Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
АРХИМЕДОВА СИЛА
Автор: Ю.А.Каверин
Слайд 2
ПОДУМАЙ !
Определите выталкивающую силу, действующую на погруженный в воду цилиндр.
Слайд 3
ЭКСПЕРИМЕНТИРУЕМ
Подвесим к пружине небольшое ведерко и тело цилиндрической формы. Отметим положение стрелки-указателя на штативе.
Слайд 4
ЭКСПЕРИМЕНТИРУЕМ
Поместим тело в сосуд.
Почему сократилась пружина при погружении цилиндра в воду?
А каков объем воды, вылившейся из сосуда?
Слайд 5
ЭКСПЕРИМЕНТИРУЕМ
Что нужно сделать, чтобы пружина заняла первоначальное положение?
А как можно увеличить вес ведерка?
Слайд 6
ВЫВОД
Сила, выталкивающая целиком погруженное в газ или жидкость тело, равна весу газа или жидкости в объеме этого тела.
FA = Рж
Слайд 7
ЗАКОН АРХИМЕДА
Тело, находящееся в жидкости (или газе), теряет в своем весе столько, сколько весит жидкость (или газ) в объеме, вытесненном телом.
Слайд 8
ЛЕГЕНДА ОБ АРХИМЕДЕ
Величайший древнегреческий ученый, математик, физик и изобретатель (287 г. до н.э. – 212 г. до н.э.)
Царь Гиерон: «Золотая ли корона?»
Слайд 9
ЭКСПЕРИМЕНТИРУЙ !
Выясните, от каких величин зависит архимедова сила, а от каких – не зависит:
от объема погруженной части тела,
от плотности тела,
от веса тела,
от глубины погружения,
от плотности жидкости.
Слайд 10
НАШИ ВЫВОДЫ
Архимедова сила Архимедова сила
зависит от не зависит от
объема погруженной части тела плотности тела
плотности жидкости веса тела
глубины погружения
Слайд 12
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ ЗАДАЧИ
Дано: СИ Решение:
V=20 см3 2·10-5 м3 FА =ж g V,
ж=1000 кг/м3 FА = 1000 кг/м3 · 9,8 Н/кг х
х 2·10-5 м3 0,2 Н
FА - ?
Ответ: 0,2 Н
Слайд 13
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
h2
h1
F1
F2
F3
F4
F3 = F4
F2 > F1
т.к. h2 > h1
СИЛА АРХИМЕДА
FА = F2 – F1 –– выталкивающая сила
FА = PЕ возд – PЕ жид
FА = pжg V
pжx V = m ж
m ж x g = pж
FА = Pж
Закон Архимеда:
II в. до н.э.
Слайд 14
ПОДУМАЙ !
На какой из опущенных в воду стальных шаров действует наибольшая выталкивающая сила?
Слайд 15
ПОДУМАЙ !
Одинакового объема тела – стеклянное и стальное – опущены в воду. Одинаковые ли выталкивающие силы действуют на них?
Слайд 16
ПОДУМАЙ !
Одинаковые ли выталкивающие силы будут действовать на данное тело в жидкости при погружении его на разную глубину?
Слайд 17
ПОДУМАЙ !
Изменится ли выталкивающая сила, если брусок, находящийся в жидкости, перевести из положения а в положение б?
Слайд 18
ПОДУМАЙ !
Подвешенные к коромыслу весов одинаковые шары погрузили в жидкость сначала так, как показано на рисунке а, а затем так, как показано на рисунке б. В каком случае равновесие весов нарушится? Почему?
Слайд 19
ПОДУМАЙ !
На дне аквариума находится камень, полностью погруженный в воду. Изменится ли действующая на камень выталкивающая сила при доливании воды в аквариум?
Слайд 20
ПОДУМАЙ !
Кусок стального рельса находится на дне реки. Его приподняли и поставили вертикально. Изменилась ли при этом действующая на него выталкивающая сила? Изменится ли она, если при подъеме часть рельса окажется над водой?
Слайд 21
ПОДУМАЙ !
Почему у рыб и морских животных менее массивный скелет по сравнению со скелетом млекопитающих, а конечности атрофированы?
Слайд 22
ПОДУМАЙ !
Почему отстаивание воды ведет к очищению ее от нерастворимых в ней веществ?
Слайд 23
ЗАЛЬЕТ ЛИ ВОДА СВЕЧУ?
Опустим в сосуд с водой стеариновую свечу (на ее нижнем конце закреплен небольшой грузик). Свеча плавает, как поплавок. Как долго будет гореть свеча?
Слайд 24
Источники информации
Диск «Библиотека электронных наглядных пособий», Физика, 7-11 класс («Кирилл и Мефодий»)
Диск «Физика. Библиотека наглядных пособий. 7-11кл.» («1С: Образование»)
Диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»
Чеботарева А.В. Самостоятельные работы учащихся по физике в 6-7 классе: Дидакт. материал. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985