Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Автор: Филиппова И.В.
Учитель истории и обществознания
ФКОУ СОШ г.Чехов-2 МО
История железных дорог
Слайд 2
1. Зарождение и развитие железных дорог
2. История развития отечественных железных дорог в XIX – н. ХХ вв.
3. История Московской железной дороги
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ
Слайд 3
В Древнем Египте, Греции и Риме существовали колейные дороги, предназначавшиеся для перевозки по ним тяжелых грузов.
Примерно в 1738 г. быстро изнашивавшиеся деревянные рудничные дороги были заменены металлическими.
И вот в 1767 г. Ричард Рейнольдс уложил на подъездных путях к шахтам и рудникам стальные рельсы.
Постепенно рельсовые пути выходили за пределы рудничного двора. Их стали прокладывать до реки или канала, где груз перекладывался на суда и дальше перемещался водным путем.
Слайд 4
В 1803 г. Тревитик решил использовать свой автомобиль для замены конной тяги на рельсовых путях. Но конструкцию машины Тревитик изменил - он сделал паровоз.
Слайд 5
Человеком, который сумел проанализировать, обобщить и учесть весь предшествующий опыт в паровозостроении, был Джордж Стефенсон.
Слайд 6
В 1823 г. Стефенсон стал работать на строительстве первой в мире железнодорожной линии Стоктон - Дарлингтон
Слайд 7
Железнодорожный транспорт в России — одна из крупнейших железнодорожных сетей мира, существующая с 1837 года и насчитывающая более 87 тысяч километров железнодорожных путей.
Слайд 8
Российское правительство озаботилось вопросами прокладки железной дороги в начале XIX века. Базой для этого направления стал Департамент водных коммуникаций, созданный в 1798 году по утверждённому императором Павлом I проекту. Организацию возглавил Н. П. Румянцев.
Слайд 9
История железных дорог в России начинается с 1830-х годов. В 1834 году по приглашению горного ведомства в Россию прибыл австрийский инженер Франц фон Герстнер, который внёс императору Николаю I предложение о строительстве железнодорожной линии.
Слайд 10
Первые паровозы в России были построены русскими механиками и изобретателями, отцом и сыном Черепановыми — Ефимом Алексеевичем и Мироном Ефимовичем, работавшими на Нижнетагильских заводах и бывшими крепостными Демидовых. Черепановы занимались самообразованием, посещали заводы Петербурга и Москвы. За изобретательскую деятельность им была дана вольная.
Ефимом Черепанов
Мироном Черепанов
Слайд 11
Черепановыми было создано около 20 различных паровых машин, работавших на нижнетагильских заводах. В 1834 г. они построили первый русский паровоз, а в 1835 г. — второй, более мощный. Но вскоре Черепановы вынуждены были прекратить свои опыты. Хозяева предпочли дешёвый гужевой транспорт.
Слайд 12
В 1836 году император обнародовал указ о сооружении Царскосельской железной дороги. 30 октября 1837 г. дорога между Петербургом и Царским селом была официально открыта, а через полгода ввели в эксплуатацию участок дороги между Царским селом и Павловском. Первая российская дорога длиною в 25 вёрст, шириной колеи в 0,857 саженей (182,85 см) была построена за год и восемь месяцев.
Слайд 13
11 августа 1842 г. был образован Департамент железных дорог, в котором сосредоточились все распоряжения о постройке новой линии, а впоследствии и других рельсовых путей. В 1865 г. Главное управление было преобразовано в Министерство путей сообщения, которое, проводя курс на объединение железнодорожной сетью всей территории России
В начале 1870-х гг. в стране начался настоящий железнодорожный бум.
Слайд 14
1 февраля 1842 г. император подписал указ, в соответствии с которым предполагалось начать строительство Санкт-Петербурго-Московской железной дороги.
Строительство дороги началось летом 1843 г. на основе проекта П.П.Мельникова, Н.О.Крафта и А.Д.Готмана.
Трасса была построена за восемь с половиной лет и обошлась казне в 66 850 тыс. рублей серебром. Дорога носила название Санкт-Петербурго-Московская, а после кончины императора Николая I, в 1855 г., была переименована в Николаевскую. Дорога работает исправно по сегодняшний день вот уже более 150 лет.
