Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Центр АРТ-образования, Всероссийский конкурс «Гордость Отчизны»: Юбилейные даты России в 2013 году (история и культура)
Презентация к уроку МХК
Тема: В.М.Васнецов (165 лет со дня рождения)
Учитель Музыки и МХК Боева Наталья Викторовна
Учащийся Кондрашов Михаил, 10«м» класс
МБОУ ПГО «СОШ№8» (Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №8»)
город Полевской Свердловской области
Слайд 2
Многогранный талант Виктора Михайловича Васнецова (1848 - 1926)
Слайд 3
15мая 2013 года исполнится 165 лет со дня рождения Виктора Михайловича Васнецова (1848 - 1926)
Кузнецов Н. Д.
Портрет В. М. Васнецова (1891)
Виктор Михайлович Васнецов - выдающийся русский живописец, архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи.
Старший брат художника Аполлинария Васнецова (1856—1933) и фольклориста Александра Васнецова (1861—1927).
Один из основоположников национально-романтического варианта русского модерна.
Творчество Виктора Васнецова еще не раз будет переоцениваться, как и все людские деяния, но история несомненно отметит значительность этого явления, на протяжении без малого 60 лет теснейшим образом связанного с русской художественной жизнью.
И. Грабарь. В.М. Васнецов (очерк)
Слайд 4
Виктор Михайлович Васнецов, родился в 1848 г. в селе Лопьял Уржумского уезда в Вятской губернии. Прадед художника окончил рисовальный класс семинарии. Его отец, Михаил Васильевич Васнецов, был образованным сельским священником.
В деревенском доме Васнецовых сочетались разные уклады жизни. Михаил Васильевич, сам широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование, развить в них пытливость и наблюдательность. в семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. Бабушка Ольга Александровна в молодости увлекалась живописью. У будущего художника дух захватывало от счастья, когда бабушка открывала крышку старого сундучка, где находились краски.
В.М.Васнецов вместе со своим братом Аполлинарием рос не обособленно, а находясь в тесном общении с крестьянскими детьми. Художник с детства проникался поэзией народных сказок, преданий и поверий, красотой народного искусства, красочной обрядовой стороной быта. Он воспринимал природу как одушевленное существо. Именно детство заложило нравственно-духовные основы личности художника, вылившись со временем в замечательные картины, известные всему миру.
Виктор Васнецов. Река Вятка. Фрагмент. 1878
Портрет художника
А.М. Васнецова. 1872
Автопортрет. 1868
Слайд 5
Начальное образование Васнецов получил в местном духовном училище, а затем в Вятской духовной семинарии (1862 — 1867). Литературные образы, с которыми художник соприкоснулся в годы учёбы в семинарии, переплетались в его душе с фольклорными образами, что не могло не отразиться на дальнейшем творчестве художника. Во время своей учебы в семинарии Васнецов обучался и практиковался в копировании с литографий у преподавателя гимназии и владельца иконописной мастерской Н. А. Чернышева. Это имело огромное значение в формировании Васнецова как художника, в раскрытии его художественного дарования.
С благословения отца Васнецов оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Петербург для поступления в Академию художеств. Он учился живописи в Петербурге у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867—1868). Крамской, пропагандировавший среди своих учеников призыв Н. Г. Чернышевского к отражению в искусстве проблем современности, оказал на Васнецова огромное влияние и в нравственном, и в художественном смыслах.
В Школе поощрения художников Васнецов познакомился с И.Репиным, с которым был впоследствии очень дружен.
Афиша Экспозиции «Городской быт города Вятки конца XIX –начала ХХ веков» 28.11.2011 Вятская кунсткамера
Репин И.— Портрет Виктора Васнецова. 1882
Васнецов Портрет
И.Е. Репина 1882
И.Н. Крамской
Автопортрет .1867
Группа преподавателей гимназии 1867 г. В первом ряду крайний справа – Н.А. Чернышёв
Слайд 6
Брюсов календарь. 1871
В гостях. 1871
И с 1871 г., сначала по причине болезни, а потом из-за недостатка времени, регулярность посещения занятий нарушилась. В эти годы он выполнил около двухсот иллюстраций к Народной азбуке, Солдатской азбуке Столпянского, к Русской азбуке для детей Водовозова. Им были иллюстрированы сказки Конек-Горбунок, Жар-птица и другие. Наряду с иллюстрациями Васнецов работал и над самостоятельными темами. Многочисленные рисунки этих лет, изображают горожан, крестьян, отдельные бытовые сценки. Современники хвалили Васнецова как «типиста». В 1875 г., вынужденный зарабатывать себе на жизнь, да и поддавшись желанию совершенствоваться в живописи самостоятельно, Васнецов покидает академию. Позднее он так объяснял причину своего ухода: «Хотелось писать картины на темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. Вот мы и расстались». По окончании Академии ездил за границу. Выставлять свои работы начал с 1869 года, сначала участвуя в экспозициях Академии, потом — в выставках передвижников. Был членом мамонтовского кружка в Абрамцево. В 1893 году Васнецов становится действительным членом Академии Художеств.
