Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Опорные схемы и алгоритмы на уроках русского языка в 5-8 классах (по технологии интенсивного обучения В.Ф. Шаталова)
Слайд 2
Строение
Главные члены предложения
подлежащее
сказуемое
Признак предмета речи;
то, что говорится о подлежащем
то, о чем говорится в предложении
Предмет речи;
Сущ. в И.п., глагол в НФ, местоимение, сл./соч.
Глагол, сущ. в И.п., прилагательное
сущ. кр. прилаг. кр. прилагательные мест.
Мальчик был рад. Земля велика и прекрасна. Я стану
сущ. сущ.И.п. И.п. глагол н.ф.
отличником. Пушкин – великий поэт. Жить – значит
бороться.
Слайд 3
предложения
Второстепенные члены предложения
обстоятельство
определение
дополнение
(какой? чей?)
(значения
косв. падежей)
(место, цель, время, причина, способ Д.): где? когда? откуда? как? зачем? почему?
характеристики
события
признак предмета
предмет
Прилагательное
Падежная
форма сущ.
Наречие, сущ., чаще с предлогом
сл/соч. как? каких? кого? (В.п.) сущ. в И.п.
Мы с мамой очень любим домашних животных. Учитель стал
какую? что?(В.п) где? Сущ. И.п. какое? сущ. в И.п.
объяснять новую тему в классе. Сварка – опасное занятие.
Слайд 4
Предложение. Сложное предложение.
а, и, но
да
или
когда
где, что
чтобы
потому что…
*смысл
*интонация.?!
*ГО
п
р
е
д
л
о
ж
е
н
и
е
в
ы
с
к
а
з
ы
в
а
н
и
е
,
Я пошел в школу
Когда
я пошел в школу
,
мне было семь лет
1 событие = простое
2≤ событий = сложное
Однородные члены. Обращение. Прямая речь
О, ...?!
… ,О, …?!
… ,О.?!
А: «П».?!
1.
и
или
«П», ?! - а.
а
но
2.
,
*зват. инт-ция
*называет, характеризует
*сущ. в И.п.
*ЧП
«П, - а, - п».
:
3.
,
Слайд 5
Фонетика (…звуки речи)
-.преграда.+
голос.образован..голос+шум
+.слог.-
гласные
согласные
Как участвуют
голосовые связки?
Как произносятся?
Активно,
< голос→.<шум→.=шум→
[М], [Н], [Л],
[Р], [ j ].[В].[Б].[З].[Д].[Ж]
[Ф].[П].[С].[Т].[Ш]
.[Ч, Щ, Ц]
Долго,
с силой
→ударные
Кратко,
неотчетливо
→ безударные
сонорные
звонкие
глухие
[А, О, У, Ы, И, Э]
Двойная роль букв е, ё, ю, я
Обозначает мягкость согл. : МЮсли [М'Усли]
В начале слова, после гл., Ь, Ъ обозначает два звука : Юла
[jУла]
При произношении поднимается ли
средняя часть языка к нёбу?
Да →мягкие,
н/п - [j, Ч, Щ]
Нет→твердые,
н/п - [Ж, Ш, Ц]
позиции.сильная.слабая
гласные..Качественное изменение гласного: кОрова[кАрова]
согласные.Перед гласным,
сонорн..Оглушение на конце слова:
луК =луГ [ЛУК].Озвончение:
СБежать[З].Слияние на стыке морфем: деТСкий [Ц].Выпадение звука (непроизносимые согл.: сеРДЦе [РЦ]
/
/
Слайд 6
Фонетика (зв.)
=
= |
Ротовая полость
воздух
Ш
У
М
Ааа
Ааа
±
У-да-РЕ-ни-е
(_
(_
(_
(_
Мягк./тв.[ч’, щ’, j’, ж, ш, ц]
Глух./звонк./сонорн.˂р, н,л,н, j˃
разноместн.
смысл. - зАмОк
формы – ОкнА (И. -Р.п.)
˂о,а,э˃
запрАвка (тв.согл.)
1-^ 2-Ъ
Ч’асы[иэ], ч’асовой [Ь]
пироГ [к] – оглуш.
СДоба [з] – озвонч.
СШить [ш] – сокращ.
сеРДЦе [д] – выпад.
объЕди[н’Э]ниЕ
е
ё
ю
я
звукопись
[jэ]
Слайд 7
Правописание гласных в корнях с чередованием
лаг
лож
излагать -изложу
ст
рос
ра
выращу - вырос
щ
искл.:
росток, Ростов, Ростислав, отрасль,
ростовщик и однокоренные им
Слайд 8
Правописание гласных в личных окончаниях глаголов
/
- ить
другие
НФ гл.
