Презентация - Российские немцы золотого фонда театра и кино

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Российские немцы золотого фонда театра и кино
Распечатать
  • Уникальность: 81%
  • Слайдов: 52
  • Просмотров: 5375
  • Скачиваний: 2636
  • Размер: 6.64 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Российские немцы золотого фонда театра и кино, слайд 1
«Российские немцы золотого фонда театра и кино»
«Russlanddeutsche Goldenen Fonds des Theaters und das Kino»

Слайд 2

Российские немцы золотого фонда театра и кино, слайд 2
Все́волод Эми́льевич Мейерхо́льд
Книппер – Чехова Ольга Леонардовна
Пилецкая Татьяна Львовна
Татьяна Ивановна Пельтцнер
Бруно Артурович Фрейндлих
Фрейндлих Алиса Бруновна
Луппиан Лариса Регинальдовна
Елизавета Михайловна Боярская
Ольга Альбертовна Арнтгольц
Татьяна Альбертовна Арнтгольц

Слайд 3

Российские немцы золотого фонда театра и кино, слайд 3
Все́волод Эми́льевич Мейерхо́льд – Театральный режиссёр, актер, педагог. Wsewolod Emiljewitsch Meyerhold - Theaterregisseur, Schauspieler, Pädagoge.а
Биография
Biografie
Filmografie / Фильмография
Fotografie / Фотографии

Слайд 4

Российские немцы золотого фонда театра и кино, слайд 4
Olga Leonardowna von Knipper-Tschechowa – Schauspielerin Книппер – Чехова Ольга Леонардовна - актриса
Биография
Biografie
Filmografie / Фильмография
Fotografie / Фотографии

Слайд 5

Российские немцы золотого фонда театра и кино, слайд 5
Tatjana Lwowna Pilezkaja – Schauspielerin Пилецкая Татьяна Львовна
Биография
Biografie
Filmografie / Фильмография
Fotografie / Фотографии

Слайд 6

Российские немцы золотого фонда театра и кино, слайд 6
Tatjana Iwanowna Peltzer – Schauspielerin Татьяна Ивановна Пельтцнер
Биография
Biografie
Filmografie / Фильмография
Fotografie / Фотографии

Слайд 7

Российские немцы золотого фонда театра и кино, слайд 7
Bruno Arturowitsch Freindlich – Schauspieler Бруно Артурович Фрейндлих
Биография
Biografie
Filmografie / Фильмография
Fotografie / Фотографии

Слайд 8

Российские немцы золотого фонда театра и кино, слайд 8
Alissa Brunowna Freindlich – Schauspielerin Фрейндлих Алиса Бруновна
Биография
Biografie
Filmografie / Фильмография
Fotografie / Фотографии

Слайд 9

Российские немцы золотого фонда театра и кино, слайд 9
Larissa Reginaldowna Luppian – Schauspielerin Луппиан Лариса Регинальдовна
Биография
Biografie
Filmografie / Фильмография
Fotografie / Фотографии

Слайд 10

Российские немцы золотого фонда театра и кино, слайд 10
Jelisaweta Michailowna Bojarskaja – Schauspielerin Елизавета Михайловна Боярская
Биография
Biografie
Filmografie / Фильмография
Fotografie / Фотографии

Слайд 11

Российские немцы золотого фонда театра и кино, слайд 11
Olga Albertowna Arntholz Ольга Альбертовна Арнтгольц
Биография
Biografie
Filmografie / Фильмография
Fotografie / Фотографии

Слайд 12

Российские немцы золотого фонда театра и кино, слайд 12
Tatjana Albertowna Arntholz Татьяна Альбертовна Арнтгольц
Биография
Biografie
Filmografie / Фильмография
Fotografie / Фотографии

Слайд 13

Российские немцы золотого фонда театра и кино, слайд 13
Биография Всеволод Эмильевич Мейерхольд был восьмым ребёнком в лютеранской немецкой семье винозаводчика Эмилия Федоровича Майергольда и его жены Альвины Даниловны. В 1895 году он окончил Пензенскую гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета. В 1896 году он перешёл на 2-й курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества в класс Вл. И. Немировича-Данченко. В 1898 году Всеволод Мейерхольд окончил училище и вместе с другими выпускниками вступил в труппу создаваемого Московского Художественного театра. В спектакле «Царь Фёдор Иоаннович», которым 14 (26) октября 1898 года открылся Художественно-общедоступный театр, играл Василия Шуйского. В 1902 году Мейерхольд с группой актёров покинул Художественный театр и начал самостоятельную режиссёрскую деятельность, возглавив вместе с А. С. Кошеверовым труппу в Херсоне. Со второго сезона, после ухода Кошеверова, труппа получила название «Товарищество новой драмы». В 1902—1905 годах было поставлено около 200 спектаклей. В 1906 году он был приглашён В. Ф. Комиссаржевской в Петербург в качестве главного режиссёра её собственного Драматического театра. За один сезон Мейерхольд выпустил 13 спектаклей, в том числе «Гедду Габлер» Г. Ибсена, «Сестру Беатрису», М. Метерлинка, «Балаганчик» А. Блока, «Жизнь человека» Л. Н. Андреева. 20 июня 1939 года был арестован в Ленинграде; одновременно в его квартире в Брюсовом переулке Москвы был произведён обыск. В протоколе обыска зафиксирована жалоба его жены 3инаиды Райх, протестовавшей против методов одного из агентов НКВД. Вскоре она была убита неустановленными лицами. Заседание Военной коллегии Верховного суда СССР состоялось 1 февраля 1940 года; приговор — расстрел. 2 февраля 1940 года приговор был приведён в исполнение. Похоронен Мейерхольд на Донском кладбище в Москве в одной из трёх общих могил жертв репрессий. В 1955 году Верховный суд СССР посмертно реабилитировал Мейерхольда.

Слайд 14

Российские немцы золотого фонда театра и кино, слайд 14
Wsewolod Emiljewitsch Meyerhold wurde am 9. Februar 1874. in Pensa geboren. Er war ein russischer Regisseur und Schauspieler, der Entwickler einer radikal antirealistischen Bühnenkunst und gilt als einer der bedeutendsten Theaterregisseure des 20. Jahrhunderts. Wsewolod Meyerhold stammte aus einer evangelisch-lutherischen Familie russlanddeutschen Ursprungs und war der Sohn des Weinhändlers Emil und Alwina Meyerhold (geborene Van der Neese). Nachdem Meyerhold die Schule 1895 beendet hatte, nahm er das Studium der Rechtswissenschaft an der Moskauer Universität auf, das er jedoch abbrach. Seine Schauspielerkarriere begann, als er 1896 zum zweiten Studienjahr in die Moskauer Theatermusikalische Berufsschule der Moskauer philharmonischen Gesellschaft kam. Hier lernte er in der Klasse bei Wladimir Nemirowitsch-Dantschenko. Ab 1898 nach der Beendung der Berufsschule war Meyerhold Mitglied der Truppe des Moskauer künstlerischen Theaters, wo er stark von Konstantin Stanislawskij beeinflusst wurde und dort an vielen Produktionen mitwirkte. Seine Karriere als Regisseur fing 1902 an. In dieser Zeit verließ er das Künstlerische Theater und begann die selbstständige Regietätigkeit. Mit dem Schauspieler Alexander Koschewerow stand Meyerhold der Theatertruppe in Cherson an der Spitze. In den ersten Jahren war er stark am Realismus orientiert, allerdings wandte er sich ab 1905 gänzlich davon ab. Er entwickelte einen innovativen symbolistischen Stil. Von 1903 bis 1905 wurden etwa 200 Aufführungen von dieser Theatertruppe gebracht. Im Jahr 1906 wurde Wsewolod Meyerhold ins Sankt Petersburger Wera-Kommisarshewskaja-Theater als Hauptregisseur eingeladen. In einer Theatersaison führte Meyerhold für 13 Vorstellungen die Regie. Bald inszenierte Meyerhold auch Aufführungen in den staatlichen Theatern Sankt Petersburgs. Er führte klassische Stücke auf eine innovative Art auf und stellte umstrittene zeitgenössische Autoren wie Fjodor Sologub, Sinaida Gippius und Alexander Blok in den Mittelpunkt. Seine Aufführungen waren oft durch viele verschiedene Einflüsse und Stilelemente geprägt. Nach der Oktoberrevolution 1917 engagierte sich Meyerhold immer mehr für die Kommunistische Partei. Er war Anhänger der Idee des sowjetischen Theaters. Von 1922 bis 1924 war er Leiter des Moskauer Theaters der Revolution, und 1923 gründete er eine experimentelle Theatergruppe, das Wsewolod-Meyerhold-Theater. In demselben Jahr bekam Wsewolog Meyerhold den Ehrentitel „Volkskünstler der Russischen Sozialistischen Föderativen Sowjetrepublik (RSFSR)“ Seit 1922 heiratete er mit der Schauspielerin Sinaida Reich. Im April 1930 gastierte Meyerhold mit einer Auswahl von Inszenierungen der vergangenen sechs Jahre in Berlin. Im Juni 1930 folgte ein Gastspielaufenthalt in Paris. Daheim wurde er in den 1930er Jahren von staatlicher Seite immer wieder der antisowjetischen Propaganda beschuldigt. Man warf ihm vor, seine Aufführungen seien politisch und ideologisch nicht für die sowjetische Bevölkerung geeignet. Die meisten seiner Produktionen wurden wegen der strengen Zensur nicht zugelassen. Er zog sich zurück und widmete sich einem Neubauprojekt für seine Theatergruppe. Das Projekt konnte aber nie abgeschlossen werden. Das Wsewolod-Meyerhold-Theater wurde 1938 zwangsweise geschlossen, ein Jahr später wurde Meyerhold in Sankt Petersburg verhaftet, und seine Frau wurde ermordet. Bei den Verhören durch Offiziere der sowjetischen Geheimpolizei NKWD wurde er schwersten Folterungen unterzogen. In einem Geheimverfahren wurde Meyerhold zum Tode durch Erschießen verurteilt. Am 2. Februar 1940 wurde er in Moskau hingerichtet. Meyerholds Leichnam wurde eingeäschert und in einem Massengrab auf dem Moskauer Donskoj-Friedhof beigesetzt. Im Jahre 1955 wurde Wsewolod Meyerhold post Morten rehabilitiert.

