Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Лирика А.Т.Твардовского
Слайд 2
Я вам жить завещаю, - Что я больше могу…
А.Т.Твардовский – художник с мудрым сердцем
и чистой совестью, до последнего дыхания
преданный поэзии, человек большого
гражданского мужества и честности…
К.Куликов
1910 - 1971
Вся суть в одном-единственном завете: То, что скажу, до времени тая, Я это знаю лучше всех на свете - Живых и мертвых, - знаю только я. А я лишь смертный. За свое в ответе, Я об одном при жизни хлопочу: О том, что знаю лучше всех на свете, Сказать хочу. И так, как я хочу. А.Т. Твардовский
Слайд 3
Семья поэта
Мама, Мария Митрофановна,
родом из обедневшей дворянской
семьи.
Папа,Трифон Гордеевич.
Слайд 4
Детство
На хуторском глухом подворье
В тени обкуренных берез
Стояла кузница в Загорье,
И я при ней с рожденья рос…
А.Т.Твардовский родился 8 июня 1910 года на хуторе Загорье Смоленской области в семье деревенского кузнеца.
Отец был человеком начитанным - и по вечерам в доме часто читали
вслух Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Некрасова, А. К. Толстого, Никитина, Ершова.
Слайд 5
Первые поэтические опыты
«Отрываясь от книг и учебы,— вспоминает Твардовский, — я ездил в колхозы в качестве корреспондента областных газет, писал статьи, вел всякие записи. За каждой поездкой отмечая для себя то новое, что
открылось мне в сложном и величественном процессе колхозной жизни».
Слайд 6
Первое стихотворение. Воскресный номер газеты «Смоленская деревня» 19 июля 1925 года
Новая изба
Пахнет свежей сосновой смолою.
Желтоватые стены блестят.
Хорошо заживем мы семьею
Здесь на новый советский лад!
А в углу мы «богов» не повесим,
И не будет лампадка тлеть.
Вместо этой дедовской плесени
Из угла будет Ленин глядеть.
Александр Твардовский
Слайд 7
Учился в Смоленском пединституте.
1939 г. – окончил Московский институт философии, литературы и истории.
ЮНОСТЬ
Слайд 8
Возвратившись в родные места,
пишет о них проникнутые любовью, грустью стихотворения.
Трагически переживал многолетние муки раскаяния перед своим отцом, перенесшим разорение и сосланным на уральский лесоповал.
Слайд 9
Финская война
1939г. – началась советско-финская война, в которой А.Т.Твардовский принимал участие как военный корреспондент газеты «На страже Родины». В газете велся коллективный еженедельник фельетонов со стихами и картинками. Так родился литературный герой – боец Вася Теркин.
Слайд 10
1941-1945гг. – поэма «Василий Теркин», «книга про бойца без начала и конца» - самое известное произведение Твардовского.
Слайд 11
…На войне встречали люди Долгий счет ночей и дней
А. Твардовский в освобожденном Смоленске. 1943г.
А. Твардовский .
Юго-Западный фронт.
1942г.
Слайд 12
…На войне встречали люди Долгий счет ночей и дней
Стихи А.Твардовского военных лет - это хроника фронтовой жизни, состоявшей не только из героических подвигов, но и из армейского, военного быта (см., например, стихотворение "Армейский сапожник"), и лирические взволнованные воспоминания о родной Смоленщине, ограбленной и оскорбленной врагами земле, и стихи, близкие к народной песне, написанные на мотив "Позарастали стежки-дорожки...".
Слайд 13
Послевоенные годы
Журнал «Новый мир», в котором Александр Трифонович был главным редактором (1950 – 1954 и 1958-1970), стал символом «шестидесятничества», духовным оазисом тех лет. Поэт награжден семью орденами, 3 из них ордена Ленина; неоднократно становился лауреатом Государственной премии СССР (1941, 1946, 1947, 1971).
