Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ПОДГОТОВКА К УСТНОМУ ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ учащихся 9-х классов (из опыта работы) Пахомова Т.А., учитель русского языка и литературы
Слайд 2
Цель:
поделиться системой заданий для создания условий по формированию коммуникативной и языковой компетенции учащихся посредством работы с упражнениями для подготовки учащихся к сдаче устной части экзамена по русскому языку.
Слайд 3
Устная речь – форма речи, состоящая из
умения понимать звучащую речь (аудирование) ;
умение производить речь в звуковой форме (говорение)
Слайд 4
Задание 1
«Чтение текста вслух» предполагает работу с интонацией и темпом речи. Для этого необходимо прежде всего понимать текст.
Слайд 5
Критерии
ИЧ Интонация соответствует // не соответствует пунктуационному оформлению текста
ТЧ Темп чтения соответствует // не соответствует коммуникативной задаче
Слайд 6
Готовясь к чтению, работаем над содержанием:
Прочитайте текст перед выполнением первого задания.
Определите тему текста (о чем текст?).
Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?). Озаглавьте текст. (Помните, что в заглавии может быть выражена тема или идея текста.)
Определите стиль текста и тип речи.
Составьте вопросный или тезисный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
Запомните ключевые слова в каждой микротеме. Постарайтесь их использовать при пересказе.
Слайд 7
Способ сфокусировать внимание -
это правильное изменение громкости, высоты и темпа, то есть интонация.
Готовясь с учениками к 1 части зачётной работы, говорим о неотъемлемых частях выразительного чтения:
логических ударениях;
темпе;
дикции;
дыхании;
ритме;
паузах;
эмоционально-образной выразительности (сопереживании).
Слайд 8
Задание 2
Пересказ текста
Деление теста на микротемы;
Умение выделять главное в микротеме.
Чтобы текст был легче для понимания, сжимаем текст, используя методы
1)исключения;
2) обобщения;
3) упрощения.
Слайд 9
Критерии
Грамотность речи
Грамматических ошибок нет // допущены грамматические ошибки (1 или более)
Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более 1 орфоэпической ошибки (исключая слово в тексте с поставленным ударением) // допущены 2 или более орфоэпические ошибки
Речевых ошибок нет, или допущено не более 3 речевых ошибок // допущены 4 или более речевых ошибок
Искажения слов нет // допущены искажения слов (1 или более)
Слайд 10
Критерии
Грамотность речи
-Грамматических ошибок нет // допущены грамматические ошибки (1 или более)
- Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более 1 орфоэпической ошибки (исключая слово в тексте с поставленным ударением) // допущены 2 или более орфоэпические ошибки
- Речевых ошибок нет, или допущено не более 3 речевых ошибок // допущены 4 или более речевых ошибок
- Искажения слов нет // допущены искажения слов (1 или более)
Слайд 11
КАК ГОТОВИТЬ К пересказу
-Прочитайте текст перед выполнением первого задания.
-Определите тему текста (о чем текст?).
-Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?). Озаглавьте текст.
-Определите стиль текста и тип речи.
-Составьте вопросный или тезисный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
-Запомните ключевые слова в каждой микротеме. Постарайтесь их использовать при пересказе.
-Запомните словосочетания, в которых есть яркие языковые особенности, тропы. Постарайтесь сохранить их при изложении.
-Читая текст вслух, старайтесь запомнить его содержание.
-Подумайте, в какое место по смыслу можно вставить данную цитату.
Слайд 12
Задание 3. Монолог
Разграничение типов речи
-описание,
-повествование,
-рассуждение.
Слайд 13
Критерии :
-Приведено 10 или более фраз по теме высказывания без фактических ошибок // приведено менее 10 фраз, и/или допущены фактические ошибки (1 или более)
-Речевая ситуация учтена // речевая ситуация не учтена
-Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью, логикой изложения // высказывание нелогично, изложение непоследовательно, допущены логические ошибки (1 или более)
Слайд 14
4 Задание. Диалог
Диалог
-разговор 2 –х и более лиц.
Диалог не должен быть однозначным, состоящим из ответов : « ДА/НЕТ». Экзаменуемый должен показать свою эрудицию, блеснуть красноречием. В работе над этим задание я использую памятки
ПАМЯТКА
Выделите ключевые слова в вопросе. Определите тему беседы.
Сохраняйте тему диалога.
Дайте полный ответ на заданный вопрос.
Следите за речевым оформлением ответов.
На уроках литературы слабым ученикам даю для пересказа небольшие тексты и задаю наводящие вопросы к тексту.
На экзаменах все эксперты тактичны по отношению к ученикам, но беда в том, что наши дети очень мало читают, поэтому их речь скудна и однообразна.
Слайд 15
Критерии:
-Грамматических ошибок нет // допущены (1 или более)
-Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более 2-х ошибок // допущены 3 или более орфоэпических ошибок
-Речевых ошибок нет, или допущено не более 3 речевых ошибок // допущены 4 или более речевых ошибок
-Речь отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции // отличается бедностью и/ или неточностью словаря, используются однотипные синтаксические конструкции
Слайд 16
Дорогу осилит идущий!
Слайд 17
Спасибо за внимание!