Слайд 15

Российские немцы золотого фонда театра и кино, слайд 15
1898 — «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого. Режиссёры постановщики К. С. Станиславский и Вл. И.Немирович-Данченко — Василий Шуйский 1898 — «Венецианский купец» У. Шекспира — принц Арагонский 1898 — «Чайка» А. П. Чехова. Режиссёры К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко — Треплев 1899 — «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого. Режиссёры К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко — Иоанн Грозный 1899 — «Антигона» Софокла — Тирезий 1899 — «Одинокие» Г. Гауптмана. Режиссёры К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко —Иоганнес 1901 — «Три сестры» А. П. Чехова. Режиссёры К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко —Тузенбах Режиссёрские 1918 — «Мистерия-Буфф» В. Маяковского Татр РСФСР-1 (Театр Актёра, Театр ГИТИСа) 1920 — «Зори» Э. Верхарна (совместно с В. Бебутовым). Художник В. Дмитриев 1921 — «Союза молодежи» Г. Ибсена 1921 — «Мистерия-буфф» В. Маяковского (вторая редакция, совместно с В. Бебутовым) 1922 — «Нора» Г. Ибсена 1922 — «Великодушный рогоносец» Ф. Кроммелинка. Художники Л. С. Попова и В. В. Люце 1922 — «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина. Режиссёр С. Эйзенштейн ТиМ (ГосТиМ) 1923 — «Земля дыбом» Мартине и С. М. Третьякова. Художник Л. С. Попова 1924 — «Д. Е.» Подгаецкого по И. Эренбургу. Художники И. Шлепянов, В. Ф. Фёдоров 1924 — «Учитель Бубус» А. Файко; режиссёр Вс. Мейерхольд, художник И. Шлепянов 1924 — «Лес» А. Н. Островского. Художник В. Фёдоров. 1925 — «Мандат» Н. Эрдмана. Художники И. Шлепяннов, П. В. Вильямс 1926 — «Ревизор» Н. Гоголя. Художники В. В. Дмитриев, В. П. Киселев, В. Э. Мейерхольд, И. Ю. Шлепянов. 1926 — «Рычи, Китай» С. М. Третьякова (совместно с режиссёром-лаборантом В. Ф. Фёдоровым). ХудожникС. М. Ефименко 1927 — «Окно в деревню» Р. М. Акульшина. Художник В. А. Шестаков 1928 — «Горе уму» по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Художник Н. П. Ульянов; композитор Б. В.Асафьев. 1929 — «Клоп» В. Маяковского. Художники Кукрыниксы, А. М. Родченко; композитор — Д. Д. Шостакович. 1929 — «Командарм-2» И. Л. Сельвинского. Художник В. В. Почиталов; сценическая конструкция С. Е.Вахтангова. 1930 — «Выстрел» А. И. Безыменского. Режиссёры В. Зайчиков, С. Кезиков, А. Нестеров, Ф. Бондаренко, подруководством Вс. Мейерхольда; художники В. В. Калинин, Л. Н. Павлов 1930 — «Баня» В. Маяковского. Художник А. А. Дейнека; сценическая конструкция С. Е. Вахтангова;композитор В. Шебалин. 1931 — «Последний решительный» Вс. В. Вишневского. Конструктивная разработка С. Е. Вахтангова 1931 — «Список благодеяний» Ю. Олеши. Художники К. К. Савицкий, В. Э. Мейерхольд, И. Лейстиков 1933 — «Вступление» Ю. П. Германа. Художник И. Лейстиков 1933 — «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина. Художник В. А. Шестаков. 1934 — «Дама с камелиями» А. Дюма-сына. Художник И. Лейстиков 1935 — «33 обморока» (на основе водевилей «Предложение», «Медведь» и «Юбилей» А. П. Чехова).Художник В. А. Шестаков В других театрах 1923 — «Озеро Люль» А. Файко — Театр Революции Фильмография «Портрет Дориана Грея» (1915) — режиссёр, сценарист, исполнитель роли Лорда Генри «Сильный человек» (1917) — режиссёр «Белый орёл» (1928) — cановник

Слайд 16

Российские немцы золотого фонда театра и кино, слайд 16

Слайд 17

Российские немцы золотого фонда театра и кино, слайд 17
Книппер – Чехова Ольга Леонардовна (жена А.П.Чехова) родилась 21 сентября 1868 в г. Глазове, ныне — в Удмуртии, Россия, (по другим источникам — село Кокман окрестности г. Глазова). Отец — инженер-технолог. Мать — профессор Московского филармонического училища Книппер, Анна Ивановна. Старший брат Книппер Константин Леонардович (1866 — 1924) — инженер-путеец. Младший брат — известный оперный певец Владимир Нардов. Племянники: актриса Ольга Книппер-Доллинг, учитель русского языка Ада Книппер, композитор Лев Книппер. Поначалу она пыталась поступить в студию к А. П. Ленскому (выдающемуся актёру Малого театра), но тот не разглядел таланта молодой ученицы и не принял в свой класс. Однако эта неудача обернулась удачей —она поступила в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, (ныне - ГИТИС), (1898, класс В. И. Немировича-Данченко), окончив которое, сразу же была принята в только что созданную труппу Московского Художественного театра, став вскоре партнершей Станиславского. Первымспектаклем был «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого, в котором исполнила роль царицы Ирины. В театре играла до 1958 года. Умерла 22 марта 1959 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве. Родилась 9 (21 сентября) 1868 года в Глазове, по другим источникам — село Кокман Глазовского уезда (ныне Красногорский район Удмуртии), поскольку её отец Леонард Книппер, подданный Пруссии, в то время работал инженером-технологом на Кокманском винокуренном заводе.

Слайд 18

Российские немцы золотого фонда театра и кино, слайд 18
Olga Leonardowna von Knipper-Tschechowa wurde am 21. September 1868 in Glasow (nach anderen Quellen im Dorf Kokman des Landkreises Glasowo jetzt die Republik Udmurtien) geboren. Ihr Vater Leonard kam ursprünglich aus dem Elsass, war Bürger von Preußen und ging in Russland der Arbeit als Ingenieur in der Brennerei von Kokman nach. Olgas Mutter Anna (geborene Salz) war Professorin an der Moskauer Philharmonie- und Schauspielschule. Der älteste Olgas Bruder Konstantin Knipper (1866-1924) war Eisenbahningenieur, der jüngere Wladimir Nardow (1876-1942) - der bekannte Opernsänger. Ihre Nichten sind die Schauspielerin Olga Tschechowa, Russischlehrerin Ada Knipper. Ihre Neffen - Komponist Lew Knipper und Journalist und Leiter des Jugendtheaters Wladimir Knipper. Olga Knipper lernte in einem privaten Frauengymnasium. Nach dem Tod des Vaters war sie gezwungen, mit dem privaten Musikunterricht zu verdienen. Zuerst versuchte Olga Knipper ins Alexander-Lenskij-Theaterstudio, der damals hervorragender Schauspieler des Staatlichen Akademischen Kleinen Theaters Russlands war. Aber er bemerkte das Talent der jungen Frau nicht und ließ sie zum Studium nicht zu. Dann kam Olga Knipper in die Musikdramatische Berufsschule der Moskauer philharmonischen Gesellschaft, nach deren Beendung (1898, die Klasse von Wladimir Nemirowitsch-Dantschenko) sie in die neue Truppe des heutigen Moskauer Tschechow-Theaters aufgenommen wurde. Bald wurde sie als Partnerin von Konstantin Stanislawskii. Knipper war die erste, die sowohl Arkadina in „Die Möwe“ (1898), Mascha in „Die Drei Schwestern“ und Madame Ranewskaja in „Der Kirschgarten“ (1904) spielte. Mit Anton Pawlowitsch Tschechow, dem Autor dieser Stücke, war sie seit 1901 verheiratet. Im Theater spielte Olga von Knipper-Tschechowa bis 1950. Sie ist am 22. März 1959 in Moskau gestorben und wurde auf dem Nowodewitschje-Friedhof begraben.