Н.О.Крафт
П.П.Мельников
Слайд 15
26 января 1857 г. Александр II подписал указ о создании сети железных дорог. Для реализации намеченных планов было образовано Главное общество российских железных дорог с участием русского, французского, английского и немецкого банковского капитала.
К началу 1860-х гг. были построены первые участки московских железнодорожных направлений. В Москве появились Нижегородский, Ярославский и Курский вокзалы,
К 1865 г. протяжённость железных дорог России составила 3000 км.
Ярославский вокзал
Курский вокзал
Слайд 16
12 февраля 1891 г. члены Кабинета министров единодушно высказались за необходимость сооружения Транссиба. Руководили строительством опытные инженеры А.И.Урсати, О.П.Вяземский, К.Я.Михайловский, А.И.Меженинов и другие. Одновременно на стройке было задействовано более 100 тыс. рабочих; предварительная стоимость проекта определялась в 350 млн рублей золотом
А.И.Урсати
К.Я.Михайловский
О.П.Вяземский
Слайд 17
Транссиб проходит по территории двух частей света — Европы (1777 км) и Азии (почти 7512 км) — и пересекает материк Евразию с Запада на Восток.
Слайд 18
Ярким достижением русской инженерной мысли стала постройка мостов через крупные сибирские реки. Мостовой переход через Амур был назван современниками амурским чудом. Это сооружение, высотой 64 метра и длинной 2,6 км, строилось в 1913—1916 гг. по проекту инженеров Л.Д.Проскурякова и Г.П.Передерия.
Слайд 19
Л.Д.Проскуряков Г.П.Передерия.
Слайд 20
Во многом позитивные сдвиги в развитии железнодорожного транспорта в 1880—1890-е гг. были связаны с деятельностью С.Ю.Витте. Несмотря на то, что его служба в ведомстве путей сообщения была непродолжительной, ему удалось добиться реализации многих продуктивных идей. В частности, тарифное дело было поставлено под контроль государства (передано в Министерство финансов); была упразднена местная железнодорожная инспекция и утверждена общегосударственная служба, на которую возлагалось наблюдение за исполнением законов, инструкций и правил.
Слайд 21
Русское паровозостроение, начавшееся на Александровском заводе, развивалось самостоятельно под руководством русских инженеров.
С 1868 года уже работают Коломенский, Невский, Мальцевский и казённый Боткинский заводы. С 1897 года паровозостроением занялись Путиловский и Сормовский заводы.
Слайд 22
Географическое положение Москвы и ее экономические связи с другими регионами определили пересечение в ней первых железнодорожных путей.
были построены основные линии, вошедшие впоследствии в Московскую железную дорогу: Московско-Нижегородская, Московско-Рязанская, Московско-Курская, Московско-Ярославская, Московско-Брестская.
Московская железная дорога
Слайд 23
Московско-Нижегородская железная дорога
10 мая 1847 г. императорским указом было одобрено строительство дороги от Москвы до Нижнего Новгорода.
В первой половине мая 1858 г. были организованы работы на участке Москва-Владимир, а на участке Владимир - Нижний Новгород строительство развернулось с весны 1859 г.
Управляющий дорогой был И.Ф. Рерберга
Движение поездов по участку от Москвы до Владимира было открыто 14 июня 1861 года.
Второй участок - Владимир-Нижний Новгород был закончен 1 августа 1862 г.
Слайд 24
Московско-Рязанская железная дорога
Идея строительства была выдвинута Ф. А. Герстнером еще в 1841 г. В 1856 г. было образовано Общество Московско-Саратовской железной дороги. Учредителями выступали видные царедворцы: генерал-адъютант Н. Н. Анненков, генерал-адъютант С. А. Юрьевич, тайные советники М. Н. Жемчужников и К. И. Арсеньев и др.
Подряд получил Карл Федорович Фон Мекк.
