Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
1
Устное народное
творчество
Русские народные песни
Урок литературного
чтения
3 класс
Урок 4
Слайд 2
Начинаем ровно в срок
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Пусть сегодня для нас всех
На урок придёт успех!
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!
Слайд 3
Как хорошо уметь читать.
Самое великое чудо на свете
Слайд 4
Проверка домашнего задания
Т. с. 4 - 8
Слайд 5
Речевая разминка
Коляда, коляда!
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!
Или сена клок, или вилы в бок.
Прочитайте медленно, жужжащим способом.
А сейчас прочитаем все вместе плавно, певуче.
Прочитаем с ускорением. Начнём медленно, затем с каждой строчкой будем увеличивать скорость
Слайд 6
Актуализация знаний. Постановка целей урока
Колядка, или колядная песня, –
Новогодняя торжественная песня – величание в честь хозяев дома. Колядовщики - певцы (чаще всего подростки) желали получить за пение подарки. Если хозяева скупились на подаяние, то их корили за скупость.
Слайд 7
Песни, которые исполнялись на Руси назывались по разному. На юге-колядки, в центральных областях-овсень, на севере-виноградье.
Слайд 8
народное
, + ное =
устное
+ ное =
(твори-и)+(честь-ь)+(волк-лк)=
творчество
ФОЛЬКЛОР
Слайд 9
9
Устное
Народное
творчество
загадки
пословицы
скороговорки
потешки
былины
сказки
небылицы
Слайд 10
В песнях отображен внешний и внутренний мир человека («простодушное излияние горя или радости сердца»)
Обрядовые (свадебные, проводы в армию, праздник «первой борозды»)и необрядовые. Исторические, любовные, бурлацкие, рекрутские, разбойничьи, ямщицкие.
Герои песен: Иван Грозный, Петр 1, Суворов, Кутузов, Ермак, Разин, Пугачев.
Русские народные песни:
Слайд 11
Работа по теме урока. с. 14 Прочитайте текст - Приведите примеры русских народных песен. Какие они бывают?
Слайд 12
Работа по теме урока. с. 14 - 15 - - Как понимаете значение слова «закличка»
Слайд 13
Словарная работа Лукошко -
Слайд 14
На зарядку солнышко
Поднимает нас. Поднимаем руки мы По команде "раз." А над нами весело шелестит трава. Опускаем руки мы По команде "два." Соберем в корзинки мы Ягоды, грибы, Дружно наклоняемся По команде "три". На "четыре" и на "пять" Станем дружно мы скакать. Ну, а по команде "шесть" Всем за парты тихо сесть!
Слайд 15
Слушание и обсуждение колядок
Слайд 16
Песни-колядки начинались
поздравлением с праздником, затем шли пожелания добра и здоровья хозяевам, а в конце песни требовали подарки. А сейчас в исполнении ансамбля «Веретёнце» звучит песня-колядка «Коляда ходя, бродя…»
Слайд 17
Весенние песни, летние песни
Закличка-веснянка «Ой, жаворонки, жаворонушки» и троицкие песни призывают приход весны и приветствуют наступление лета.
Слайд 18
Покосные песни (осенние )
Покосные песни хоть и связаны с народным календарём (заготовкой сена, покосом травы) являются трудовыми песнями. Они исполнялись во время коллективного труда или после его окончания.
Слайд 19
Жили у бабуси, два весёлых гуся
Один серый, другой белый два весёлых гуся.
Вытянули шеи у кого длиннее –
Один серый, другой белый у кого длиннее
Мыли гуси лапки в луже у канавки –
Один серый, другой белый спрятались в канавке
Вот кричит бабуся: «Ой, пропали гуси –
Один серый, другой белый гуси мои гуси!»
Выходили гуси, кланялись бабусе –
Один серый, другой белый кланялись бабусе.
Слайд 20
Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла.
Некому берёзку заломати,
Некому кудряву заломати,
Люли, люли заломати.
Я пойду во поле погуляю,
Белую берёзу заломаю,
Люли, люли заломаю.
Срежу я с берёзы три пруточка,
Сделаю из них я три гудочка,
Люли, люли три гудочка.
Слайд 21
Колыбельные песенки
Слайд 22
Создавались, когда чувства, переживания требовали выражения в словах и мелодии.
Передавались из уст в уста, от поколения к поколению.
Первые записи народных песен относятся к XVII в.
Собиратели: Пушкин, Гоголь, Чулков, Кольцов, Рыбникова, Путилов, Востоков, Веселовский, Пропп и др.
Русские народные песни:
Слайд 23
Сегодня на уроке
я узнал ...
Сегодня на уроке
мне было трудно ...
Сегодня на уроке
мне было легко ...
Слайд 24
Домашнее задание
с. 14 – 17 – наизусть,
Т. с. 17