Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Организация современного урока математики в средних и старших классах в условиях реализации ФГОС.
Антонова Татьяна Викторовна МБОУ «Инсарская СОШ №1», г. Инсар, Республика Мордовия
Слайд 2
Цель математического образования - интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, необходимых человеку для полноценной жизни в обществе.
Задачи – … пробудить личностный мотив, привить познавательный интерес к обучению, тягу к самосовер-шенствованию и проявлению творческой активности, "научить учащихся учиться".
Слайд 3
ФГОС
второго поколения
подходы
УУД
формирование
Активно-деятельностный
Системно-деятельностный
Развитие личности
Развивающее обучение - инструмент реализации ФГОС
Слайд 4
Обучение, которое, обеспечивая полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственно влияет на умственное развитие, и есть развивающее обучение.
И.С. Якиманская
Цель развивающего обучения – развитие личности учащегося, превращение его в субъект учения и собственной жизни.
Результат заключаются не в изменении предмета, с которым действует ученик, а в изменении последним самого себя в ходе учебной деятельности.
Слайд 5
Основные идеи РО Соотнесённость с идеями ФГОС
1. Идея учебной деятельности - Развитие личности на основе освоения УУД
- Умение учиться
- Формирование образа мира
- Освоение компетенций, обеспечивающих овладение новыми компетенциями
2. Идея обучения понятиям - Освоение системы учебных понятий
- На основе усвоения теоретических знаний их практическое применение
- Решение значимых жизненных задач
- От изолированного изучения системы научных понятий к включению содержания обучения в жизненные задачи
- Понимание учения как процесса порождения смыслов
Развивающее обучение - инструмент реализации ФГОС
Слайд 6
Основные идеи РО Соотнесённость с идеями ФГОС
3. Идея формирования способностей мышления - Содержание образования проектирует определённый тип мышления
- Формирование теоретического типа мышления в зависимости от содержания
- Умственная деятельность, основанная на диалектических принципах познания
-От обыденного к теоретическому
4. Идея учебной задачи и задачной формы организации обучения - Обучение способам деятельности
- Опыт решения ключевых и неизвестных задач
- Индивидуальные траектории обучения
- Самостоятельное решение неизвестных задач
-Умение решать жизненные задачи
- Проектные задачи
5. Идея коллективности учебной деятельности Учебное сотрудничество
- Индивидуальное обучение и сотрудничество
- Коллективные формы деятельности
- Коллективно-распределённая деятельность
Слайд 7
на высокий, но доступный уровень сложности ;
сознательное участие школьников в обучении;
работа учителя над умственным и общим развитием всех учащихся .
активная мыслительная деятельность школьника,
самостоятельное приобретение и применение знаний,
овладение способами действий
«микроплан»
«макроплан»
содержание и качество усвоенных знаний;
качество умений применять знания и умения;
качество осуществления умственной деятельности.
Об уровне развития школьников судят по комплексу признаков:
Слайд 8
Условия повышения
развивающего эффекта обучения
а) формирование предметных знаний и умений;
б) формирование приемов умственной деятельности;
в) овладение рациональными приемами учебной работы;
г) применение активных методов и форм обучения.
Основой развивающего обучения является проблемное обучение.
Слайд 9
Формирование предметных знаний и умений
Развивающая функция
присуща:
понятиям и теориям школьного курса;
предметным и общеучебным умениям и навыкам;
методологическим знаниям (о знаниях, о методах их приобретения, а о способах самоорганизации деятельности);
языку науки;
прикладным аспектам содержания.
Учебные приемы, способствующие развитию личности:
перенос усвоенных знаний и способов действий в новую ситуацию;
поиск новых способов деятельности;
самоуправление учебной деятельностью;
выполнение заданий на сравнение, классификацию, обобщение и др.
Слайд 10
Формирование и развитие интеллектуальных умений
Эвристические умения
Логические умения
Речевые умения
Слайд 11
Пример 1: Урок по теме «Сумма углов треугольника»
Проблемная ситуация (задание невыполнимое вообще): Постройте треугольник с углами 9000, 12000, 6000.
Побуждающий диалог.
Учитель: – Вы можете начертить такой треугольник? (Побуждение к осознанию противоречия.)
Ученик: – Нет, не получается! (осознание затруднения.)
Учитель: – Какой же вопрос возникает? (Побуждение к формулировке проблемы.)
Ученик: – Почему не строится треугольник? (Проблема как вопрос, не совпадающий с темой урока.)
Формулировка учебной проблемы.
Диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы.
– Начертите треугольник.
– Измерьте его углы транспортиром.
– Найдите сумму углов.
– Какие результаты у вас получились?
– К какому круглому числу приближаются ваши результаты?
– Что же можно предположить о сумме углов треугольника?
– Сверим вывод с учебником.
– А почему у вас получились неточные результаты?
