Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Давыдова Лилия Сергеевна
учитель русского языка и литературы
Проблемы экологии в современной коми прозе (По рассказам П. Столповского «Замор» и «Заповедный путик»)
Слайд 2
Эпиграф:
«…Оно убьет себя, тебя, планета, Померкнет солнце и не станет света. В смертельном танце ядерной зимы Исторгнут вопль свой, торжествуя, силы тьмы.
Сегодня тем, кто сеет зло упрямо, Все заявить должны, решительно и прямо: ¬ Мы жить хотим и наши дети тоже, И на планете этой, если ей поможем…»
Слайд 3
Цели:
1) раскрыть экологические проблемы в рассказах П.Столповского, показать соединение экологии природы с экологией души человека;
2) воспитывать любовь к природе, стремление быть её защитником;
3) развивать умения анализировать текст, обобщать и делать выводы
Слайд 4
Оборудование:
Тексты рассказов, инструкция для работы в группе, портрет писателя П. Столповского, рисунки учащихся.
Запись романса Е. Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь», словарь В. И. Даля, эпиграф на доске
Слайд 5
Тип урока:
комбинированный
Слайд 6
Задания до урока:
— прочитать рассказы «Замор» и «Заповедный путик»;
— нарисовать озёра Эткаты и Зарнивад;
— индивидуальные задания:
выразительное чтение наизусть стихотворения Виктора Шелопугина «Боль Земли»; информация об авторе.
Слайд 11
БОЛЬ ЗЕМЛИ Земля моя, планета – мать, родная; Изрытая, избитая, больная… Ты то горишь, то в грохоте разрывов, То содрогаешься от ядерных нарывов. Сады твои и дым, и пепел давит, Цветы твои кислотный дождик травит. Вода твоя уже смертельной стала И очищать себя, как должно, перестала. Горят, гниют и вырубаются леса, В дыму пожарищ меркнут небеса. Могильники и свалки лик твой ясный, Как оспой, увенчали черно-красной.
Слайд 12
. Морские шельфы в мусоре и стали, Озера высохли, а реки мельче стали. Война и злоба гибельной рукой Тебя терзают, унося покой. Дрожишь от гнева ты, творя землетрясенья; Разумный мечется, ища себе спасенья. Ты ураганы шлешь, валы цунами И задыхаешься в огне, зажженном нами. О, мать моя родная! В струпьях века Ты кормишь, поишь все же человека, В тревожном, напряженном ожиданье Того, что натворит еще твое созданье. …
Слайд 13
Меняется оно, и стало много хуже, Мышление его все пагубней, все уже. Вовлечено оно в поток порочной страсти: Наживы, денег, силы, славы, власти. Оно убьет себя, тебя, планета, Померкнет солнце и не станет света. В смертельном танце ядерной зимы Исторгнут вопль свой, торжествуя, силы тьмы. Сегодня тем, кто сеет зло упрямо, Все заявить должны, решительно и прямо: ¬- Мы жить хотим и наши дети тоже, И на планете этой, если ей поможем.
Слайд 14
Как к матери, лицом к ней повернемся, К травинке каждой нежно прикоснемся, Сады посадим, рвы и ямы сгладим И ласково рукой ее погладим. Живи, родная, и кружи в пространстве, И на груди своей жизнь бесконечно грей. С Вселенной в неразрывном постоянстве, В семье планет и Солнца вечно рей. 06. 06. 1999г.
Слайд 15
Слово учителя.
«Земля умирает»… Какой ёмкий и какой печальный образ создал в своём стихотворении Виктор Шелопугин «Боль Земли»;. Поэтические строки ярко отражают беспокойство и боль за природу, богатствами которой Человек привычно пользуется.
Когда в 1866 году учёный Э.Геккель впервые употребил слово «экология», обозначив им науку о доме, о гармоничных взаимоотношениях между живыми организмами и окружающей средой, он, конечно, даже не подозревал, что через полтора столетия это слово станет символом времени.
К сожалению, говорить сегодня об экологии – значит говорить не об изменении, не об охране природы, а о её спасении. Именно эта тема – тема защиты северной природы – нашла отражение в рассказах коми писателя Петра Столповского «Замор» и «Заповедный путик», вышедших в 1988 году в сборнике «Заступник».
Слайд 16
Беседа
К какому жанру относятся произведения П. Столповского?
Охарактеризуйте рассказ как жанр?
