руках. Когда устают ноги и губы пересыхают от жажды, а до привала еще далеко, Ификл обычно говорит: «Отдохнем здесь, под кустиком». – «Лучше побежим, – предлагает Геракл. – Так мы скорее одолеем дорогу». Геракл, который сначала был обыкновенным мальчиком, впоследствии становится героем, победителем чудовищ. И все это только потому, что он с детства привык одерживать ежедневные победы над трудностями, над самим собой. В этой древней легенде скрыт глубочайший смысл: воля – это умение управлять собой, это умение преодолевать препятствия. (Из журнала) (176 слов)

Слайд 3

Подготовка к ОГЭ «Написание сжатого изложения - Работа с текстом (практика) - Приемы сжатия текста», слайд 3
Текст сжатого изложения
У древних греков есть легенда о Геракле и Ификле. Хотя они были близнецами, выросли братья разными. Ранним утром, когда Ификл еще спит, Геракл бежит умываться к холодному ручью. Увидев на пути лужу, Геракл перепрыгивает через нее, а Ификл обходит препятствие. Высоко на дереве висит яблоко. Ификлу лень за ним лезть, а Геракл тут же достает плод. Когда идти больше нет сил, Ификл предлагает сделать привал, а Геракл – бежать вперед. Хотя Геракл, как и Ификл, вначале был обыкновенным мальчиком, он стал героем, потому что с детства учился преодолевать трудности, воспитывал волю. (90 слов)

Слайд 4

Подготовка к ОГЭ «Написание сжатого изложения - Работа с текстом (практика) - Приемы сжатия текста», слайд 4
Конкретные приемы сжатия текста:
1) исключение подробностей, второстепенных фактов (натягивает на голову одеяло, чтобы дольше смотреть интересные сны); 2) исключение прямой речи или перевод прямой речи в косвенную (4-й и 5-й абзацы, чужая речь передана с помощью простых предложений с дополнением, указывающим на тему речи).

Слайд 5

Подготовка к ОГЭ «Написание сжатого изложения - Работа с текстом (практика) - Приемы сжатия текста», слайд 5
Инструкция «Как писать сжатое изложение»
1. Выделите в тексте существенные (т.е. важные, необходимые) мысли. 2. Найдите среди них главную мысль. 3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей. 4. Озаглавьте каждую часть и составьте план. 5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться. 6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста? 7. Обдумайте средства связи между частями. 8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык. 9. Запишите этот сокращенный, «отжатый» текст на черновике.

Слайд 6

Подготовка к ОГЭ «Написание сжатого изложения - Работа с текстом (практика) - Приемы сжатия текста», слайд 6
I. Задания, направленные на умение прогнозировать содержание текста.
1. Прочитайте заголовок и попробуйте догадаться, о чем (о ком) будет идти речь в тексте. После того как прослушаете текст, проверьте свои предположения. Примеры заголовков: «Открытие, которое опоздало на двести лет», «Грустная коллекция», «Пятнадцать Людовиков Пятнадцатых» – названия текстов С.Львова; «Человек с Луны» (о Миклухо-Маклае), «Рафаэль скрипичного мастерства» (о Страдивари).

Слайд 7

Подготовка к ОГЭ «Написание сжатого изложения - Работа с текстом (практика) - Приемы сжатия текста», слайд 7
2. Прослушайте или прочитайте начало текста (первое предложение, первый абзац), по которому вы будете писать изложение, и попробуйте предположить, о чем пойдет речь дальше (какие события за этим последуют, какие мысли будут высказаны…).

Слайд 8

Подготовка к ОГЭ «Написание сжатого изложения - Работа с текстом (практика) - Приемы сжатия текста», слайд 8
ПРИМЕР Герои сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» Шляпочник и Мартовский Заяц, как известно, непрерывно были заняты чаепитием. Когда же посуда становилась грязной, они не мыли ее, а просто пересаживались на другое место. «– А что же будет, когда вы дойдете до конца? – осмелилась спросить Алиса. – Не пора ли нам переменить тему? – предложил Мартовский Заяц»…
(Продолжение текста: «Этот диалог приводит в одной из своих книг основатель кибернетики американский ученый Норберт Винер, говоря об использовании природы человеком, ограниченности ее ресурсов…». Текст взят из «Энциклопедии для детей» (том «Биология») и посвящен проблемам экологии.)

