Презентация - Опорные схемы и алгоритмы на уроках Русского языка в 5-8 классах (по технологии интенсивного обучения В.Ф. Шаталова)

Нажмите для просмотра
Опорные схемы и алгоритмы на уроках Русского языка в 5-8 классах (по технологии интенсивного обучения В.Ф. Шаталова)
Распечатать
  • Уникальность: 98%
  • Слайдов: 34
  • Просмотров: 1612
  • Скачиваний: 940
  • Размер: 2.56 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
На весь экран

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Опорные схемы и алгоритмы на уроках Русского языка в 5-8 классах (по технологии интенсивного обучения В.Ф. Шаталова), слайд 1
Опорные схемы и алгоритмы на уроках русского языка в 5-8 классах (по технологии интенсивного обучения В.Ф. Шаталова)

Слайд 2

Опорные схемы и алгоритмы на уроках Русского языка в 5-8 классах (по технологии интенсивного обучения В.Ф. Шаталова), слайд 2

Строение
Главные члены предложения
подлежащее
сказуемое
Признак предмета речи;
то, что говорится о подлежащем
то, о чем говорится в предложении
Предмет речи;
Сущ. в И.п., глагол в НФ, местоимение, сл./соч.
Глагол, сущ. в И.п., прилагательное
сущ. кр. прилаг. кр. прилагательные мест. Мальчик был рад. Земля велика и прекрасна. Я стану сущ. сущ.И.п. И.п. глагол н.ф. отличником. Пушкин – великий поэт. Жить – значит бороться.

Слайд 3

Опорные схемы и алгоритмы на уроках Русского языка в 5-8 классах (по технологии интенсивного обучения В.Ф. Шаталова), слайд 3

предложения
Второстепенные члены предложения
обстоятельство
определение
дополнение
(какой? чей?)
(значения косв. падежей)
(место, цель, время, причина, способ Д.): где? когда? откуда? как? зачем? почему?
характеристики события
признак предмета
предмет
Прилагательное
Падежная форма сущ.
Наречие, сущ., чаще с предлогом
сл/соч. как? каких? кого? (В.п.) сущ. в И.п. Мы с мамой очень любим домашних животных. Учитель стал какую? что?(В.п) где? Сущ. И.п. какое? сущ. в И.п. объяснять новую тему в классе. Сварка – опасное занятие.

Слайд 4

Опорные схемы и алгоритмы на уроках Русского языка в 5-8 классах (по технологии интенсивного обучения В.Ф. Шаталова), слайд 4
Предложение. Сложное предложение.
а, и, но да или когда где, что чтобы потому что…
*смысл *интонация.?! *ГО
п р е д л о ж е н и е
в ы с к а з ы в а н и е
,
Я пошел в школу
Когда
я пошел в школу
,
мне было семь лет
1 событие = простое
2≤ событий = сложное
Однородные члены. Обращение. Прямая речь
О, ...?! … ,О, …?! … ,О.?!
А: «П».?!
1.
и или
«П», ?! - а.
а но
2.
,
*зват. инт-ция *называет, характеризует *сущ. в И.п. *ЧП
«П, - а, - п».
:
3.
,

Слайд 5

Опорные схемы и алгоритмы на уроках Русского языка в 5-8 классах (по технологии интенсивного обучения В.Ф. Шаталова), слайд 5
Фонетика (…звуки речи)
-.преграда.+
голос.образован..голос+шум
+.слог.-
гласные
согласные
Как участвуют голосовые связки?
Как произносятся?
Активно, < голос→.<шум→.=шум→
[М], [Н], [Л], [Р], [ j ].[В].[Б].[З].[Д].[Ж]
[Ф].[П].[С].[Т].[Ш]
.[Ч, Щ, Ц]
Долго, с силой →ударные
Кратко, неотчетливо → безударные
сонорные
звонкие
глухие
[А, О, У, Ы, И, Э]
Двойная роль букв е, ё, ю, я
Обозначает мягкость согл. : МЮсли [М'Усли]
В начале слова, после гл., Ь, Ъ обозначает два звука : Юла [jУла]
При произношении поднимается ли средняя часть языка к нёбу?
Да →мягкие, н/п - [j, Ч, Щ]
Нет→твердые, н/п - [Ж, Ш, Ц]
позиции.сильная.слабая
гласные..Качественное изменение гласного: кОрова[кАрова]
согласные.Перед гласным, сонорн..Оглушение на конце слова: луК =луГ [ЛУК].Озвончение: СБежать[З].Слияние на стыке морфем: деТСкий [Ц].Выпадение звука (непроизносимые согл.: сеРДЦе [РЦ]
/
/

