Презентация - Итоговое собеседование по русскому языку как допуск к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования

Нажмите для просмотра
Итоговое собеседование по русскому языку как допуск к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования
Распечатать
  • Последний IP: 54.36.148.185
  • Уникальность: 97%
  • Слайдов: 28
  • Просмотров: 2949
  • Скачиваний: 1856
  • Размер: 1.35 MB
В закладки
Оцени!
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Слайд 2


Итоговое собеседование по русскому языку является допуском к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования.
Дата проведения: 10 февраля 2021 г.
Время проведения с одним участником: 15-16 минут.
Структура: две части, включающие четыре задания.
Общее количество баллов: 20.
Зачёт участник ИС получает в случае, если за выполнение всей работы он набрал 10 или более баллов.

Слайд 3


Продолжительность собеседования 15 – 16 минут
ПОДАЧА ЗАЯВЛЕНИЯ до 27 января
+ 30 минут для участников с ОВЗ (при необходимости)
ЗАДАНИЕ 1 чтение вслух текста
ОСНОВНОЙ ДЕНЬ 10 февраля
ЗАДАНИЕ 2 пересказ текста
ЗАДАНИЕ 3 монологическое высказывание
ЗАДАНИЕ 4 диалог с экзаменатором
ПЕРЕСДАЧА
10 марта
Объявление результатов через 5 дней после проведения
17 мая

Слайд 4


Максимальный первичный балл
ЗАДАНИЕ 1 чтение вслух
2 мин. подготовка
2 мин. на ответ
2 балла
4 балла
соблюдение норм языка
ЗАДАНИЕ 2 Пересказ
2 мин. подготовка
3 мин. на ответ
5 баллов
пересказ текста
ЗАДАНИЕ 3 монолог
1 мин. подготовка
3 мин. на ответ
3 балла
4 балла
соблюдение норм языка
ЗАДАНИЕ 4 Пересказ
без подготовки
3 мин. на ответ
2 балла
диалог
Для зачёта необходимо набрать

Слайд 5


Чтение вслух текста научно-публицистического стиля. Время на подготовку – до 2-х минут.
Задание 1 направлено на контроль
навыков техники осмысленного чтения; понимания экзаменуемым содержания читаемого; оформления фонетической стороны устной речи: темп чтения, соответствие интонации знакам препинания текста (паузация, фразовое ударение, словесное ударение, повышение /понижение громкости голоса); соблюдения орфоэпических норм; отсутствия искажений слов; умения учащихся видеть и использовать при чтении графические символы, в частности, знак ударения, который сопровождает имена собственные и сложные термины

Слайд 6


Интонация – это ритмико-мелодическая сторона речи. Её составляющие:
Темп – скорость речи. Громкость – сила или интенсивность произнесения. Ритм – чередование ударных и безударных слогов. Паузы – разрывы в произнесении отдельных отрезков речи Логическое ударение – выделение голосом особо важного слова.
Признаки выразительного чтения:
Соблюдение пауз и логических ударений, передающих замысел автора. Правильная интонация повествовательного, вопросительного, восклицательного предложений. Передача голосом эмоциональной окраски текста. Чёткость и соответствующая громкость. Соблюдение темпа речи: чтение текста занимает не более трёх минут.

Слайд 7


ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
медленный темп чтения, монотонная интонация, •неправильное прочтение окончания зависимого слова; •замена слов по смыслу; •неправильная постановка ударения; •неправильная грамматическая форма числительного в косвенном падеже; •замена слов по визуальному сходству; •пропуски: слов, слогов, букв; •перестановки: слов, слогов, букв.

Слайд 8


Критерии оценивания выполнения задания 1:

Слайд 9


Пересказ текста с привлечением дополнительной информации. Время на подготовку – до 2-х минут.
Задание 2 направлено на контроль
навыков развития речи на основе образца; умения связного изложения прочитанного текста; сохранения всех основных микротем исходного текста; уместного, логичного включения в него во время пересказа приведённого высказывания; обогащения словарного запаса и развития восприятия, памяти, внимания, мышления.

