Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
По наличию второстепенных членов
Нераспространенные =
Распространенные =
+
+
Звёзды меркнут и гаснут. Ночевала тучка золотая на груди
утёса-великана
Слайд 2
Члены предложения
ЧЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ГЛАВНЫЕ
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ
СКАЗУЕМОЕ
ПОДЛЕЖАЩЕЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ДОПОЛНЕНИЕ
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
Слайд 3
Г Л А В Н Ы Е Ч Л Е Н Ы П Р Е Д Л О Ж Е Н И Я
Подлежащее Сказуемое
В Т О Р О С Т Е П Е Н Н Ы Е Ч Л Е Н Ы П Р Е Д Л О Ж Е Н И Я
Определение Обстоятельство Дополнение
что (с)делает?
каков?
что это такое?
кто это такой?
кто?
что?
кого? чего?
кому? чему?
кем? чем?
о ком? о чём?
какой ?
чей?
где? когда? куда? откуда?
почему? зачем? как?
Слайд 4
Второстепенные члены предложения
определение
дополнение
обстоятельство
отвечает на вопросы косвенных падежей
зависит от сказуемого и обозначает признак действия или признак другого признака
обозначает признак предмета,
отвечает на вопросы какой? чей? который?
отвечает на вопросы
где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как?
Чем отличается от других членов предложения?
Слайд 5
Как определяется вид второстепенных членов?
Второстепенные члены предложения поясняют, уточняют, дополняют главные и другие второстепенные члены.
Находим слово, от которого зависит второстепенный член предложения.
Что обозначает
предмет?
На какой вопрос отвечает?
Какой частью речи выражен?
какой?
чего?
что сделали?
какой?
где?
что?
В далекой и бледной глубине неба проступили звездочки.
прилаг.
прилаг.
сущ.
сущ.
глагол
сущ.
Слайд 6
качество, свойство предмета: серьги-изумруды;
возраст, род занятий, нацио-нальность: сторож-старик,
отношение к предмету: молодец-удалец,
географические названия: озеро Байкал,
названия произведений, предприятий, торговых марок: повесть « Метель»,
ФИО, прозвища, клички: девочка Надя, собака Жучка.
Слайд 7
К несогласованным определениям, выраженным именем существительным в косвенных падежах, можно задать вопросы дополнения или обстоятельства. Каким членом предложения будут такие сочетания, зависит от смысла предложения.
к а к о й ? о т к у д а?
Мы с интересом изучали вид из окна.
Согласованные и несогласованные определения могут быть синонимичны и заменять друг друга: Купили кожаный портфель (какой?) — Купили портфель из кожи ( какой?).
! В ряде случаев замена одного сочетания другим невозможна:
знаки препинания, план сочинения.
Слайд 8
Существительные общего рода, называющие людей по роду занятий, профессии: врач, профессор, менеджер, режиссёр и т.д.
Участковый врач Петров поставил диагноз – Участков ый врач Петрова поставила диагноз.
Определения, относящиеся к таким
существительным, ставятся в форму М.Р.
Согласуются они с глаголами-сказуемыми в зависимости от принадлежности
к мужскому или женскому полу.
Определение при существительном общего рода может стоять в форме
М.Р. или Ж.Р. в зависимости от пола , обозначаемого этим существительным.
Мой сын такой умница! – Моя дочь такая умница!
Слайд 9
Обстоятельство – второстепенный член предложения.
зависит от сказуемого и обозначает признак действия или признак другого признака
отвечает на вопросы
где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как?
Слайд 10
II. Обстоятельство выражается разными частями речи:
где?
существительным в косвенном падеже
Он жил в доме.
наречием
как?
Старик жил уныло.
деепричастием
как?
Ежиха лежала свернувшись
инфинитивом
зачем?
Отец пришел узнать о поездке.
деепричастным оборотом
почему?
Ольга спешила, боясь опоздать на поезд.
когда?
Роман всегда вставал ни свет ни заря.
фразеологическим оборотом
Слайд 11
Виды обстоятельств.Вопросы.Примеры
МЕСТА.Где? Куда? Откуда?.И хорошо мне здесь остановиться и, глядя вдаль, подумать, помечтать.
ВРЕМЕНИ.Когда? Как долго?
С каких (до каких) пор?.Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел.
ПРИЧИНЫ.Почему? Отчего?
По какой причине?.От жары и духоты книзу клонятся цветы.
ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ И СТЕПЕНИ.Как? Каким образом?
В какой степени?.Снег падал медленно и бесшумно.
СРАВНЕНИЯ.Как?.Пруд местами, как сталь, сверкал на солнце.
ЦЕЛИ.Зачем? Для чего?
С какой целью?.Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться.
УСЛОВИЯ.При каком условии?.Чуден Днепр при тихой погоде.
УСТУПКИ.Несмотря на что?.В домах, несмотря на ранний час, горели лампы.
