Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Конструирование предложений.
Прокомментируйте постановку ударений в подчёркнутых словах.
Балованный ребенок; прибывший поезд; много лет ржавея.
Слайд 2
Сочинительные союзы по значению делятся на три группы
Соединительные Противительные Разделительные
Обозначают явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим
(и это и то) Указывают, что одно явление противопоставляется другому или чем-то от него отличается
(не то, а это) Указывают на то, что из двух или более явлений возможно только одно
(или то, или это)
И
Да (= и)
Также
Тоже
Не только … но и
Как … так и
Ни … ни А
Но
Да (= но)
Зато
Однако (же) Или
Или … или
Ни … ни
Либо; то … то
То ли … то ли
Либо … либо
Не то … не то
А то
Слайд 3
За столом у окна сидит поручик запаса армии Валерьян Иванович Чижевич. Перед ним домовая книга, в которую он вписывает паспорты постояльцев. Но после вчерашнего работа идет у пего плохо, буквы рябят и расползаются, дрожащие пальцы не ладят с пером, а в ушах гудит, как осенью в телефонном столбе.
Слайд 4
Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. У сочинительных союзов определите разряд по значению.
1. Молодые листья лепетали да зяблики кое(где) пели да горлинки ворковали всё на одном и том же дереве.
2. Волхвы (не) боятся могучих владык а княжеский дар им (не) нужен.
3. Все мои друзья уже сходили на этот фильм, я тоже скоро пойду.
4. Я же (не) только люб..вался но и с восторже..ым ум..лением смотрел на них.
Слайд 5
5. И высокая, грузная фигура его то тихо то плавно то шумно то бурно задвигалась вокруг залы.
6. Либо рыбку съесть либо на мель сесть.
7. На севере солнце на (пол)года скрывается за г..ризонтом за (то) столько (же) не сходит с неба.
8. Я ему верю да суд(то) ему (на) слово (не) верит.
Слайд 6
1. Мы ехали полем, поросшим бесконечным кустарником, а также низким березняком. 2. Я лишь одного опасался, что мой старик не сумеет найти поворот среди той тьмы. 3. И действительно, мои опасения сбылись: поворот к усадьбе мы пропустили, потому что ни зги не видать было вследствие темноты. 4. Судя по тому, сколько мы проехали березняком, можно было предположить, что от поворота мы отъехали версты на четыре. 5. Как я ни напрягал своё зрение и слух, но ничего не мог разглядеть. 6. То же, по-видимому, старался сделать и старик, но тоже ничего не видел.
Слайд 7
2. З..ря бывает (сост., соед.) утренняя (…) вечерняя. Мы часто путаем два понятия – закат солнца (прост., соед.) вечернюю з..рю. Вечерняя з..ря нач..нается (прост., подч., врем.) солнце уже зайдёт за край земли. Тогда она овладевает меркнущ..м небом (прост., соед.) разл..вает по нему множество красок (от золота до бирюзы) (прост, соед.) медле..о переходит в поз..ние сумерки (прост., соед.) в ночь.
3. Кругом бесшумно кружилась мелкая весе..яя м..шк..ра (сост., подч., прич.) (прост., против.) вот среди тиш..ны из-за розовых облаков (с)начала послышалось странное жу..ание, (прост., против.) потом сверкнула серебря..ая точка.
Слайд 8
Разряды подчинительных союзов по значению Разряды подчинительных союзов по значению Разряды подчинительных союзов по значению Разряды подчинительных союзов по значению
Разряды простые составные примеры
1. Причинные поскольку, ибо потому что, оттого что, так как, вследствие того что, в связи с тем что, ввиду того что, благодаря тому что Оттого что облака почти касались верхушек берёз, на земле было тихо и тепло.
2. Целевые чтобы (чтоб) для того чтобы, с тем чтобы, дабы (уст.) Князь Андрей встал и подошёл к окну, чтобы отворить его.
3. Условные если, ежели (уст.), коли (уст.), раз (уст.), ли, В случае если, если бы, как скоро Не мил и свет, если друга нет.
Слайд 9
4. Временные когда, пока, едва, лишь лишь только, как только, в то время как, с тех пор как, до тех пор пока Солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину.
5.Сравнительные как, словно, точно, будто, что, чем как будто, подобно тому как Чем ночь темней, тем ярче звёзды.
6. Следственные так что Снег становился всё белее и ярче, так что ломило глаза.
Слайд 10
7. Уступительные Хотя, пусть, пускай Несмотря на то что Ночь была тиха и светла, хотя луны не было.
8. Изъяснительные Что, чтобы, как, Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним.
!!! В предложении с изъяснительным союзом как от первой части сложного предложения ко второй можно поставить вопрос косвенного падежа.
Слайд 11
Конструирование предложений.
