Презентация - Сказуемое. Способы выражения сказуемого

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


Сказуемое. Способы выражения сказуемого

Слайд 2

Члены предложения
ЧЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ГЛАВНЫЕ
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ
СКАЗУЕМОЕ
ПОДЛЕЖАЩЕЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ДОПОЛНЕНИЕ
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

Слайд 3

Г Л А В Н Ы Е Ч Л Е Н Ы П Р Е Д Л О Ж Е Н И Я Подлежащее Сказуемое В Т О Р О С Т Е П Е Н Н Ы Е Ч Л Е Н Ы П Р Е Д Л О Ж Е Н И Я Определение Обстоятельство Дополнение
что (с)делает? каков? что это такое? кто это такой?
кто? что?
кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чём?
какой ? чей?
где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как?

Слайд 4

Сказуемое – главный член предложения, который зависит только от подлежащего и обозначает его действие или состояние. Отвечает на вопросы что делает предмет? Что с ним происходит? Каков он? Какой? Что он такое? Кто он такой?

Слайд 5

Прочитайте схему. Определите, из каких частей состоит составное сказуемое. Расскажите, в какой из них заключено лексическое и грамматическое значение. Свой ответ подтвердите примерами.
Сказуемое
составное
простое
составное глагольное
составное именное
глагол в одном из наклонений желтеет
вспомогательный глагол + инфинитив начал желтеть
глагол-связка + именная часть стал желтым

Слайд 6

Слайд 7

Формы выражения простого глагольного сказуемого
Глагол в форме любого из наклонений (изъявительного, условного или повелительного).
Я хочу мороженого.
Угости меня мороженым!
Ах, я так хотел бы мороженого…

Слайд 8

☞ Запомни! Часто простое глагольное сказуемое выражается осложненной или сложной формой.
Сложное будущее время
Борьба будет вестись ими честно.
Если бы я обладал вашим талантом!
Условное наклонение
Пусть они сразу замолчат!
Сложная форма повелительного наклонения
Давайте говорить друг другу комплименты!

Слайд 9

Сочетание двух однокоренных глаголов с частицей не при выражении невозможности.
На любовь свою, на красу свою смотрит не насмотрится. Для этого мы и делать ничего не делаем.
Повторение сказуемого для обозначения длительности действия.
Я уж читаю-читаю, а не понимаю.
А он все ходит, ходит.

Слайд 10

II. Для выражения внезапности, неожиданности, стремительности действия в роли сказуемого используются:
инфинитив: Что хочу, то и говорю, а ты — молчать. (А. Чехов); междометные слова типа стук, бряк, хвать, щёлк, бултых и т.п.: Окунь сорвался с крючка и… бултых в воду. (А. Чехов); форма повелительного наклонения глагола: Она вдруг и сорви листок.

Слайд 11

III.. ПГС может выражаться фразеологическим оборотом и синтаксически неделимым словосочетанием по значению равными одному слову.
Подружка села мне на шею.
обнаглела
Чуть ли не в каждой избе кто-нибудь дышал на ладан.
умирал
Он все время испытывал острую боязнь.
боялся
Я совершил крупную ошибку.
ошибся

Слайд 12

В ПГС, выраженном фразеологизмом, мы не сможем заменить глагол на связку быть. Это можно сделать только в составном именном сказуемом.
Он был рубашка.
Он родился в рубашке.
Он был в рубашке.
СИС
Она сидела веселая.
Она была веселая.

Слайд 13

Запомни!
Если вторым глаголом, выражающим цель действия, будет инфинитив, то он рассматривается как обстоятельство цели: Я вышел прогуляться по улице.
ПГС может выражаться сочетанием глагола с однокоренной формой наречного типа: Она криком кричит. Дети ревмя ревут.
Осложненные типы простого глагольного сказуемого никогда не содержат знаков препинания.
Подлежащее также не отделяется от сказуемого запятыми.

Слайд 14

Слайд 15

Значение вспомогательных глаголов
Фазовые глаголы
Я начал читать.
Начало действия
начать стать пуститься продолжать кончить остаться перестать бросить прекратить
Он продолжал упорствовать.
Продолжение действия
Он перестал бороться.
Окончание действия

Слайд 16

Значение вспомогательных глаголов
Модальные глаголы
необходимость желательность способность предрасположенность эмоциональная оценка действия
мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, ненавидеть, бояться, страшиться, трусить, стыдиться, задаться целью, гореть желанием, иметь честь.