Год поступления в Академию художеств - 1868. Уже в начале своего учения В.М.Васнецов получил за успехи в рисовании и за этюды с натуры две малые и одну большую серебряные медали. В 1870 году умер его отец. Необходимость зарабатывать на жизнь стала еще более насущной, так как Васнецов взял в Петербург шестнадцатилетнего брата Аполлинария, впоследствии известного художника.
Портрет отца М.В.Васнецова. 1870
Портрет А.М. Васнецова. 1878
Слайд 7
Подружки. 1878
Дети разоряют гнезда. Начало 1870-х
На завалинке. Начало 1870-х
Заштатный. 1871
Монах-сборщик. Начало 1870-х
Крестьянин за столом. 1877
Зима. Начало 1870-х
Купеческое семейство в театре. 1869
Бирючи. 1885
За водой. 1880
Жница. 1867
Чаепитие в трактире (В харчевне). 1874
Нищие-певцы (Богомольцы). 1873
Книжная лавочка. 1876
Иван Петров, крестьянин Владимирской губернии. 1883
Известие о взятии Карса. 1878
Военная телеграмма. 1878
Савка-охотник. 1889
Крестьянин с шестом. 1877
Слайд 8
Вернувшись в Россию, Виктор Васнецов обвенчался с Александрой Владимировной Рязанцевой. Семью свою он строил по подобию отцовской, патриархальной семьи. Без году пятьдесят лет прожил Васнецов в счастливом семейном согласии.
Как вспоминала позже его жена, когда они перебрались в Москву, художник любил бродить по старым московским улочкам. А возвратившись домой, часто говорил: «Сколько я чудес видел!». Под впечатлением от прогулок по историческим местам родились его исторические картины.
В конце 70-х В.М.Васнецов увлёкся героическими эпическими образами. Несмотря на неодобрительные отзывы большинства критиков о «богатырских» картинах, Васнецов продолжал писать их. Богатыри были блестящим зaвepшeнием периода расцвета творчества художника. После В.М.Васнецов продолжал работать над сказочными и эпическими образами, до конца жизни, но прежней силы в этих образах уже не было.
Портрет А.В.Васнецовой, жены художника. 1878
Портрет сына художника. 1899
Портрет Татьяны Викторовны Васнецовой, дочери художника. 1897
Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века Васнецов Аполлинарий
Слайд 9
Ахтырский дуб. Начало 1880-х
Село Ахтырка неподалеку от Хотькова известно с 1504 года. До конца XVIII в. оно носило название Дудкино (Дуткино). С середины XVIII в. селом владели дворяне из рода Трубецких. В 1772 г. в селе была выстроена деревянная церковь в честь Ахтырской иконы Божией Матери и оно стало называться по храму — Ахтыркой.
Одну из дач в Ахтырке летом 1881 года снимал художник В.М. Васнецов, который написал здесь этюды «Пруд в затишье», «У опушки», «Осока», «Затишье». Здесь Васнецов работал и над своей известной картиной «Аленушка», которую И.Э. Грабарь назвал обаятельной лирической поэмой о чудесной русской девушке, одной из лучших картин русской школы. До сих пор в Ахтырке сохраняется «Аленушкин пруд», запечатленный на полотне Васнецова.
Осока. 1880
Пруд в Ахтырке. 1880
Опушка елового леса. 1881
Затишье. 1881
Ахтырка. 1879
Слайд 10
Художник считал, что в исторических портретах необходима стилизация, но к портретам современников он подходил с другой точки зрения. В портретах 1883, 1884 гг. прослеживается лирико-поэтическая тенденция (портреты Н. А. и Т. А. Мамонтовых).
Автопортрет. 1873
Портрет А.В.Васнецовой, жены художника. 1878
Портрет Веры Саввишны Мамонтовой. 1896.