Слайд 14
Послевоенные годы
1946г. – поэма «Дом у дороги»
1950-1960гг. – поэма «За далью даль»
В данных поэмах А.Твардовский во многом по-новому, все глубже и разносторонне осмысливает исторические судьбы народа, «…мир большой и трудный…».
Слайд 15
Послевоенные годы
Память войны прозвучала в целом ряде лирических стихотворений поэта:
«Я убит подо Ржевом»,
«В тот день, когда закончилась война…»,
«Я знаю, никакой моей вины».
Они продиктованы наполнявшим поэта чувством « на вечного обязательства живых перед павшими за общее дело, невозможностью забвения…»
Слайд 16
«Я убит подо Ржевом»
написано
в 1945-46 гг.
Первоначально имело другое название -«Завещание воина».
Слайд 17
«Я убит подо Ржевом»
Бои под Ржевом были самыми кровопролитными в истории войны, стали ее самой трагической страницей. Все стихотворение - это страстный монолог мертвого, его обращение к живым. Обращение с того света, обращение, на которое имеет право лишь мертвый - так судить о живых, так строго требовать от них ответа. Стихотворение завораживает ритмом своих анапестов, оно довольно велико по объему, но прочитывается на едином дыхании. Знаменательно, что в нем несколько раз звучит обращение, восходящее к глубоким пластам традиций: традиции древнерусского воинства, традиции христианской.
Слайд 18
«Я убит подо Ржевом»
В основу этого стихотворения легли два запомнившихся ему эпизода: о поездке под Ржев, где шли тяжелые бои, осенью 1942 г.; и о встрече с офицером-фронтовиком, приехавшим на сутки в Москву, чтобы похоронить жену, после чего вернуться на фронт.
Слайд 19
В 1971году поэт заболел и умер.
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
В Воронеже и Москве его именем названы улицы.
Слайд 20
К обидам горьким собственной персоны
Не призывать участье добрых душ.
Жить, как живёшь, своей страдой бессонной, Взялся за гуж - не говори: не дюж.
С тропы своей ни в чём не соступая,
Не отступая - быть самим собой.
Так со своей управиться судьбой,
Чтоб в ней себя нашла судьба любая
И чью-то душу отпустила боль.
1968
- Каким человеком представляется нам герой стихотворения?
Слайд 21
БРАТЬЯ Лет семнадцать тому назад Были малые мы ребятишки. Мы любили свой хутор, Свой сад, Свой колодец, Свой ельник и шишки. Нас отец,за ухватку любя, Называл не детьми, а сынами. Он сажал нас обапол себя И о жизни беседовал с нами. - Ну, сыны? Что, сыны? Как, сыны?- И сидели мы, выпятив груди,- Я с одной стороны, Брат с другой стороны, Как большие, женатые люди. Но в сарае своем по ночам Мы вдвоем засыпали несмело. Одинокий кузнечик сверчал, И горячее сено шумело... Мы, бывало, корзинки грибов, От дождя побелевших, носили. Ели желуди с наших дубов - В детстве вкусные желуди были!.. Лет семнадцать тому назад Мы друг друга любили и знали. Что ж ты, брат? Как ты, брат? Где ты, брат? На каком Беломорском канале?
Какие картины детства встают перед нами?
Как отец обращался к детям? Почему?
Каким чувством роникнуты первые 4 строфы? Последняя?
Какова тема стихотворения?
Что привносит повторение слов «свой»?
С каким чувством вспоминает свое детство поэт?
С какой целью используются диалектные слова: ухватка, обапол?
Как вы объясните их значение?
Слайд 22
Лексическая работа
Ухватка – прием, уловка, образ телодвижения, сноровка или привычка.
(словарь В.И.Даля)
Обапол – предлог и наречие –около, подле, возле, близко.
(словарь В.И.Даля)
Репрессия – наказание, карательная мера, применяемая государственными органами.
(словарь С.И.Ожегова)
Слайд 24
2015 год – год 105-летия А.Т. Твардовского
2015 год –
Год 70-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне