Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
История культуры Алтая
История изучения археологических памятников Алтая
Слайд 2
Введение
Цель изучения: сохранение цивилизации, изучение своего региона,становление личности
История культуры - доказательство и пример развития человеческой мысли и деятельности
Гибель и рождение культуры - вечный круговорот сохранения цивилизации
Слайд 3
Культурные навыки и достижения передаются от человека к человеку, от семьи к семье, от поколения к поколению, от края к краю.
Слайд 4
Алтай - географический центр Азии
Скифы, тюрки, хунны, монголы, русские – «составляли как бы особый регион в культурной истории человечества, не менее важный, чем китайский или европейский.
Слайд 5
Впервые люди появились на территории Алтая около полутора миллионов лет назад. Ледниковый панцирь покрывал тогда огромные пространства Западной Сибири, поэтому все стоянки древних людей были расположены к югу от ледников, в прилегающих к ним заболоченных равнинах, холодных степях и лесостепях той эпохи — каменного века. Палеолит Алтайского края представлен стоянкой Карама, пещерами Окладникова и Денисова и др.
Слайд 6
В конце VI — начале III века до н. э. на территории Алтая появляются группы пришлого населения. Культура пришлого населения получила название «афанасьевской» — по названию горы в Красноярском крае, около которой был раскопан первый могильник, относящийся к этому периоду. Племена афанасьевцев расселялись по Алтаю по рекам Бии и Катуни на юге и по Оби на севере. Это были раннескотоводческие племена протоевропеидов, основой жизни которых было отгонное скотоводство.
Слайд 7
В I веке до н. э на Алтае существовала культура скифского типа, оставившая огромное количество уникальных памятников. Основным занятием населения Алтая того времени было скотоводство. Люди летом кочевали по равнинам и предгорьям, а с началом зимы отгоняли скот в горные долины. Оседлые племена Алтая в скифскую эпоху проживали в пределах от современной Кулунды на западе, до Кузнецкого Алатау на востоке и до Алтайских гор на юге.
Слайд 8
С конца III века — начала II веков до н. э. и до конца I века до н. э. Алтай находился в сфере влияния племенного союза хунну — предков гуннов, впоследствии покоривших многие европейские народы в процессе «великого переселения народов». Хунну создали первое в Центральной Азии раннеклассовое государство. Массовое передвижение кочевых племен на запад сильно изменило облик населения Алтая. В лесной зоне начинает складываться культура самодийского населения, западносибирских угров и раннетюркских элементов.
С конца XVI века население Алтая тесно сближается с племенами западных монголов-ойратов. В 1635 году ойраты объединились в единое обширное государство — Джунгарское ханство. Большая часть алтайских племен была включена в состав Джунгарии.
Слайд 9
Первооткрыватели древностей
Начало освоения Сибири.
Ермак Тимофеевич-1581-1585 гг.
Хан Кучум(г.Кашлык)
Купцы Строгановы
Слайд 10
Заселение русскими Верхнего Приобья и предгорий Алтая началось во 2-й половине XVII века. Освоение Алтая пошло после того, как для защиты от воинственных кочевников-джунгар были сооружены Бикатунская (1718), Белоярская (1717) и Бийская (1718) крепости.[1]
С целью разведки ценных месторождений руды снаряжались поисковые партии на Алтай. Первооткрывателями считают отца и сына Костылевых, позднее открытиями воспользовался уральский заводчик Акинфий Демидов.
Для разведки, Демидов посылает на Алтай своих приказчиков и мастеровых с Урала, которые подтвердили богатое содержание здешних руд. Кроме богатых руд, на Алтае были густые сосновые леса и многочисленные реки. Таким образом, имелись все условия для создания горнозаводской промышленности. 21 сентября 1729 года заработал — Колывано-Воскресенский завод.
Слайд 11
Первые сведения об Алтае
Начало 18 века. Отец и сын Костылевы. Петр 1. Главная задача – найти залежи медной руды.
Появление артелей кладоискателей – гробокопателей( «бугровщики» - древние курганы-бугры)
Методы их работы
Слайд 12
Научное изучение Древнего Алтая
Начало 19 века
Григорий Иванович Спасский –служитель горного ведомства Колывано-Воскресенского округа
Сохранил коллекцию бугровщиков, передал вещи в Исторический музей
Издавал краеведческий журнал «Сибирские древности
Слайд 13
Василий Васильевич Радлов
60-е годы 19 века –исследовал курганы Южной Сибири
Изучал культуру алтайских скотоводов скифско-сарматской культуры( 7-2 вв. до нашей эры)
Слайд 14
Пазырыкская культура
Выявлены в 1865 году В. В. Радловым при раскопках Берельского и Катандинского курганов . Свое название культура получила по памятнику в урочище Пазырык Улаганского района, где экспедицией академика С. И. Руденко были в 1929 году раскопаны усыпальницы племенной знати
Слайд 16
Сергей Иванович Руденко, Михаил Петрович Грязнов, Сергей Владимирович Киселев
20- е годы ХХ века
Исследовали знаменитые большие(«царские») курганы пазырыкской культуры( 5-3 века до нашей эры)
Слайд 17
Основным занятием населения было кочевое скотоводство. Знатных людей хоронили в деревянных срубах. Знатные пазырыкцы носили шёлковые рубахи, имевшие один покрой как для мужчин, так и для женщин, в погребениях же рядовых членов общества рубах обнаружено не было. Мужским элементом одежды были штаны, тогда как женщины носили трёхцветные юбки. Общей деталью гардероба для женщин и мужчин пазырыкцев были войлочные чулки, которые были удобны для верховой езды. Так же пазырыкцы носили меховые шубы, зачастую, выполненные мехом и вовнутрь, и наружу. Такие шубы имели войлочные аппликации-украшения, а также украшались ценными мехами, выкрашенными в синий цвет. Предположительно пазырыкская культура — продукт развития афанасьевской культуры. В антропологическом составе населения пазырыкской культуры выявляются три базовых компонента (европеоидный с высоким и широким лицом, монголоидный с невысоким лицом и монголоидный с высоким лицом). Вместе с родственными племенами тагарской культуры подверглись атакам прото-хунну.
Слайд 18
В силу климатических условий в захоронениях прекрасно сохранились мумии. На их кожу нанесена сложная татуировка — это наиболее древние уцелевшие образцы татуировки в мире. Кроме того, в отдельных курганах сохранились погребальная повозка высотой в три метра, многочисленные реалистичные фигурки зверей и птиц (в том числе из войлока), образцы текстилей, включая древнейший в мире ковёр. Находки руденковских экспедиций, большинство из которых датируется V в. до н. э., экспонируются в Государственном Эрмитаже
Слайд 23
Современные исследователи Алтая ХХ века
1.Алексей Павлович Окладников
2.Алексей Павлович Уманский
3.Юрий Федорович Кирюшин
Слайд 24
Охрана памятников истории и культуры
Каким образом в Алтайском крае охраняют памятники истории и культуры?
Прочитать текст учебника на стр.13 и ответить на этот вопрос
Слайд 25
Прочтите самостоятельно текст раздела «Это интересно» на стр.13-14
Слайд 26
Ответьте на вопросы:
1.Чем научное изучение курганов отличается от грабительских раскопок «бугровщиков»?
2.Назовите известных вам исследователей археологии Алтая
3.Почему важно сохранять памятники истории и культуры Алтая?