Слайд 19

Российские немцы золотого фонда театра и кино, слайд 19
1898 - «Чайка» - Аркадина 1899 - «Дядя Ваня» - Елена Андреевна 1899 - «Одинокие» - Анна Маар 1900 - «Когда мы, мёртвые, пробуждаемся» - Майа 1901 - «Три сестры» - Маша 1901 - «Иванов» - Сарра 1904 - «Вишнёвый сад» - Раневская 1906 - «Горе от ума» - Графиня-внучка Хрюмина 1908 - «Ревизор» - Анна Андреевна 1909 - «Месяц в деревне» - Наталья Петровна 1913 - «Мнимый больной» - Белина 1929 - «На всякого мудреца довольно простоты» - Мамаева 1929 - «Дядюшкин сон» - Мария Александровна 1930 - «Воскресение» - графиня Чарская 1935 - «Враги» - Полина Бардина

Слайд 20

Российские немцы золотого фонда театра и кино, слайд 20

Слайд 21

Российские немцы золотого фонда театра и кино, слайд 21
Пилецкая Татьяна Львовна родилась 2 июля 1928 года в Ленинграде в интеллигентной семье с немецкими корнями. Отец, Людвиг Львович Урлауб, был в годы войны как немец репрессирован. Её брат Владимир погиб на фронте. Крестным отцом Татьяны Пилецкой был художник Кузьма Петров-Водкин, нарисовавший её детский портрет. Когда будущая актриса ещё училась в Вагановском училище, её запечатлел в фарфоровой фигурке Ломоносовского завода известный скульптор Александр Пахомов. Фигурка юной балерины хранится в Русском музее. В 1945 году окончила Ленинградское хореографическое училище им. А. Я. Вагановой, затем училась в студии ленинградского Большого драматического театра им. М. Горького (мастерская О. Г. Казико) В 1945 – 1948 годах она была актрисой эстрады и Ленинградского театра музыкальной комедии, а так же актрисой киностудии «Ленфильм» и театра «Патриот», одновременно работая в танцах в Высшем военно-морском инженерном училище имени Ф. Э. Дзержинского. С 1962 года по настоящее время Татьяна Пилецкая — актриса Ленинградского (Санкт-Петербургского) театра им. Ленинского комсомола (ныне театр «Балтийский Дом»). Автор книг «Серебряные нити» (1998), «Хрустальные дожди» (2005), «Да, у всех судьбы разные, или биографические эскизы» (2009).

Слайд 22

Российские немцы золотого фонда театра и кино, слайд 22
Tatjana Lwowna Pilezkaja (geborene Tatjana Ludwigowna Urlaub) wurde am 2. Juli 1928 in Leningrad in einer deutschen Familie geboren. Ihr Vater Ludwig Urlaub wurde wegen seiner deutschen Herkunft in den Kriegsjahren verhaftet und nur im Jahre 1958 aus der Haft entlassen. Tatjanas Bruder Wladimir fiel im Krieg. Der Pate von Tatjana Pilezkaja war der Maler Kusjma Petrow-Wodkin, der ihr Kinderporträt schuf. Dieses Bild befindet sich in der Sammlung des Kunstmuseums „Kumu“ (estnischsprachige Abkürzung für Kunstimuuseum) in Tallin. 1945 absolvierte Pilezkaja die Leningrader choreographische Berufsschule namens Agrippina Waganowa. Als sie hier studierte, wurde ihre Gestalt vom bekannten Bildhauer Alexander Pachomow geprägt. Die Porzellanstatuette der jungen Balletttänzerin wird im Russischen Museum aufbewahrt. Weiter studierte sie an einem Theaterstudio (Werkstatt von Olga Kasiko) des Leningrader dramatischen Großen Theaters namens Maxim Gorjkij. 1945-1948 war sie Bühnenschauspielerin und spielte im Leningrader Musikalischen Lustspieltheater. Außerdem war sie Schauspielerin des Kinostudios „Lenfilm“ und tanzte im Höchsten Felix-Dsershinskij-Marineingenieurschule. 1962-1990 war Pilezkaja im Leningrader Theater namens Lenins Kommunistischen Jugendverbands (jetzt Theater „Baltisches Haus“) tätig. Weiter arbeitete sie bis 1995 als Schauspielerin des Sankt Peterburger dramatischen Theater „Patriot“. 1996 kehrte Pilezkaja (die verdiente Künstlerin der Russischen Sozialistischen Föderativen Sowjetrepublik und Volkskünstlerin der Russischen Föderation) ins Theater „Baltisches Haus“ zurück, wo sie bis heute arbeitet.

Слайд 23

Российские немцы золотого фонда театра и кино, слайд 23
• 1946 — Солистка балета • 1947 — Пирогов — Даша Севастопольская • 1947 — Золушка — дама на балу в танце • 1951 — Белинский — Натали Герцен • 1952 — Римский-Корсаков — Мамонтова • 1955 — Мать — Сашенька • 1955 — Княжна Мери — Вера • 1956 — Разные судьбы — Таня Огнева • 1956 — Невеста — Надежда • 1956 — Дело № 306 — Корнева Надежда Николаевна, эксперт-криминалист • 1958 — Олеко Дундич — Галя • 1958 — О моем друге — Катя • 1959 — Мечты сбываются — Лидия, жена / Анна, дочь • 1961 — Иду к вам — судовой врач • 1965 — Третья молодость (фр. La Nuit des adieux) — педагог-«старуха» • 1966 — Тайна пещеры Каниюта — Бородина Нина Сергеевна • 1967 — Зеленая карета — Надежда Самсонова, прообраз Надежда Самойлова • 1967 — День солнца и дождя — актриса • 1971 — Прощание с Петербургом — Смирницкая Наталья Георгиевна • 1971 — Драма из старинной жизни — женщина в сером • 1972 — Возвращение — эпизод • 1978 — Двое в новом доме — мать Сережи • 1979 — Таежная повесть — мать Эли • 1979 — Путешествие в другой город — Кира, бывшая жена Кириллова • 1980 — И вечный бой… Из жизни Александра Блока — эпизод • 1981 — Сильва — княгиня Веллергейм, мать Эдвина • 1982 — Жизнь Берлиоза (СССР, Франция) — королева Ганновера • 1982 — В старых ритмах — женщина-«вамп», контрабандистка бриллиантами • 1986 — Лермонтов — княгиня Нессельроде • 1991 — Миф о Леониде — Фира Абрамовна • 1993 — Счастливый неудачник — бабушка Лёвы • 1993 — Роман императора — мать • 2001 — Улицы разбитых фонарей — 3 (2001) — Михайловская, серия «Эхо блокады» • 2007 — Янтарный барон — Марта Изольдовна • 2008 — Каменская — 5 — Софья Ларионовна Бахметьева, серия «Имя потерпевшего — никто» • 2009 — Питерские каникулы — эпизод • 2009 — Вербное воскресенье — Павла Кирилловна Головина