Слайд 6

Опорные схемы и алгоритмы на уроках Русского языка в 5-8 классах (по технологии интенсивного обучения В.Ф. Шаталова), слайд 6
Фонетика (зв.)
=
= |
Ротовая полость
воздух
Ш У М
Ааа
Ааа
±
У-да-РЕ-ни-е
(_ (_ (_ (_
Мягк./тв.[ч’, щ’, j’, ж, ш, ц] Глух./звонк./сонорн.˂р, н,л,н, j˃
разноместн.
смысл. - зАмОк формы – ОкнА (И. -Р.п.)
˂о,а,э˃ запрАвка (тв.согл.) 1-^ 2-Ъ Ч’асы[иэ], ч’асовой [Ь]
пироГ [к] – оглуш. СДоба [з] – озвонч. СШить [ш] – сокращ. сеРДЦе [д] – выпад.
объЕди[н’Э]ниЕ
е ё ю я
звукопись
[jэ]

Слайд 7

Опорные схемы и алгоритмы на уроках Русского языка в 5-8 классах (по технологии интенсивного обучения В.Ф. Шаталова), слайд 7
Правописание гласных в корнях с чередованием
лаг
лож
излагать -изложу
ст
рос
ра
выращу - вырос
щ
искл.:
росток, Ростов, Ростислав, отрасль, ростовщик и однокоренные им

Слайд 8

Опорные схемы и алгоритмы на уроках Русского языка в 5-8 классах (по технологии интенсивного обучения В.Ф. Шаталова), слайд 8

Правописание гласных в личных окончаниях глаголов
/
- ить
другие
НФ гл.
делать? сделать?
что
е
И
т
-у -ю
-а -я
т
3 л. мн. ч.
3 л. мн. ч.
искл.
пилить – пилишь, пилят
писать – пишешь, пишут
Слышать, видеть, ненавидеть, И зависеть, но терпеть, Гнать, держать, дышать, обидеть, И ещё смотреть, вертеть
брить, стелить

Слайд 9

Опорные схемы и алгоритмы на уроках Русского языка в 5-8 классах (по технологии интенсивного обучения В.Ф. Шаталова), слайд 9

склонение существительных
1 скл. м.р, ж.р -
2 скл. м.р, ср.р. -
3 скл. ж.р. -
о е,
а я
дочь
сын
И.п.
мама, папа
кто? что?
й
и
Р.п.
и
кого? чего?
у дедушк
е
к акци
Д.п.
я
кому? чему?
дочери
е
В.п.
кого? что?
и
Т.п.
кем? чем?
о сыне
П.п.
о ком? о чём?

Слайд 10

Опорные схемы и алгоритмы на уроках Русского языка в 5-8 классах (по технологии интенсивного обучения В.Ф. Шаталова), слайд 10

Правописание суффиксов причастий
С
Д
предмет
НФ гл.
-у -ю
щ
-ем
1 спр.
читающий – читать - читаемый
2 спр.
-им
-а -я
щ
хранящий – хранить - хранимый

Слайд 11

Опорные схемы и алгоритмы на уроках Русского языка в 5-8 классах (по технологии интенсивного обучения В.Ф. Шаталова), слайд 11
Основные способы словообразования
морфологические
неморфологические
¬
Морфолого-синтаксический(переход из одной части речи в другую)
Переходить←пере+ходить
^
Ванная, закусочная, мороженое
Городской←город+ск
Лексико-синтаксический (слияние словосочетания)
¬+^
Пригорок←гор+при+ок
быстрорастворимый←быстро +растворимый, вялотекущий
-^
Выход 0←выход-и-ть
…+...
основ+О/Е
начальных букв или звуков
слов
части слова + слова
сочетание слов
кресло-кровать, сестра-хозяйка
землекоп,водолаз
древнерусский← Древняя Русь
авиаперелет, пол-листа
ГАИ, МВД

Слайд 12

Опорные схемы и алгоритмы на уроках Русского языка в 5-8 классах (по технологии интенсивного обучения В.Ф. Шаталова), слайд 12
Правописание гласных И-Е в чередующихся корнях
*/п/м/д/т
И
б* бл ст ж ч
е
р ст л г т
б* бл ст ж ч
р ст л г т
а
кас
кос
Помни правило Иа!
Прикасаться, блистать, замирал
Прикоснуться, блестеть, замереть
Искл. : сочетание

Слайд 13

Опорные схемы и алгоритмы на уроках Русского языка в 5-8 классах (по технологии интенсивного обучения В.Ф. Шаталова), слайд 13
Правописание гласных И-Ы после приставок
Ы
И
Игра - розыгрыш
ИНОЯЗ.: супер… контр… дез… гипер… интер…
…+...
Но!
сверх меж
мединститут