Портрет Натальи Анатольевны Мамонтовой. 1883
Портрет Татьяны Анатольевны Мамонтовой. 1884
Портрет отца художника, М.В.Васнецова. 1870
Боярышня (Портрет В.С.Мамонтовой). 1884
Все натурные пейзажи художник писал неподалеку от села Абрамцева, которое было имением И. С. Мамонтова. Абрамцево занимает исключительное место в творческой жизни художника.
Слайд 11
Пейзаж под Абрамцевым. 1881
Абрамцево.
Село известно с XVII века. В 1843 усадьба Абрамцево было куплено писателем
С. Т. Аксаковым. К нему в Абрамцево приезжали
Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, Ф. И. Тютчев и другие. В 1870—1900 усадьба принадлежала С. И. Мамонтову. В этот период в усадьбе часто бывали и работали многие художники и артисты —
В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, В. А. Серов, И. Е. Репин, М. В. Нестеров,
И. И. Левитан, М. А. Врубель, Ф. И. Шаляпин, М. Н. Ермолова. В советское время вокруг усадьбы вырос дачный посёлок художников.
С художниками абрамцевского кружка связано возникновение в конце XIX века в окрестностях усадьбы абрамцево-кудринской резьбы по дереву. В первую очередь оно обязано Е. Д. Поленовой, организовавшей в усадьбе С. И. Мамонтова в 1882 году столярно-резчицкую мастерскую, в которой учились и работали резчики из окрестных сёл: Хотьково, Ахтырки, Кудрино, Мутовки. В настоящее время мастеров абрамцевско-кудринской резьбы готовит Абрамцевский художественно-промышленный колледж имени В. М. Васнецова.
Дубовая роща в Абрамцеве. 1883
Букет. Абрамцево. Начало 1880-х - Васнецов Виктор Михайлович.
В парке. Конец 1870-х
Слайд 12
Спящая царевна. 1900-1926, холст, масло, 214х452 см
Царевна-
Лягушка.
1901-1918
Царевна у окна (Царевна Несмеяна). 1920
Царевна-Несмеяна. 1914-1926
Слайд 13
Васнецов активно работает над введением фольклора в русскую живопись, отражает стороны русского национального характера (“Ковер-самолет”, 1880 г.). В своих картинах на сказочные сюжеты художник соединяет фольклорную фантастичность с религиозным учением и научным взглядом на мир.
Ковёр-самолёт. 1880. Холст, масло
Ковёр-самолет. 1919-1926
Ковёр-самолет. 1926
Слайд 14
Виктор Васнецов. Иван-царевич на сером волке. 1889. Холст, масло. 249 x 187. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
К вечеру, когда солнышко стало опускаться к западу, почему и в воздухе стало не очень жарко, королевна Елена Прекрасная пошла в сад прогуляться со своими нянюшками и с придворными боярынями. Когда она вошла в сад и подходила к тому месту, где серый волк сидел за решеткою, вдруг серый волк перескочил через решетку в сад и ухватил королевну Елену Прекрасную, перескочил назад и побежал с нею что есть силы-мочи.
Прибежал в чистое поле под зеленый дуб, где его Иван-царевич дожидался, и сказал ему: "Иван-царевич, садись поскорее на меня, на серого волка!" Иван-царевич сел на него, а серый волк помчал их обоих к государству царя Афрона. Н яньки, мамки и все боярыни придворные, которые гуляли в саду с прекрасною королевною Еленою, побежали тотчас во дворец и послали погоню, чтоб догнать серого волка, однако, сколько гонцы ни гнались, не могли нагнать серого волка и воротились назад.
Алёнушка. 1881. Холст, масло
Баба Яга. 1917
Кащей Бессмертный. 1926-1927
Аленушкин пруд ( Пруд в Ахтырке ). 1880
Аленушка. 1880
Аленушка. 1881
Аленушка. 1881
Слайд 15
В 1885 году Васнецов создал серию рисунков для постановки в Московской частной русской опере Мамонтова оперы Н. А. Римского-Корсакова “Снегурочка”, созданной по лирической сказке А. Н. Островского. В этих рисунках художник соединил сказочную страну с наблюдениями деревенской жизни, языческую древность и современное ему народное творчество. В этих эскизах проявился одушевленный характер “васнецовской природы”.
Пролог.Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова Снегурочка. 1885
Палаты царя Берендея. 1885
Заречная слободка Берендеевка. 1885
В постановке “Снегурочки” художник впервые утвердил творческое равноправие художника-оформителя с драматургом и композитором. “Снегурочка” стала стимулом новых явлений в русском театре.
Бобыль и Бобылиха. 1885
Премудрый царь Берендей. 1885
Мизгирь. 1885
Купава. 1885
Берендейки. 1885
Брусила и берендеи ребята. 1885
Снегурочка. 1885
Весна. 1882
Снегурочка и Лель. 1885-1886
Ярилина долина.
Весна-Красна. 1885
Дед Мороз. 1885
Слайд 16
С точки зрения нового народного понимания темы можно рассматривать и работу художника над сценическим воплощением «Снегурочки». Когда Репин увидал васнецовские декорации и костюмы к этой опере, то написал Стасову:
«Васнецов сделал для костюмов рисунки. Он сделал такие великолепные типы -вoсторг... я уверен, что никто там у вас не сделает ничего пoдoбнoгo. Это просто шедевр».
Снегурочка. 1899
Слайд 17
Каменный век. Пиршество. 1883
Портрет В.Н.Гошкевича, основателя историко-археологического музея в Херсоне. 1887
В первом пятилетии 1880-х годов Васнецов увлекся монументальной живописью. Осенью 1882 года художник получил приглашение от известного археолога Уварова написать картины монументально-декоративного плана для Исторического музея в Москве. Осмысление росписи как особого вида искусства живописи Васнецов начал с фриза “Каменный век” (1882 — 1885), который был с восхищением принят современниками.
Каменный век. Деталь фриза2. 1882-1885
Каменный век. Деталь фриза1. 1882-1885
Каменный век. Охота на мамонта. Фрагмент росписи музея
Слайд 18
В 1880 году Васнецов заканчивает одно из самых своих значительных полотен. Темой картины было избрано поле после сражения и гибели полков Игоря Святославича, ставших богатырской заставой на рубежах родной земли, когда "пали стяги Игоревы и полегли русичи на поле незнаемом". Изобразительный ритм картины приближен к эпическому звучанию “Слова о полку Игореве”. Для зрителей все было ново в этой картине, а новое принимается не сразу.
“После побоища Игоря Святославича с половцами”.1880. Холст, масло. 205 x 390.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Гусляры. 1899. Пермская государственная художественная галерея
Битва скифов со славянами. Конец 1870-х
Баян. 1910
Слайд 19
Витязь на распутье.1882. Холст, масло. 167 x 299.
Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
Окончательный вариант картины был написан в 1882 году для Саввы Ивановича Мамонтова.
Надпись на камне соответствует былинным текстам, но видна не полностью.
В письме к Владимиру Стасову Васнецов пишет:
«На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии».
Первоначальный вариант картины 1882 года хранящейся в Государственном Русском музее
Слайд 20
Богатыри
(Три богатыря). 1898. 222x 321 см. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Три десятилетия без малого пролегли между первым карандашным наброском (1871), более двух десятилетий - между парижским эскизом и полотном "Богатыри" (1898), венчающим героический цикл работ живописца. В соответствии с былинными образами Васнецов разработал характеры своих персонажей.
В центре - Илья Муромец, прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье, он, несмотря на грозный вид - исполнен "благости, великодушия и добродушия". Богатырь справа, самый младший, "напуском смелый" - Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он "душа-парень", большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли. Третий богатырь - Добрыня Никитич - в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают "вежество" Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность.
Виктор Михайлович Васнецов. Богатыри. 1898
Витязь. 1883
Витязь на коне. Богатырь. 1878
Богатырский скок. 1914
Олег у костей коня. 1899
Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем. 1913-1918
Прощание Олега с конем. 1899
Слайд 21
Весной 1876 года после выхода из Академии Васнецов, по приглашению Репина, с которым они были особенно дружны, приехал в Париж, где работал больше года. Благодаря Репину Васнецов окунается в изучение художественной жизни Парижа, наполненной острой борьбой. Художник знакомиться с С. И. Мамонтовым и вместе с Поленовым получает от него приглашение поселиться в Москве. Полотно “Акробаты (Балаганы в окрестностях Парижа)” (1877), написанное в Париже носило жанровый характер.
Балаганы в окрестностях
Парижа
1876-1877г
Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа). 1877
Игра в преферанс. 1870-е
Преферанс. 1879
Слайд 22
По возвращении в Москву Васнецова захватила личность Ивана Грозного и в 1897 году художник создал станковое полотно “Царь Иван Васильевич Грозный”, в котором он воплотил идею создания национального стиля, сочетающего современную живопись с поэтикой русского искусства допетровской поры.