Слайд 24

Российские немцы золотого фонда театра и кино, слайд 24

Слайд 25

Российские немцы золотого фонда театра и кино, слайд 25
Татьяна Ивановна родилась 6 июля 1904 года в Москве в семье актёра. Актёрскому мастерству училась у своего отца, он же ставил её первые спектакли. На сцену Татьяна Пельцер впервые вышла в девять лет в спектакле «Камо грядеши» в роли Авдия. А за следующую актёрскую работу — в «Дворянском гнезде» — впервые получила гонорар. Профессиональную актёрскую деятельность Татьяна Пельтцер начала в 1920 году в Передвижном театре Политуправления, потом работала в театрах Нахичевани и Ейска, а с 1923 года — в театре МГСПС (ныне Театр имени Моссовета). Вскоре была исключена с формулировкой «за профнепригодность» из-за отсутствия актерского образования. В 1927 году Татьяна Пельтцер вышла замуж за молодого немецкого коммуниста и философа Ганса Тейблера, через три года уехала с мужем в Берлин, где работала машинисткой в торговом представительстве СССР. Известный режиссёр Эрвин Пискатор, узнав, что молодая жена Ганса Татьяна Тейблер — театральная актриса, пригласил её в свою постановку «Инги» (по Глебову). Жизнь вне России, несмотря на отсутствие бытовых трудностей и языкового барьера, тяготила Татьяну Ивановну, она скучала по родине. Через некоторое время она развелась с мужем и уезхала в Москву, где снова взяла фамилию Пельтцер. В России с 1931 по 1947 год она работала актрисой в Театре имени Моссовета, Ярославском драматическом театре им. Ф. Волкова, Колхозном театре, Московском театре миниатюр. В 1947 году была принята в труппу Московского Театра Сатиры, актрисой которого оставалась в течение 30 лет. Работая в Театре Сатиры, Татьяна Пельтцер была удостоена многих высоких званий и государственных наград: в 1951 году она стала лауреатом Сталинской премии, в 1960-м ей было присвоено звание Народной артистки РСФСР, а с 1972 — Народной артистки СССР (она стала первой народной артисткой в Театре Сатиры, который к тому времени уже существовал 48 лет). Настоящая, всенародная известность пришла к Татьяне Ивановне после экранизации Татьяной Лукашевич и Борисом Равенских спектакля Театра Сатиры "Свадьба с приданным". В 1977 году Татьяна Пельтцер стала актрисой театра им. Ленинского комсомола («Ленком»). Одной из последних работ Татьяны Пельтцер стал спектакль "Поминальная молитва", где актриса играла практически без слов (сказывалась болезнь — потеря памяти). Умерла Татьяна Ивановна Пельтцер 16 июля 1992 года. Похоронена в Москве на Введенском кладбище. Награждена орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, медалями.

Слайд 26

Российские немцы золотого фонда театра и кино, слайд 26
Tatjana Iwanowna Peltzer wurde am 6. Juli 1904. in Moskau geboren. Peltzer kam als Tochter des Schauspielers Iwan Peltzer (1871-1959) in Moskau zur Welt. Die Familie stammte vom Tuchfabrikanten Napoleon Peltzer (1802-1889) aus Stolberg im Rheinland ab, der 1821 nach Russland auswanderte. Peltzer wuchs bis 1914 ausschließlich deutschsprachig auf. Sie absolvierte keine klassische Schauspielausbildung, sondern lernte die Schauspielmeisterschaft von ihrem Vater, der auch eine kleine Schauspielschule leitete. Im Jahr 1913 gab sie im Alter von neun Jahren ihr Bühnendebüt. Ihr erstes festes Theaterengagement erhielt Peltzer 1920 im Wandertheater der polotischen Verwaltung, dann in den mehreren Provinztheatern. In den späten 1920er und frühen 1930er Jahren war Peltzer neben kleineren Engagements als Stenotypistin tätig. Im Jahr 1927 heiratete sie einen deutschen Kommunisten und Philosophen Hans Teibleer und wanderte mit ihm 1930 nach Berlin aus, wo sie als Stenotypistin der sowjetischen Handelsvertretung tätig war. Auch in Berlin wurde Peltzer als Schauspielerin aktiv, so besetzte sie der bekannte Regisseur Erwin Piscator in einer Inszenierung des Theaterstücks „Inge“. Nach der Scheidung von ihrem Ehemann 1931 kehrte Peltzer nach Moskau zurück. Hier wurde sie ins Mossowjet-Theater engagiert. Bis 1947 spielte sie danach im Dramatischen Theater Jaroslawl, im Kolchostheater und im Theater der Miniaturen in Moskau. Ab 1947 wurde sie 30 Jahre lang eine der führenden Theaterschauspielerin am Moskauer Theater der Satire. Für ihre Leistungen als Schauspielerin wurde Peltzer 1951 mit dem Stalins Preis ausgezeichnet und neun Jahre später als Volkskünstlerin der RSFSR ernannt. 1972erhielt sie auch den Ehrentitel „Volkskünstlerin der UdSSR“. Sie war die erste Schauspielerin des Theaters der Satire, die diesen Ehrentitel bekam. Ab 1977 war Peltzer Schauspielerin des Theaters namens Lenins Kommunistischen Judenverbands (Lenkom-Theater) in Moskau. In nächsten Jahren litt sie unter Gedächtnisverlust und spielte 1989 von der Krankheit gezeichnet in einer ihrer letzten Rollen nahe zu stumm. Die Schauspielerin ist am 16. Juli 1992 in Moskau gestorben und auf dem Wwedenskoje-Friedhof begraben.

Слайд 27

Российские немцы золотого фонда театра и кино, слайд 27
1944 — Свадьба 1945 — Простые люди 1948 — Драгоценные зёрна 1949 — Счастливый рейс 1953 — Сеанс гипноза 1953 — Свадьба с приданым 1954 — Укротительница тигров 1954 — Большая семья 1954 — Аттестат зрелости 1955 — Любимая песня 1955 — Два капитана 1955 — Солдат Иван Бровкин 1955 — Максим Перепелица 1956 — Медовый месяц 1958 — Иван Бровкин на целине 1958 — Не на своём месте 1959 — Косолапый друг 1959 — Повесть о молодожёнах 1959 — Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачёва 1960 — Конец старой Берёзовки 1960 — Первое свидание 1961 — Своя голова на плечах 1962 — Конец света 1962 — Яблоко раздора 1963 — Трудные дети 1963 — Ход конём 1964 — Всё для вас 1964 — Морозко 1964 — Приключения Толи Клюквина 1965 — Путешественник с багажом 1965 — Ноль три 1967 — Большие хлопоты из-за маленького мальчика 1968 — Как велит сердце 1968 — Журавушка 1968 — Деревенский детектив 1968 — Кабачок «13 стульев» 1970 — Приключения жёлтого чемоданчика 1970 — Чёртова дюжина 1971 — Молодые 1971 — Малыш и Карлсон, который живет на крыше 1972 — Двенадцать месяцев 1972 — Чудак из пятого «Б» 1973 — Исполняющий обязанности 1973 — Проснись и пой (телеспектакль) 1974 — Безумный день, или Женитьба Фигаро (телеспектакль) 1974 — Анискин и Фантомас 1974 — Большой аттракцион 1974 — Маленькие комедии большого дома (телеспектакль) 1974 — Одиножды один 1974 — Царевич Проша 1975 — Это мы не проходили 1975 — Единственная 1976 — Двенадцать стульев 1976 — Колыбельная для мужчин 1976 — Ты — мне, я — тебе 1977 — Как Иванушка-дурачок за чудом ходил 1978 — И снова Анискин 1978 — Личное счастье 1978 — Здравствуй, река 1979 — Трое в лодке, не считая собаки 1979 — Примите телеграмму в долг 1980 — У матросов нет вопросов 1980 — Вам и не снилось 1980 — Ночное происшествие 1980 — Дульсинея Тобосская 1981 — Руки вверх! 1981 — Отставной козы барабанщик 1982 — Там, на неведомых дорожках 1982 — Не было печали 1983 — Карантин 1983 — Ослиная шкура 1984 — И вот пришёл Бумбо 1984 — Формула любви 1984 — Рыжий, честный, влюблённый 1984-1987 — Домовёнок Кузя: Приключения домовёнка, Сказка для Наташи, Возвращение домовёнка (серия мультфильмов) 1985 — После дождичка в четверг 1985 — Личное дело судьи Ивановой 1985 — Как стать счастливым 1985 — Весёлая Карусель, выпуск 16, «Чудо-дерево» (мультфильм) 1986 — Малявкин и компания 1986 — Кто войдёт в последний вагон 1988 — Раз, два — горе не беда! 1989 — Князь Удача Андреевич

Слайд 28

Российские немцы золотого фонда театра и кино, слайд 28

Слайд 29

Российские немцы золотого фонда театра и кино, слайд 29
Бруно Артурович Фрейндлих родился 27 сентября (10 октября) 1909 года в семье российских немцев в Санкт-Петербурге. Предки его были мастерами-стеклодувами, приглашёнными в Россию, в числе других немецких специалистов, царским указом. Учился в Ленинградском театральном техникуме (1931—1934), в Ленинградском институте повышения квалификации (1936—1938). В 1931 году он поступил в Ленинградский театр рабочей молодёжи (ТРАМ). Во время учёбы Бруно Артурович познакомился с актрисой Ксенией Фёдоровой. Вскоре они вступили в брак, а в декабре 1934 года у них родилась дочь Алиса. Перед началом Великой Отечественной войны Бруно Фрейндлих вместе с театром уехал в Ташкент. Репрессий не избежали и Фрейндлихи — был арестован, а затем расстрелян его родной брат Артур Фрейндлих со своей женой, высланы мать и другие близкие родственники. Но Ксению Федоровну с Алисой, которые остались в Ленинграде, никто не тронул. Там же в Ленинграде они пережили блокаду. Во время войны Ленинградский Театр юных зрителей имени А. А. Брянцева, где тогда работал Фрейндлих, был эвакуирован на Урал в город Березники. Два с половиной года, с 1942 по 1944, труппа Ленинградского ТЮЗа выступала на сцене Березниковского драматического театра. Бруно Фрейндлих удостоен звания «Почётный гражданин города Березники». В 1946 году Бруно Артурович перешёл в Большой Драматический театр им. Горького, а с 1948 года стал актёром Ленинградского театра драмы имени А. С. Пушкина (Александринский театр).Находясь в эвакуации, Бруно Фрейндлих нашёл свою новую любовь. По окончании войны он вернулся в Ленинград с новой женой, Клавдией Николаевной Копченовой, она уже родила ему в 1944 году дочь — Ирину. Скончался 7 июля 2002 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Слайд 30