Слайд 17

Не являются составными глагольными сказуемые, выраженные сложной формой будущего времени глагола в изъявительном наклонении: Старинные вазы будут попадаться вам на пути
Фразеологизмы в составе СГС
Люда задалась целью выучить английский.

Слайд 18


краткое прилагательное рад готов должен способен
Составное глагольное сказуемое
глагол-связка быть (в наст.  в нулевой форме
+
+
+
инфинитив
III. Для выражения значений необходимости, желательности, возможности действия в составном глагольном сказуемом могут использоваться конструкции: глагол-связка быть (в наст. времени в нулевой форме) + краткое прилагательное рад, готов, должен, обязан, намерен, способен, согласен и др. + инфинитив: Человек должен знать и понимать культурное наследие своего народа, всего человечества. (Д. Лихачёв); Человек способен преодолеть любые трудности. (В. Виноградов).

Слайд 19

Следует отличать также составное глагольное сказуемое:
от сочетания простого глагольного сказуемого с инфинитивом в роли дополнения: Краеведение учит людей не только (ч е м у?) любить свои родные места, но учит и знанию о них. (К. Паустовский)
- - - - -
от сочетания простого глагольного сказуемого с инфинитивом, который в предложении является обстоятельством цели: Я приехал (з а ч е м?) работать и первое время писал у себя в комнате с утра до темноты (К. Паустовский).

Слайд 20

Запомни!
Инфинитив – всегда часть СГС?
2. Действие инфинитива в СГС относится только к подлежащему.
Я хочу
есть.
Я хочу.
Есть буду я.
СГС
о чем?
Я просил ее станцевать.
Просил я.
Танцевать будет она.
ПГС

Слайд 21

Слайд 22

Структура СИС
СИС
именная часть
глагол-связка
выражает лексическое значение сказуемого.
выражает грамматическое значение (время и наклонение).

Слайд 23

II. По тому, сохраняется ли у глагола-связки лексическое значение, выделяют связки трёх типов.
Глагол – связка
Глагол-связка быть (есть, был, будет, был бы, будь), который заключает в себе только грамматическое значение и полностью лишён лексического: Добро есть вечная высшая цель нашей жизни. (Л. Толстой) !В настоящем отвлечённая связка выступает в нулевой форме: Земля велика и прекрасна. (А. Чехов). Сравните: Земля (была) далека и недосягаема.

Слайд 24

Глагол – связка
может выступать самостоятельно в роли сказуемого, т.к. имеет лексическое значение.
Состояние человека
Движение
Положение в пространстве
лежать, стоять, сидеть Она сидела сердитая.
идти, бродить, приехать, вернуться, ходить Она ушла сердитая.
жить, родиться, умереть, чувствовать, работать Он жил одиноким.

Слайд 25

Нулевая связка в наст.
быть, являться
лексическое значение
время и наклонение
Она была археологом. Она будет археологом. Она археолог. Сострадание есть свойство развитой души.
часто бывает в нулевой связке, т.е. подразумевается

Слайд 26

Способы выражения именной части
Существительное в Р. или Т. падеже
Она моя сестра. Она была моей сестрой.
Сущ. в косвенном падеже с предлогом или без предлога
Капитан был в забытьи. Она без копейки.
Лидия была работящей породы. Это юноша невысокого роста.
Цельное словосочетание (сущ. в Р. падеже со значением оценки)

Слайд 27

Способы выражения именной части
Краткое прилагательное
Она весела.
Полное прилагательное в В. или Т. падеже
Он грустный. Он стал грустным.
Здесь крики сестры были слышнее. Ты самая лучшая.
Прилагательное в сравнительной или превосходной степени

Слайд 28

Способы выражения именной части
Она ранена. Окна были разбиты.
Краткое причастие
Окна были разбитые. Окна были разбитыми.
Полное причастие в И. или Р. падеже
Вся дичь – ваша. Это – что-то непонятное.
Местоимение или цель-ное выражение с главным словом местоимением

Слайд 29

Способы выражения именной части
Их дом – пятый с краю. Их дом был пятым с краю.
Числительное в И. или Т. падеже
Наречие
Его сестра была настороже. Она замужем за моим братом.
Они, брат, французы, себе на уме. (А.Чехов)
Фразеологизмом
глагол-связка
именная часть
СИС
+
=

Слайд 30

Запомни!
Если сказуемое выражается одним словом – наречием или именем с нулевой связкой, то это непременно СИС.
Причастия и краткие прилагательные всегда являются частью СИС.
Основными падежными формами СИС являются именительный и творительный падежи.
Именная часть СИС может выражаться цельным словосочетанием.

