Презентация - Лирика И.Северянина

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Лирика И.Северянина
Распечатать
  • Уникальность: 84%
  • Слайдов: 14
  • Просмотров: 4135
  • Скачиваний: 2234
  • Размер: 3.96 MB
  • Класс: 11
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Лирика И.Северянина, слайд 1

Лирика И.Северянина.
11 класс.

Слайд 2

Лирика И.Северянина, слайд 2

Моя Россия
И вязнут спицы расписные В расхлябанные колеи… Ал. Блок
Моя безбожная Россия, Священная моя страна! Ее равнины снеговые, Ее цыгане кочевые,- Ах, им ли радость не дана? Ее порывы огневые, Ее мечты передовые, Ее писатели живые, Постигшие ее до дна! Ее разбойники святые, Ее полеты голубые И наше солнце и луна! И эти земли неземные, И эти бунты удалые, И вся их, вся их глубина! И соловьи ее ночные, И ночи пламно-ледяные, И браги древние хмельные, И кубки, полные вина!
И тройки бешено степные, И эти спицы расписные, И эти сбруи золотые, И крыльчатые пристяжные, Их шей лебяжья крутизна! И наши бабы избяные, И сарафаны их цветные, И голоса девиц грудные, Такие русские, родные, И молодые, как весна, И разливные, как волна, И песни, песни разрывные, Какими наша грудь полна, И вся она, и вся она - Моя ползучая Россия, Крылатая моя страна!

Слайд 3

Лирика И.Северянина, слайд 3

Анализ стихотворения.
Автор хочет показать всю Родину: и ее природу («равнины снеговые» , «соловьи ночные» , «ночи пламно-ледяные») , и ее жителей («писатели живые» , «бабы избяные» , «цыгане кочевые») . Автор восторгается и гордится Отечеством, и такие же чувства испытывает каждый, кто читает это стихотворение. Поэт очень часто использует местоимение «ее» , но и с гордостью употребляет «наше» (солнце и луна) . То есть Россия — это не только все ее безбрежные просторы и природные богатства, но и человеческие заслуги.  Автор объективно показывает Россию в своем произведении. Да, у нее есть и недостатки, и достоинства! Но это наша родина! Хотя Россия «безбожная» и «ползучая» , в то же время она «священная» и «крылатая» .

Слайд 4

Лирика И.Северянина, слайд 4

Игорь Северянин достигает своей поэтической цели, используя различные тропы: сравнения (голоса девиц «молодые как весна» , «разливные как волна») эпитеты, которые помогают описать все достоинства России («песни разрывные» , «крылатая страна» , «бунты удалые») … Также в этом стихотворении можно увидеть и приемы аллитерации:  И тройки бешено-степные, И это сбруи золотые,  И кряльчатые пристяжные  Их шей лебяжья крутизна.  Также в этом произведении есть много восклицательных конструкций:  Их кубки полные вина!  Их шей лебяжья крутизна!  В стихотворении есть анафора:  Ее мечты передовые,  Ее порывы огневые,  Ее писатели живые,  Постигшие ее до дна.

Слайд 5

Лирика И.Северянина, слайд 5

Это произведение написано ямбом, где встречается и пиррихий. Присутствуют простая, мужская, точная (страна — дана) рифмы. Рифмовка — кольцевая. Автор объективно показывает Россию в своем произведении. Да, у нее есть и недостатки, и достоинства! Но это наша родина! Хотя Россия «безбожная» и «ползучая» , в то же время она «священная» и «крылатая» .

Слайд 6

Лирика И.Северянина, слайд 6

«Эпилог» И. Северянин
I Я, гений Игорь-Северянин, Своей победой упоён: Я повсеградно оэкранен! Я повсесердно утверждён! От Баязета к Порт-Артуру Черту упорную провёл. Я покорил Литературу! Взорлил, гремящий, на престол! Я, – год назад, – сказал: «Я буду!» Год отсверкал, и вот – я есть! Среди друзей я зрил Иуду, Но не его отверг, а – месть. – Я одинок в своей задаче! – Презренно я провозгласил. Они пришли ко мне, кто зрячи, И, дав восторг, не дали сил. Нас стало четверо, но сила Моя, единая, росла. Она поддержки не просила И не мужала от числа. Она росла, в своём единстве Самодержавна и горда, – И, в чаровом самоубийстве, Шатнулась в мой шатёр орда… От снегоскалого гипноза Бежали двое в тлень болот; У каждого в плече заноза, – Зане болезнен беглых взлёт. Я их приветил: я умею Приветить всё, – божи, Привет! Лети, голубка, смело к змею! Змея! обвей орла в ответ!
II Я выполнил свою задачу, Литературу покорив. Бросаю сильным на удачу Завоевателя порыв. Но даровав толпе холопов Значенье собственного «я», От пыли отряхаю обувь, И вновь в простор – стезя моя. Схожу насмешливо с престола И ныне, светлый пилигрим, Иду в застенчивые долы, Презрев ошеломленный Рим. Я изнемог от льстивой свиты, И по природе я взалкал. Мечты с цветами перевиты, Росой накаплен мой бокал.

Слайд 7

Лирика И.Северянина, слайд 7

Мой мозг прояснили дурманы, Душа влечется в Примитив. Я вижу росные туманы! Я слышу липовый мотив! Не ученик и не учитель, Великих друг, ничтожных брат, Иду туда, где вдохновитель Моих исканий – говор хат. До долгой встречи! В беззаконце Веротерпимость хороша. В ненастный день взойдёт, как солнце, Моя вселенская душа! Дата создания: октябрь 1912 г.
Дерзость, в какой-то мере даже наглость. Но вместе с тем строгая объективность. Явные ноты самолюбования можно объяснить тем, что стихотворение написано двадцатипятилетним тщеславным человеком, на которого обрушилась литературная слава. Тем более примечательным является ощущение пресыщенности, усталости от экзальтации и ажиотажа, который вызывала его личность. Стихотворение, которые многими расценено как собственная апология, имеет «подкладку». Его истинный смысл неочевиден. Автор пытается донести мысль о пустоте славы и дешевизне популярности, он иронизирует над собой. Стихотворение маскирует истинное лицо лирического героя, которым является сам автор.
Что поражает при чтении данного стихотворения? Какие художественные средства использовал поэт?

Слайд 8

Лирика И.Северянина, слайд 8
Выбор средств художественной выразительности отражает яркую индивидуальность поэта. Они тесно переплетаются и трансформируются друг в друга. Это: авторские неологизмы – «оэкранен (размещен на всех экранах)», «повсеградно (во всех городах)», «повсесердно (во всех сердцах)», «взорлил (вознесся как орел)», «прозренно (провидчески)», «чаровое (спровоцированное чарами)», «снегоскалый (с белым, как снег, оскалом зубов)», «божи (призыв действовать именем Бога)», «отряхаю (отряхиваю)», «накаплен (наполнен по капле)», «беззаконец (беззаконие, произвол)» – «визитная карточка» его творческой манеры; многочисленные яркие метафоры – «упоен победой», «тлен болот», «толпа холопов», «взалкал по природе», «вдохновитель исканий», «говор хат», «бросаю порыв»; риторические восклицания – «Я … оэкранен! Я …утвержден!», «Я вижу …! Я слышу…!», «До долгой встречи!», «… взойдет … душа!» – передающие экспрессию произведения; инверсия – «сила моя, единая», «черту упорную», «не его отверг», «беглых взлет»; гиперболы – «гений Игорь Северянин», «я покорил литературу»; синекдоха – «покорил литературу», «дав восторг», «бросаю порыв», «презрев Рим», «изнемог от свиты», «прояснили мозг», «взалкал (в контексте фразы – затосковал) по природе», «одинок в … задаче», «даровав значенье», «влечется в примитив (стремится к простоте)»;

Слайд 9

Лирика И.Северянина, слайд 9
эпитеты – «гремящий я», «упорная черта», «единая сила, самодержавна сила», «чаровое самоубийство», «снегоскалый гипноз», «светлый пилигрим», «застенчивые долы», «ошеломленный Рим», «льстивая свита», «вселенская душа», прилагательное «липовый» здесь употребляется в прямом значении – обращения – «голубка», «змея», «Привет»; умолчание – «шатнулась орда…»; олицетворения – «год отсверкал», «сила росла, не просила, не мужала», «сила горда», «сила росла», «божи, Привет! (поэт не просто олицетворяет приветствие, но и наделяет его именем собственным)», «душа влечется (стремится)», «душа взойдет», «говор – вдохновитель», «говор хат»; антитеза – «не его отверг, а – месть», «взорлил на престол» – «схожу с престола»; архаизмы – «зрил», «отверг», «зане (в значении «так как, потому что»), «взалкал», «влечется», «змий»; перифраз – «предатель – Иуда», «популярность – орда»; библейский фразеологизм – «от пыли отряхаю обувь», который имеет значение «отмежевываюсь, отстраняюсь»; оксюморон – «прояснили дурманы»; антонимы – «великих – ничтожных», «ученик – учитель»; сравнения – «взойдет, как солнце»; ряды однородных членов предложения – «не ученик, не учитель, друг, брат»; синтаксический параллелизм – «Я … оэкранен! Я …утвержден!», «Лети, голубка, …! Змея, обвей…!».