Российские немцы золотого фонда театра и кино, слайд 30
Bruno Arturowitsch Freindlich wurde am 10. Oktober 1909 in Sankt Petersburg in einer deutschstämmigen Familie geboren. Er lernte von 1931 bis 1934 in der Leningrader Theaterfachschule, dann studierte er drei Jahre am Leningrader Weiterbildungsinstitut. Seit 1931 war er nebenbei im Leningrader Theater der Arbeitsjugend und später im Theater der jungen Zuschauer als Schauspieler tätig. In dieser Zeit lernte er Schauspielerin Xenia Fjodorowa kennen und bald heirateten die jungen Leute. Im Dezember 1934 kam in der Familie eine Tochter Alissa zur Welt. Kurz vor dem Großen Vaterländischen Krieg fuhr Freindlich mit der Theatertruppe nach Taschkent und in den Kriegsjahren wurde die Truppe des Theaters der jungen Zuschauer nach Beresniki des Gebiets Perm evakuiert. Hier tritt die Truppe bis 1944 auf der Bühne des hiesigen Dramentheaters auf. Seine Frau blieb mit der Tochter in Leningrad, wo sie die Blockade erlebten. Aber die Repressalien hielten sich seinen anderen Verwandten nicht abseits. Sein Bruder Artur Freindlich wurde zusammen mit der Frau verhaftet und erschossen. Brunos Mutter und andere Verwandten wurden verschleppt worden. Nach dem Krieg wurde Freindlich in die Truppe des Großen Gorjkij-Dramentheaters aufgenommen, wo er zwei Jahre lang mitspielte. Seit 1948 gehörte er zur Truppe des Leningrader Dramatischen Puschkin-Theaters (Alexandrinskii-Theaters). Freindlich war auch als Filmschauspieler bekannt. 1945-1947 war er Schauspieler beim Kinostudio „Lenfilm“. In der Evakuation traf er seine neue Ehefrau Klavdia Koptschjonowa, die 1944 die Tochter Irina zur Welt brachte. Bruno Freindlich (Laureat des Stalins Preises - 1951, Volkskünstler der RSFSR - 1957, Volkskünstler der UdSSR - 1974) ist am 7. Juli 2002 in Sankt Petersburg gestorben.

Слайд 31

Российские немцы золотого фонда театра и кино, слайд 31
1949 — Александр Попов — Маркони 1950 — Мусоргский — Цезарь Кюи 1951 — Белинский — профессор Щепловидов 1952 — Римский-Корсаков — Раменский 1954 — Кортик — Никитский 1954 — Герои Шипки — Дьюла Андраши 1955 — Два капитана — Кораблёв 1955 — Двенадцатая ночь — шут Фесте 1956 — Разные судьбы — композитор Рощин 1957 — Дон Кихот — Герцог 1958 — Отцы и дети — Павел Петрович Кирсанов 1958 — В дни Октября — полковник Полковников 1963 — Каин XVIII — начальник Тайной Полиции 1963 — Пока жив человек 1964 — Государственный преступник — Виктор Доре 1965 — Залп «Авроры» — командир «Авроры» 1966 — Два билета на дневной сеанс — Блинов 1968 — Гроза над Белой — адмирал Колчак 1968 — Мёртвый сезон — Валерий Петрович 1968 — Путь в «Сатурн» — адмирал Канарис 1968 — Конец «Сатурна» — адмирал Канарис 1970 — Бег — главнокомандующий барон Пётр Николаевич Врангель 1970 — Чайковский — Иван Тургенев 1971 — Город под липами 1972 — Дела давно минувших дней — Савельев 1973 — Опознание 1973 — Цемент 1976 — Тимур и его команда — дедушка Колокольчиков 1976 — Меня это не касается — Кливенский 1978 — Объяснение в любви — Старик 1978 — Дом строится 1980 — Я — актриса — старый актёр 1981 — Россия молодая — адмирал Патрик Гордон 1976 — Две главы из семейной хроники 1984 — Иван Павлов. Поиски истины— Иван Тургенев 1985 — Странная история доктора Джекила и мистера Хайда — Кул 1985 — Битва за Москву — маршал Борис Михайлович Шапошников 1987 — Время летать 1989 — Сталинград — маршал Борис Михайлович Шапошников

Слайд 32

Российские немцы золотого фонда театра и кино, слайд 32

Слайд 33

Российские немцы золотого фонда театра и кино, слайд 33
ФРЕЙНДЛИХ АЛИСА БРУНОВНА Родилась 8 декабря 1934 года в Ленинграде, в семье известного актера Бруно Фрейндлиха. Ее мама, Ксения Федоровна Федорова, смолоду жила в Пскове, участвовала в самодеятельных спектаклях. Потом училась на драматических курсах Ленинградского театра рабочей молодежи (ТРАМа), стала женой актера того же театра Бруно Фрейндлиха. Сама Ксения Федоровна была актрисой только в юности, недолго; все дальнейшие годы работала бухгалтером, растила Алису. С Бруно Артуровичем они расстались еще перед войной, но в жизни Алисы отец присутствовал всегда. Вместе с мамой Алиса оставалась в блокадном Ленинграде, три года после войны, начиная с середины 1946-го, проживали в Таллине. Потом вернулись домой. В школе Алиса активно занималась в театральном кружке, который вела Мария Александровна Призван-Соколова. Мария Александровна поверила в звезду Алисы, позвала в свой дом, вместе с мужем Павлом Карловичем Вейсбремом помогли подготовиться к поступлению в 1953 году в Театральный институт. В 1957 году окончила Ленинградский театральный институт им. А. Н. Островского, курс Б. В. Зона. В 1957-1961 годах - актриса Ленинградского драматического театра им. В.Ф. Комиссаржевской. В 1961-1983 годах - актриса академического театра им. Ленсовета. С 1983 года - в труппе БДТ им. Горького (с 1992 — им. Г.А. Товстоногова). Заслуженная артистка РСФСР (10.07.1965). Народная артистка РСФСР (8.10.1971). Народная артистка СССР (25.02.1981).

Слайд 34

Российские немцы золотого фонда театра и кино, слайд 34
Alissa Brunowna Freindlich wurde am 8. Dezember 1934 in Leningrad, in der Familie des bekannten Schauspielers deutscher Abstammung Bruno Freindlich geboren. Ihre Mutter Xenia Fjodorowa lebte in der Jugendzeit in Pskow und beteiligten sich an den Laienkunstaufführungen. Sie studierte auch im Dramenkurs des Leningrader Theaters der Arbeitsjugend. Aber sie war Schauspielerin eine kurze Zeit. Nachdem sie Bruno Freindlich, der damals als Schauspeiler dieses Theaters tätig war, heiratete und Alissa zur Welt brachte, arbeitete sie in allen nächsten Jahren als Buchhalterin. Noch vor dem Großen Vaterländischen Krieg trennte sie sich mit Bruno Freindlich. Aber der Vater wohnte im Leben seiner Tochter Alissa Freindlich so oder anders das ganze Leben bei. Mit der Mutter erlebte Alissa Freindlich in Leningrad die Blockade. Nach dem Krieg wohnten sie drei Jahre in Tallin, danach kehrten sie nach Hause in Leningrad zurück. Freindlich studierte am Alexander-Ostrowskij-Theaterinstitut Leningrad (seit 1962 das Staatliche Institut für Theater, Musik und Kinematografie, jetzt das Staatliche Institut für Bühnenkunst Russlands). 1957 wurde sie in die Truppe des Wera-Komissarshewskaja-Dramentheaters Leningrad aufgenommen. Ab 1961 arbeitete sie im akademischen Theater namens Lensowjet als Schauspielerin. Sie spielte moderne als auch klassische Rollen: Königin Elisabeth in „Maria Stuart“, die Ranjewskaja in Tschechows „Der Kirschgarten“ oder auch Celia Peachum in „Die Dreigroschenoper“. Seit 1983 ist Alissa Freindlich im Akademischen Großen Maxim-Gorjkij-Dramentheater, das seit 1992 den Namen Georgij Towstonogow trägt. Ihre Filmschauspielkarriere begann 1958 in einem Film von Wladimir Wengerow. Sie trat im Kinderfilm „Rette sich, wer kann!“ (1961) auf und wurde 1965 mit ihrer Rolle in einem Film Elem Klimows populär. 1976 spielte sie die Königin in dem Märchenfilm „Die Prinzessin auf der Erbse“. Erfolgreich war auch ihre Darstellung der Ljudmila Kalugina in Eldar Rjasanows „Dienstliebesgeschichte“ (1977). Zu den Höhepunkten ihrer Filmkarriere zählen die Frau des Titelhelden in Andrei Tarkowskis „Stalker“ (1979) und die Rolle der Anna Wyrubowa in Klimows „Agonia“ (1981). 1971 bekam sie die Auszeichnung „Volkskünstlerin der RSFSR“ und 1981 den Titel „Volkskünstlerin der UdSSR“