Составьте по схемам сложные предложения с подчинительными союзами на тему:
«Мои любимые книги». В составленных предложениях подчеркните основы.
1. [ ], (где …).
2. [ ], (потому что…).
3. [ ], (куда…).
4. [ ], (чтобы…).
Слайд 12
Мы отправились в поход рано утром, … (почему?)
2. Мы отправились в поход рано утром, …
(с какой целью?)
3. Мы отправились в поход рано утром, …
(когда?)
4. Мы бы отправились в поход рано утром, …
(при каком условии?).
Слайд 13
Синтаксическая пятиминутка
В древней Элладе люди хорошо
понимали что доброта и красота не
используемые для себя справедливый ум
и поиски правды попытки жить
(по)иному чем другие подчиняющиеся
угнетению или обманутые ведут к
мучительной жизни а все эти качества
соединенные вместе к неизбежной и
скорой гибели.
Слайд 14
Прокомментируйте расстановку знаков препинания в данных предложениях.
Петя забыл когда у друга день рождение.
2. Когда он вспомнил было уже поздно.
Слайд 15
1.Петя забыл, когда у друга день рождения. = Петя забыл, седьмого, восьмого или девятого числа у друга день рождения.
2. Когда он вспомнил, было уже поздно. = Он вспомнил, но было уже поздно.
Союзы Союзные слова
1. Не имеют лексического значения 1. Имеют лексическое значение
2. Нельзя задать вопрос 2. Можно поставить вопрос
3. Не являются членами предложения 3. Являются членами предложения
4. Его можно опустить или заменить синонимичным союзом. 4. Нельзя опустить.
Слайд 16
Закончите фразу!
1. Союз - …
2. По структуре союзы делятся на ………..
3.В зависимости от синтаксической функции в предложении союзы делятся на ………..
4. Подчинительные союзы………………..
5. Сочинительные союзы… ……………..
6. По значению сочинительные союзы делятся на…….
7. И, да (= и), также, тоже, не только … но и, как … так и, ни… ни – это ……….., они обозначают……….
8. Или, или … или, ни … ни, то ли … то ли, либо … либо, не то … не то, а то, либо, то … то – это ……………………., они обозначают……….
9. А, но, да (= но), зато, однако (же) – это ……………………, они обозначают…….
Слайд 17
Найдите соответствия (укажите стрелочками)
- что, чтобы…
- потому что, так как,
благодаря тому что…
- когда, едва, пока…
- чтобы, для того чтобы,
с тем чтобы…
- как будто, словно, точно…
- если, если бы, как скоро
Временные
изъявительные
причинные
условные
целевые
сравнительные
Слайд 18
Найдите соответствия (укажите стрелочками)
- что, чтобы…
- потому что, так как,
благодаря тому что…
- когда, едва, пока…
- чтобы, для того чтобы,
с тем чтобы…
- как будто, словно, точно…
- если, если бы, как скоро
временные
изъявительные
причинные
условные
целевые
сравнительные
Слайд 19
Спишите текст, расставляя знаки препинания, выделите союзы.
В XII веке на деревянных табличках углём изображались человеческий череп и скрещенные кости а сам знак обозначал угрозу жизни. В сказках такой элемент превратился в символ смерти от рук невиданного чудища или разбойников. На самом деле это было предупреждение либо о горных обрывах либо о болотах.
Слайд 20
Проверьте себя.
В XII веке на деревянных табличках углём изображались человеческий череп и скрещенные кости, а сам знак обозначал угрозу жизни. В сказках такой элемент превратился в символ смерти от рук невиданного чудища или разбойников. На самом деле это было предупреждение либо о горных обрывах, либо о болотах.
Слайд 21
Укажите ошибки и недочёты в построении сложноподчинённых предложений, исправьте их и запишите
1. Книга рассказывает нам интересную историю, которую подарил мне товарищ.
2. В штабе дивизии получили известие, что река вскрылась, что переправа еще не налажена.
3. Когда их сын очень изменился, родители страдают.
Слайд 22
Что Земля круглая нам об(?)ясняли в школе. Но я это знал и сам, еще до школы. Наш поселок по имени Полуночное стоит на самой макушк(?) Земли. Когда утром выход(?)шь из дому то сразу вид(?)шь: Земля круглая, все в порядке – улочки обозначе(?)ые пунктиром деревя(?)ых (одно)этажных домов разбегаются от наших ворот и тянутся вниз, вниз – к лугам(?). В лугах п(?)сутся кони. А за лугами – ближний лес, он (светло)зеленый. А за ним – синь и темень тайги до самого г(?)ризонта. Сразу за г(?)ризонтом – Сибирь.
Я иду в школу по круглой Земле и думаю о лошадях что п(?)сутся в лугах и ждут меня. А я иду в школу... (Н.Соломко)