Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Выполните синтаксический разбор предложения (знаки препинания не проставлены)
Опять белая ночь без теней без звуков она мучительно непонятна хотя и бродишь душой где-то на пороге тайны её и кажется что вот-вот всё поймешь всё откроешь и тогда спадёт бремя с души.
Слайд 2
Подлежащее. Способы выражения подлежащего.
Слайд 3
Члены предложения
ЧЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ГЛАВНЫЕ
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ
СКАЗУЕМОЕ
ПОДЛЕЖАЩЕЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ДОПОЛНЕНИЕ
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
Слайд 4
Г Л А В Н Ы Е Ч Л Е Н Ы П Р Е Д Л О Ж Е Н И Я
Подлежащее Сказуемое
В Т О Р О С Т Е П Е Н Н Ы Е Ч Л Е Н Ы П Р Е Д Л О Ж Е Н И Я
Определение Обстоятельство Дополнение
что (с)делает?
каков?
что это такое?
кто это такой?
кто?
что?
кого? чего?
кому? чему?
кем? чем?
о ком? о чём?
какой ?
чей?
где? когда? куда? откуда?
почему? зачем? как?
Слайд 5
II. — это главный член двусоставного предложения,
который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа КТО? ЧТО?
Подлежащее
именем существительным: Утреннее солнце мягко пригрело землю. (И. Бунин);
местоимением: Кто не проклинал станционных смотрителей. (А. Пушкин);
Ничто не нарушало спокойствия и наслаждений счастливого острова. (В. Одоевский);
причастием: Имеющий в руках цветы плохое совершить не может. (В. Солоухин);
числительным: На лужайку, на лужок село четверо в кружок. (А. Прокофьев);
наречием: Настало и роковое «послезавтра». (Д. Мамин Сибиряк);
союзом: Это «если бы», отнесённое им к прошедшему, к не возможному, сбылось. (И. Турге-нев);
частицей: Не — отрицательная частица;
междометием: С каждым днём всё реже и реже слышится в лесу «ку-ку». (М. Пришвин)
В роли подлежащего может выступать инфинитив (неопределённая форма глагола): Создавать счастье — это высокий труд. (К. Паустовский)
Подлежащее может быть выражено:
Слайд 6
III. В роли подлежащего могут выступать синтаксически несвободные словосочетания, которые всегда в предложении являются одним членом предложения. К таким словосочетаниям относятся:
словосочетания со значением совместности: Мы с Ваней пошли по лесной дороге.
словосочетания с количественным значением, в том числе словосочетания, обозначающие приблизительное количество: Десятки мальчишек плавали около лодки. Прошло минут с десять. Около ( до тысячи человек) вмещается в этом зале;
словосочетания с выделительным значением: Один из мальчиков возвратился поздно вечером. (А.Чехов);
фразеологические сочетания, обозначающие названия (железная дорога, Ясная Поляна, Чёрное море): «Белое солнце пустыни» — замечательный фильм;
фразеологизмами: Авось да небось до добра не доведут. (Пословица); У него золотые руки.
Слайд 7
Найдите подлежащее
1.Гости приехали утром.
2.Он был в музее.
3.Старшие помогали младшим.
4.Желающие могли покататься на лодке.
5.Два да два – четыре.
6.Курить- здоровью вредить.
7.Завтра не наступит никогда.
8.Га-га-га слышалось на лугу.
9.Мы с сестрой радовались возвращению домой.
Слайд 8
1.Гости
2.Он
3.Старшие
4.Желающие
5.Два да два
6.Курить
7.Завтра
8.Га-га-га
9.Мы с сестрой
Проверяем!
Слайд 9
Назовите подлежащее и способ выражения
Понимать - значит сочувствовать.
На берег с залива летели черные тучи.
Каждый предложил свою идею.
Взрослые пили чай на террасе.
Провожающие давали последние советы.
Большинство гостей уже приехали.
Полосой протянулся Млечный путь.
Пять - простое число.
Мы с дедом любим рыбачить.
Слайд 10
Назовите подлежащее и способ выражения
Понимать - значит сочувствовать.
На берег с залива летели черные тучи.
Каждый предложил свою идею.
Взрослые пили чай на террасе.
Провожающие давали последние советы.
Большинство гостей уже приехали.
Полосой протянулся Млечный Путь.
Пять - простое число.
Мы с дедом любим рыбачить.
инфинитив
существит.
местоимение
прилагательное
причастие
словосочетание
словосочетание
числительное
словосочетание
Слайд 11
Упражнение
Вместо точек впишите подходящие по смыслу подлежащие.
1 .... летели на юг бесконечными стаями. 2. С пятими-нутным опозданием этот давно нами ожидаемый ... начался. 3. Первой в комнату вошла... с дочкой. 4.... с братом появились следом. 5.... противостоит прекрасному. 6. Мне казалось, что по улице шло ... , а может быть, и больше. 7.... — значит познавать науки.
В каком предложении подлежащее могло бы стоять как в форме единственного числа, так и множественного числа?
Слайд 12
Упражнение
Выделите подлежащие в данных предложениях. Каждое ли предложение содержит подлежащее?