Слайд 12
III. Обстоятельство, выраженное именем существительным в косвенном падеже, начинающееся союзами как, как будто, будто, словно, точно, чем, нежели, что и др., называется сравнительным оборотом.
На письме сравнительный оборот выделяется запятыми: Трава колыхалась и волновалась, как море. (В. Арсеньев); Огромные кедры, охваченные пламенем, пылали, точно факелы. (В. Арсеньев)
Если сравнительные обороты входят в состав сказуемого или тесно связаны с ним по смыслу, то такие обороты запятыми не выделяются: Лёд как зеркало. — Лёд блестит, как зеркало.
Выделяются запятыми также обстоятельства уступки с предлогом несмотря на, а также обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами. Например:
Несмотря на все мои старания, экзамен я так и не сдал.
Мальчик, глядя в окно вагона, счастливо улыбался.
Слайд 13
I. Дополнение — это второстепенный член предложения, обозначающий предмет, на который переходит действие, и отвечающий на вопросы косвенных падежей (к о г о? ч е г о? к о м у? ч е м у? к о г о? ч т о? к е м? ч е м? о к о м? о ч ё м?).
Дополнение чаще всего относится к сказуемому, хотя может пояснять и другие члены предложения:
о ч ё м? ч е г о?
Поговорим о бурных днях Кавказа... (А. Пушкин)
Слайд 14
Что обозначает дополнение?
предмет, на который может переходить действие
Владик слушает песню.
Олег написал письмо другу.
предмет как адресат действия
предмет как средство или орудие действия
Распилил пилой. Взмахнул топором.
Мне скучно. Ольге весело.
предмет, на который может распространяться состояние
Друг способнее меня.
предмет как объект сравнения
Слайд 15
Дополнение
существительным с предлогом и без
прилагательными и причастиями, перешедшими
в разряд существительных
местоимением
числительным
фразеологизмом
или неделимым словосочетанием
инфинитивом
междометием, звукоподражательным словом
Слайд 16
Дополнение
прямое
косвенное
! Все остальные дополнения являются косвенными.
В. п. без предлога
Р. п. без предлога
при ☞ на часть
предмета
Р.п. при глаголе
+ не
Слайд 17
Прямое дополнение
+
глагол НЕ
В. п. без предлога
Р. п. без предлога
Он не выполнил
упражнения.
Миша выпил воды.
Я мою голову.
подал руку.
Дочь съела супа.
! ☞на часть предмета
Относятся к переходному глаголу!
Слайд 18
Дополнение
косвенное
Все дополнения в других падежах, включая
винительный падеж с предлогом.
Доволен своей работой. Посмотрел на дерево.
Слайд 19
Спишите предложения, заменяя рисунки словами. Подчеркните прямые дополнения. Укажите падежную форму существительных, которыми они выражены. Чем объясняется её выбор в каждом конкретном случае? Какая ещё падежная форма возможна? Как меняется смысл предложения при её употреблении?
1) Не забудь купить к чаю!
2) Хочешь с ?
3) Будь добр, налей мне .
4) Нарежь !
5) Надо добавить в суп и .
6) Достань из холодильника .
7) Привези из деревни .
8) Пожарь .
Слайд 20
359 . Распределите предложения по двум группам: а) нераспространённые;
б) распространённые. Подчеркните второстепенные члены предложения.
Звонкое радостное утро. Первая настоящая роса. Рыба пропала. На горе токовали два раздутых петуха, и с ними было шесть тетёрок. 2. Животные не спят. 3. Летняя жаркая сырость. По ночам всюду летают огни. 4. Но вот наступает хорошее, ясное утро. 5. Доктор уходит, свеча тухнет, и опять слышится «бу-бу-бу»... 6. Гул затих. Я вышел на подмостки. 7. Я обернулся и увидел маленькую крестьянскую девочку, лет восьми, в синем сарафанчике... 8. Я подымаюсь по белой дороге.
Слайд 21
361. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
Подчеркните члены предложения.
Велика наша Родина. На её (не)об...ятной территории февраль — один из контрастных месяц...в. В Арктике это пора смены дня и ночи, когда кончает...ся круглосуточная темнота. Но до наступления полярного дня ещё далеко, и весь февраль светлая часть суток значительно короче тёмной. Чуть забре...жит утро и сразу переходит в вечер. В таёжной зоне февраль — типично зимний месяц, с морозами, в...югами, м...телями. (По)разному складывает...ся февраль в южных и горных районах. В степной и (полу)пустынной зоне — это конец зимы и самое начало весны.
(П. Смолин)
Слайд 22
Рефлексия
- всё было интересно, работой доволен.
- понял, но хотел бы ещё поупражняться.
- было неинтересно.
Слайд 23
Домашнее задание
Выучить правило, §75.
Выполнить упражнение 360
Слайд 24
db1fb594345bf29999d2d5a3ca4d75eb