Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Работаем над сочинением о выразительных функциях языковых средств изобразительности
ГИА С2
Слайд 2
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А.И.Горшкова: «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
Слайд 3
Средства языковой выразительности
многообразны. Особое место среди них
занимают художественно-изобразительные
средства:
эпитеты, метафоры, олицетворения,
гиперболы и т. д..
Однако значительные выразительные
ресурсы заключены в лексике и фразеологии
языка, в его грамматическом строе и
фонетических особенностях.
Именно поэтому можно говорить о
выразительных средствах языка на всех его
уровнях: фонетики, лексики и фразеологии,
морфологии и синтаксиса,словообразования.
Следует помнить...
Слайд 4
Функции языковых
средств выразительности
Слайд 5
Стилистическая функция:
языковые средства придают тексту определённую стилистическую окраску:
книжную;
разговорную;
служат средством создания комического эффекта.
Слайд 6
Экспрессивная функция:
эмоциональность (отражение личностного взгляда человека, выражение его чувств, оценок);
наглядность в отражении картин внешнего мира и внутреннего мира человека;
своеобразие отражения действительности, новизна в подходе изображения предметов и явлений;
- красота речи, её привлекательность.
Слайд 7
Смысловая функция:
языковые средства несут дополнительную смысловую нагрузку, т.е. происходит приращение смысла.
Слайд 8
Текстообразующая функция:
языковые средства выразительности создают ткань текста, участвуют в его построении.
Слайд 10
(1) Петя решил наскоро выкупаться.
(2)Но едва мальчик, разбежавшись, бултыхнулся в море и поплыл на боку,
расталкивая прохладную воду коричневым атласным плечиком, как тотчас забыл
все на свете.
(3)Сперва, переплыв прибрежную глубину, Петя добрался до первой мели. (4)Он взошел на неё и стал прогуливаться по колено в воде, разглядывая сквозь прозрачную толщу отчетливую чешую песчаного дна.
(5)На первый взгляд могло показаться, что дно необитаемо. (6)Но стоило только хорошенько присмотреться, как в морщинах песка обнаруживалась жизнь. (7) Там передвигались, то появляясь, то зарываясь в песок, крошечные кувшинчики рака-отшельника. (8)Петя достал со дна один такой кувшинчик и ловко выдернул из него ракообразное - даже были крошечные клешни! - тельце моллюска.
(9)Потом мальчик заметил в воде медузу и погнался за ней. (10)Медуза висела прозрачным абажуром с кистью таких же прозрачных щупалец. (11)Казалось, что она висит неподвижно. (12)Но это только казалось. (13)Тонкие закраины ее толстого купола дышали и волновались синей желатиновой каймой, подобно краям парашюта. (14)Щупальца шевелились. (15) Она косо уходила вглубь, как бы чувствуя приближающуюся опасность.
(16)Но Петя настиг ее. (17)Осторожно - чтобы не прикоснуться к ядовитой кайме,
обжигающей, как крапива, - мальчик обеими руками схватил медузу за купол и
вытащил увесистое, но непрочное ее тело из воды, с силой зашвырнул
животное на берег. (18)Роняя на лету оторвавшиеся щупальца, медуза шлепнулась на мокрый песок. (19)Солнце тотчас зажглось в её слизи серебряной звездой.
(20)Петя испустил вопль восторга и, ринувшись с мели в глубину, занялся
своим любимым делом - стал нырять с открытыми глазами.
(21) Какое это было упоение!
Слайд 11
(22) На глубине перед изумленно раскрытыми глазами мальчика возник дивный мир подводного царства. (23)Сквозь толщу воды, увеличенные, как в лупу, были явственно видны разноцветные камешки гравия. (24)Они покрывали дно, как булыжная мостовая. (25)Стебли подводных растений составляли сказочный лес, пронизанный сверху мутно-зелеными лучами солнца, бледного, как месяц.
(26) Среди корней, рогами расставив страшные клешни, проворно пробирался боком большой старый краб. (27)Он нес на своих паучьих ногах дутую коробочку спины, покрытую известковыми бородавками моллюсков.