Слайд 35

Российские немцы золотого фонда театра и кино, слайд 35
1957 - Бессмертная песня 1958 - Город зажигает огни 1959 - Повесть о молодоженах 1961 - Полосатый рейс Жанна плачет, Жан смеется 1963 - Ася 1964 - Фро 1965 - Похождения зубного врача Первый посетитель 1966 - Двенадцать стульев 1968 - Любить… 1969 - Великие холода Вчера, сегодня и всегда Три рассказа И.Бунина Вальс 1970 - Тайна железной двери Семейное счастье 1972 - Моя жизнь 1973 - Исполняющий обязанности Мелодии Верийского квартала 1974 - Анна и Командор Соломенная шляпка Агония 1975 - Поезд памяти 1976 - Всегда со мною Принцесса на горошине Голубой щенок 1977 - Служебный роман 1978 - Алиса Фрейндлих 1979 - Старомодная комедия Сталкер Д’Артаньян и три мушкетера 1980 - Сергей Иванович уходит на пенсию Три года Я помню чудное мгновение… Разлученные 1981 - Опасный возраст Два голоса 1983 - Клетка для канареек 1984 - Жестокий романс Успех Вместе с Дунаевским 1985 - Простая смерть 1986 - Прости Тайна Снежной Королевы 1987 - Чехарда 1988 - Будни и праздники Серафимы Глюкиной Геннадий Гладков Жить, думать, чувствовать, любить… 1990 - Последний пылкий влюбленный 1992 - Мушкетеры, 20 лет спустя 1993 - Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя 1994 - Охота Подмосковные вечера 2001 - Женская логика 2002 - Женская логика — 2 2003 - Женская логика — 3 2004 - Женская логика — 4 2005 - На Верхней Масловке Женская логика — 5 2006 - Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину 2008 - Марево Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини 2009 - Васильевский остров 2014 - Линия Марты

Слайд 36

Российские немцы золотого фонда театра и кино, слайд 36

Слайд 37

Российские немцы золотого фонда театра и кино, слайд 37
ЛУППИАН ЛАРИСА РЕГИНАЛЬДОВНА Родилась 26 января 1953 года в Ташкенте. Отец Регинальд Эдуардович Луппиан, мать Ольга Николаевна Луппиан. Заслуженная артистка РСФСР (20.08.1984). Народная артистка России (22.11.1999). В 1974 году окончила актёрский курс Ленинградского государственного института Театра, музыки и кинематографии, руководитель курса - народный артист СССР Игорь Петрович Владимиров. В 1972 году, ещё студенткой, вышла на сцену Театра имени Ленсовета в роли Даниэль в спектакле Владимирова «Двери хлопают». По окончании курса стала артисткой "ленсоветовской" труппы. Благодаря незаурядному сценическому дарованию очень быстро стала одним из лидеров труппы. В 1986 году актриса переходит в Театр имени Ленинского комсомола. В 1989 году возвращается в Театр имени Ленсовета. Особое место её в творческой биографии занимает работа на телевидении. Телевизионая карьера актрисы началась, когда А.А. Белинский пригласил ее сниматься в телеспектакле «Осталось 5 минут». Затем последовали роли в телеспектаклях «Юноша с перчаткой», «Троил и Крессида», «Монт Ориоль» и многие другие. В течение двух лет она была автором и ведущей телепрограммы «Театральный бинокль». Муж - народный артист РСФСР Михаил Боярский (род. 1949). Их дочь - Елизавета (род. 1985) и сын - Сергей (род. 1980).

Слайд 38

Российские немцы золотого фонда театра и кино, слайд 38
Larissa Reginaldowna Luppian wurde am 26. Januar 1953 in Taschkent geboren. Im Jahre 1974 absolvierte sie das Staatliche Institut für Theater, Musik und Kinematografie Leningrad (jetzt das Staatliche Institut für Bühnenkunst Russlands), den Schauspielerkurs leitete der Volkskünstler Igor Wladimirow. Noch während des Studiums spielte sie 1972 auf der Bühne des Theaters Namens Lensowjet in einer Wladimirows Vorstellung. Nach dem Studium war sie Schauspielerin dieses Theaters. 1986 kam sie ins Theater des Lenins kommunistischen Jugendverbands. Im Jahr 1989 kehrte sie ins Theater Namens Lensowjet zurück. Die besondere Rolle spielt im Luppians schöpferischen Leben ihre Arbeit in der Filmkunst. Ihre Karriere als Filmschauspielerin begann, als der Regisseur und Drehbuchautor Alexander Belinskij sie zur Fernsehaufführung „Fünf Minuten sind geblieben“ („Осталось 5 минут“) einlud. Weiter waren die Rollen in vielen anderen Fernsehvorstellungen. Daneben war Larissa Luppian Autorin und Moderatorin des Fernsehprogramms „Theaterfernglas“. 1984 bekam sie die Auszeichnung „Verdienstkünstlerin der RSFSR“ und 1999 den Titel „Volkskünstlerin Russlands“. Sie ist die Ehefrau des bekannten Schauspielers Michail Bojarskij und hat zwei Kinder, Sohn Sergej (1980) und Tochter Jelisaweta (1985).

Слайд 39

Российские немцы золотого фонда театра и кино, слайд 39
1962 — Ты не сирота — Дзидра, приёмная дочь 1974 — Лишний день в июне 1979 — Поздняя встреча («Срочно требуются седые волосы») — Наташа Проскурова, 1984 — Букет мимозы и другие цветы — Алёна 1987 — Мой боевой расчёт 1992 — Мушкетёры двадцать лет спустя — монахиня 1994 — Глухарь 1999 — Плачу вперёд! — Полина Аметистова 2002 — Интимная жизнь — Аманда 2004 — Улицы разбитых фонарей-6 — Зеленина 2005 — Тайны следствия — Полянская, жена Калабанова 2005 — Своя чужая жизнь 2006—2007 — Гончие — следователь Чулкова 2007 — Ирония судьбы. Продолжение — регистратор в аэропорту 2009 — Слово женщине 2009 — Браво, Лауренсия!

Слайд 40

Российские немцы золотого фонда театра и кино, слайд 40

Слайд 41

Российские немцы золотого фонда театра и кино, слайд 41
Елизавета Михайловна Боярская родилась в Ленинграде 20 декабря 1985 года в семье народных артистов России Михаила Боярского и Ларисы Луппиан. В детстве не проявляла актёрских способностей. 13 лет посвятила занятиям танцами (классическими и джазовыми). В подростковом возрасте окончила модельную школу. В общеобразовательной школе училась посредственно, но за последние несколько лет обучения всё наверстала за счёт занятий с репетиторами. Благодаря этому Елизавета овладела двумя иностранными языками — английским и немецким. В выпускном классе решила поступать на отделение «пиар» факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета. Проучившись, некоторое время на подготовительных курсах, поняла, что к этой специальности у неё больше нет интереса. Посетив открытие учебного театра «На Моховой» и несколько спектаклей Театра им. Ленсовета, Елизавета решила поступать в театральный институт. Как позже вспоминала сама Боярская, родители не отговаривали её от подобного выбора, но предупредили «о всех подводных течениях». Елизавета за несколько месяцев подготовилась к поступлению в Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (ныне — РГИСИ). Поступила на курс ко Льву Абрамовичу Додину. Получала Президентскую стипендию. Окончила вуз в 2007 году. С 2006 года — актриса Малого драматического театра (Театра Европы) в Санкт-Петербурге. Впервые вышла на сцену этого театра 9 марта 2006 года, сыграв роль Гонерильи в спектакле «Король Лир». Первой её значительной ролью в кино стала роль Тани в фильме «Первый после бога» (2005). Не менее значимой была роль Веры в фильме Аллы Суриковой «Вы не оставите меня», где Елизавета сыграла вместе со своим отцом Михаилом Боярским. Популярность ей принёс фильм Тимура Бекмамбетова «Ирония судьбы. Продолжение» (2007). Елизавета Михайловна Боярская родилась в Ленинграде 20 декабря 1985 года в семье народных артистов России Михаила Боярского и Ларисы Луппиан. В детстве не проявляла актёрских способностей. 13 лет посвятила занятиям танцами (классическими и джазовыми). В подростковом возрасте окончила модельную школу. В общеобразовательной школе училась посредственно, но за последние несколько лет обучения всё наверстала за счёт занятий с репетиторами. Благодаря этому Елизавета овладела двумя иностранными языками — английским и немецким. В выпускном классе решила поступать на отделение «пиар» факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета. Проучившись некоторое время на подготовительных курсах, поняла, что к этой специальности у неё больше нет интереса. Посетив открытие учебного театра «На Моховой» и несколько спектаклей Театра им. Ленсовета, Елизавета решила поступать в театральный институт. Как позже вспоминала сама Боярская, родители не отговаривали её от подобного выбора, но предупредили «о всех подводных течениях». Елизавета за несколько месяцев подготовилась к поступлению в Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (ныне — РГИСИ). Поступила на курс ко Льву Абрамовичу Додину. Получала Президентскую стипендию. Окончила ВУЗ в 2007 году. С 2006 года — актриса Малого драматического театра (Театра Европы) в Санкт-Петербурге. Впервые вышла на сцену этого театра 9 марта 2006 года, сыграв роль Гонерильи в спектакле «Король Лир». Первой её значительной ролью в кино стала роль Тани в фильме «Первый после бога» (2005). Не менее значимой была роль Веры в фильме Аллы Суриковой «Вы не оставите меня», где Елизавета сыграла вместе со своим отцом Михаилом Боярским. Популярность ей принёс фильм Тимура Бекмамбетова «Ирония судьбы. Продолжение» (2007).