Черновой набросок к образу Ивана Грозного. Начало 1880-х
Иван Грозный. 1883-1884
Царь Иван Васильевич Грозный. 1897
Иван Грозный. 1884
Художник считал, что в исторических портретах необходима стилизация, но к портретам современников он подходил с другой точки зрения.
Нестор-летописец. 1919
Нестор-летописец. 1885-1893
Алипий-живописец. 1885-1893
Сергий Радонежский. 1882
Собор святителей Вселенской церкви1. 1885-1896
Собор святителей Вселенской церкви2. 1885-1896
Князь Андрей
Боголюбский. 1885-1896
Княгиня Евдокия. 1885-1893
Князь Александр Невский. 1885-1893
Княгиня Ольга. 1885-1893
Слайд 23
В конце XIX начале XX веков художник выполнил ряд архитектурных проектов. Он был автором проекта своего дома в Москве (1894); автором проекта павильона для Всемирной выставке в Париже (1898); Грановитой палаты; Красного крыльца; проекта перехода из Оружейной палаты в Кремлевский дворец (1901); дома И. Е. Цветкова на берегу Москвы-реки (1901 — 1903); проектов орнаментального оформления Большого Кремлевского дворца (1901 — 1903). Васнецов был одним из участников устройства экспозиции Третьяковской галереи, переданной в дар Москве в 1904 году, для которой он оформил фасад и спроектировал деревянные витрины для показа икон. На месте убийства великого князя Сергея Александровича в Кремле Васнецовым был создан памятный крест (1905), уничтоженный при советской власти и воссозданный на территории московского Новоспасского монастыря.
Проект русского павильона на Парижской выставке. 1898 К сожалению, не был воплощён.
Проект фасада Третьяковской галереи. 1900
Проект фасада Третьяковской галереи
Слайд 24
Крещение Руси. 1885-1896
Креще́ние Руси́ — введение в Киевской Руси христианства как государств-енной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем.
Крещение князя Владимира. 1885-1893
Крещение князя Владимира. 1890
Слайд 25
Радость праведных о Господе.Преддверие рая Триптих, (левая часть)
Радость праведных о Господе.Преддверие рая Триптих, (центральная часть)
Радость праведных о Господе.Преддверие рая Триптих, (правая часть)
Это полотно является одним из самых популярных среди картин, которые написал Васнецов. На картине много, детально прорисованных людей, которым даровано Царство Небесное (Рай). На лице у каждого, читается непередаваемое чувство, переданное Васнецовым. Легкость и невесомость каждой фигуры, заставляет верить в происходящее на полотне. Но на заднем плане, неподвижной скалой стоит Царство, Троицы и всех изображенных на картине. Тро́ица (греч. Αγία Τριάδα, лат. Trinitas) — богословский термин, отражающий христианское учение о Триипостасности Бога. Бог Отец является творцом всего сущего (видимого и невидимого). Бог Сын (Иисус Христос) предвечно рождается от Бога Отца. Бог Святой Дух предвечно исходит от Бога Отца.
Слайд 26
Богоматерь с младенцем: она как бы парит над землей, ее типично русское лицо прекрасно, полно любви и скорби. В лице младенца, которого она, бережно прижимая к себе, несет в мир, предчувствие предстоящих мук и страданий, но есть в нем и сострадание к грешным. Недаром сам художник, говоря о своих иконописных работах, утверждал: «Мое искусство - это свеча, зажженная пред ликом Божьим...». Васнецов достойно возобновил живую и зримую школу иконописи. Впоследствии, вспоминая этот период творчества, художник удивлялся: «Видно, в молодости все можно». Он падал с лесов, разбивался. Для выполнения сложной работы требовалась крепкая сила духа и тела. Много лет спустя на замечание художника Нестерова, не схоронился ли Виктор Михайлович за сказки от жизни, тот ответил: «Куда было после Владимирского собора выше? Куда? Купчих писать? После Бога-то?! Выше нет! Но есть нечто, что стоит вровень. Это, брат, сказка».
Вид на алтарь. Интерьер Владимирского собора в Киеве
Слайд 27
Богородица Владимирского собора
Богоматерь с младенцем. 1901 г. Холст, масло. 209×88. Оригинал для мозаики храма Воскресения Христова. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Богоматерь Одигитрия.