На турбазе за холмом играла радиола. В ясном небе пролетали галки. Под горой над болотом стелился туман. На зеленой траве серыми комьями лежали овцы. Я шел через поле к турбазе. На мокрых от росы ботинках желтел песок. Из рощи тянуло прохладой и дымом. Под окнами экскурсионного бюро сидели туристы. На скамейке, укрывшись газетой, лежал Митрофанов. Даже во сне было заметно, как он ленив... (С.Довлатов)
Слайд 13
Тест по теме «Подлежащее и способы его выражения»
1. Какое утверждение верно?
1) Подлежащее даёт характеристику предмету речи. 2) Подлежащее — главный член предложения, который не зависит от других членов предложения и отвечает на вопросы именительного падежа: кто? что? 3) Подлежащее даёт характеристику образу действия. 4) Подлежащее — главный член предложения, который не зависит от других членов предложения и отвечает на вопросы: каков? какова? каково?
2. Чем может быть выражено подлежащее?
1) любой знаменательной частью речи; 2) только склоняемой частью речи; 3) только неизменяемой частью речи; 4) только спрягаемой частью речи.
Слайд 14
Тест по теме «Подлежащее и способы его выражения»
3. В каком предложении подлежащее выражено местоимением?
1) Заросли кустарников и травы мешали их передвижению. 2) Наши пряли, а ваши спали. 3) Но за грохотом разбившейся стихии мой обострённый слух вновь уловил шум в коридоре. 4) Ни один из больших художников не был забыт так основательно, как Рокотов.
4. В каком предложении подлежащее выражено прилагательным?
1) Наши плачут, да и ваши не радуются. 2) Что-то с визгом пронеслось в воздухе и упало посередине реки. 3) Ложное не может быть красивым. 4) Царь Пётр находился в кабинете своего Преображенского полка.
Слайд 15
Тест по теме «Подлежащее и способы его выражения»
5. В каком предложении подлежащее выражено глаголом?
1) Завистливый сохнет от зависти, а добрый плачет от радости. 2) Послушать умного человека — как при жажде холодной воды напиться. 3) Снежные вихри закружились в воздухе. 4) Над нами качался серебристо-зелёный шатёр тополя, переполнявший окружающий воздух зеленоватыми тенями и бродячими солнечными пятнами.
6. В каком предложении подлежащее выражено неделимым словосочетанием?
1) Все сорок человек немедленно сгрудились возле него. 2) Штатский что-то сказал полковнику вполголоса. 3) У ольхи зашевелились чешуйки на готовых с осени серёжках. 4) Чей это конь неутомимый бежит в степи необозримой?
Слайд 16
Тест по теме «Подлежащее и способы его выражения»
7. В каком предложении подлежащее выражено числительным?
1) Чужой останется чужим. 2) Злой с лукавым водились, да оба в яму свалились. 3) Второй, опустившись на колено, пытался приладить соскочившую лыжу. 4) Ни души на улицах.
8. В каком предложении подлежащее выражено междометием?
1) На одной неделе семь пятниц не живёт. 2) Его «увы» прозвучало с горечью. 3) Спросите вы у тишины над ширью пашен и полей у берёз, и тополей. 4) Кто при звёздах и при луне так поздно едет на коне?
Слайд 17
Тест по теме «Подлежащее и способы его выражения»
9. В каком предложении подлежащее выражено наречием?
1) «Вечор» — устаревшее слово. 2) Снова я шагаю по тёмным московским улицам. 3) Какой враг может выжечь любовь к тебе? 4) В утренней тишине слышатся какие-то переливчатые звуки.
10. В каком предложении подлежащее выражено существительным?
1) Я посмотрел на часы. 2) Пять часов утра на слабо светящихся вокзальных часах. 3) Что же это в небе происходит? 4) Как прекрасна светлая наша страна!
Слайд 18
Проверяем!
1. - 2) 2. - 1) 3. - 2) 4. - 3) 5. - 2) 6. - 1) 7. - 3) 8. - 2) 9. - 1) 10. - 4)
Слайд 19
Рефлексия
- всё было интересно, работой доволен.
- понял, но хотел бы ещё поупражняться.
- было неинтересно.
Слайд 20
Домашнее задание
подготовить сообщение или опорный конспект
по теме «Подлежащее»
выполнить упражнение 373
Слайд 21
Источники
1. Русский язык. 10 – 11 классы: учебник для общеобразователь-ных учреждений/ Н. Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 7 изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» – РС», 2010.
Иллюстрации
D:\_Desktop\1\рисунки речь\teacher_pictures- teacher_13(2)
school-child-book-text-liceo-classico-books
avatars.mds.yandex.net-get-pdb-996600-4f25abcf-d426-49cb-9fbf-a886074efc24-s1200-webp-false
depositphotos_159218462-stock-illustration-young-boy-reading-with-leaning
4ae677dd1f405e8ca0350c831827b
depositphotos_27415851-stock-illustration-an-owl-holding-a-book
1635650846334669338
5351161-funny-girl-with-balloon
1361098795_kartinki-dlya-detey-8
a99ce160360491f11225563234fbac5d
Ad8a35464f56f5217a0ab87f810c0525
kisspng-desktop-wallpaper-mobile-phones-autumn-high-defini-autumn-5aceefdabe39f9.8817976315235112587792
1294313-cb8d52d9e6bc89dc.jpg
Слайд 22
Работа учителя МОУ «Зимстанкская сош»
п.Зимстан,
Усть – Куломского района
Республики Коми
Кочановой Валентины
Викентьевны