Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Михаил Васильевич Ломоносов
Составила учитель начальных классов
МОУ ООШ № 8
Г.Сыктывкар
Колосова А.В.
Слайд 2
Актуализация опорных знаний
Индивидуальные задания по карточкам
Карточка 1
Почему России нужен был флот?
Карточка 2
Расскажите о детстве Петра l.
Карточка 3
Чем царь Пётр l отличался от других европейских правителей?
Карточка 4
Какие главные перемены произошли в России при Петре l ?
Работа в парах
Давайте проверим друг у друга выполнения задания 6 на с. 34 – 35 рабочей тетради, воспользовавшись картой учебника с. 92 – 93.
Слайд 3
Самоопределение к деятельности
ДНСКЙ НВСКЙ ПТР ЛМНСВ
По какому принципу зашифрованы слова?
Назовите эти слова полностью.
(Донской, Невский, Пётр, Ломоносов.)
- Какое из этих слов лишнее? Почему?
- Какая тема урока?
- Что вы уже о нём знаете?
- Что хотите узнать?
Слайд 4
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)
Слайд 5
Пётр I дал сильный толчок развитию русского народа. Потребность в образовании стала ощущаться всё сильнее и сильнее. Образованные люди стали выходить не только из высших слоёв общества, но и из низших. Самым лучшим доказательством этого служит появление Ломоносова, который будучи крестьянином, стал величайшим русским учёным и поэтом.
Слайд 6
Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году в деревне Денисовка около села Холмогоры Архангельской губернии, в семье крестьянина-помора, занимавшегося морским промыслом на собственных судах.
Слайд 7
Галиот «Чайка», принадлежащий Ломоносовым
Слайд 8
Ломоносов – великий сын Севера
Жители деревни славились
своими талантами
художественной резьбы
по кости и дереву.
Положение окрестности
деревни обширно и
величественно.
Слайд 9
"Быт поморской семьи 18 в."
художник Румянцев А. Я.
Слайд 10
Мальчик начал помогать отцу с десяти лет. Вместе они ходили рыбачить в Белое море, Баренцево море и до Соловецких островов. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями.
Слайд 11
В 11-12 лет Михайло начал постигать грамоту. Первым его учителем стал дьячок местной церкви. Ломоносов прочитал всё, что было под рукой: Часослов, Псалтырь и другие церковные книги.
Слайд 12
У соседа нашлись славянская грамматика и арифметика, напечатанная для школ по велению Петра I. Ломоносов выпросил их себе в подарок и с таким усердием читал, что выучил наизусть.
Слайд 13
Мать Ломоносова умерла, когда Мише было 9 лет. Из двух мачех Ломоносова вторая была "злая и завистливая".
Слайд 14
Мачеха стала преследовать и укорять пасынка за то, что он всё читает и не занимается делом, не помогает отцу ловить рыбу. Жажда знаний в молодом рыбаке день ото дня становилась всё сильнее. Он слышал рассказы богомольцев и купцов о великих деяниях Петра I, о школах открытых в Москве и Петербурге.
Слайд 15
Ломоносов решил покинуть дом и пробраться в Москву, чтобы там поступить в школу.
Он тайком от отца выхлопотал себе паспорт, выпросил у знакомого крестьянина китайский полукафтан и немного денег. И в одну морозную ночь в декабре 1730 года он бежал, взяв с собой книги. Путь до Москвы Ломоносов прошёл с рыбным обозом своих земляков. В ту пору было ему 19 лет.
Слайд 16
Путь Михайло Ломоносова из Холмогор в Москву.
«Мой покоя дух не знает».
М.В.Ломоносов.
Слайд 17
Москва в 18 веке.
Слайд 18
Неприветливо встретила Москва молодого крестьянина, жаждавшего знаний. У Ломоносова не было здесь ни родных, ни знакомых, а в кармане – ни копейки. Первую ночь он провёл в санях под открытым небом.
Слайд 19
На другой день он встретил земляка, который взял его к себе и обещал определить в школу при монастыре.