делать?
сделать?
что
е
И
т
-у
-ю
-а
-я
т
3 л. мн. ч.
3 л. мн. ч.
искл.
пилить – пилишь, пилят
писать – пишешь, пишут
Слышать, видеть, ненавидеть,
И зависеть, но терпеть,
Гнать, держать, дышать, обидеть,
И ещё смотреть, вертеть
брить, стелить
Слайд 9
склонение существительных
1 скл.
м.р,
ж.р -
2 скл.
м.р,
ср.р. -
3 скл.
ж.р. -
о
е,
а
я
дочь
сын
И.п.
мама, папа
кто?
что?
й
и
Р.п.
и
кого?
чего?
у дедушк
е
к акци
Д.п.
я
кому?
чему?
дочери
е
В.п.
кого?
что?
и
Т.п.
кем?
чем?
о сыне
П.п.
о ком?
о чём?
Слайд 10
Правописание суффиксов причастий
С
Д
предмет
НФ гл.
-у
-ю
щ
-ем
1 спр.
читающий – читать - читаемый
2 спр.
-им
-а
-я
щ
хранящий – хранить - хранимый
Слайд 11
Основные способы словообразования
морфологические
неморфологические
¬
Морфолого-синтаксический(переход
из одной части речи в другую)
Переходить←пере+ходить
^
Ванная, закусочная, мороженое
Городской←город+ск
Лексико-синтаксический
(слияние словосочетания)
¬+^
Пригорок←гор+при+ок
быстрорастворимый←быстро
+растворимый, вялотекущий
-^
Выход 0←выход-и-ть
…+...
основ+О/Е
начальных букв
или звуков
слов
части слова
+ слова
сочетание
слов
кресло-кровать,
сестра-хозяйка
землекоп,водолаз
древнерусский← Древняя Русь
авиаперелет, пол-листа
ГАИ, МВД
Слайд 12
Правописание гласных И-Е в чередующихся корнях
*/п/м/д/т
И
б*
бл
ст
ж
ч
е
р
ст
л
г
т
б*
бл
ст
ж
ч
р
ст
л
г
т
а
кас
кос
Помни
правило Иа!
Прикасаться, блистать, замирал
Прикоснуться, блестеть, замереть
Искл. : сочетание
Слайд 13
Правописание гласных И-Ы после приставок
Ы
И
Игра - розыгрыш
ИНОЯЗ.:
супер…
контр…
дез…
гипер…
интер…
…+...
Но!
сверх
меж
мединститут
Слайд 14
Правописание гласных О-Е после шипящих
ё
о
шёпот - шепчет
чередование звуков
искл.: шоссе, шоколад и др. инояз.
Шоколад, шофёр, крыжовник, шов, шоссе, обжора, шорник, капюшон, жокей, пижон, шорох, чокаться, рожон, чопорный, жонглёр, чащоба, шорты, шомпол и трущоба, трещотка, ранчо и боржом, Печорин, Щорс и мажордом.
о
е
причастие, отглаг. сущ.
Медвежонок , горшочек, сушёный (образовано от прич.), жжёнка (отглаг. сущ.), кольцом
Слайд 15
Правописание приставок ПРЕ и ПРИ
пре
при
соединение
ближение
близость
неполнота
действия
очень
пере
сомнит. ? – словарь,
этимология
привилегия, приоритет,
приветливый, прихотливый
приключение, причуда
президент, прерогатива
препятствие, пренебрегать
преследовать
Слайд 16
Правописание приставок на –З и -С
в, на, за,
об, о, с,
про,
над,
пере
и
др.
... з
традиция
звонк.,
сонорн.
... с
чрес//з
нис//з
вос//з
рас//з
бес//з
ис//з
з
глух.
Рассмеяться – развезти, обмолоть (традиц.), сходить (нет приставки –з)
Слайд 17
Правописание суффиксов глагола
НФ
П.в.
Н.
Б.
-гл.
ть
В
таять
таял
-гл.
л
ВАЮ
ВА
-ы
-и
-ы
-и
Задумываю - задумывать
-у
-ю
Ю
-о
-е
ВА
Танцую - танцевать
Слайд 18
правописание суффиксов существительных
в ост. случаях
- ЧИК -
после
з
- ЩИК -
д
с
т
смазчик
каменщик
замочек(а)
ключик(а)
Слайд 19
Ь после шипящих
НФ гл.
-ться
-ся
-те
Ь
-и
ш
-ться
-е
повелит.накл.
Отрежь(повел.накл.),катается(3 л.),буду кататься(НФ)
сущ. 3 скл.: рожь, дочь
Ь
Наречие: сплошь, невмочь
Искл.: уж, замуж, невтерпеж
ш
частицы: лишь, бишь, вишь, ишь
Слайд 20
Формы глагола
Д
Е
Е
П
Р.