Слайд 9

Подготовка к ОГЭ «Написание сжатого изложения - Работа с текстом (практика) - Приемы сжатия текста», слайд 9
ПРИМЕР Задание. Прочитайте начало двух текстов, рассказывающих об одном и том же, но по-разному. Найдите скрытые в тексте вопросы. Выскажите свои предположения о дальнейшем содержании каждого текста. (Между чтением первого и второго текста дается время для выполнения задания.)
Текст 1 Склонившись над географическим атласом, немецкий геофизик Альфред Вегенер сделал на пороге XX века выдающееся открытие: восточные берега Южной Америки и западные берега Африки можно совместить так же точно, как соответствующие части детской разрезной картинки-головоломки. (О чем будет говориться дальше? Что это за открытие?) Текст 2 В 1913 году геофизик Вегенер выпустил книгу «Происхождение континентов и океанов». В ней он изложил свою знаменитую гипотезу, которая получила название теории перемещения, или теории дрейфа материков. (Что это за гипотеза? Какие факты подтверждают ее?)

Слайд 10

Подготовка к ОГЭ «Написание сжатого изложения - Работа с текстом (практика) - Приемы сжатия текста», слайд 10
II. Задания, направленные на умение выделять в тексте главное (концепт).
1. Найдите предложения, в которых заключена главная мысль текста, или сформулируйте ее самостоятельно. 2. Найдите главное событие. 3. Расположите события по степени важности. 4. Вынесите самую важную информацию на первое место, в начало изложения. Содержание остальных частей текста передайте сжато (или выборочно).

Слайд 11

Подготовка к ОГЭ «Написание сжатого изложения - Работа с текстом (практика) - Приемы сжатия текста», слайд 11
III. Задания, направленные на интерпретацию текста.
1. Объясните, как вы понимаете утверждение о том, что… 2. Как вы относитесь к мысли автора о том, что… 3. Выскажите свое мнение в связи с прочитанным (напишите о своем понимании события). 4. Соотнесите прочитанный текст с другими или подберите подобный по смыслу. 5. Приведите обоснованный ответ на вопрос, заданный автором.

Слайд 12

Подготовка к ОГЭ «Написание сжатого изложения - Работа с текстом (практика) - Приемы сжатия текста», слайд 12
IV. Задания, направленные на творческую переработку текста.
1. Сделайте в тексте вставки: введите описание своей любимой игры (любимого времени года…), рассуждение о поступках героя, историю о… . 2. Дополните текст похожими примерами. 3. Изложите содержание текста в другом жанре (стиле). 4. Найдите в тексте общее и частное. Расскажите сначала о частном, а затем перескажите фрагмент, представляющий собой общее рассуждение. 5. Найдите в тексте части, служащие причиной, и части, являющиеся следствием. 6.Вынесите на первое место самую интересную для вас информацию и перескажите ее подробно. Остальные части текста перескажите сжато.

Слайд 13

Подготовка к ОГЭ «Написание сжатого изложения - Работа с текстом (практика) - Приемы сжатия текста», слайд 13
• Что нового я узнал из текста? • Какие факты оказались для меня неожиданными? • Что я об этом думаю? • Как это соотносится с тем, что я уже знаю? • На какие размышления эти факты наталкивают меня? • Встречалось ли мне что-либо похожее раньше – в жизни, в литературе, в кино? • Какие факты, примеры, случаи я могу использовать в своем сочинении?

Слайд 14

Подготовка к ОГЭ «Написание сжатого изложения - Работа с текстом (практика) - Приемы сжатия текста», слайд 14
3. Изложение с продолжением:
«Прочитайте текст, в котором нет концовки. Придумайте свое продолжение рассказа, а затем сравните его с авторским» (Варианты. Продолжите историю так, чтобы стало ясно, почему автор дал рассказу такое заглавие. Попробуйте дописать текст, предложив возможный вариант развертывания событий.)
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.