Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Технологии современного урока русского языка в условиях введения ФГОС и подготовка к итоговой аттестации в 9 классе (ГИА)
Слайд 2
Тематическая карта курса
ФГОС
УРОК
ГИА
Слайд 3
Задача современной школы
сделать учебный процесс
значимым для учащихся,
представляющим непосредственный, жизненно важный интерес, который связан с гуманизацией образования
Слайд 4
Новые требования к личности выпускника
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
анализировать свои действия; • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; • отличаться мобильностью; • быть способны к сотрудничеству; • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Слайд 5
ИНДИВИДУАЛЬНО-
СВОЕОБРАЗНАЯ
Владеющая общей культурой,
нравственными ориентациями
на социально-значимые ценности
Имеющая широкий
кругозор,
обладающая
культурой мысли,
чувств, речи
Готовая к жизни
в 4-х сферах:
экономической;
экологической;
нравственно-
правовой;
научной
Владеющая
культурой
человеческих
отношений,
их проявлением
и самоанализом
Готовая
к самореализации
в предметно-
практической
и коммуникативной
деятельности
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА
Слайд 6
Место предмета «Русский язык» в Федеральном государственном стандарте второго поколения
Слайд 7
В основе содержания Стандарта – русский язык, который является средством межнационального общения, консолидации и единения народов России.
Слайд 8
Обучение родному языку в школе рассматривается как
процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника.
Слайд 9
В содержании стандарта реализованы актуальные в настоящее время личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению.
Слайд 13
Виды УУД
ЛИЧНОСТНЫЕ:
внутренняя позиция;
мотивация;
нравственно-этическая оценка
Слайд 14
РЕГУЛЯТИВНЫЕ:
целеполагание;
планирование;
прогнозирование;
контроль;
коррекция;
оценка;
волевая саморегуляция.
Слайд 15
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:
общеучебные,
логические,
постановка и решение проблем.
Слайд 16
Новизна стандартов филологического образования
3 сквозные содержательные линии, основанные на компетенциях.
Особое внимание уделено аудированию.
Слайд 17
Особенность такого обучения -
установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка.
Слайд 18
Важнейшими условиями реализации разработанного стандарта являются:
1. Деятельностный характер процесса преподавания русского (родного) языка в основной и старшей школе.
Слайд 19
2. Синтез речевого и интеллектуального развития личности в процессе изучения родного языка.
3. Формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует осмыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способностей.
Слайд 20
4. Развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.
5. Сбалансированное развитие устной и письменной речи.
Слайд 21
6. Формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста.
7.Усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе – формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения.
Слайд 22
8. Формирование представления о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена.
9. Развитие языкового чутья, способности оценивать эстетическую ценность художественного высказывания.
Слайд 23
10. Формирование представления о родном языке как форме выражения национальной культуры народа, национальном достоянии русского народа.
Слайд 24
ВЫВОД:
Метапредметные образовательные
функции родного языка определяют универсальный характер воздействия предмета "русский (родной) язык" на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе.
Слайд 25
В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Слайд 26
Какие требования предъявляются к современному уроку:
хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
Слайд 27
Какие требования предъявляются к современному уроку:
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
вывод делают сами учащиеся;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
времясбережение и здоровьесбережение;
Слайд 28
Какие требования предъявляются к современному уроку:
в центре внимания урока - дети;
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
умение демонстрировать методическое искусство учителя;
планирование обратной связи;
урок должен быть добрым.
Слайд 29
СХЕМА УРОКА
РАНЬШЕ
Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
СЕЙЧАС
Нужно усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни
СЕЙЧАС
РАНЬШЕ
Слайд 30
СХЕМА УРОКА
объяснительно-иллюстративный метод работы:
учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос
взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников.
Ученик должен стать живым участником образовательного процесса
РАНЬШЕ
СЕЙЧАС
Слайд 31
Конкретные методики, обучающие универсальным учебным действиям
экскурсии;
поиск дополнительного материала на заданную тему;
обмен мнениями;
выявление спорных вопросов;
построение системы доказательств;
выступление перед аудиторией;
обсуждение в группах.
Слайд 32
ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ
имеет множество плюсов:
ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы;
меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников;
дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю.
Слайд 33
ИДЕАЛЬНОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ НОВЫХ СТАНДАРТОВ НА ПРАКТИКЕ
– это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.
Слайд 34
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО.
традиционный (комбинированный),
лекция,
экскурсия,
исследовательская работа,
учебный и трудовой практикум.
Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний
Слайд 35
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
УРОК ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ.
практикум,
экскурсия,
лабораторная работа,
собеседование,
консультация.