Слайд 42

Российские немцы золотого фонда театра и кино, слайд 42
Jelisaweta Michailowna Bojarskaja wurde am 20. Dezember 1985 in Leningrad geboren. Ihre Eltern, Michail Bojarskij und Larissa Luppian sind berühmte Schauspeiler. In der Kindheit interessierte sich Jelisaweta für den Schauspielerberuf nicht. 13 Jahre lang beschäftigte sie sich mit Choreographie. Sie lernte klassischer und Jazztanz. In der Jugendzeit beendete Bojarskaja die Modellschule. Außerdem lernte sie in einem Privatunterricht zwei Fremdsprachen, Deutsch und Englisch. Nach der Schule beschloss Jelisaweta Bojarskaja in die Fakultät für Öffentlichkeitsarbeit (PR) an der Staatlichen Universität Sankt Petersburg zu gehen. Aber als Bojarskaja im Vorbereitungskurs an dieser Universität studierte, wurde es für sie klar, dass dieser Beruf nicht so interessant für sie ist, wie es früher schien. Als die junge Frau einer Eröffnung des Lehrtheater „Na Machowoj“ und mehreren Aufführungen des Theaters Namens Lensowjet beiwohnte, kam die Entscheidung, in die Theaterhochschule zu gehen. Wie sich Jelisaweta selbst später erinnerte, rieten die Eltern die Tochter nicht ab, aber schilderten alle Schwierigkeiten des Schauspielerberufes. Trotzdem wollte die zukünftige Schauspielerin ihre Entscheidung nicht ändern. Mehrere Monate bereitete sie sich zur Exmatrikulation in das Staatliche Akademie für Bühnenkunst Sankt Petersburg (jetzt das Staatliche Institut für Bühnenkunst Russlands) vor. Während des Studiums bekam sie ein Präsidentenstipendium. Die Hochschule absolvierte Bojarskaja 2007. Aber noch seit 2006 war sie Schauspielerin des Kleinen Dramentheaters (jetzt Theater Europas) Sankt Petersburg. Ihr Debüt fand auf der Bühne dieses Theaters im Jahre 2006 in der Vorstellung nach William Shakespeares Drama „König Lear“ statt. Zu ihrer ersten bedeutenden Rolle im Kino wurde Tatjana im Film „Der Erste nach dem Gott“ (2005). In einem Film von der Regisseurin Alla Surikowa „Sie lassen mich nicht!“ (2006) spielte sie mit ihrem Vater Michail Bojarskij. Es gab noch viele andere Rollen im Kino und auf der Theaterbühne, die die Schauspielerin bekannt machten.

Слайд 43

Российские немцы золотого фонда театра и кино, слайд 43
2001 - Агент национальной безопасности 2001 - Ключи от смерти 2001 - Кобра. Антитеррор 2003 - Демон полдня 2004 - Бункер / Der Untergang 2005 - Запасной инстинкт 2005 - Своя чужая жизнь 2005 - Первый после бога 2005 - Убойная сила-6 2005 - Тронутые 2006 - Вы не оставите меня 2006 - Грозовые ворота 2006 - Парк советского периода 2006 - Юнкера 2007 - Ирония судьбы. Продолжение 2008 - Адмиралъ 2009 - Я вернусь 2009 - Луна-Луна 2009 - Маленькие трагедии 2010 - Не скажу 2010 - Человек с бульвара Капуцинок 2011 - Пётр Первый. Завещание 2011 - Пять невест 2011 - Сказка. Есть 2011 - МУР 2012 - Матч 2012 - Три богатыря на дальних берегах 2012 - Zолушка 2012 - Клуши 2012 - Подпоручикъ Ромашовъ 2012 - С новым годом, мамы! 2013 - Курьер из «Рая» 2013 - Привычка расставаться 2013 - Комплекс полноценности 2013 - Шерлок Холмс 2014 - Беглецы 2014 - Долгий путь домой 2014 - Куприн 2014 - Охотники за головами 2015 - Контрибуция 2015 - Статус: Свободен2016 - Анна Каренина 2016 - Волки и овцы: бееезумное превращение

Слайд 44

Российские немцы золотого фонда театра и кино, слайд 44

Слайд 45

Российские немцы золотого фонда театра и кино, слайд 45
Ольга Альбертовна Арнтгольц родилась в семье актеров Калининградского областного драматического театра Альберта Арнтгольца (заслуженный артист РСФСР) и Валентины Галич. У нее есть сестра-близнец Татьяна и старший брат Антон. Ольга и Татьяна Арнтгольц учились в обычной калининградской школе, занимались балетом и спортом. Детство сестер-близняшек прошло за кулисами театра, где трудились родители, а на время спектаклей и репетиций их оставляли на попечении костюмеров. В девятилетнем возрасте девочки даже вышли на сцену театра. Ольга примерила на себя образ лягушки в детском музыкальном спектакле под названием «Золотой цыпленок». При всем этом в школьные годы она не собиралась становиться актрисой, а всерьез увлекалась гимнастикой и мечтала освоить профессию журналиста. Однако происхождение из актерской семьи определило выбор будущей специальности, тем более что таланта Ольге было не занимать. Поэтому после 9-го класса они с сестрой поступили в театральный лицей. Окончив его, сестры поехали в Москву, чтобы получить актерское образование. Их с первого раза приняли в Театральный институт имени Щепкина (курс Н.Афонина), которое они окончили в 2003 году. Предложения о съемках в сериалах и художественных фильмах сестры начали получать еще во время учебы. Ольга Арнтгольц дебютировала в кино в 1999 году, получив роль в отечественном сериале «Простые истины», где она сыграла Машу Трофимову, сестру-двойняшку Кати Трофимовой (Татьяна Арнтгольц). Это была первая работа сестер. В 2003 году они снова встретились на съемочной площадке в детективе «Зачем тебе алиби?», где Ольга получила главную роль, а Татьяне досталась роль героини второго плана. В картине сестры играли наравне с такими звездами, как Михаил Жигалов, Вадим Андреев, Ольга Остроумовская и Александр Домогаров. Большую популярность принесла Ольге Арнтгольц одна из главных ролей в сериале «Трое против всех», после которой предложения от именитых режиссеров посыпались на актрису, словно из рога изобилия. Она появляется в лентах «Трое против всех-2», «Русское», «Не забывай», «Свадьба Барби». На ее счету роли в фильмах «Взять Тарантину», «Материнский инстинкт», «Живой», «Рекламная пауза». В криминальной драме «Жаркий ноябрь» Ольга сыграла главную героиню Викторию, в фильме «Глянец» — дочь главного редактора модного глянцевого журнала Настю.

