Презентация - Духовная жизнь в 20-е годы ХХ века

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Духовная жизнь в 20-е годы ХХ века
Распечатать
  • Уникальность: 94%
  • Слайдов: 19
  • Просмотров: 4908
  • Скачиваний: 2529
  • Размер: 0.61 MB
  • Класс: 9
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Духовная жизнь в 20-е годы ХХ века, слайд 1
Духовная жизнь в 20-е годы ХХ века.
Учитель истории и обществознания МАОУ «Гимназия № 7 имени святителя Питирима, епископа Тамбовского» Степанова Елена Валентиновна Тамбов

Слайд 2

Духовная жизнь в 20-е годы ХХ века, слайд 2
ПРОЛЕТАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Начало XX века характеризуется необычайно яркими и стремительно сменяющими друг друга событиями, в первую очередь на политической арене: революция, установление и укрепление власти партии большевиков, образование СССР - все это наложило заметный отпечаток на дальнейшее развитие литературы и искусства. Партия большевиков, стремясь упрочить свое положение за счет насаждения единой идеологии, централизовала управление образованием, наукой, искусством и культурой. Уже сразу после революции 1917 года по всей стране появилось множество различных литературных групп. Многие из них возникали и исчезали, даже не успевая оставить после себя какой-либо заметный след. Только в одной Москве в 1920 г. существовало более 30 литературных групп и объединений. Нередко входившие в эти группы лица были далеки от искусства. Так, например, была группа "Ничевоки", провозглашавшая: Наша цель – истончение поэтпроизведения во имя ничего».

Слайд 3

Духовная жизнь в 20-е годы ХХ века, слайд 3
В обилии группировок сказывались и разные художественные пристрастия, и идейное размежевание. Хотя руководство правящей партии с самого начала пыталось подчинить себе всю идеологическую жизнь страны, но в 20-е годы еще не была выработана и отработана "методика" такого подчинения. После окончания вооруженной гражданской войны, в условиях огромных материальных лишений, пролетарская литература Советского Союза сложилась в единое организованное целое. Первая Всесоюзная конференция пролетарских писателей (16 марта 1923 г.) объединила все литературные силы на единой идеологической основе, вокруг единой мощной организации. Пролетарская литература Советского Союза опиралась на массовое движение пролетариата и передовых элементов крестьянства, прежде всего крестьянской молодежи. Значительный успех пролетарской литературы был возможен только на основе быстрого политического и экономического роста трудящихся масс Советского Союза. Пролетарская литература ставила перед собой только одну цель: служить делу мировой пролетарской победы, бороться беспощадно со всеми врагами и за сравнительно короткое время стала значительным общественным явлением. Настала такая полоса культурного развития пролетариата, когда одного «признания» пролетарской литературы уже недостаточно, когда обязательно признание принципа гегемонии этой литературы, принципа упорной систематической борьбы этой литературы за победу, за поглощение всех видов и оттенков буржуазной и мелкобуржуазной литературы.

Слайд 4

Духовная жизнь в 20-е годы ХХ века, слайд 4
В конце 1922 г. образовалась группа ЛЕФ (Левый фронт искусства), куда входили В.Маяковский, Б.Арватов, В.Каменский, Б.Пастернак, Н.Асеев, В.Шкловский, О.Брик, С.Кирсанов, С.Третьяков, Н.Чужак. К ЛЕФу были близки, вызывавшие большой интерес у писателей-лефовцев, кинорежиссеры - С.Эйзенштейн, Д.Вертов. Под названием Левый фронт подразумевался (кроме левизны футуризма в целом) отход группы от правого крыла футуризма, чуждого социальной проблематики. Эстетические принципы объединения изложены Маяковским в "Письме о футуризме" и в коллективном манифесте "За что борется ЛЕФ?". Дальше!
Владимир Владимирович Маяковский

Слайд 5

Духовная жизнь в 20-е годы ХХ века, слайд 5
У "Лефа" параглаз – и то спереди, а не сзади. "Назад, осади!" – на нас орут раз десять нa день. У "Лефа" неповоротливая нога, громок у "Лефа" рот,- наше дело – вперед шагать, и глазеть, и звать вперед. В. Маяковский
Виктор Пальмов (1888, Самара — 1929, Киев). Групповой портрет (М.Чужак, С.Третьяков, Н.Асеев). 1920–1921. Холст, масло. Национальный художественный музей Украины. Киев Картина выполнена в стиле модернизма