Имеет целью выработку умений по применению знаний.
Слайд 36
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
УРОК КОМПЛЕКСНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ.
практикум,
лабораторная работа,
семинар и т.д.
Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
Слайд 37
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
УРОК ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
семинар,
конференция,
круглый стол и т.д.
Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
Слайд 38
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
УРОК КОНТРОЛЯ, ОЦЕНКИ И КОРРЕКЦИИ ЗНАНИЙ.
контрольная работа,
зачет,
коллоквиум,
смотр знаний и т.д.
Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Слайд 39
При реализации ФГОС учителю важно понять
какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы?
Слайд 40
Вся учебная деятельность должна строиться на основе ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.
Слайд 41
Построение урока на технологии деятельностного метода
Педагог, проектируя урок с применением данной технологии, проходит следующие этапы:
Слайд 42
Возможная структура урока выглядит следующим образом:
Организационный момент
Актуализация знаний
Проблемное объяснение знаний с использованием моделей и схем
Первичное закрепление
Самостоятельная работа с самопроверкой
Включение в систему знаний и повторение
Итог урока. Рефлексия
Слайд 44
ТРАДИЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ ЗАДАНИЯ В УЧЕБНИКАХ ФГОС
Назови прогрессивные силы, участвующие в Гражданской войне Представь, что ты оказался на место своего предка – участника Гражданской войны на стороне белых или красных? За какие действия своих соратников ты бы испытывал угрызения совести? Ответ обоснуй.
Перечислите отличия растений от животных Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый – значит я растение!» Что ему ответил умный утенок Кряк?
Перечислите имена существительные , которые относятся к 1, 2 и 3 склонению Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное?
Слайд 45
УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ
- такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.
Слайд 47
В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача
научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Слайд 48
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
возраста ребенка;
специфики учебного предмета;
меры сформированности УУД учащихся.
Слайд 49
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
предъявить противоречивые факты, теории;
обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
Слайд 50
Учебной ситуацией может стать
задание составить:
таблицу,
график или диаграмму по содержанию прочитанного текста,
алгоритм по определенному правилу
или выполнение задания:
объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса
практическая работа
Слайд 51
Структура современных уроков
должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность.
Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Слайд 52
52
Основная педагогическая задача –
создание и организация условий,
инициирующих детское действие
Основное средство в руках учителя –
УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ и УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ
Ориентация на парадигму
деятельностного развития
в практике работы учителя
Слайд 53
УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ поможет достичь планируемые результаты
Слайд 54
54
Особенности учебных заданий, направленных на формирование ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ установок
Слайд 55
55
«Хорошее» задание дает возможность:
выразить свою позицию/ценностное суждение
разделив предложенные формулировки или противопоставив им свою;
оценив степень своего согласия/несогласия с предложенными формулировками;
прямо сформулировав свою позицию;
аргументировать (пояснить, прокомментировать) свою позицию, оценку и/или свой выбор.
Ценностно-смысловые установки:
модель и форматы задания
Слайд 56
Схема выполнения задания:
Прочитайте высказывание (текст)
Согласны ли вы с ним (этим)?
Сформулируйте свое мнение, прокомментируйте его.
Слайд 57
57
Примеры заданий
Создание продукта, отражающего ценностные установки учащегося, например:
Презентация/видеофильм «Я люблю свой родной язык»
Выражение согласия/несогласия с рядом ценностных суждений и аргументация своего мнения
Выражение степени согласия с рядом ценностных суждений
Слайд 58
«Я люблю свой родной язык»
С русским языком можно творить чудеса! К.Г.Паустовский
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок….Н.В.Гоголь
Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. К.Паустовский
Слайд 59
Я согласна с высказыванием К.Паустовского: в русском языке большое количество красивых слов, которые иногда рождают чудо.
Полностью разделяю мнение известного писателя Н.Гоголя: русский язык поэтичен, мелодичен, красив.
К.Паустовский прав: мы можем многое придумать, и каждую нашу фантазию передает язык!
Слайд 60
60
Особенности учебных заданий, направленных на формирование ЛИЧНОСТНОГО СМЫСЛА учения и начальных форм РЕФЛЕКСИИ
Слайд 61
61
«Хорошее» задание требует:
самооценки на основе соотнесения результата с
пониманием учебной задачи;
и(или) с критериями оценки;
и(или) со способами выполнения;
выявления позитивных и негативных факторов, повлиявших на выполнение;
постановки новых личных учебных задач.
Личностный смысл учения и
рефлексия: модели и формат заданий
Слайд 62
Личностный смысл учения и рефлексия:
оценка (кодировка) заданий
КОД:
1
Задание для работы в группе.