Слайд 12
Пример 2: Исследовательская работа на уроке по теме «Признаки делимости на 3 и 9»
1. Представьте число 8535 в виде суммы разрядных слагаемых.
2. Каждое круглое число представьте в виде суммы двух слагаемых, одно из которых равно 1 (например: 100 = 99 + 1).
3. Раскройте скобки, применив распределительный закон
a·(b + c) = ( a·c + b·c ).
4. Пользуясь законами сложения, упростите полученное выражение, заключив в скобки слагаемые, не входящие в произведения. Выполните сложение в скобках.
5. Будет ли данное выражение делится на 3, согласно свойствам делимости суммы и произведения?
6. Подумайте, от делимости на 3 какого слагаемого будет зависеть делимость всего выражения?
7. Как получилось это слагаемое? Что это за цифры?
8. Попробуйте сделать вывод о том, когда число делится на 3? Сформулируйте правило.
9. Проверьте свой вывод по учебнику.
Слайд 13
Пример 3: Урок по теме « Формулы сокращенного умножения»
Прочитай выражения: (а-в)2; а2-в2; а2-2ав+в2.
Найди значение выражения при а=4, в=1; а=-3, в=2; а=-1, в= -5 .
Что ты замечаешь?
Проверь свою гипотезу для произвольно выбранных значений а и в. Объясни полученный вывод, используя графическую модель.
в
а
(а-в)²
в²
Слайд 14
Пример 4: Синквейны учащихся
Уравнения
Сложные, красивые;
Думать, терпеть, радоваться;
Уравнения важнее политики, политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно.
Наука.
Многочлен
Стандартный, трудный;
Умножать, складывать, трудиться;
Многочлены описывают многие процессы в жизни, сложенные воедино.
Сумма.
Слайд 15
Пример 5: Составить математическую модель к задаче.
Ни один полет не обходится без экспериментов, вот и вам предстоит выяснить:
Влияние невесомости на рост грибов.
Скорость роста гриба в теплую погоду на Земле равна 4мм/мин. На сколько бы вырос гриб и какова бы была его высота, если бы он рос с такой же скоростью 1час и его первоначальная высота была 10 мм?
Какова была бы высота такого же гриба, в космических условиях, если скорость роста его на станции увеличивается в 2 раза.
Какие перспективы этот эксперимент может дать на земле?
Решение задачи может быть предложено в двух вариантах.
Аналитическим способом и графическим способом.
Слайд 16
Пример 6: Задачи на проценты
В 6 классе 25 человек, отличники составляют 25%, от хорошистов. На сколько процентов отличников в классе меньше, чем хорошистов?
В 6 классе 25 человек, отличники составляют 25%, от хорошистов. На сколько процентов хорошистов больше, чем отличников?
Слайд 17
Графики зависимости
1.На одной координатной плоскости построй
графики зависимостей у=-2х+1 и у=-2х-3. Что ты наблюдаешь? Сформулируй гипотезу.
2.На одной координатной плоскости построй
графики зависимостей у=кх, при к=-1, к=-3, к=-1/3. Что ты наблюдаешь? Сформулируй гипотезу.
Слайд 19
ОТБОР
ПРОБЛЕМНЫХ
СИТУАЦИЙ
НАУЧНО-
МЕТОДИЧЕСКАЯ
БАЗА
IV ЭТАП
АГА – РЕАКЦИЯ
НАХОЖДЕНИЕ РЕШЕНИЯ
ПОЯВЛЕНИЕ НОВЫХ ЗУН, СУД
ПЕРЕВОД
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПРОБЛЕМНОЙ
СИТУАЦИИ В
ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ
СОЗДАНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПРОБЛЕМНОЙ
СИТУАЦИИ
ВВОДНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ
I ЭТАП
II ЭТАП
НАВОДЯЩАЯ
ИНФОРМАЦИЯ
III ЭТАП
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ
УЧИТЕЛЬ
УЧЕНИК
ПОИСК ПУТЕЙ
РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ.
ВЫДВИЖЕНИЕ,
ПРОВЕРКА
ГИПОТЕЗ
V ЭТАП
Реализация
РЕШЕНИЯ
СОЗДАНИЕ
ПРОДУКТА
РАЗВИТИЕ
ЛИЧНОСТИ
VI ЭТАП
КОНТРОЛЬ
ОТДАЛЕННЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОБУЧЕНИЯ
Технологическая схема
цикла проблемного обучения
Слайд 21
Качество образования (%)
Слайд 22
Результаты применения РО
самореализация
учащихся
мотивация
к учению
понимание радости
открытий
хороший уровень
знаний
100% выбор
элективных курсов
личностное
развитие
призовые места
в конкурсах
формирование
компетентностей
призовые места
в олимпиадах
Слайд 23
Результаты применения РО
Слайд 28
Школа – пространство мысли и творчества для будущего