Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 2018 году
(по материалам выступления
И.П. Цыбулько)
Слайд 2
Результаты ЕГЭ по РЯ в 2017 году позволяют говорить о невысоком уровне усвоения лексических норм (как и в 2016г.):
- 70% уч-ся успешно справились с заданием 5 (употребление паронимов),
60% уч-ся продемонстрировали соблюдение лексических норм в сочинении (К 10).
Анализ сочинений экзаменуемых по критерию К 10 позволяет говорить о значительном количестве речевых нарушений, среди которых – плеоназм, тавтология, неверное употребление слова, немотивированное использование просторечной лексики и др.
Слайд 3
Изменения в КИМах 2018 обусловлены проблемами филологического образования, которые существуют на данный момент:
- бытийная неосвоенность («семантическое опустошение»(Р.Фрумкина) выпускниками базовых концептов русской культуры;
- деформация концептов как результат влияния массовой культуры на коммуникативное поведение школьников;
- резкое сворачивание количества слов в индивидуальном лексиконе;
- клиповое мышление.
.
Слайд 4
№ п\п.Вид ошибки.Примеры
1..Употребление лова в несвойственном ему значении.Мы были шокированы прекрасной игрой актёров.
Мысль развивается на продолжении всего текста.
2..Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом
(паронимы проверяются в задании 5).Моё отношение к этой проблеме не поменялось.
Были приняты эффектные меры.
3..Неразличение синонимичных слов.В конечном предложении автор применяет градацию.
4..Употребление слов иной стилевой окраски.Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
5..Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов.Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
Слайд 5
6..Неоправданное употребление просторечных слов.Таким людям всегда удаётся объегорить других.
7..Нарушение лексической сочетаемости.Автор увеличивает впечатление
Автор использует художественные особенности (вместо средства)
8..Употребление лишних слов, в том числе плеоназм.Красоту пейзажа автор передаёт нам помощью художественных приёмов.
9..Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология).В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
10..Неоправданное повторение слова.Герой рассказа не задумывается над своим поступком.
Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
11..Бедность и однообразие синтаксических конструкций.Когда писатель пришёл в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
Слайд 6
Исключение
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В районе южного полюса Юпитера астроном заметил тёмное пятно и вначале принял его за погодный необычный феномен, ведь на этой планете часто бушуют бури.
Ответ: необычный.
Замена
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали сокрушительное поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.
Ответ: потерпели.
Слайд 7
Методика работы на уроках РЯ по предупреждению лексических ошибок.
Этап распознавания ошибки должен строиться на понимании семантического противоречия, спровоцированного ошибкой в данном предложении.
Этап устранения ошибки предполагает использование специальных приёмов, зависящих от типов ошибки.
Проблемная ситуация, созданная на уроке, будет эффективной только в том случае, если ученики хорошо её понимают и убеждены в необходимости разрешения проблемы.
Слайд 8
Алгоритм работы над заданием 20:
Найди смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки);
Распознай ошибку, укажи её вид (не смешивать со средствами выразительности);
- Если это ошибка, исправь её.
Слайд 9
Лексическая ошибка
Это прагматически не мотивированное отступление от норм литературного языка, нарушение правильности речи.
Являются разновидностью речевых ошибок и заключаются в нарушении точности, ясности, логичности словоупотребления.
К лексическим ошибкам относятся употребление слова в несвойственном ему значении (употребление слова без учёта его семантики), нарушение норм лексической сочетаемости, расширение и сужение значения слова, неразличение (смешение) паронимов, ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устранённая контекстом многозначность (неснятая полисемия) и некоторые другие.
Слайд 10
Средство выразительности
Это прагматически мотивированное (целесообразное)отклонение, получающее выражение в речи.
Это языковые и речевые средства, которые обеспечивают полноценное (максимально приближенное к пониманию заложенной в тексте информации) восприятие речи адресатом.
Выбор и использование выразительных средств зависят от ситуации общения, избранного жанра и стиля речи, а также от авторской индивидуальности.
Слайд 11
Устная часть государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной школы
Слайд 12
Статус процедуры: допуск к ГИА выпускников основной школы.
Название процедуры: ИТОГОВОЕ УСТНОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ выпускников основной школы.
Преимущества:
(с учётом 1,3 млн. потенциальных участников)
- образовательные организации непосредственно участвуют в процедуре (нет отчуждения учителя от объективной оценки результатов его труда);
- психологически комфортно для девятиклассников;
- есть возможность адаптировать процедуру к индивидуальным особенностям детей, в т.ч. защитить права обучающихся с заиканием (кроме ОВЗ);
- минимальные затраты (не требуется дорогостоящих технологий с технологической поддержкой, оборудования, оценивание ответов одним экспертом).
Слайд 13
Устный экзамен по русскому языку — 9 класс нацелен на проверку навыков спонтанной речи – на подготовку участнику будет даваться около минуты.
Модель устного экзамена (итогового собеседования) по русскому языку — 9 класс включает следующие типы заданий:
1) чтение текста вслух;
2) пересказ текста с привлечением дополнительной информации;
3) монологическое высказывание по одной из выбранных тем;
4) диалог с экзаменатором-собеседником.
Слайд 14
Задание.Уровень сложности заданий.Максимальный первичный балл
Задание 1.Базовый.2
Задание 2.Базовый.4
Задание 3.Базовый.3
Задание 4.Базовый.2
Соблюдение норм современного русского литературного языка..8
Итого..19
Слайд 15
Информационные источники
Фон Уголок Декор