Изучите предоставленные материалы и подготовьте видеопрезентацию – рекламный буклет «Достойные внимания знаки препинания».
Как вы считаете, станет ли полезным Ваш буклет одноклассникам?
Что бы вы сделали иначе в другой раз?
4
3
Оцените подготовленную Вами презентацию.
2
Необходимо дополнить:
Слайд 63
63
Особенности учебных заданий, направленных на формирование способности к самоорганизации и саморегуляции
Слайд 64
«Хорошее» задание наделяет учащихся функциями самостоятельно:
планировать выполнения задания:
состав работ и/или
обязанности и/или
время;
информационные ресурсы;
отслеживать и контролировать
продвижение в выполнении задания;
качество его выполнения.
Самоорганизация и саморегуляция:
требования к «хорошему» заданию
многошаговое,
длительное
(несколько этапов,
рассчитано на
неделю и более)
Включает
требования
и критерии
оценки
«Хорошее» задание - как правило, долгосрочный индивидуальный или групповой проект
Слайд 65
Самоорганизация и саморегуляция:
оценка (кодировка) заданий
КОД:
1
Задание 2. Примите участие в конкурсе … (например, на лучший сценарий, иное …).
Необходимо добавить:
Критерии оценки
а) Критерии оценки прилагаются.
б) Разработка критериев оценки состоится…
Планирование
К конкурсу допускаются учащиеся, предста-вившие а) план работ, б) примерный список ресурсов
3-4
Задание 1. Напишите план проведения экскурсии (опыта, праздника …)
2
Слайд 66
66
Особенности учебных заданий, направленных на формирование готовности и способности к сотрудничеству
Слайд 67
67
«Хорошее» задание – всегда групповое или парное, оно требует
совместной работы учащихся с одноклассниками, взрослыми или учащимися других классов, в том числе – принятия согласованных решений, например:
о важных особенностях или требованиях к проекту/дизайну/…;
о способах выполнения задания;
о распределении обязанностей, координации усилий;
разделения ответственности за конечный результат, осуществление взаимного контроля;
создания общего продукта из взаимосвязанных частей
Сотрудничество:
модели и формат заданий
Слайд 68
Сотрудничество:
оценка (кодировка) заданий
КОД:
1
Задание 1. Подготовь для выставки плакат (экспонат, заметку …)
Договоритесь о требованиях к экспонатам, оформлению залов: …
3
Задание 2. Выполните задания теста и осуществите взаимопроверку
2
Задание 3. Подготовка групповой презен-тации (например, «Альбом правил русского языка» и т.п.). Требования к шаблонам: …
4
Задание 4. Виртуальный музей (забытых слов, заимствованных слов…).
Срок открытия музея: …
3
Слайд 69
69
Особенности учебных заданий, направленных на формирование КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ
Слайд 70
70
Коммуникация:
модели и формат заданий
«Хорошее» задание требует участия в диалоге, создания собственного высказывания или текста, для которого заданы, или известны заранее, или определены учащимися самостоятельно, основные параметры :
коммуникативная задача (КТО, КОМУ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ говорит или пишет);
тема и предмет (ЧТО говорит или пишет);
формат: жанр, объем, структура, особенности построения … (КАК говорит или пишет)
Слайд 71
71
Коммуникация:
пример задания
Эта фотография сделана в путешествии по тундре
Представь, что ты тоже путешествовал по тундре.
Расскажи другу о том, что ты увидел во время своей поездки.
В своем рассказе обязательно укажи:
какие растения можно встретить в тундре;
какие животные там обитают
чем занимаются жители тундры.
Слайд 72
72
Особенности учебных заданий, направленных на использование
ИКТ в учебном процессе в целях
обучения и развития
Слайд 73
73
Использование ИКТ для обучения:
модели и формат заданий
«Хорошее» задание требует такого использования ИКТ, которое способствует:
приобретению новых знаний на основе поиска и обработки информации;
формированию всех ключевых навыков (сотрудничества, коммуникации; саморегуляции и т.д.)
достижению более сложных ИКТ-навыков;
выполнению ранее недоступных на уроке действий, операций
Слайд 74
Пример “хороших” заданий
Групповой проект «Наши друзья-словари» или «Влияние мультипликационных фильмов на речь школьников».
Это учебное задание выполняется с использованием ИКТ и способствует формированию навыков самостоятельного приобретения знаний, сотрудничества, решения проблем, саморегуляции и самооценки.