Слайд 10


ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
неоправданно длинные паузы в речи; искажения в произношении имён собственных и терминов; фактические ошибки при пересказе; сжатый пересказ вместо подробного; пропуски важных микротем текста; неумение логично включать высказывание в пересказ; неумение использовать способы цитирования в речи.

Слайд 11


Критерии оценивания выполнения задания 2:
Если участник итогового собеседования пересказал текст не подробно, а СЖАТО, то общее количество баллов, которое получил участник ИС по критериям П1–П4, уменьшается на 1 балл.

Слайд 12

Критерии оценивания Правильности речи За выполнение заданий 1 и 2:
Если участник ИС не приступал к выполнению задания 2, то по критериям оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 (P1) ставится не более 2 баллов.

Слайд 13

Критерии оценивания Правильности речи За выполнение заданий 1 и 2:
При оценивании правильности речи при чтении текста особое внимание следует обращать на соблюдение учениками грамматических норм (Г) (склонение имени числительного), орфоэпических норм (О) и искажений слов (Иск.). При оценивании правильности речи при пересказе текста должно контролироваться соблюдение учащимися грамматических (Г), орфоэпических (О) и речевых (Р) норм.  Оценивая правильность речи в заданиях 1 и 2 итогового собеседования, экзаменатор не должен фиксировать ошибку в том случае, если учащийся самостоятельно её исправил.
Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1 и 2) – 11.

Слайд 14


Тематическое монологическое высказывание. Время на подготовку – до 1-й минуты.
Задание 3 направлено на контроль
соответствия коммуникативной цели выбранному тип речи; навык создания текста, содержательными характеристиками которого являются: смысловая цельность, членимость и законченность; навык речевого оформления: богатство словаря, точность выражения мысли, разнообразие грамматических конструкций, рациональность и стилистическая целесообразность выбранных языковых ресурсов.

Слайд 15


ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
ответы на вопросы, данные в задании, вместо создания цельного текста; маленький объём монологического высказывания (3-5 фраз); большое количество неоправданных пауз в речи; большое количество речевых и грамматических ошибок.

Слайд 16


Критерии оценивания выполнения задания 3:

Слайд 17


Критерии оценивания выполнения задания 3:
Оценивая задание по критерию М1,  следует исходить из того, что учащийся должен создать монологическое высказывание объёмом не менее 10 фраз по выбранной теме, при ответе рекомендовано ответить на 4 вопроса, сформулированные в задании. Однако учащийся имеет право дополнить или изменить свой план ответа в зависимости от коммуникативного замысла, т.е. не отвечать на предложенные вопросы или ответить лишь на некоторые, развивать содержание монолога по своему усмотрению. Во время итогового собеседования не стоит ограничивать творческий потенциал учащихся.

Слайд 18


Критерии оценивания выполнения задания 3:
Оценивая задание по критерию М2,  следует учитывать выбор учеником речевой ситуации.  Речевая ситуация — одна из основных единиц речевого общения. Понятие речевой ситуации включает в себя сферу речевого общения, предмет речи, условия, обстоятельства, при которых происходит речевое общение, социальные связи и личные отношения между говорящими, цели, задачи речевых действий, речевых поступков. Важным компонентом речевой ситуации являются цели, задачи речевого общения. В зависимости от целей и задач общения используются средства соответствующей разновидности языка, соответствующего стиля. Речевая ситуация требует от коммуникантов соблюдения определенных правил ведения разговора и определяет формы его выражения.

Слайд 19


Критерии оценивания выполнения задания 3:
Оценивая задание по критерию М3,  следует учитывать речевое оформление монологического высказывания. Полное завершённое монологическое высказывание должно быть логичным, характеризоваться смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения.
Смысловая цельность –это соблюдение в монологе одной и той же темы. Речевая связность –это наличие смысловых связей между предложениями (цепная или параллельная). Последовательность изложения –это соблюдение логических основ композиции: предложения следуют друг за другом без смысловых «провалов» между ними.

Слайд 20


Диалог с экзаменатором. Без подготовки.
Задание 4 направлено на контроль
умения давать ответы ученика на вопросы, заданные собеседником; успешности речевой коммуникации. взаимодействия между собеседниками.