П
Р
И
Ч.
СПРЯГ.
Ф.ГЛ.
Н
Е
И
З
м
Е
Род
число
падеж
время,
вид, -СЯ,
З.С.
прил.
нареч.
какая?
еончовабод
признак по
признак по
Д
Е
Й
С
Т
В
И
Е
Лодка, /подгоняемая ветром/,
быстро неслась по волнам.
(как?)
Он писал, наклонив голову.
/Подгоняемая ветром/ лодка
быстро неслась по волнам.
Слайд 21
Н и НН в словах разных частей речи
причастие
прилагательное
¬
от глагола
от сущ.
кроме НЕ
^
о
е
ВА
НН
-н+н
И
С
К
Л
СВ
а
я
и
Н
НН
Н
о
е
НСВ*
НН
прич. + З.С.
ветреный
*И
С
К
Л
Медленный, деланный, священный, желанный, нечаянный, чеканный негаданный, нежданный
неслыханный,
невиданный, данный
кр.ф.
Н
оловянный, деревянный, стеклянный
наречие
Кр.ф. = полн.ф. (кроме м.р.)
Н(Н) = Н(Н)
нареч. ← прилаг.
Слайд 23
Морфологический разбор гл.
I. Ч.р, (?), действие
II. НФ (что сДелать?), спр., вид,
число, наклонение, время,
лицо (для Н.в., Б.в.), род (П.в.),
перех./не~, возврат./не~.
III. ЧП
Слайд 24
Морфологический разбор сущ.
I. Ч.р, (?), предмет
II. НФ (И.п.), род, число,
падеж, склонение,
одуш./не~, собств./нариц.
III. ЧП
Слайд 25
Морфологический разбор прилаг.
I. Ч.р, (?), признак предмета
II. НФ (какой?),
число, род, падеж,
разряд (кач., относит., притяж.),
полн./кр. ф. , степень сравнения
III. ЧП
Слайд 26
Причастие как форма глагола
Прилагательное
Причастие
Глагол
Род, число, падеж
Время, вид, возвратность
Действительные
(САМ→ предмет)
-ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ- - Н.в.
-вш-/-ш- - П.в.
Страдательные
(предмет ← КЕМ?)
-ом-/-ем-/-им- - Н.в.
-енн-/-нн- /-н-, -т- - П.в.
По темному небу, (1) /усеянному тысячами звезд/,
вспыхивали (2)/едва уловимые/ зарницы.
1) ,/ /, …
2) …/ / …
Слайд 27
Морфологический разбор причастия
НФ – какой?
I. Особая форма глагола – причастие, (?), признак предмета по действию
вид
возвратность
вид
д
в
р
е
м
я
с
II.
Признаки глагола
Признаки прилагательного
род
число
падеж
III. Синтаксическая роль
Слайд 28
Правописание НЕ- и НИ-
НЕ ветер бушует над морем…
О
Т
Р
И
Ц
А
Н
И
Е
усилеНИе
В саду не слышно ни звука.
*+НЕ, нет….
*+смысл
*ни - ни
Он НЕ мог НЕ сделать этого = Он сделал это.
На улице нет ни машин, ни прохожих.
*только, уж
!?
*+ кто, что, куда, как….
Где он только не бывал!
Куда ни взглянешь, всюду просторы.
/
*местоимения
куда, кто, откуда
куда, кто, откуда
НЕ
НИ
Запомни:
Ни жив ни мертв, ни днем ни ночью, ни свет ни заря, ни то ни сё, ни больше ни меньше, сам не свой, не ровён час, не велика птица, свет не мил, не сегодня-завтра
Слайд 29
Тире между подлежащим и сказуемым
сравн. союз
Сущ. – сущ.
+
-
НЕ
Сущ. – НФ гл.
Мест.
НФ гл. – НФ гл.
Слайд 30
Обособленные члены предложения
Слайд 31
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОБОСОБЛЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ВСЕХ ВИДОВ.
Слайд 32
Порядок слов: постпозиция (инверсия) и дистантное положение по отношению к определяемому слову: Ведёрко, полное росы, я из лесу принёс.
Добавочное обстоятельственное значение (причины, уступки): Даже заболевшая, мать ходила на работу.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОБОСОБЛЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ВСЕХ ВИДОВ
Связь с личным местоимением: Он, отличный врач, очень помог мне.
Дополнительная характеристика предмета: Парень, в бейсбольной кепке, всё время оглядывался.
Слайд 33
Алгоритм выделения причастного оборота
Слайд 34
Алгоритм выделения деепричастного оборота