Эскиз алтарной мозаики церкви Марии Магдалины в Дармштадте. 1899
Богородица – почетное наименование Пресвятой Девы Марии – матери Иисуса Христа, чудесно зачавшей и родившей Богочеловека от Святого Духа; до Рождества и по Рождестве Дева.
Слайд 28
Единородный сын Слово Божие. 1885-1896
Христос-Вседержитель. 1885-1896
Возле Христа изображены четыре существа, или четыре евангелиста. Матфей в образе ангела, Марк в образе льва, Лука в образе тельца, Иоанн в образе орла. Позднее термин «тетраморф» стал применяться в описании их иконографии. Тетраморф (греч. τετραμορφος — четырёхвидный).
Савао́ф (ивр. צבאות, Цеваот, буквально «Господь Воинств») — один из титулов Бога в иудейской и христианской традициях. Это имя может означать как «Господь воинств Израилевых», так и «Господь воинств Ангельских». В Ветхом Завете
слово Саваоф встречается начиная с Первой книги Царств.
1885-1896. Бог Саваоф
Слайд 29
Иису́с Христо́с (др.-греч. Ἰησοῦς Χριστός) или Иисус из Назарета — центральная личность в христианстве, которое рассматривает его как Мессию, предсказанного в Ветхом Завете, большинство христианских конфессий верят, что он — Сын Божий, который воскрес из мёртвых.
1885-1896. Распятый Иисус Христос
Спаситель. 1901
Спаситель в терновом венце. 1906
Слайд 30
Снятие с креста. 1888-1901
фрагмент
Слайд 31
Виктор Васнецов. Воины Апокалипсиса.1887. Холст, масло. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Государственный музей истории религии, Санкт Петербург, Россия. «Четыре всадника Апокалипсиса» — термин, описывающий четырех персонажей из шестой главы Откровения Иоанна Богослова, последней из книг Нового Завета. Их часто именуют Завоеватель (Антихрист), Война, Голод и Смерть. Бог призывает их и наделяет силой сеять святой хаос и разрушение в мире. Появлению каждого из всадников предшествует снятие Агнцем печатей с Книги Жизни. После снятия каждой из первых четырёх печатей тетраморфы восклицают Иоанну — «иди и смотри» — и перед ним поочерёдно появляются апокалиптические всадники.
Слайд 32
Посвятив свою жизнь служению добру и красоте, он не мог без пессимизма, усталости и разочарования пpинимать «новую» жизнь с ее политическими катаклизмами, революцией и гpаждaнскoй войной. Все чаще современники видели художника в Троицкой церкви. Согбенная фигура Виктора Михайловича как бы подтверждала его слова: «Бога надо не выболтать, а выстрадать».
В.М.Васнецов скончался 23 июля 1926 г. на 79-м году жизни. После вечернего чая направился он к себе в светелку. Через некоторое время родные услышали, как что-то упало. Художник умер от разрыва сердца, мгновенно, без болезней и страданий. Говорят, так уходит душа, которая ищет Божественную красоту и правду и обретает покой на небесах.
Современники только после смерти по достоинству оценили его творчество. В статье, помещенной в «Вестнике знания», писалось о том, что в истории русской живописи роль Васнецова «равноценна и равнозначаща» роли Пушкина в русской поэзии. И в этой оценке нет никакого преувеличения.
«Васнецов стал первопроходцем, возглавив в русском искусстве эпоху “искания Руси” (Грабарь), принеся новые начинания, идеи и веяния коренным образом изменившие русское искусство конца XIX — начала XX вв.»
Ангел с лампой. 1885-1896
Слайд 33
Спасибо за внимание!
Слайд 34
Список источников информации:
М.Алленов, Е.Алленова, Ю.Астахов, и др.«Мастера русской живописи» Москва, «Белый город» - 2008
С.М.Петкова «Справочник по мировой культуре и искусству» Ростов- на- Дону, «Феникс» - 2008
«Великие художники» том 30 «Виктор Михайлович Васнецов» ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда»», 2010
Виктор Михайлович Васнецов: Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников/ Сост., вступ. ст. и примеч. Н.А. Ярославцевой. – М.: Искусство, 1987. – 496 с.,
http://tphv.ru/vasnecov_sklarenko3.php (Русский художник Виктор Васнецов в книге В.Скляренко)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Васнецов,_Виктор_Михайлович
http://www.nearyou.ru/vvasnetsov/0vvasnbio1.html
Дом - музей В. М. Васнецова