Слайд 10

Лирика И.Северянина, слайд 10

«Ананасы в шампанском» - одно из самых известных стихотворений Северянина, оно написано в 1915 году. В нем просматривается любимая урбанистическая тема: город, технические достижения, стремительный темп жизни. Неспроста каждое предложение в нем – односоставное и с восклицательным знаком в конце. Общей картинки нет, только обрывочное мелькание «видеокадров», из которых складывается противоречивое впечатление: среди мчащихся экспрессов, автомобилей и самолетов идет жизнь салонная, изысканная, элегантная на фоне «ветропросвистов» и «стрекота аэропланов». В этой красивой жизни царят ананасы и шампанское, что-то норвежское и что-то испанское, вдохновение, поцелуи, нервные девушки. Но неожиданно, как 25-ый кадр, среди вечернего блеска мелькает сцена… драки. Это грубо и совершенно неприемлемо для беспечной, яркой, искристой салонной жизни. И тогда, если уж нельзя избежать низменности, приходит решение: «трагедию жизни» претворить «в грезо-фарс». Не обошлось и без неожиданных неологизмов: «ветропросвист», «крылолет», «порывно», «грезо-фарс». Они «осмысленны» и придают стихотворению своеобразную экстравагантность, провозглашенную программой эгофутуристов.
Ананасы в шампанском!
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо, остро! Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском! Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо! Стрекот аэропланов! Бега автомобилей! Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров! Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили! Ананасы в шампанском – это пульс вечеров! В группе девушек нервных, в остром обществе дамском, Я трагедию жизни претворю в грезо-фарс... Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Из Москвы – в Нагасаки! Из Нью-Йорка – на Марс! Январь 1915 Петроград
Что поражает при чтении данного стихотворения?

Слайд 11

Лирика И.Северянина, слайд 11

Лирический герой в этом четверостишии раскрывает свое истинное лицо: «Я трагедию жизни претворю в грезофарс…»Здесь показывается человек, пытающийся бежать от пафосной, но пустой действительности. Ананасы в шампанском в этой строфе становятся олицетворением творческого процесса, которому нет границ и пределов. И только поэт способен легко перемещаться «из Москвы - в Нагасаки».          Творческий процесс для Игоря Северянина очень загадочен: «Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!» Это ключевые слова в стихотворении. Порывистость, неподчинение хоть какой-нибудь логике – вот основные черты поэтической деятельности автора.
Ананасы в шампанском!
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо, остро! Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском! Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо! Стрекот аэропланов! Бега автомобилей! Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров! Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили! Ананасы в шампанском – это пульс вечеров! В группе девушек нервных, в остром обществе дамском, Я трагедию жизни претворю в грезо-фарс... Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Из Москвы – в Нагасаки! Из Нью-Йорка – на Марс! Январь 1915 Петроград
Что поражает в лирическом герое данного стихотворения?

Слайд 12

Лирика И.Северянина, слайд 12

Игорь Северянин вводит в стихотворение и топонимы: Москва, Нагасаки, Нью-Йорк. Этим он хочет показать, что творчество поэта не знает границ, и, возможно, понятно и востребовано во всем мире, несмотря на языковой и культурный барьер. Поэта и его произведения понимает не только наш мир, но и даже жители Марса! Таким образом, в этом стихотворении мы наблюдаем за полетом поэтической фантазии, и сами оказываемся в гуще событий.  Автор использует тропы: эпитеты:«нервные девушки» и «острое дамское общество». Они создают атмосферу, в которой находится лирический герой.  метафоры: Я трагедию жизни претворю в грезофарс.   сравнения: Ананасы в шампанском!,  Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!  Динамичность стихотворению придает отрывистость фраз и своеобразная интонация перечисления:       Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!       Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров!       Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!       Ананасы в шампанском – это пульс вечеров!  В синтаксическом плане нужно отметить обилие восклицательных знаков, которые свидетель-ствуют о восхищении лирического героя миром, а также создают атмосферу торжественности и легкости.  .
Ананасы в шампанском!
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо, остро! Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском! Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо! Стрекот аэропланов! Бега автомобилей! Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров! Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили! Ананасы в шампанском – это пульс вечеров! В группе девушек нервных, в остром обществе дамском, Я трагедию жизни претворю в грезо-фарс... Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Из Москвы – в Нагасаки! Из Нью-Йорка – на Марс! Январь 1915 Петроград
Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт ?

Слайд 13

Лирика И.Северянина, слайд 13
Триумфальная слава пришла к поэту в 1913, после выхода сборника «Громокипящий кубок».
Я, гений Игорь Северянин, Своей победой упоен: Я повсеградно оэкранен! Я повсесердно утвержден! В стихах- эпатаж обывателя( балансирование на грани пошлости и иронически- остранённого отношения к миру). Названия сборников: «Ананасы в шампанском» «Златомира» «Виктория Регия» «Поэзоантракт»… Даёт поэзоконцерты (поэза- форма исполнения стихов, синтез мелодекламации и пения). В феврале 1918 в зале Политехнического музея Северянина избирают «королем поэтов» (к досаде его соперников — В. Маяковского, К. Бальмонта). В этом же году он уезжает в Эстонию и после провозглашения ее самостоятельным государством оказывается отрезанным от родины.

Слайд 14

Лирика И.Северянина, слайд 14

Использованные ресурсы
file:///D:/_Desktop/scale_1200.webp 5374 futurizm-v2.orig https://main-cdn.goods.ru/big1/hlr-system/1573360414/100024364135b0.jpg https://main-cdn.goods.ru/big1/hlr-system/1573360414/100024364135b0.jpg
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.