Слайд 31


Чем выражены сказуемые?
Нивы сжаты. Рощи голы. Добрая работа – всему начало. Алексей учился в вечерней школе. Мне сегодня нездоровится. Сирень начала цвести. При старании вы можете добиться многого. Молодой специалист хотел заняться делами. Метель была страшная. Самолет – быстрое средство передвижения.

Слайд 32


Найдите грамматические основы. Какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое? Определите типы сказуемых.
Счастье - в творчестве. Для меня самой большой радостью был, остается и будет труд, дело, которому посвящаешь жизнь. Я ни на минуту не могу представить себе, как это не трудиться, как не совершенствоваться, как творчески не расти каждый день. Подлинное счастье и радость человеку может принести только труд на пользу общества. Счастье – в творчестве, в созидании, в раскрытии тайн природы и подчинении их разуму людей.

Слайд 33


Упражнение
Спишите, выделите грамматические основы в предложениях. Определите способы выражения подлежащего и сказуемого. Укажите типы сказуемых.
1. И произошло с Иваном Ивановичем нечто совершенно нежданное, негаданное. 2. Солнце начинало прятаться за снеговой хребет. 3. Это «если бы», отнесенное им к прошедшему, к невозможному, сбылось. 4. Равнина казалась бесконечной. 5. Неаполитанские художники пришли в величайшее волнение. 6. Нелегкое дело в моем положении оставаться спокойным. 7. Каштанка бросилась вперед, потом назад, еще раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился. 8. Морской воздух в любое время года чист и приятен. 9. Русский язык богат, образен и точен. 10. Мысли мои, мое имя, мои труды будут принадлежать России.

Слайд 34


Решу ЕГЭ
1. Выпишите грамматическую основу предложения.. Я нарочно громко запеваю какую-то несусветицу и марширую в комнату. 2. Выпишите грамматическую основу предложения. Так это ты дежуришь, Бобров! 3. Выпишите грамматическую основу предложения. Она стала выводить округлые, красивые буквы. 4. Укажите количество грамматических основ в предложении. Выпишите эти основы. Когда, намочив тряпку, он возвращался назад, прогремел звонок, и Толик вошёл в класс вместе со всеми. 5. Укажите количество грамматических основ в предложении. Выпишите эти основы. Толик всё ждал, когда начнётся бой, хотел посмотреть на Тёмку, как это тут у него получается, но на ринг Тёмку так и не выпустили. 6. Укажите количество грамматических основ в предложении. Выпишите эти основы. Вечерами, когда кончался её рабочий день, я прижимался ухом к стене конюшни и слушал, как в темноте хрупает сено Машка, переминается с ноги на ногу и тяжко вздыхает.

Слайд 35


7. Укажите количество грамматических основ в предложении. Выпишите эти основы. Я не слыхивал её голоса, она ни разу не заржала, только вздыхала, и тогда я звал её через стенку. 8. Укажите количество грамматических основ в предложении. Выпишите эти основы. А потом я подумал о Наде и о всех тех людях, которые были незаслуженно обижены, и никто к ним вовремя не пришёл на помощь. 9. Укажите количество грамматических основ в предложении. Выпишите эти основы. Меня просто трясло всего от возмущения, я готов был броситься на него, я готов был подраться с ним. 10. Укажите количество грамматических основ в предложении. Выпишите эти основы. И пусть у каждого, кто захочет, будет собака.

Слайд 36


Рефлексия
- всё было интересно, работой доволен.
- понял, но хотел бы ещё поупражняться.
- было неинтересно.

Слайд 37


Домашнее задание
Составить опорный конспект «Типы сказуемых»

Слайд 38

Источники
1. Русский язык. 10 – 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н. Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 7 изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» – РС», 2010. 2. Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336с. 3. Русский язык: Учебно-справочное пособие для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений и абитуриентов/М.Б. Багге, Л.Г. Гвоз-динская, В.Н. Ивлиева и др. (Серия «Готовимся к ЕГЭ. Поступаем в вузы»). – 2-е изд. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2008. – 175с.
Иллюстрации
5351161-funny-girl-with-balloon 1361098795_kartinki-dlya-detey-8 a99ce160360491f11225563234fbac5d Ad8a35464f56f5217a0ab87f810c0525 https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2205976/30410e44-b456-46d4-8668-b5174c4d7344/s1200 454365346