Слайд 6

Духовная жизнь в 20-е годы ХХ века, слайд 6
Самой мощной литературной организацией 20-х годов была Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), официально оформившаяся в январе 1925 года в рамках ВАПП. В ассоциацию входили многие крупные писатели: А.Фадеев, А.Серафимович, Ю.Либединский и др. В отличие от Пролеткульта рапповцы призывали к учебе у классиков, особенно у Л.Толстого, в этом проявилась ориентация группы именно на реалистическую традицию. Претензии РАПП на лидерство были велики. Они полагали себя создателями лучших творений пролетарского литературного творчества, не хотели видеть, что и вне РАПП развивается литература. Теоретики и критики РАППа объявляли М.Горького "индивидуалистическим певцом городских низов", Маяковского называли буржуазным индивидуалистом. "Попутчики" Л.Леонов, К.Федин, С.Есенин, А.Толстой и др. третировались как буржуазные, а все крестьянские писатели - как мелкобуржуазные. Рапповцы считали, что только рабочие-писатели могут выразить пролетарскую идеологию, но никак не мещанин Горький, дворянин Маяковский, крестьянин Есенин. В 1929 г. РАПП развязала критическую кампанию против Е.Замятина, Б.Пильняка, М.Булгакова, А.Платонова, П.Катаева, А.Веселого и др.

Слайд 7

Духовная жизнь в 20-е годы ХХ века, слайд 7
На протяжении многих лет РАПП считалась "проводником партийной линии в литературе, причем сама партия поставила эту организацию в исключительное, командное положение. С самого начала своего существования РАПП имела одно принципиальное отличие от своего предшественника - Пролеткульта. Пролеткультовцы боролись за автономию от государства, за полную самостоятельность и независимость от каких бы то ни было властных структур, находились в явной оппозиции к советскому правительству и Наркомпроссу, за что и были разгромлены. Рапповцы учли их печальный опыт и громогласно провозгласили главным принципом своей деятельности строгое следование партийной линии, борьбу за партийность литературы, за внедрение партийной идеологии в массы". И тем не менее РАПП, стала беспокоить партийное руководство, предпочитавшее держать бразды правления литературой в своих руках, и постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года "О перестройке литературно-художественных организаций" Российская ассоциация пролетарских писателей была ликвидирована.

Слайд 8

Духовная жизнь в 20-е годы ХХ века, слайд 8
Власть и интеллигенция
После Октябрьской революции Жуковский и руководимый им коллектив ученых сразу включились в дело создания советской авиации. В декабре 1918 года Советским правительством по предложению Жуковского был учрежден Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), руководителем которого он был назначен. Основанные Жуковским теоретические курсы для военных летчиков были реорганизованы в Московский авиационных техникум, на базе которого в 1920 году был создан институт инженеров Красного воздушного флота (с 1922 года - Военно-воздушная инженерная академия им. Н. Е. Жуковского).
Николай Егорович Жуковский [05.01.1847 - 17.3.1921] - российский ученый в области механики, основоположник современной гидроаэродинамики.
Большевики стремились привлечь к сотрудничеству ученых, особенно тех, кто способствовал укреплению обороны и экономики страны или имел мировое признание. Им обеспечивались сносные по сравнению с другими слоями населения условия жизни и работы. Многие известные ученые считали своим долгом работать на благо Родины, хотя они не разделяли политических и идеологических воззрений большевиков.

Слайд 9

Духовная жизнь в 20-е годы ХХ века, слайд 9
Константи́н Эдуа́рдович Циолко́вский (05.09. 1857— 19 .09 1935) — российский и советский учёный-самоучка, исследователь, школьный учитель. Основоположник современной космонавтики. Обосновал вывод уравнения реактивного движения, пришёл к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» — прототипов многоступенчатых ракет.
Измученному голодом и разрухой народу очень трудно. Нелегко и Циолковскому. В 1917 году пошел седьмой десяток, а чего он добился? Его талант отметили Сеченов и Менделеев, Столетов и Жуковский. Увы, кого интересовало их мнение? Что оно изменило в жизни Циолковского? Тридцать шесть лет изо дня в день тянул он лямку провинциального учителя, мечтая отдать свои силы науке. А результат? До революции никакого, но вот теперь случилось чудо. Стоило Циолковскому напомнить о себе, как он ощутил внимание и заботу, для него совсем непривычные.