Слайд 21


ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ экзаменуемых
односложные ответы на вопросы собеседника.
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ экзаменаторов-собеседников
•неумение создать атмосферу «живой» беседы; отсутствие непосредственной реакции слушающего на высказывание ученика; вопросы задаются формально, читаются по бумажке; неумение стимулировать речь учащегося; неумение создать комфортную психологическую обстановку для учащегося, в которой он не боится устного ответа.

Слайд 22


Критерии оценивания выполнения задания 4:

Слайд 23

Критерии оценивания Правильности речи За выполнение заданий 3 и 4:
Если участник ИС не приступал к выполнению задания 3, то по критериям оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (P2) ставится не более двух баллов.

Слайд 24

Критерии оценивания Правильности речи За выполнение заданий 3 и 4:
Оценивая правильность речи при выполнении заданий 3 и 4 итогового собеседования, экзаменатор не должен фиксировать ошибку в том случае, если учащийся самостоятельно её исправил.
Максимальное количество баллов за монолог и диалог – 9.
Общее количество баллов за выполнение всей работы – 20.
Учащийся получает зачёт в случае, если за выполнение работы он набрал 10 или более баллов.

Слайд 25


Итоговое собеседование является комплексной формой проверки метапредметных результатов обучения, поэтому не только учителя русского языка и литературы осуществляют подготовку обучающихся к нему. Образовательным организациям необходимо учитывать, что навыки выразительного чтения, подробного пересказа текста, создания монологического высказывания и участия в диалоге должны формироваться комплексно на этапе обучения в основной школе, то есть на уроках по разным учебным предметам.

Слайд 26


систематически работать над культурой речи, то есть анализировать образцовые тексты, редактировать чужие и собственные тексты на предмет соблюдения грамматических (морфологических и синтаксических) норм современного русского языка; последовательно тренировать навыки чтения и пересказа текста, добиваясь осознанного владения речевыми нормами и четкого проговаривания слов и предложений; с учётом скорректированных в 2020 году условия задания 2 и некоторых критериев оценки итогового собеседования особое внимание следует уделить подробному пересказу текста, который принесёт обучающемуся максимальное количество баллов; при подготовке пересказа особое внимание рекомендуется обратить на работу с высказыванием, которое надо логично и уместно вставить в собственный устный текст подробного пересказа и оформить с учётом правил цитирования. обеспечить практику проговаривания монологических высказываний разных типов речи, уделяя повышенное внимание смешанному типу;

Слайд 27


разнообразить работу по обогащению активного словарного запаса (развитие умений правильно и уместно употреблять слова и фразеологизмы, отбирать лексические средства для точного выражения смысла высказывания, для понимания основной мысли текста и образных средств художественной речи); содействовать обогащению грамматического строя речи обучающихся путём использования следующие типы упражнений: конструирование определённых словосочетаний, предложений (в том числе по образцу), а также предложений с изучаемыми языковыми средствами; замена одних конструкций в тексте другими, параллельными, а также выбор из данных конструкций более уместной с точки зрения задачи высказывания, его стиля; редактирование устного и письменного текста, в том числе собственных текстов, созданных ранее; свободные диктанты и изложения с дополнительным заданием; составление текстов с дополнительным речевым заданием.

Слайд 28


Бесплатные вебинары для учителей от Корпорации Российский учебник  (издательство «Дрофа – Вентана»)
Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе: требования, подготовка, условия (Автор: Елена  Юрьевна Шмакова, заместитель директора Центра филологического образования корпорации «Российский учебник» 2. Устное собеседование по русскому языку в 9 классе: требования и критерии (Автор: Марина Геннадьевна Низенькова, методист по русскому языку и литературе корпорации «Российский учебник») 3. ОГЭ-2020 по русскому языку: итоговое собеседование. Результаты и перспективы (Автор: Олег Николаевич Бойцов, кандидат филологических наук, преподаватель русского языка, литературы, риторики ОЧУ Лингвистическая школа, г.Москва) и др.
^ Наверх
X

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.