(28)Петя ничуть его не испугался. (29)Он хорошо знал, как надо обращаться с крабами. (30)Их надо смело хватать двумя пальцами сверху за спину. (31)Тогда краб никак не сможет ущипнуть. (32)Впрочем, краб не заинтересовал мальчика. (33)Пусть себе ползет, не велика редкость. (34)Гораздо интереснее казались морские коньки. (35)Как раз небольшая их стайка появилась среди водорослей. (36) С точеными мордочками и грудками - ни дать ни взять шахматный конь, но только с хвостиком, закрученным вперед, - они плыли стоймя, прямо на Петю, сверкая перепончатыми плавниками крошечных подводных драконов. (37)Как видно, они совсем не предполагали, что могут в такой ранний час наткнуться на охотника.
(38)Сердце мальчика забилось от радости. (39)У него в коллекции был всего один морской конек, и то какой-то сморщенный, трухлявый. (40)А эти были крупные, красивые, один в одного. (41)Было бы безумием пропустить такой исключительный случай.
(42)Петя вынырнул на поверхность, чтобы набрать побольше воздуха и поскорее начать охоту. (43)Но вдруг он увидел на обрыве отца. (44)Отец размахивал соломенной шляпой и что-то кричал.
(45)Петя быстро надел костюм прямо на мокрое тело и стал взбираться наверх.
(По В.Катаеву)
Слайд 12
Ищем средства выразительности в тексте
Слайд 13
Эпитет — это образное определение, отмечающее существенную черту в изображаемом явлении и отличающееся от простого определения художественной выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение. К эпитетам относятся все «красочные» определения, которые чаще всего выражаются
— прилагательными: ядовитая кайма (предл.17); дивный мир (предл.22); страшные клешни (предл.26), точёные мордочки и грудки (предл.36) и т.д.
— существительными, дающими образную характеристику предмета: вопль восторга (предл.20)
— наречиями, выступающими в роли обстоятельств: изумлённо раскрытые глаза (предл.22);
— деепричастиями: плыли стоймя…. сверкая перепончатыми плавниками (предл.36);
— причастиями и причастными оборотами:
обжигающая кайма (предл.17)
пронизанный лучами солнца (предл.25)
Слайд 14
Сравнения могут быть выражены:
— формой творительного падежа существительных:
(10)Медуза висела прозрачным абажуром…
(13)Тонкие закраины ее толстого купола дышали и волновались синей желатиновой каймой…
(19)Солнце тотчас зажглось в её слизи серебряной звездой.
(26) …Рогами расставив страшные клешни…
— сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто и др.:
обжигающей, как крапива; увеличенные, как в лупу; бледного, как месяц;
— при помощи слов подобный, похожий:
(13)Тонкие закраины ее толстого купола дышали и волновались синей желатиновой каймой, подобно краям парашюта.
В
Н
И
М
А
Н
И
Е!
Слайд 15
Роль сравнений в тексте
Сравнения, как и эпитеты, используются в тексте с целью
усиления его изобразительности и образности,
создания более ярких, выразительных образов,
выделения, подчеркивания каких-либо существенных признаков изображаемых предметов или явлений,
выражения авторских оценок и эмоций.
Слайд 16
чешуя песчаного дна (предл.4);
морщины песка (предл. );
крошечные кувшинчики рака-отшельника (предл.7);
дутая коробочка спины, покрытая известковыми бородавками моллюсков (предл.27);
шахматный конь (предл.36);
распустив перепончатые плавники крошечных подводных драконов (предл.36);
кисть таких же прозрачных щупалец (предл.10).
Метафора (в пер. с греч. — перенос) — это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит сравниваемое. В основу метафоры может быть положено сходство предметов
по форме,
цвету,
размеру,
назначению,
действию,
ощущениям и т. п.
Слайд 19
Несомненно, словесные образы создают особенный мир, в который мы погружаемся, читая художественную литературу, помогают понять и запомнить прочитанное.