Слайд 46

Российские немцы золотого фонда театра и кино, слайд 46
Olga Albertowna Arntholz und Tatjana Albertowna Arntholz wurden am 18. März 1982 in Kaliningrad geboren. Die Eltern der Zwillinge, Verdienter Künstler RSFSR Albert Arntholz und Walentina Galitsch sind Schauspieler des Regionalen Dramentheaters Kaliningrad. Insgesamt gibt es in der Familie drei Kinder. Die Schwestern haben einen Bruder Anton. Olga und Tatjana Arntholz lernten in einer gewöhnlichen Mittelschule in Kaliningrad, beschäftigten sich mit Ballett und Sport. Die Kindheit verbrachten die Zwillinge hinter den Kulissen des Theaters, wo ihre Eltern tätig sind. Als die beiden Schwestern neun Jahre alt waren, traten sie auch auf der Bühne dieses Theaters auf. Sie speilten die Rollen der Frösche in der musikalischen Kinderaufführung „Goldenes Küken“. In der Schulzeit träumten die Schwestern nicht, Schauspielerinnen zu werden. Sie befassten sich erfolgreich mit Gymnastik und Fünfkampf und wollten Journalistinnen werden. Aber die Herkunft aus einer Schauspielerfamilie beeinflusste die Beiden zur Wahl des zukünftigen Berufs. Deshalb gingen Olga und Tatjana nach der Grundschule ins Theaterlyzeum. Nach der Beendung gingen die Schwestern Arntholz nach Moskau, um Schauspielausbildung zu bekommen. Sie gingen in die Höchste Michail-Schtschepkin-Theaterschule (das Institut), die sie 2003 absolvierten. Die Vorschläge im Kino zu spielen, bekamen die Schwestern Olga und Tatjana Arntholz noch während des Studiums. Im Kino debütierten Olga und Tatjana Arntholz in Jahr 1999. Verschiedene Rollen in Filmen brachten den beiden Schwestern große Popularität.

Слайд 47

Российские немцы золотого фонда театра и кино, слайд 47
Офицерские жены (сериал, 2015) Самара 2 (сериал, 2014) Гена Бетон (ТВ, 2013) Бомба (сериал, 2013) Я рядом (мини-сериал, 2013) Выхожу тебя искать 2 (сериал, 2012) Люба. Любовь (2012) Самара (сериал, 2012) Пираньи (сериал, 2011) Белые розы надежды (мини-сериал, 2011) Люба. Любовь (мини-сериал, 2011) Пандора (сериал, 2011) Адаптация (2010) Выхожу тебя искать (сериал, 2010) В лесах и на горах (сериал, 2010) Сивый мерин (мини-сериал, 2010) Лапушки (сериал, 2009) Юнкера (2009) Материнский инстинкт (ТВ, 2008) Частник (ТВ, 2008) Глянец (2007) Слуга государев (2007) Жаркий ноябрь (ТВ, 2006) Живой (2006) Рекламная пауза (мини-сериал, 2006) Взять Тарантину (сериал, 2005) Не забывай (мини-сериал, 2005) Свадьба Барби (мини-сериал, 2005) Русское (2004) Трое против всех 2 (сериал, 2003) Зачем тебе алиби? (ТВ, 2003) Трое против всех (сериал, 2002) Черная комната (сериал, 2000) Простые истины (сериал, 1999 – 2003

Слайд 48

Российские немцы золотого фонда театра и кино, слайд 48

Слайд 49

Российские немцы золотого фонда театра и кино, слайд 49
Татьяна Арнтгольц (18.03.1982) родилась в семье актеров Калининградского областного драматического театра Альберта Арнтгольца (заслуженный артист РСФСР) и Валентины Галич. У нее есть сестра-близнец Ольга и старший брат Антон. Ольга и Татьяна Арнтгольц учились в обычной калининградской школе, занимались балетом и спортом. Детство в коммунальной квартире и за кулисами театра, не баловало сестер-близняшек особыми излишествами. Однако они успешно занимались гимнастикой, а затем пятиборьем, а в девять лет вышли на сцену в роли лягушат в детском спектакле «Золотой цыпленок». При этом на вопросы родителей, кем они хотят стать, девочки отвечали – будем журналистками. Однако происхождение из актерской семьи все же повлияло на выбор будущей специальности, тем более что таланта обеим было не занимать. Поэтому после 9-го класса они с сестрой поступили в театральный лицей. Окончив его, сестры поехали в Москву, чтобы получить актерское образование. Их с первого раза приняли в Театральный институт имени Щепкина (курс Н.Афонина), которое они окончили в 2003 году. «Предложения о съемках в сериалах и художественных фильмах сестры начали получать еще во время учебы. Уже на первом курсе Татьяна успешно прошла кастинг для участия в минисериале «Next», где сыграла Нату, подружку главного героя.

Слайд 50

Российские немцы золотого фонда театра и кино, слайд 50
Olga Albertowna Arntholz und Tatjana Albertowna Arntholz wurden am 18. März 1982 in Kaliningrad geboren. Die Eltern der Zwillinge, Verdienter Künstler RSFSR Albert Arntholz und Walentina Galitsch sind Schauspieler des Regionalen Dramentheaters Kaliningrad. Insgesamt gibt es in der Familie drei Kinder. Die Schwestern haben einen Bruder Anton. Olga und Tatjana Arntholz lernten in einer gewöhnlichen Mittelschule in Kaliningrad, beschäftigten sich mit Ballett und Sport. Die Kindheit verbrachten die Zwillinge hinter den Kulissen des Theaters, wo ihre Eltern tätig sind. Als die beiden Schwestern neun Jahre alt waren, traten sie auch auf der Bühne dieses Theaters auf. Sie speilten die Rollen der Frösche in der musikalischen Kinderaufführung „Goldenes Küken“. In der Schulzeit träumten die Schwestern nicht, Schauspielerinnen zu werden. Sie befassten sich erfolgreich mit Gymnastik und Fünfkampf und wollten Journalistinnen werden. Aber die Herkunft aus einer Schauspielerfamilie beeinflusste die Beiden zur Wahl des zukünftigen Berufs. Deshalb gingen Olga und Tatjana nach der Grundschule ins Theaterlyzeum. Nach der Beendung gingen die Schwestern Arntholz nach Moskau, um Schauspielausbildung zu bekommen. Sie gingen in die Höchste Michail-Schtschepkin-Theaterschule (das Institut), die sie 2003 absolvierten. Die Vorschläge im Kino zu spielen, bekamen die Schwestern Olga und Tatjana Arntholz noch während des Studiums. Im Kino debütierten Olga und Tatjana Arntholz in Jahr 1999. Verschiedene Rollen in Filmen brachten den beiden Schwestern große Popularität.

Слайд 51

Российские немцы золотого фонда театра и кино, слайд 51
25-й час (сериал, 2015) ... Анна Громова Аргентина (мини-сериал, 2015) Прошлое умеет ждать (мини-сериал, 2015) ... Полина Сердце врага (2014) ... Эльза Веслинг Соблазн (сериал, 2014) ... Вера Фотограф (2014)Fotograf ... Natasza Чемпионы (2014) ... Елена Бережная Я оставляю вам любовь (2013) Культ (сериал, 2013 – ...) ... Надежда Любавина Брак по завещанию 3. Танцы на углях (сериал, 2013) ... Сандра Ночные ласточки (сериал, 2012) ... Евгения Звонарева Второе восстание Спартака (сериал, 2012) ... Беата Снайперы: Любовь под прицелом (сериал, 2012) ... Катя Радионова Виктория (сериал, 2012) ... Виктория Чистая проба (сериал, 2011) ... Юлия Фурцева. Легенда о Екатерине (сериал, 2011) ... Екатерина Фурцева в молодости Брак по завещанию 2. Возвращение Сандры (сериал, 2011) ... Сандра Сэймор Трава под снегом (мини-сериал, 2010) ... Леся Брак по завещанию (сериал, 2009) ... Саша Козинцева / Сандра Сэймор Лапушки (сериал, 2009) ... стриптизёрша Наташа Дочка (ТВ, 2008) ... Лера Иванова Этим вечером ангелы плакали (видео, 2008) ... Татьяна Крик в ночи (2007) Кактус и Елена (ТВ, 2007) ... Елена И все-таки я люблю... (сериал, 2007) ... Вера Сильнее огня (мини-сериал, 2007) ... Марина Глянец (2007) ... Оксана Бес в ребро, или Великолепная четверка (сериал, 2006) ... Катя, дочь Бориса Дурдом (сериал, 2006 – 2013) ... медсестра Светлана Охота на гения (сериал, 2006) ... Аня Галкина Под ливнем пуль (мини-сериал, 2006) ... медсестра Катя Ленинградец (мини-сериал, 2005) ... Анюта Бриллианты для Джульетты (сериал, 2005) ... Лена Противостояние (2005) ... Медсестра Катя Последний уик-энд (2005) ... Катя Талисман любви (сериал, 2005) ... Лиза Кольцова Усадьба (сериал, 2004) Новый год отменяется! (ТВ, 2004) ... Катя Москва. Центральный округ 2 (сериал, 2004) ... Ниёле Чудеса в Решетове (2004) ... русалка Инка Наваждение (сериал, 2004) ... Вера Дневной представитель (2004) ... Иветта Кавалеры морской звезды (сериал, 2003 – ...) Медовый месяц (мини-сериал, 2003) ... Аля Москва. Центральный округ (сериал, 2003) ... Нийоле Зачем тебе алиби? (ТВ, 2003) ... Наташа Next. Следующий (мини-сериал, 2001) ... Ната Простые истины (сериал, 1999 – 2003) ... Катя Трофимова

Слайд 52

Российские немцы золотого фонда театра и кино, слайд 52
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.