Слайд 20
Удивился ректор Академии в Москве: «…ради науки с Белого моря прибежал!»
Через полгода он был переведён в следующий класс.
Выдав себя за сына дворянина, в январе 1731 он поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую академию.
Несмотря на его взрослые лета, Михаила определили в самый низший класс, т.к. он не знал латинского языка.
Слайд 21
Нелегко пришлось Ломоносову на первых порах. По возрасту он был гораздо старше других учеников, которые потешались над ним и высмеивали его.
Слайд 22
Годы учебы в академии
« Малые ребята кричат и перстами указывают: смотри-де, какой болван лет в двадцать пришел латыни учиться».
Изучал латинский язык, русский, математику, риторику, политику, философию. Самостоятельно выучил греческий язык.
Слайд 23
. Он терпел большую нужду: школа выдавала только 90 копеек в месяц, чего едва хватало на хлеб и квас. Но талантливый и трудолюбивый юноша упорно постигал науки.
Слайд 24
Здание Московской Славяно-греко-латинской академии
Весь курс академии,
рассчитанный на 12 лет,
Ломоносов закончил
за 5 лет.
Слайд 25
Но вот уже и московская школа не удовлетворяет его. Он просится в Киев, где, по слухам, учили лучше и больше. С котомкой за плечами и палкой в руках прибыл учёный крестьянин в древнюю столицу России. Здесь он действительно нашёл много книг и с жадностью прочитал их все.
Киево-Могиля́нская акаде́мия
Слайд 26
В 1735 году Ломоносова в числе 12лучших учеников отправили на учёбу в Петербург, где по плану Петра Великого была учреждена Академия наук. При Академии находилась гимназия,
где учили молодых людей.
Слайд 27
В Петербурге он проучился год, а потом, как лучший ученик, был отправлен за границу.
Слайд 28
Михайло Ломоносова отправляют в Германию учиться горному делу.
Его зачисляют в Марбургский
университет.
В общей сложности за рубежом
Ломоносов прослушал курсы
По 16-ти научным дисциплинам.
Студент немецкого
Университета 18 в.
Год 1736-й.
Слайд 29
1736 год, Марбург, Германия
Слайд 30
Ломоносов прожил за границей около пяти лет и всё это время неустанно работал. Профессора удивлялись его трудолюбию, его успехам и дарованиям.
Слайд 31
За границей Ломоносов женился в 1740, в Марбурге, на Елизавете-Христине Цильх.
Студент немецкого
Университета 18 в.
Слайд 32
В июне 1741 Ломоносов вернулся в Россию и был назначен в академию адъюнктом (должность помощника ,заместителя ).
, а в августе 1745 стал первым русским, избранным на должность профессора (академика) химии.
Профессорский диплом М.В.Ломоносова
Слайд 33
1745 год- профессор химии
1751 год- чин коллежского советника
1763 год –статский советник
Слайд 34
В самых различных областях знаний раскрылся талант Ломоносова.
Он прославился как физик, химик, геолог, поэт, художник, астроном, географ, историк.
Слайд 35
Императрица Елизавета Петровна пожаловала ему в награду деревню.
Слайд 36
Заслуги Ломоносова в некоторых областях
Слайд 37
Открытия в области поэзии и литературы
Слайд 38
1751 год
В этом году вышел «Сборник разных сочинений в стихах и в прозе Михаила Ломоносова».
Слайд 39
«В стезе российской словесности Ломоносов был первым» Н.А.Радищев
Ломоносов заложил основы современного
русского разговорного
языка. Два его сочинения
имели большое значение
для развития русского
языка:
«Российская грамматика»,
«Краткое руководство
к риторике».
Титульный лист
«Риторики» Ломоносова.
Слайд 40
Ломоносов – поэт и реформатор
Ломоносов завершил
преобразование русского
стихосложения. Стихи
Ломоносова были звучны
и певучи.