Слайд 10

Духовная жизнь в 20-е годы ХХ века, слайд 10
В рассвете творческих сил встретили пролетарскую революцию корифеи художественной культуры Серебряного века. Одни из них считали, что отечественные культурные традиции будут либо растоптаны, либо поставлены под контроль новой власти. Ценя превыше всего свободу творчества, они избрали удел эмигрантов. К середине 20-х гг. За границей оказались писатели, поэты, композиторы, певцы, музыканты, художники.
Февральскую революцию Иван Бунин воспринял с болью, предчувствуя предстоящие испытания. Октябрьский переворот только укрепил его уверенность в приближающейся катастрофе. Дневником событий жизни страны и размышлений писателя в это время стала книга публицистики «Окаянные дни» (1918). Бунины уезжают из Москвы в Одессу (1918), а затем — за границу, во Францию (1920). Разрыв с Родиной, как оказалось позднее, навсегда, был мучителен для писателя.   В эмиграции отношения с видными русскими эмигрантами у Буниных складывались тяжело, да и Бунин не обладал коммуникабельным характером. В 1933 он стал первым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии. Это был, конечно, удар для советского руководства. Официальная пресса, комментируя это событие, объясняла решение Нобелевского комитета происками империализма.
Иван Алексеевич Бунин

Слайд 11

Духовная жизнь в 20-е годы ХХ века, слайд 11
Горький и Бунин пишут о реальной жестокости красных и белых в отношении друг с другом. И сейчас много найдется архипатриотов, которые обвинят писателей в клевете на русский народ и будут утверждать, что жестокость типична для белых, а красным присущи доброта и сострадание. Горький и Бунин склонны утверждать, что хорошие качества свойственны лучшим из русских, на которых все должны равняться. О жестокости людей в отношениях между собой не для того, чтобы оклеветать русский народ, а для того, чтобы помочь ему стать лучше, требовательно взглянуть на свои недостатки, ужаснуться собственному нравственному скотству. Современно звучат слова Горького: "Отрицательные явления неизмеримо обильнее тех фактов, творя которые человек воплощает свои лучшие чувства, свои возвышенные мечты, - истина, столь же очевидная, сколь печальная. Чем более осуществимыми кажутся нам наши стремления к торжеству свободы, справедливости красоты - тем более отвратительным является пред нами все то скотски подлое, что стоит на путях к победе прекрасного... Надо только помнить, что все отвратительное, как и все прекрасное, творится нами, надо зажечь в себе все еще незнакомое нам сознание личной ответственности за судьбу страны"
Максим Горький (настоящие фамилия и имя Пешков Алексей Максимович)

Слайд 12

Духовная жизнь в 20-е годы ХХ века, слайд 12
Сергей Васильевич Рахманинов
Февральская революция 1917 года была радостным событием для Рахманинова. Вскоре, однако, чувство радости сменилось тревогой, которая все нарастала в связи с развертывающимися событиями. Октябрьская революция была встречена композитором с тревогой. По его мнению, в связи с ломкой всего строя, артистическая деятельность в России могла прекратиться на многие годы. Поэтому, в декабре 1917 года, выехав на гастроли в Швецию, вместе с семьей, С.В.Рахманинов уже больше не возвращался в Россию. В течение нескольких месяцев Рахманинов концертировал в Скандинавии, обосновавшись с семьей в Дании. В ноябре 1918 года Рахманиновы переехали в Америку и поселились в Нью-Йорке. Расставание с Родиной стало трагическим фактом биографии Рахманинова и на 8 лет прервало его композиторскую деятельность. В Америке, в течение многих лет, Рахманинов пользовался услугами концертного бюро Чарльза Эллиса. Давая концерты в Америке и в Европе, Рахманинов достиг прочного артистического и материального благополучия, но не обрел утраченного при отъезде из России душевного покоя. В течение многих лет он оказывал помощь сотоварищам по профессии, проводил благотворительные концерты.

