Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
«Нравственные уроки рассказа
Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Костылин.»
Слайд 2
О каком произведении мы говорили с вами на прошлом уроке?
- Кавказский пленник
В какое бы положение человек не попал, он всегда должен оставаться кем?
- Человеком
А что помогает человеку оставаться человеком? Какие нормы?
- Нравственные
Слайд 3
Нравственность - это
моральное качество человека,
правила, которыми руководствуется человек в своём выборе.
Слайд 4
Плен – неволя.
Пленник – взятый в плен, невольник.
Пленять – 1) захватить, 2) прельстить, привлечь, подчинить.
Война - вооружённая борьба между государством и народами,
между классами внутри государства.
Слайд 5
Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказывали упорное сопротивление царским войскам. Это закономерно – они сражались за свою землю и свободу. В январе 1852 года Лев Николаевич Толстой поступает на военную службу. В это время на Кавказе идет война.
Попав на Кавказ, Л.Н.Толстой был покорен красотой и величием природы Кавказа. Позже, осмысливая свой участие в военных действиях, писатель сделает вывод о том, что война противоестественна и безумна, а природа неизменна и прекрасна во все времена.
Согласны ли вы с этим?
Слайд 6
Как вы думаете, почему Лев Николаевич Толстой дает им такие фамилии?
Жилин
Костылин
он сумел выжить, прижиться,
вжиться в чужую и
чуждую для него жизнь
словно на костылях,
подпорках
Слайд 7
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Пленник у Толстого только один
(и об этом нам красноречиво говорит название рассказа),
а ведь в произведении два героя.
Они оба в плену. Жилин сумел убежать из плена,
а КОСТЫЛИН остался НЕ ТОЛЬКО в татарском плену,
А В ПЛЕНУ СВОЕЙ СЛАБОСТИ, СВОЕГО ЭГОИЗМА
Слайд 8
Каким оказывается Костылин, попадая в плен?
Он оказывается беспомощным, слабым физически,
он надеется только на выкуп,
который должны прислать его мать
А как ведет себя в плену Жилин?
Жилин, в отличие от Костылина, на мать не рассчитывает,
не хочет перекладывать на ее плечи свои трудности.
Он включается в жизнь татар, аула,
постоянно что-то делает,
умеет расположить к себе даже своих врагов – он силен духом
Слайд 9
1 ВАРИАНТ, 1 РЯД
Как герои оказались в плену?
Как ведут себя герои при встрече с врагом?
2 ВАРИАНТ, 1 РЯД
Чем отличается поведение Жилина и Костылина в плену?
1 ВАРИАНТ, 2 РЯД
Почему первый побег пленников был неудачным?
Как бы поступил Костылин на месте Жилина?
2 ВАРИАНТ, 2 РЯД + 3 РЯД (ВСЕ ВАРИАНТЫ)
Каким показан Жилин в момент расставания с Костылиным?
Почему Дина помогла Жилину?
Слайд 10
добрый (думает о матери, жалеет ее); надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек; сумел прижиться в ауле; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам – татарам; ему интересны другие люди, любит детей; великодушный; слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство; раскис, упал духом; не принимает других людей.
Слайд 11
ЖИЛИН
КОСТЫЛИН
слабый человек, на себя не надеется,
ждет помощи от матери
добрый (думает о матери, жалеет ее)
надеется на себя, обдумывает побег
способен на предательство
деятельный человек
раскис, упал духом
не принимает других людей
сумел прижиться в ауле
работящий, не может сидеть без дела, мастер
всем помогает, даже своим врагам – татарам
ему интересны другие люди, любит детей
великодушный