Ночною темнотою
Покрылись небеса,
Все люди для покою
Сомкнули уж глаза.
Внезапно постучался
У двери Купидон,
Приятной перервался
В начале самом сон.
Слайд 41
Поэт Ломоносов воспевал в своих произведениях любовь к родине, к русским людям, к науке.
Воззри на горы превысоки,
Воззри в поля свои широки,
Где Волга, Днепр,
где Обь течёт;
Богатство оных потаенно
Наукой будет откровенно,
Что щедростью твоей
цветёт.
М.В.Ломоносов.
Неизвестный мастер 19 в. Резная кость
Слайд 42
Среди поэтических произведений Ломоносова:
«Слово похвальное Петру Великому…». 1755
Ода блаженныя памяти Государыне Императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года
«Утреннее размышление о божием величестве» (1743)
«Я знак бессмертия себе воздвигнул» (1747)
«Ночною темнотою покрылись небеса…» (1747)
«Лишь только дневной шум замолк…» (1747)
Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф, когда я в 1761 году ехал просить о подписании привилегии для академии, быв много раз прежде за тем же
Гимн бороде (1757)
Слайд 43
Великий учёный много сделал для развития и образования России. По его предложению в 1755 году был открыт Московский университет, который по праву носит имя Ломоносова.
Слайд 44
Открытия в области физики
Открыл закон сохранения материи
Сконструировал термометр
Изобрел «ночезрительную трубу», предшественницу современных приборов для ночных наблюдений
Слайд 45
Открытия в области химии
Открыл первую химическую лабораторию в России
Составил рецепт для приготовления фарфоровых масс
Разработал принципы новой науки «Физической химии»
Слайд 46
Екатерина Вторая в химической лаборатории Ломоносова
Слайд 47
Открытия в области астрономии
Он открыл атмосферу на планете Венера с помощью изобретённого им телескопа.
Слайд 48
Открытия в области географии
Составил «Полярную карту»
Разработал приборы для морского кораблевождения
Слайд 49
Открытия в области геологии
Теория возникновения минералов и металлов
О причине землетрясений
Слайд 50
Открытия в области истории
Написал 1-ый том Российской истории
Составил «Краткий Летописец с родословием»
Слайд 51
Великий учёный много сделал для развития и образования России. По его предложению в 1755 году был открыт Московский университет, который по праву носит имя Ломоносова.
Слайд 52
Проект учреждения Московского университета
Он был учреждён 12 января 1775 году
Слайд 53
Современное здание Московского университета
Он носит имя М.В. Ломоносова
Слайд 54
Памятник в Москве.
Слайд 55
Ломоносов пытался проникнуть в тайны природы.
Учёный организовал при Академии первую в России Химическую лабораторию.
Под его руководством построили фабрику цветного стекла.
Слайд 56
Ломоносов - художник
Слайд 57
Ломоносов открывает мастерскую для набора мозаичных картин и сам становится первым в России человеком, который начал на собственном опыте и своими руками осваивать технику мозаичного набора.
Портрет Петра I
Слайд 58
«Полтавская баталия». Мозаика М. В. Ломоносова в здании Академии Наук. Санкт-Петербург. 1762—1764
Картина сохранилась до наших дней.
Размеры картины: 8,5 метров в ширину, 8 метров в высоту.
Мозаика уложена на медном подносе. Вес картины 2 тонны.
Слайд 59
Портрет Петра I. Мозаика. Набрана М. В. Ломоносовым. 1754. Эрмитаж
Слайд 60
В течение всей своей жизни
Ломоносов развивает и
совершенствует мозаичное
искусство.
Всего из его мастерской
вышло 43 картины,
из которых 22 не найдены.
М.В.Ломоносов. Полтавская баталия.
Мозаика. Фрагмент. Пётр I
Открыл секрет изготовления смальты.
Избран почетным членом Петербургской Академии художеств
Слайд 61
«Каин» Рисунок М.В.Ломоносова.
