Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Итоговая аттестация в 9 классе в новой форме
Подготовка к сжатому изложению
Слайд 2
Как научиться писать сжатое изложение?
Какие приемы можно использовать?
На каком материале это лучше всего делать?
Слайд 3
Содержательные приемы компрессии текста:
1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;
2) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).
Слайд 4
Основные языковые приемы компрессии исходного текста:
1. Замены:
• замена однородных членов обобщающим наименованием; .
• замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
• замена предложения или его части указательным местоимением;
• замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
• замена сложноподчиненного предложения простым.
Слайд 5
2. Исключения:
• исключение повторов;
• исключение фрагмента предложения;
• исключение одного или нескольких синонимов.
Слайд 6
3. Слияния:
• слияние нескольких предложений в одно.
Слайд 7
Упражнение 1
Прочитайте предложение и подчеркните в нем главную информацию.
А) Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.
Проверь себя
Слайд 8
Ответ:
Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.
Слайд 9
Б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.
Проверь себя
Слайд 10
Ответ
Чистый воздух нужен не только людям, он необходим в точном производстве.
Слайд 11
Упражнение 2
Перед вами первые два абзаца текста. Какая информация вам кажется факультативной? Какие предложения, перестроив, можно соединить? Используя различные приемы сжатия текста, передайте основную информацию, заключенную в двух абзацах, так, чтобы объем вашего высказывания не превышал 35 слов.
1. Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты.
2. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима.
3. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. 4. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (45 слов)
Проверь себя
Слайд 12
Ответ:
Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты. 2. Цель конкретна, точна, достижима. 3. Можно заранее просчитать, что нужно сделать для ее достижения. (28 слов)
Используется прием исключения факультативной информации (3-е предложение, второстепенные члены в 4-м предложении исходного текста).
Слайд 13
Языковая компрессия текста
Упражнение 3
а) Трансформация словосочетаний
Выберите из синонимичных языковых средств наиболее краткие и емкие, «экономичные».
Дать подтверждение - подтвердить; привести доказательство - доказать; проводить исследование - ...; совершать вращение - ...; проявлять интерес - ...; выдвинуть предположения - ...
Процесс реакции - реакция; свойство упругости — ...; месяц март — ...
Слайд 14
Упражнение 4
б) Трансформация предложений
Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией.
Для того чтобы осуществить - для осуществления; для того чтобы получить - …; для того чтобы изменить - ...; для того чтобы соединить - ...; для того чтобы распределить - ...; для того чтобы рассмотреть - ...
В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы достичь цели.
Проверь себя
Слайд 15
Ответ:
В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать для достижения цели.
Слайд 16
Упражнение 5
Замените придаточное условия предложно-падежной конструкцией или деепричастным оборотом.
Если принимать витамины не менее 4 месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма.
Проверь себя
Слайд 17
Ответ:
Принимая витамины не менее 4 месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма.
Слайд 18
Задания, направленные на сжатие текста:
1. Сократите текст на одну треть (вдвое, на три четверти...).
2. Сократите текст, передав его содержание в одном-двух предложениях.
3. Уберите в тексте лишнее с вашей точки зрения.
4. Составьте на основе текста «телеграмму», т.е. выделите и очень коротко (ведь в телеграмме дорого каждое слово) сформулируйте главное в тексте.
Слайд 19
Правила построения абзаца:
1) В одном абзаце, как правило, излагается только одна микротема.
2) Расположение предложений внутри абзаца подчиняется схеме: зачин, развитие мысли, концовка.
3) Самое главное предложение абзаца (предложение, в котором выражена его тема или главная мысль) обычно помещается в начале или в конце абзаца.
4) Развитие мысли в абзаце осуществляется одним из следующих, способов: детализация, приведение примеров, сопоставление или противопоставление, аналогия, объяснение, обоснование тезиса.
Слайд 20
«Как писать сжатое изложение»
1. Выделите в тексте существенные (т.е. важные, необходимые) мысли.
2. Найдите среди них главную мысль.
3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей, выделите микротемы.
4. Озаглавьте каждую часть и составьте план.
5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?
7. Обдумайте средства связи между частями.
8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.
9. Запишите этот сокращенный, «отжатый» текст на черновике, прочитайте, исправьте ошибки.
10. Перепишите отредактированный текст на чистовик.
Слайд 21
Приемы сжатия текста:
1) исключение подробностей, второстепенных фактов (натягивает на голову одеяло, чтобы дольше смотреть интересные сны)',
2) исключение прямой речи или перевод прямой речи в косвенную (4-й и 5-й абзацы, чужая речь передана с помощью простых предложений с дополнением, указывающим на тему речи).
Слайд 22
Ответ:
Текст сжатого изложения
У древних греков есть легенда о Геракле и Ификле. Хотя они были близнецами, выросли братья разными.
Ранним утром, когда Ификл еще спит, Геракл бежит умываться к холодному ручью.
Увидев на пути лужу, Геракл перепрыгивает через нее, а Ификл обходит препятствие.
Высоко на дереве висит яблоко. Ификлу лень за ним лезть, а Геракл тут же достает плод.
Когда идти больше нет сил, Ификл предлагает сделать привал, а Геракл'- бежать вперед.
Хотя Геракл, как и Ификл, вначале был обыкновенным мальчиком, он стал героем, потому что с детства учился преодолевать трудности, воспитывал волю.
(90 слов)
Слайд 23
Ответ:
№ абзаца Микротема
1
Однажды утром я увидел большую стаю пеликанов.
2
Стая состояла из кудрявых и розовых пеликанов, которые охотились за рыбой.
3
После охоты пеликаны выбрались на сушу. Вдруг один пеликан взлетел, за ним улетели остальные.
4
Все это было давно. В наши дни пеликанов становится все меньше из-за вмешательства человека в их жизнь.
5
Пеликанам можно помочь, но для этого нужно, чтобы человек осознал свою ответственность за сохранение этих редких птиц на земле.