Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Лев Николаевич Толстой
Повесть
"Кавказский пленник"
Сравнительная характеристика героев рассказа –были Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» - Жилина и Костылина
Слайд 2
Создание рассказа
Рассказ «Кавказский пленник» был написан Л.Н. Толстым в 70-ые годы прошлого века. Толстой занимался тогда составлением Азбуки для детей. В эту Азбуку он решил включить рассказы, которые частью переводил и пересказывал, а частью сочинял сам… Многие из детских рассказов Толстого оказались одинаково интересны и для детей, и для взрослых. «Кавказский пленник» принадлежит к числу именно таких рассказов.
Слайд 3
Л.Н.Толстой определил жанр своего произведения – быль. Почему?
БЫЛЬ -
то, что было в действительности, происходило на самом деле; рассказ о каком – либо происшествии
Большой толковый словарь
Слайд 4
Где происходят описываемые автором события?
КАВКАЗ
Слайд 5
Кавказская война
События, положенные в основу этого рассказа, относятся к тому времени, когда на Кавказе шла война за присоединение его к России. Начатая в первые годы XIX века, Кавказская война кончилась только в 60-ые годы.
Слайд 6
Участие автора в войне
В 1851 году Лев Николаевич Толстой поехал на Кавказ с братом-офицером по собственной охоте, добровольцем. Спустя год он поступил на военную службу и стал принимать участие в походах в качестве так называемого «Фейерверкера», то есть артиллериста.
Слайд 7
Летом 1853 года двадцатичетырёхлетний Толстой едва не попал в плен к чеченцам. Это случилось во время передвижения войск к крепости Грозной. В «Кавказском пленнике» Толстой использовал некоторые подробности этой истории.
Слайд 8
Узнайте героя по описанию
ДИНА
Глаза чёрные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю…
На ногах штаны и башмачки… на шее монисто,
всё из русских полтинников.
Слайд 9
Какому герою принадлежат слова?
- Ничего они не заплатят, только беды наделают. И грех русских кормить.
СТАРИК
Слайд 10
Чей это портрет?
…С красной бородой, в бешмете шёлковом. На ремне кинжал серебряный, в башмаках на босу ногу. На голове шапка высокая. Баранья, чёрная, назад заломлена.
Кази - Мугамед
Слайд 11
Кто из героев рассказа…
….достал сундучок, вынул перо, бумаги лоскут и чернила, сунул Жилину?
АБДУЛА
Слайд 12
Кто из окружающих так относился к Жилину?
…не любил Жилина. Как увидит, нахмурится и прочь отвернётся, либо обругает.
Красный татарин
Слайд 13
Кто из героев рассказа
…по целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт или спит?
Костылин
Слайд 14
Проблемный вопрос Кто из героев: Жилин или Костылин - может называться кавказским пленником?
Задачи для решения проблемы
Составить алгоритм сравнительной характеристики главных героев: Жилина и Костылина
Выявить авторскую позицию в произведении
Слайд 15
Что общего у этих героев?
Дворяне;
Офицеры русской армии;
Служат на Кавказе;
Оба отправляются в отпуск;
Оба попадают в плен.
Слайд 16
«Жилин и Костылин в пути»
Слайд 17
Опасность пути
На Кавказе тогда война была. По дорогам ни днем, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отъедет или отойдет от крепости, татары или убьют, или уведут в горы. И было заведено, что два раза в неделю из крепости в крепость ходили провожатые солдаты. Спереди и сзади идут солдаты, а в средине едет народ.
Слайд 18
Причины решения офицеров
Ехать было 25 верст. Обоз шел тихо; то солдаты остановятся, то в обозе колесо у кого соскочит, или лошадь станет, и все стоят — дожидаются.
Солнце уже и за полдни перешло, а обоз только половину дороги прошел. Пыль, жара, солнце так и печет, а укрыться негде. Голая степь, ни деревца, ни кустика по дороге.
Слайд 19
«Пленение Жилина и Костылина»
Слайд 20
Выкуп
Жилин Костылин
Жилин не хочет тревожить старую мать и требовать от неё непосильного, он надеется на свои силы, активно ищет выхода. Он смелый, не боится татар и их угроз: «Не боялся да не буду бояться вас, собак!»
Костылин - эгоист, он уверен, что родственники обязаны его выкупить, а сам для этого не хочет ничего предпринимать, не борется, пассивно подчиняется обстоятельствам.
Слайд 21
в плену...
«Жизнь Жилина и
Костылина
Слайд 22
Место жительства героев
Горный татарский аул, сарай.
Слайд 23
Занятия офицеров
Жилин Костылин
Писем больше домой не писал; готовился к побегу ( всё высматривал, выпытывал). Рукодельничал: лепил кукол, плёл корзинки из прутьев, мастерил игрушечную карусель на диво всему аулу, чинил оружие, часы, учился понимать татарский язык.
Писал ещё раз домой, скучал, ждал, когда пришлют денег, считал дни, спал.
Слайд 24
Вывод
Жилин, в отличие от Костылина, деятельный человек. В трудной ситуации не теряет силы духа. Все старания прилагает к тому, чтобы выбраться из аула, совершить побег. Все его поступки и дела подчинены одной цели – освобождению. Костылин же пассивен, ленив, бездеятелен, не умеет приспособиться к ситуации.
Слайд 25
побег
Подготовка и первый
Слайд 26
Подготовка к побегу
Жилин Костылин
- знакомство с местностью; - работа над подкопом; - прикормка собаки; - запас провизии
Ни в чём участия не принимал.
Слайд 27
Вывод
Жилина выручает терпение, выносливость, хитрость, смелость, желание быть свободным, вера в собственную правоту; Костылин не проявляет каких-либо действий к тому, чтобы ценой собственных усилий освободиться из плена, хотя ему тоже хочется вернуться на Родину.
Слайд 28
Поведение на свободе
Жилин Костылин
«Тихо полез в дыру, выбрался…» «… Жилин чуть свистнул, кинул лепёшки кусок, - Уляшин узнал… и перестал брехать». «Полез Костылин да зацепил камень ногой, загремел. …Услыхал Уляшин, забрехал и кинулся, а за ним и другие собаки».
Слайд 29
Жилин Костылин
Жилин снял сапоги, пошёл босиком.
Торопится, так как сбился с пути и забрал вправо. «…шикнет, шикнет…, а сам всё идёт…» Затопало в лесу. Спокойно пригляделся, свистнул, посмеялся. Костылин тоже сбросил сапоги, ноги все изрезал, перестал успевать за Жилиным. «…всё отстаёт и охает…» «Так и упал со страху…»
Слайд 30
Жилин Костылин
Оба устали, а идти надо. «Рассердился… обругал его – Так я же один уйду». Спрятались от конного татарина. Молчит, старается помочь товарищу встать на ноги. «Посадил на себя Костылина, поволок». «Нет, не пойду: не годится товарища бросать». «Как хочешь, а я не дойду…» Не смог перетерпеть боль, криком выдал обоих. «Иди один, за что тебе… из-за меня пропадать».
Слайд 31
Почему побег не удался?
Костылин оказался не товарищем Жилину, а обузой в дороге. В одинаковых условиях Жилин проявляет находчивость, решительность, стойкость, ведёт активную борьбу за своё и товарища освобождение из плена, а Костылин лишён всех этих качеств, он является антиподом главного героя произведения.
Слайд 32
"Говорящие" фамилии героев
Жила – сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный – сильный, упругий.
Костыль – палка для хромых, безногих.
Часто говорили про стоящего человека: «Молодецкая жила», «кость да жила, и вся сила». Или «подкостыливает» - плетётся помаленьку.
Слайд 33
Название рассказа
Рассказ назван «Кавказский пленник», потому что в нём повествуется о русском офицере Жилине, попавшем в плен к татарам и сумевшем оттуда выбраться.
Слайд 34
Главный герой рассказа
Жилина выручает терпение, выносливость, хитрость, смелость, желание быть свободным, вера в собственную правоту. Он не перекладывает трудности на плечи других, проявляет смекалку и находчивость. Не теряет самообладания. Он добр и великодушен по отношению к окружающим. Силён духом. И это главное. Именно эту мысль, прежде всего, хочет донести до читателей автор. Костылин не проявляет каких-либо действий к тому, чтобы ценой собственных усилий освободиться из плена, хотя ему тоже хочется вырваться из плена.
Слайд 35
Домашнее задание
Подготовить для пересказа характеристики героев.