Поэт - живописец
Слайд 62
Ломоносов стал самым образованным человеком в России
Знал несколько языков.
Сочинил множество стихов.
Преподавал в Академии наук русский язык, историю, физику, химию и другие предметы.
Написал первую русскую грамматику, учебник русской истории.
Первым объяснил русским людям, откуда берётся тепло и дожди, что такое планеты и кометы, от чего происходит северное сияние и мн. др.
Слайд 63
В наши дни российским и иностранным учёным за выдающиеся работы в области естественных наук присуждается золотая медаль имени М.В. Ломоносова.
Слайд 64
Благодаря природному дару и упорству Ломоносов из северных крестьян выбился в "большие" люди, получил чины и признание, стал крупным ученым. Но, очевидно, положил на это слишком много сил.
"Статский советник и профессор Ломоносов умирал трудно и одиноко,- пишет современный биограф.- Отяжелевший, но все еще порывистый и беспокойный, он лежал в притихшем большом доме. В саду наливались соком посаженные им деревья. Весенний ветер стучал в окна. В мозаичной мастерской стояли недоконченные картины.
Ломоносов знал, что он умирает. "Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют",- записал он. Но его тревожила судьба его дела. Порой ему казалось, что вся напряженная борьба, которую он вел, пошла насмарку. Он сполна узнал цену милостям императрицы (Екатерины II) - и видел, что национальные начала русской науки , которые он развивал, снова поставлены под угрозу. Он не скрывает своих мрачных раздумий. "Друг, я вижу, что я должен умереть, и спокойно и равнодушно смотрю на смерть. Жалею токмо о том, что не мог я свершить всего того, что предпринял я для пользы Отечества, для приращения наук и для славы Академии и теперь при конце жизни моей должен видеть, что все мои полезные намерения исчезнут вместе со мной..."
Прислушивавшиеся к каждому слову царицы придворные, преисполненные сознанием своей значительности, невежественные вельможи, юлящие вокруг них иноземцы, погрязшие в канцелярщине чиновники откровенно радовались, что уходит, наконец, надоедливый человек, мечущийся и хлопочущий о чем-то на смертном своем одре.
И вот 4 апреля (по старому стилю) 1765 года, около пяти часов дня, перестало биться горячее сердце Михаила Васильевича Ломоносова".
Слайд 65
«Неиссякаемый свет души…»
Изменилась родина великого
учёного – деревня Денисовка,
теперь – село Ломоносово.
В селе открыта школа
художественной резьбы по кости.
Много посетителей бывает в
Ломоносовском музее, огромен
интерес русского народа к жизни
великого учёного.
Север
Слайд 67
«Дыханьем Родины храним…»
Короток жизненный путь Ломоносова, он
скончался на 54-ом году жизни. За это время он
совершил столько научных открытий, осуществил
столько изобретений, что трудно найти во всей
предшествующей мировой
истории другого человека
таких огромных дерзаний
и творческих подвигов.
Ломоносов рождён был
Россией, жил для России
и все свои силы, знания
и помыслы отдал России.
Гукор. Модель.
Слайд 69
Работа по учебнику
Прочитать статью стр. 101 – 103 очень внимательно.
Представьте, что вы кинорежиссеры.
Что бы вы изменили в презентации о жизни М.В Ломоносова?
Слайд 70
Работа в тетради с. 36
Слайд 71
Великий сын России
71
Физика
Литература
История
География
Геология
Биология
Языкознание
Метеорология
Астрономия
Риторика
Химия
Слайд 72
Подведём итоги:
Какие качества характера позволили Ломоносову пройти с честью все испытания?
Какова была цель урока?
Какие знания мы открыли?
На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
Слайд 73
И в заключение…
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха…
М. В. Ломоносов
Слайд 74
Рефлексия
Что для вас было самым интересным на уроке?
О чем захотелось еще узнать?
Что было трудным?
Какую оценку вы бы поставили себе за этот урок?
Слайд 75
Домашнее задание.
с.101 – 104.
Т. с.37