Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Баллада В.А.Жуковского «КУБОК»
Слайд 3
План
1. Введение.
2. Содержание.
3. Анализ произведения.
4. Заключение.
5. Контрольные вопросы.
Слайд 4
Введение
Произведение «Кубок» Жуковского относится к жанру баллад. Баллада — сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, легендарном материале. Баллада была написана В.А. Жуковским в 1825 — 1831 годы.
В произведении присутствует мотивы рыцарства, соревнования, неоцененности поступка, а также описание подвига главного героя и морской стихии, которая так нравилась Жуковскому.
Слайд 5
Анализ произведения
Баллада начинается со слов коварного царя: «Кто, рыцарь ли знатный иль латник простой, в ту бездну прыгнет с вышины?» Бездной Жуковский называет море, которое таковым и является: оно глубокое и полно разных неожиданностей. «Бросаю свой кубок туда золотой»-, говорит царь и вместе с этим кубком бросает туда свою совесть. «Кто сыщет во тьме глубины мой кубок и с ним возвратится безвредно тому и будет наградой победной», - продолжает король, уверенный, что на престоле, как и раньше, останется он один. «Но рыцарь и латник недвижимо стоят; молчание – на вызов ответ; в молчанье на грозное море глядят; за кубком отважного нет», - под этими автор подразумевает, что в царстве такого бездумного короля живет разумный народ, который понимает, что в любом случае их владыка не будет делиться с ними своим троном. Но тут появляется человек, который готов на отважный поступок. Молодой паж или не понимает, что не разделит престол с королем, или жалеет короля, не хочет подводить его, позорить пред всем народом.
Слайд 6
Так царь возгласил, и с высокой скалы,
Висевшей над бездной морской,
В пучину бездонной, зияющей мглы он бросил кубок золотой.
Слайд 7
Далее описывается весь ужас, который творится в море: «Из чрева пучины бежали валы, шумя и гремя в вышину; и волны стирались, и пена кипела: как будто гроза наступая ревела». «И воет, и свищет, и бьет, и шипит, как влага, мешаясь с огнем…», - так Жуковский сравнивает огонь с королем, а влагу с молодым пажем. Прыгнув в глубину, юноша как бы успокоил на время море: «Над бездной утихло, в ней глухо шумит», - говорит автор. Но на этом баллада не заканчивается и события продолжают двигаться дальше: вновь все завыло, забилось, зашипело. И тут – молодой паж показывается на поверхности: «Мелькнула рука и плечо из волны…И борется, спорит с волной…И видит – весь берег потрясся от клича – он левою правит, а в правой добыча». «И каждый с весельем «Он жив!», - повторял – Чудеснее подвига нет! Из темного гроба, из пропасти влажной спас душу живую красавец отважный», - что значит: паж спас совесть и душу короля, достав кубок из бездны. Он счастлив и падает к царевым ногам, рассказывая о своем нелегком путешествии с «несказанными чудами». Но царь беспощаден к нему и вновь бросает свой кубок в морскую пучину. Он охвачен своим желанием выиграть эту схватку у пажа. Даже, его дочь – не помеха ему. И молодой юноша вновь отправляется в бездну.
Слайд 8
Вдруг паж молодой
Смиренно и дерзко вперед;
Он снял епанчу, и снял пояс он свой;
Их молча на землю кладет…
Слайд 9
И он, упредя разъяренный прилив,
Спасителя-Бога призвал.
И дрогнули зрители, все возопив,- уж юноша в бездне пропал.
И бездна таинственный зев свой закрыла:
Его не спасет никакая уж сила.
Слайд 10
Заканчивается баллада просто, но трагически, свидетельствуя ио смерти молодого пажа: «Утихнула бездна… и снова шумит…И пеною снова полна…и с трепетом в бездну царевна глядит… и бьет за волною волна… Приходит, уходит волна быстротечно, а юноши нет и не будет уж вечно». Романтический герой совершает поступки не ради денег или славы, не ради любви, а ради самоутверждения, ради возможности вырваться из обыденности. Зная, что обречен герой баллады Жуковского бросается в пучину вновь, потому что велико его желание сразиться с судьбой и вырваться из оков мира.
Слайд 11
Основная задача, которую ставит перед собой автор – показать, на что способен человек. В балладе присутствуют и положительные, и отрицательные герои.
К положительным относятся паж и дочь царя, а к отрицательным можно отнести самого царя. Паж – положительный герой, т.к. самоотверженно выполняет каждое следующее задание, руководствуясь скорее не жаждой наживы, а стремлением показать себя, а дочь царя – потому что жалеет пажа, понимая жестокость своего отца. Царь – отрицательный герой, потому, что в балладе показана его жесткость по отношению к пажу: царь будто насмехается над ним.
Заключение
Слайд 12
Вопросы
Кто главные герои баллады?
Как относится автор к героям баллады?
Что увидел паж в морской пучине?
Как вы относитесь к поступкам героев?
Как вы понимаете смысл слов благородство, рыцарство, жестокость?