Например, желая точно изобразить форму раков-отшельников, автор использует в предложении 7 метафору «крошечные кувшинчики», а вот цвет и движение плывущей медузы ему удалось передать с помощью сравнений: «Тонкие закраины …купола дышали и волновались синей желатиновой каймой, как края парашюта».
Вот так эти два средства выразительности речи позволили и нам ярче представить обитателей моря, увиденных Петей.
Слайд 21
В самом деле, у человека со словом связано представление о предмете или явлении, поэтому языковые средства выразительности речи могут вызывать интерес к сказанному или написанному, ярче представить изображаемое.
Так, внимание читателя невольно привлекает описание стайки морских коньков в предложении 36. С помощью эпитетов «точёные мордочки и грудки», «перепончатые плавники» и метафоры «крошечные подводные драконы» автору удалось создать точный образ этих морских обитателей, а читателю – их увидеть.
Поэтому можно с уверенностью сказать, что яркая, образная речь увлекает читающего, производит на него сильное действие.
Слайд 23
Средства художественной выразительности в тексте и в устной речи развивают образное мышление, фантазию читателя или слушателя, позволяют детально представить предметы или явления.
Например, в предложении 19 автор сравнением «солнце зажглось… серебряной звездой» помог читателю увидеть цвет и форму отражённого солнца. Это сравнение необычно и невольно привлекает внимание.
А в предложении 27 эпитет «паучьи ноги» и метафоры «дутая коробочка спины, покрытая известковыми бородавками моллюсков» рисуют образ старого краба, помогая читателю зримо представить его.
Поэтому нельзя не согласиться с известным лингвистом А.И.Горшковым, утверждавшим, что «выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
Слайд 25
В самом деле, языковые средства выразительности помогают нам с головой погрузиться в произведение, лучше понять его, пережить разнообразные чувства, эмоции, ощущения.
Например, понять, как неприятен ожог от прикосновения медузы помогает сравнение «обжигающей, как крапива», но зато мы можем позавидовать Пете, который увидел «дивный мир» подводного царства. Этот эпитет передаёт восхищение мальчика от красоты увиденного под водой, и мы вместе с ним невольно любуемся открывшейся картиной.
Следовательно, художественные средства выразительности привлекают и удерживают внимание читателя, рождают в нём желание вновь и вновь перечитывать текст, испытывая при этом истинное наслаждение.
Слайд 27
Когда человек хочет выразить себя, свои мысли и чувства так, чтобы читатели или слушатели его поняли, вошли в его мир и почувствовали красоту сказанного или написанного, он использует языковые средства выразительности.
В предложении 4 меня поразила метафора «чешуя песчаного дна». Если вы бывали на море, то ранним утром сквозь прозрачную воду наверняка видели намытые легкими движениями волн округлые песчаные формы. Автор точно подметил их сходство с рыбьей чешуёй, удивив меня оригинальной метафорой.
Ему удалось также заставить нас представить медузу, которая «висела…прозрачным абажуром». Всего лишь одно сравнение, но какое оно точное и необычное!
Всё-таки прав был лингвист А.И.Горшков, утверждавший, что «выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
Слайд 28
«А Баба-Яга против…»
Особое мнение
Слайд 30
Прочитайте и прокомментируйте сочинение Михаила Б. (текст сочинения передан без изменений).
Я не согласен с высказыванием лингвиста А.И.Горшкова о том, что «выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
Привлекать особое внимание читателя должны не средства выразительности, а содержание текста и его информативность. Ведь текст может быть «красивым», но он будет «пустышкой». И наоборот, текст может быть без средств выразительности, но он будет информативным, содержательным и интересным. Примером этого могут служить статьи из научно-популярных журналов.
Производить на читателя сильное впечатление выразительность вряд ли может, но это в полной мере могут сделать факты, которые излагаются в тексте. Например, научные труды многих известных учёных не блещут обилием средств выразительности, но они производят сильное впечатление, за что и получают престижные премии. Это влияние на читателя производят факты, открытия в этих трудах.
Следуя из этого, я считаю, что лингвист А.И.Горшков был неправ насчёт выразительности.
Слайд 31
Волшебства в работе со словом!
Егораева Г.Т., Москва