Писатель Юрий Казаков заметил: «Рассказ дисциплинирует своей краткостью, учит видеть … мгновенно и кратко… Беда ли это, счастье ли: мазок – и миг уподоблен вечности, приравнен к жизни. И слово каждый раз иное». Какой «миг уподоблен вечности» в рассказе «Замор»? А в рассказе «Заповедный путик»?
Слайд 17
Работа в группах.
Рассказ «Замор»
Природа в рассказе великолепна. «Соберите» в тексте детали описания северной природы.
— Хранитель этой красоты – главный герой Захарий. Что это за человек?
Расскажите, как он оказался один в лесной глуши.
— Докажите текстом, что Захарий «каждой своей жилкой чувствует лад, царящий вокруг него».
— Как он относится к природным богатствам? Приведите примеры (лес, рыба, чаши, кот Рыжий, собака Найда).
Слайд 18
Считал ли себя Захар хозяином в лесу? Почему? Подтвердите текстом.
— Как выглядит в представлении Захара «хозяин»? (тот, кто пришёл «хапнуть»)
— Найдите в тексте примеры такого «хозяйничанья».
— По какому принципу, говоря словами Захара, живут эти «хозяева»? («Кто хватает, тому и хватает»)
Слайд 19
Красивое озеро Эткаты. (Защита своего рисунка).
— Почему ситуация на Эткаты так беспокоит Захара? Подтвердите текстом.
— Как в рассказе переплетается тема экологии природы с темой экологии человеческой души? («В душах у вас тхло… у грабителей»)
— В словаре В.И.Даля найдите определение слова «тхло». Почему Захарий так характеризует браконьеров?
— Какое символическое значение приобретает название рассказа «Замор»?
Слайд 20
Рассказ «Заповедный путик»
— Выразительно прочитайте описание озера Зарнивад. Что это название означает в переводе на русский язык? (Защита своего рисунка).
— Охарактеризуйте главного героя Пилимона. Чем он отличается от своего соседа Никэна? В чём сходство Пилимона и Захара из рассказа «Замор»?
— Образы буровиков. Что их роднит с браконьерами из рассказа «Замор»?
— Какое символическое значение в конце рассказа приобретает образ огня?
— Найдите в тексте «Заповедного путика» слова, отражающие авторскую позицию. («Лихолетье у нас, народ матерь свою забывает…»)
Слайд 21
Отчёты групп о работе.
Слово учителя
Как известно, материальное богатство ещё никого не делало нравственно богатым. Издавна мудрые люди искали пользу в добродетелях (например, в мужестве, справедливости) и красоте, т. е. в согласии с природой, в гармонии человека и всего мироздания. Эту мысль П.Столповский подчёркивает и в рассказе «Заповедный путик».
— Найдите в словаре В.И.Даля значение «заповедный» и «путик».
Слайд 22
Обращение к эпиграфу.
— Выходит, прав Виктор Шелопугин, заявляя: «…Оно убьет себя, тебя, планета, Померкнет солнце и не станет света. В смертельном танце ядерной зимы Исторгнут вопль свой, торжествуя, силы тьмы.
Сегодня тем, кто сеет зло упрямо, Все заявить должны, решительно и прямо: Мы жить хотим и наши дети тоже, И на планете этой, если ей поможем…»
Ведь поэт очень точно обрисовал в своём стихотворении экологическую обстановку в мире.
Слайд 23
«Всё меньше – окружающей природы…»
Об этом задумываются все прогрессивные люди и в первую очередь, наверное, Н.Ф.Реймерс – доктор биологических наук, почётный профессор Международного независимого эколого-политологического университета, один из его создателей и первый декан экологического факультета, организатор и первый председатель Экологического союза
Слайд 24
Из Экологического манифеста Н.Ф.Реймерса
Не природе нужна наша защита. Это нам необходимо её покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся Природа, чтобы жить. Она – Природа – была и всегда будет сильнее человека, ибо она его породила.
Он лишь миг в её жизни,
она же вечна и бесконечна.
Человек для неё – деталь.
Она для него – всё. А потому:
не вреди!
Слайд 25
Заключение. Выводы
Вернёмся к рассказам Петра Столповского. Автор как бы предостерегает: не вреди, человек! И не зря он сборник своих рассказов назвал «Заступник».
Произведения П. Столповского – это предупреждение человечеству: не спасём природу – не выживем и сами. Ведь разрушая природу, нарушая гармонию в мироздании, человек губит и собственную душу.
Слайд 26
Домашнее задание.
Написать сочинение на тему «Проблемы экологии в рассказах П.Столповского»
Слайд 27
Сочинения учащихся