Слайд 13

Духовная жизнь в 20-е годы ХХ века, слайд 13
Шагал Марк Захарович (наст. отчество Хацкелевич) - график, живописец, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства; выходец из России. Один из лидеров мирового авангарда 20 в., Шагал сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887.
Революцию Шагал встретил с искренним энтузиазмом. Назначенный комиссаром искусств губернского отдела народного образования в Витебске, он открывает и возглавляет художественную школу (здесь кроме него преподают М. В. Добужинский, И. А. Пуни, К. С. Малевич, Л. М. Лисицкий и др.), руководит Свободной мастерской живописи и музеем, организует празднование первой годовщины Октябрьской революции, участвует на выставках в Витебске, Петрограде и т. д. Однако конфликт с Малевичем и Лисицким (а по существу, с революционным экстремизмом русского авангарда) лишил Шагала иллюзий свободного творческого самоосуществления. Художник уехал из Витебска в Москву. Некоторое время он преподавал рисование в подмосковной колонии беспризорников. Последняя крупная работа Шагала на родине - цикл панно для Камерного еврейского театра в Москве (1920). В 1922 г. Шагал навсегда покинул Россию.

Слайд 14

Духовная жизнь в 20-е годы ХХ века, слайд 14
Прогулка. 1917. Масло
Автопортрет с музой (Видение). 1917-18. Масло

Слайд 15

Духовная жизнь в 20-е годы ХХ века, слайд 15
Кузьма́ Серге́евич Петро́в-Во́дкин (1878—1939) — российский и советский живописец-символист, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1930)
Свое понимание революции как всемирно-исторического явления, открывающего человечеству путь к совершенству, он воплотил в ставших классикой советского искусства картинах "1918 год в Петрограде" (1920) и "Смерть комиссара" (1928). Высокий гуманистический смысл воплощен художником и во многих портретных работах советского периода ("Автопортрет", 1918; "Портрет А.Ахматовой", 1922; "Портрет В.И. Ленина", 1934).

Слайд 16

Духовная жизнь в 20-е годы ХХ века, слайд 16
Петров-Водкин с первых лет революции был активным участником художественной жизни Советской страны, входил в одно из самых значительных художественных обществ 1920-х годов - "4 искусства". Немало сил он отдал преподавательской деятельности, разработке теории живописи. Он стремился передать молодежи свою захваченность переживанием космической природы жизни, научить "живому смотрению" на мир и повторял как завещание грядущим поколениям: "Мыслите о Земле как о планете, и никогда не ошибетесь, ребята!"
«Смерть комиссара», 1928
«1918 год в Петрограде» («Петроградская мадонна»), 1920, ГТГ

Слайд 17

Духовная жизнь в 20-е годы ХХ века, слайд 17
Большевики и церковь
Религию большевики считали и считают своим главным идеологическим врагом."Религия - это опиум для народа" - был лозунг Ленина. Ленин говорил, что религия состоит на службе у буржуазии, имея задачей усыплять недовольство трудящихся обещаниями наград в загробной жизни. Известно, что с первого же дня прихода к власти, большевики начали систематические и упорные гонения на церковь. Священники, муллы, раввины арестовывались и расстреливались или ссылались в концлагеря. Преследовали также верующих людей. Все монастыри были сразу закрыты. Все духовные учебные заведения были ликвидированы. Церкви закрывались большевиками постепенно. Эта мера вызывала массовое недовольство и часто сопровождалась местными восстаниями и кровопролитиями.
Русская церковь пережила множество потрясений, множество потерь, в 20-е годы она почти полностью потеряла свою власть, благодаря мощной дискредитации со стороны большевиков. А коммунистическая партия закрепила за собой монополию на духовную жизнь общества и приступила к реализации воспитания «нового человека» и новой пролетарской интеллигенции.

Слайд 18

Духовная жизнь в 20-е годы ХХ века, слайд 18
Тамбовский Спасо-Преображенский собор
После Октябрьской революции в 1929 г. по решению местных властей собор закрыли для верующих. Были разрушены колокольня и часовня над источником Питирима, на месте северного флигеля построили жилой дом. Длительное время в храме размещался краеведческий музей. В его запаснике находились мощи святителя Питирима. По ходатайству Евгения, епископа Тамбовского и Мичуринского, в 1988 г. мощи были переданы Русской Православной Церкви. С возвратом храма верующим Спасо-Преображенский собор вновь стал духовным центром Тамбова. Собор вновь открылся в августе 1992 г.

Слайд 19

Духовная жизнь в 20-е годы ХХ века, слайд 19
Информационные ресурсы:
Учебник истории ,ХХ –начало ХХI века. 9 класс. (Данилов А.А. и др.) http://ru.wikipedia.org/ 3. http://search.icq.com/ 4. http://www.ru-history.com/index
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.