Слайд 75
ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА по ФГОС
Слайд 76
ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ УРОКА
1. ПЛАНИРОВАНИЕ и анализ новых образовательных результатов (личностных, предметных, метапредметных)
2. ПОДБОР видов учебной деятельности, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов
3. ВЫБОР средств обучения, в том числе средств ИКТ
Слайд 77
КОМПОНЕНТЫ УРОКА
1
ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВОЙ
Совокупность целей и задач учебного процесса в ИОС
2
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
Вся необходимая информация относительно стратегий, форм, программ, и технологий обучения
3
ИНФОРМАЦИОННЫЙ
Информация, положенная в основу учебной деятельности
4
КОММУНИКАЦИОННЫЙ
Формы взаимодействия между участниками учебного процесса
5
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
Средства обучения, используемые в ИОС
Слайд 78
Основные этапы урока
Проблематизация, актуализация, мотивация
Итог: осознание проблемы, самостоятельная постановка учебной задачи
Цель: “включение” в учебную деятельность
Как правило:
фронтальная работа учителя с классом,
обсуждение ведет учитель
учебные ситуации: игры, проблемные вопросы, инсценировки и т.д.
ИКТ: работа с готовыми ЭОР (наблюдение, сериация и т.п.)
Слайд 79
Варианты формулировки учебной задачи учащимися
Тема: «Обращение»
Ход урока.
I Организационный момент.
II. Сообщение темы урока «Обращение».
У. Ребята, а кто знает, что такое обращение?
Сформулируйте учебную задачу.
Д. Узнать, что такое обращение?
Слайд 80
Основные этапы урока
2. Первичное ознакомление
Итог: осознание смыслов, самостоятельное “открытие” нового знания
Цель: “включение” в целенаправленное действие
Как правило:
работа в парах, малых группах,
учитель – консультант, участник, организатор
учебные ситуации: дидактическая игра, исследование
ИКТ: работа с готовыми ИКТ-ресурсами (наблюдение, сериация, поиск информации, установление соответствие и т.п.)
Слайд 81
Основные этапы урока
2. Первичное ознакомление
Итог: осознание смыслов, самостоятельное “открытие” нового знания
Цель: “включение” в целенаправленное действие
Как правило:
работа в парах, малых группах,
учитель – консультант, участник, организатор
учебные ситуации: дидактическая игра, исследование
ИКТ: работа с готовыми ИКТ-ресурсами (наблюдение, сериация, поиск информации, установление соответствие и т.п.)
Слайд 82
Основные этапы урока
3. Отработка и закрепление
Итог: освоение нового знания/ способа действий на уровне исполнительской компетенции
Цель: “включение” в тренировочную деятельность
Как правило:
самостоятельная работа – индивидуальная, в парах, группах и взаимооценка, с обязательным обсуждением
учитель – консультант, участник, модификатор
учебные ситуации: “Проверь себя”, “Составляем инструкцию” , “Делаем памятку” и. т.д.
ИКТ: работа с тренажерами, ИКТ-ресурсами и инструментами
Слайд 83
Основные этапы урока
4. Обобщение, систематизация, применение
Итог: освоение нового знания/способа действий на уровне их произвольного использования в ситуации максимально приближенной к реальной, интеграция и перенос знаний
Цель: “включение” в продуктивную деятельность
Как правило:
проектная деятельность с последующей презентацией
учитель – консультант, участник, организатор
учебные ситуации: “Составляем обобщающую таблицу”, “Виртуальный музей/путешествие” , “Летопись …”, “Составляем электронное пособие”, “Подарки” и. т.п.
ИКТ: работа с инструментами ИКТ с целью создания новых объектов
Слайд 84
Основные этапы урока
Обратная связь: диагностика, контроль, само- и взаимооценка, формирующая оценка, рефлексия
Цель (для учителя): получение данных для корректировки и/или индивидуализации обучения
Цель (для ученика): самоопределение, постановка личных и познавательных задач
Может быть как самостоятельным этапом занятия, так и частью иного этапа
Слайд 85
Итоги урока.
Домашнее задание.
Рефлексия.
Слайд 86
Итоги урока
Какую УЗ мы ставили в начале урока. Встаньте, кто считает, что решил поставленную задачу.
Как оценивали себя на протяжении урока после каждого задания, подведите итог и оцените себя за весь урок.
Слайд 87
87
Проектирование учебного процесса,
направленного на достижение
итоговых результатов
Цель: ежедневное, последовательное «пошаговое» достижение итоговых планируемых результатов
Средство: подбор учебных заданий и учебных ситуаций
Слайд 88
1) проектировать систему тематических и текущих планируемых результатов
2) подбирать и самостоятельно составлять учебные задания
3) корректировать – в частности индивидуализировать, перефразировать –
текст обучающих учебных заданий с учетом результатов «экспресс-диагностики», результатов формирующей и тематической оценки
Что значит для учителя
“работать на конечный результат”?
Слайд 89
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Слайд 90
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!