Строительство линии 11 июня 1860 г. и шло ускоренными темпами. Весной 1863 г. началось строительство участка от Коломны до Рязани
Строительством моста через р. Оку. Руководил А. Е. Струве. 20 февраля 1865 г. капитальный мост был закончен.
К 20 июля 1862 г. все работы были закончены и дорога официально открыта для постоянного движения двух пассажирско-товарных поездов.
Слайд 25
Струве А.Е.
С. А. Юрьевич
Карл Федорович Фон Мекк
Слайд 26
Московско-Ярославская железная дорога
Федор Васильевич Чижов одним из первых выдвинул идею строительства стальной магистрали от столицы до Ярославля. Активным помощником Ф. В. Чижова стал Иван Федорович Мамонтов
В мае 1860 г. началось строительство участка дороги от Сергиева Посада
22 июля 1862 года, инженеры и строители совершили первый пробный выезд.
Строительство дороги началось 2 июля 1868 г. и продолжалось менее двух лет. В Ярославле, Ростове и Александрове были возведены паровозные депо.
Чижов Ф.В.
Мамонтов И.Ф.
Слайд 27
Московско-Курская железная дорога
8 июля 1865 г. вышло высочайшее повеление Александра II о строительстве дороги Москва-Курск на государственные средства. Возглавил строительство военный инженер полковник В. С. Семичев, его помощником был назначен А. И. Фалевич.
Дорогу разделили на 5 отделений: Москва - Серпухов, Серпухов - Тула, Тула - Скуратово, Скуратово - Орел и Орел - Курск.
17 сентября 1868 года участок Москва - Курск был полностью готов и мог осуществлять пассажирские и товарные перевозки.
С 1 января 1894 г. она именовалась Московско-Курская, Нижегородская и Муромская железная дорога
Слайд 28
Московско-Брестская железная дорога
В 1867 г. Смоленское земство получило "высочайшее повеление" провести исследование местности между Смоленском и Москвой "для соединения городов сих железною дорогою"
Дорога строилась одновременно от Смоленска и от Москвы.
В 1870 - 1871 гг. была построена линия Смоленск - Брест общей протяженностью 627 верст. Тогда же дорога получила название Московско-Бресткой.
19 сентября 1870 г. произошло торжественное открытие дороги, и первый поезд вышел из Смоленска в Москву. 20 сентября 1870 г. было открыто пассажирское и товарное движение от Москвы до Смоленска.
Слайд 30
Вторая половина XIX — начало XX века
Построенные в это время дороги были как казёнными (Николаевская, Московско-Нижегородская, Петербурго-Варшавская), так и частными (Рязано-Уральская). В это же время были созданы все существующие ныне вокзалы крупных городов.
Ещё одна стратегическая дорога — КВЖД — была построена на территории соседнего Китая.
Слайд 31
1917—1991 гг
После Октябрьской революции все частные железные дороги были национализированы. Управление сетью железных дорог было возложено на Наркомат путей сообщения, преобразованный позднее в Министерство путей сообщения СССР. Из числа крупнейших железнодорожных строек советского периода можно выделить Турксиб, Трансполярную магистраль, БАМ, «Малый БАМ».
БАМ
Турксиб
Слайд 32
1992—2003 гг
Правопреемником МПС СССР в части железнодорожной сети, находящейся на территории России, стало Министерство путей сообщения РФ. В 1990-е годы практически не строилось новых железных дорог, ухудшилось состояние вокзалов, пригородных поездов и поездов дальнего следования.
Слайд 33
Начало ХХI в.
В конце 2003 было вновь созданноОАО «Российские железные дороги».
Сеть железных дорог в северной и восточной частях страны остаётся скудной. Со многими регионами до сих пор нет железнодорожного сообщения
Слайд 34
В 2008 Правительство РФ утвердило Стратегию развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года,
Программа разбита на два этапа: 2008—2015 (1-й этап) и 2016—2030 (2-й этап).
Стратегия, в частности, предусматривает строительство 5,1 тыс км дорог на 1-м этапе и от 10,8 до 15,5 тыс. км — на втором этапе.
В случае реализации Стратегии общая протяжённость железных дорог России достигнет к 2030 величины от 102,9 до 107,6 тыс. км.