Слайд 14

Опорные схемы и алгоритмы на уроках Русского языка в 5-8 классах (по технологии интенсивного обучения В.Ф. Шаталова), слайд 14
Правописание гласных О-Е после шипящих
ё
о
шёпот - шепчет
чередование звуков
искл.: шоссе, шоколад и др. инояз.
Шоколад, шофёр, крыжовник,  шов, шоссе, обжора, шорник, капюшон, жокей, пижон, шорох, чокаться, рожон, чопорный, жонглёр, чащоба, шорты, шомпол и трущоба, трещотка, ранчо и боржом, Печорин, Щорс и мажордом.
о
е
причастие, отглаг. сущ.
Медвежонок , горшочек, сушёный (образовано от прич.), жжёнка (отглаг. сущ.), кольцом

Слайд 15

Опорные схемы и алгоритмы на уроках Русского языка в 5-8 классах (по технологии интенсивного обучения В.Ф. Шаталова), слайд 15
Правописание приставок ПРЕ и ПРИ
пре
при
соединение ближение близость неполнота действия
очень
пере
сомнит. ? – словарь, этимология
привилегия, приоритет, приветливый, прихотливый приключение, причуда
президент, прерогатива препятствие, пренебрегать преследовать

Слайд 16

Опорные схемы и алгоритмы на уроках Русского языка в 5-8 классах (по технологии интенсивного обучения В.Ф. Шаталова), слайд 16
Правописание приставок на –З и -С
в, на, за, об, о, с, про, над, пере и др.
... з
традиция
звонк., сонорн.
... с
чрес//з нис//з вос//з рас//з бес//з ис//з
з
глух.
Рассмеяться – развезти, обмолоть (традиц.), сходить (нет приставки –з)

Слайд 17

Опорные схемы и алгоритмы на уроках Русского языка в 5-8 классах (по технологии интенсивного обучения В.Ф. Шаталова), слайд 17
Правописание суффиксов глагола
НФ П.в.
Н. Б.
-гл.
ть
В
таять таял
-гл.
л
ВАЮ
ВА
-ы -и
-ы -и
Задумываю - задумывать
-у -ю
Ю
-о -е
ВА
Танцую - танцевать

Слайд 18

Опорные схемы и алгоритмы на уроках Русского языка в 5-8 классах (по технологии интенсивного обучения В.Ф. Шаталова), слайд 18
правописание суффиксов существительных
в ост. случаях
- ЧИК -
после
з
- ЩИК -
д
с
т
смазчик
каменщик
замочек(а)
ключик(а)

Слайд 19

Опорные схемы и алгоритмы на уроках Русского языка в 5-8 классах (по технологии интенсивного обучения В.Ф. Шаталова), слайд 19

Ь после шипящих
НФ гл.
-ться
-ся -те
Ь

ш
-ться

повелит.накл.
Отрежь(повел.накл.),катается(3 л.),буду кататься(НФ)
сущ. 3 скл.: рожь, дочь
Ь
Наречие: сплошь, невмочь Искл.: уж, замуж, невтерпеж
ш
частицы: лишь, бишь, вишь, ишь

Слайд 20

Опорные схемы и алгоритмы на уроках Русского языка в 5-8 классах (по технологии интенсивного обучения В.Ф. Шаталова), слайд 20
Формы глагола
Д Е Е П Р.
П Р И Ч.
СПРЯГ. Ф.ГЛ.
Н Е И З м Е
Род число падеж
время, вид, -СЯ, З.С.
прил.
нареч.
какая?
еончовабод
признак по
признак по
Д Е Й С Т В И Е
Лодка, /подгоняемая ветром/, быстро неслась по волнам.
(как?)
Он писал, наклонив голову.
/Подгоняемая ветром/ лодка быстро неслась по волнам.

Слайд 21

Опорные схемы и алгоритмы на уроках Русского языка в 5-8 классах (по технологии интенсивного обучения В.Ф. Шаталова), слайд 21
Н и НН в словах разных частей речи
причастие
прилагательное
¬
от глагола
от сущ.
кроме НЕ
^
о е
ВА
НН
-н+н
И С К Л
СВ
а я и
Н
НН
Н
о е
НСВ*
НН
прич. + З.С.
ветреный
*И С К Л
Медленный, деланный, священный, желанный, нечаянный, чеканный негаданный, нежданный неслыханный, невиданный, данный
кр.ф.
Н
оловянный, деревянный, стеклянный
наречие
Кр.ф. = полн.ф. (кроме м.р.)
Н(Н) = Н(Н)
нареч. ← прилаг.

Слайд 22

Опорные схемы и алгоритмы на уроках Русского языка в 5-8 классах (по технологии интенсивного обучения В.Ф. Шаталова), слайд 22

Слайд 23

Опорные схемы и алгоритмы на уроках Русского языка в 5-8 классах (по технологии интенсивного обучения В.Ф. Шаталова), слайд 23

Морфологический разбор гл.
I. Ч.р, (?), действие II. НФ (что сДелать?), спр., вид, число, наклонение, время, лицо (для Н.в., Б.в.), род (П.в.), перех./не~, возврат./не~. III. ЧП

Слайд 24

Опорные схемы и алгоритмы на уроках Русского языка в 5-8 классах (по технологии интенсивного обучения В.Ф. Шаталова), слайд 24

Морфологический разбор сущ.
I. Ч.р, (?), предмет II. НФ (И.п.), род, число, падеж, склонение, одуш./не~, собств./нариц. III. ЧП

Слайд 25

Опорные схемы и алгоритмы на уроках Русского языка в 5-8 классах (по технологии интенсивного обучения В.Ф. Шаталова), слайд 25

Морфологический разбор прилаг.
I. Ч.р, (?), признак предмета II. НФ (какой?), число, род, падеж, разряд (кач., относит., притяж.), полн./кр. ф. , степень сравнения III. ЧП

Слайд 26

Опорные схемы и алгоритмы на уроках Русского языка в 5-8 классах (по технологии интенсивного обучения В.Ф. Шаталова), слайд 26
Причастие как форма глагола
Прилагательное
Причастие
Глагол
Род, число, падеж
Время, вид, возвратность
Действительные (САМ→ предмет) -ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ- - Н.в. -вш-/-ш- - П.в.
Страдательные (предмет ← КЕМ?) -ом-/-ем-/-им- - Н.в. -енн-/-нн- /-н-, -т- - П.в.
По темному небу, (1) /усеянному тысячами звезд/, вспыхивали (2)/едва уловимые/ зарницы.
1) ,/ /, …
2) …/ / …

Слайд 27

Опорные схемы и алгоритмы на уроках Русского языка в 5-8 классах (по технологии интенсивного обучения В.Ф. Шаталова), слайд 27

Морфологический разбор причастия
НФ – какой?
I. Особая форма глагола – причастие, (?), признак предмета по действию
вид
возвратность
вид
д
в р е м я
с
II. Признаки глагола
Признаки прилагательного
род число падеж
III. Синтаксическая роль

Слайд 28

Опорные схемы и алгоритмы на уроках Русского языка в 5-8 классах (по технологии интенсивного обучения В.Ф. Шаталова), слайд 28
Правописание НЕ- и НИ-
НЕ ветер бушует над морем…
О Т Р И Ц А Н И Е
усилеНИе
В саду не слышно ни звука.
*+НЕ, нет….
*+смысл
*ни - ни
Он НЕ мог НЕ сделать этого = Он сделал это.
На улице нет ни машин, ни прохожих.
*только, уж
!?
*+ кто, что, куда, как….
Где он только не бывал!
Куда ни взглянешь, всюду просторы.
/
*местоимения
куда, кто, откуда
куда, кто, откуда
НЕ
НИ
Запомни:
Ни жив ни мертв, ни днем ни ночью, ни свет ни заря, ни то ни сё, ни больше ни меньше, сам не свой, не ровён час, не велика птица, свет не мил, не сегодня-завтра

Слайд 29

Опорные схемы и алгоритмы на уроках Русского языка в 5-8 классах (по технологии интенсивного обучения В.Ф. Шаталова), слайд 29
Тире между подлежащим и сказуемым
сравн. союз
Сущ. – сущ.
+
-
НЕ
Сущ. – НФ гл.
Мест.
НФ гл. – НФ гл.

Слайд 30

Опорные схемы и алгоритмы на уроках Русского языка в 5-8 классах (по технологии интенсивного обучения В.Ф. Шаталова), слайд 30
Обособленные члены предложения

Слайд 31

Опорные схемы и алгоритмы на уроках Русского языка в 5-8 классах (по технологии интенсивного обучения В.Ф. Шаталова), слайд 31
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОБОСОБЛЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ВСЕХ ВИДОВ.

Слайд 32

Опорные схемы и алгоритмы на уроках Русского языка в 5-8 классах (по технологии интенсивного обучения В.Ф. Шаталова), слайд 32

Порядок слов: постпозиция (инверсия) и дистантное положение по отношению к определяемому слову: Ведёрко, полное росы, я из лесу принёс.
Добавочное обстоятельственное значение (причины, уступки): Даже заболевшая, мать ходила на работу.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОБОСОБЛЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ВСЕХ ВИДОВ
Связь с личным местоимением: Он, отличный врач, очень помог мне.
Дополнительная характеристика предмета: Парень, в бейсбольной кепке, всё время оглядывался.

Слайд 33

Опорные схемы и алгоритмы на уроках Русского языка в 5-8 классах (по технологии интенсивного обучения В.Ф. Шаталова), слайд 33
Алгоритм выделения причастного оборота

Слайд 34

Опорные схемы и алгоритмы на уроках Русского языка в 5-8 классах (по технологии интенсивного обучения В.Ф. Шаталова), слайд 34
Алгоритм выделения деепричастного оборота
^ Наверх
X

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.