Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Тема урока « Подлежащее. Способы выражения»
Автор:
учитель русского языка и
литературы
МБОУ « Западнодвинская СОШ№1»
г. Западная Двина Тверской обл.
Богданова
Татьяна Васильевна
Слайд 2
Подлежащее. Способы выражения.
Знать
способы выражения подлежащего
Уметь
находить грамматическую основу предложения;
находить подлежащее и определять его состав
Слайд 3
Высказывания о языке
Относитесь к русскому языку бережно и любовно. Думайте о нём, изучайте его, и вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка. В. Луговской
Да будет же честь и слава нашему языку, который как горная величественная река -шумит, гремит- и вдруг…смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу… Н. Карамзин
Слайд 4
Иван Алексеевич Бунин (1870-1953г.)
Бунин –
прекрасный знаток души каждого слова.
М. Горький
Слайд 5
Культуроведческий комментарий
И.А. Бунин родился в Воронеже 10 октября 1870г.Отец и мать принадлежали к старинному дворянскому роду. Один из предков был отцом поэта Жуковского.
. Детские и отроческие годы будущий поэт и писатель провел в Елецком уезде Орловской области. Первое стихотворение написал в 17 лет.
В юности был страстно влюблён в девушку, Варвару Пащенко. Эта любовь юности была описана в единственном романе «Жизнь Арсеньева».
Слайд 6
Культуроведческий комментарий
За это произведение ему была присуждена Нобелевская премия в 1933 году.
Бунин – первый из русских писателей , получивших эту награду.
В годы революции эмигрировал из России. Жизнь вдали от Родины стала тяжким испытанием для поэта. Умер в Париже 83-х лет. До конца своей жизни тосковал по Родине.
Слайд 7
Из официальной хроники
« Решением Шведской Академии от 9 ноября 1933 года Нобелевская премия за этот год присуждена Ивану Бунину за правдивый артистический талант».
Слайд 8
Задание 1.
Какой стилистический приём лежит в основе этих названий? Составьте предложение, используя эти названия. Чем выражено подлежащее?
Необыкновенный мастер пейзажа
Признанный мастер прозы
Певец осени, грусти и дворянских гнезд
Верный рыцарь поэзии
Слайд 9
Задание 2.Мыслить-значит отвечать на вопрос почему?
Б…грян..я л…ства покрыт..я м…розн..ю р…сою шуршит в а(л,лл)е.. под м…ей н…гой.
Сгруппируйте орфограммы;
Расставьте знаки препинания
С чего начинаем разбор предложения? Почему?
Слайд 10
Задание 3. Докажите, что листва - подлежащее
Ответим в соответствии с каким типом речи? В каком стиле?
ТЕЗИС →АРГУМЕНТЫ→ВЫВОД
Слайд 11
Способы выражения подлежащего
ПОДЛЕЖАЩЕЕ
мест. инф. цельное любая
сущ.в им.п. слов-ие часть
речи
(прил.,прич.,
числ.,нар.
в знач. сущ.)
Слайд 12
Цельные словосочетания
со значением
избирательности количества
совместности
Слайд 13
Новое ! Разговор о подлежащих в придаточных предложениях
Бунин - писатель, который в своих произведениях отразил красоту и силу русской нации.
-Запишите предложение.
-Найдите подлежащее.
-Чем союз отличается от союзного слова?
Слайд 14
Умей различать!
Конкуриру-ющий член предложения
ДОПОЛНЕНИЕ
Слайд 15
Поэтические акварели Бунина ( найдите подлежащее)
Лес ,точно терем расп…сной,
Лиловый, з…л…той,
б…гряный,
В…сёл…й, пёстр…ю
ст…ной
Ст…ит над светл…ю п…ляной.
Слайд 16
Акварели, написанные стихами
Я в х…лодный об-наж…(н,нн)ый сад пойду-
Весь рас(?)е..н по земле его наряд.
Бирюзой сия..т небо, а в саду
Красным плам…нем настурц…и г…рят.
Бл…стая, облака лепились
В лазур… плам…нного дня
Две розы под окном рас(?)рылись-
Две чаши, полные огня.
Слайд 17
Бунинское слово распахивает свою неповторимую душу
Как ты таинствен(?)а,
гроза!
Как я люблю твоё молчанье,
Твоё внезапное бл...станье,-
Твои безумные глаза.
Там, под усталой луной,
У оз…рён(?)ых песков и камней,
Что(то) темне…т, р…бит
В неводе сон(?)ых лучей.
Слайд 18
«Аромат» бунинского слова
Как облегчён(?)о дышит грудь!
Как нежно сад благоухает!
Как мирно светит и сия…т
В далёком неб… Млечный Путь!
Как легко фатой узорной
Плывут два
облака на юг.
Слайд 19
МЕСЯЦЕСЛОВ
25 октября-
день святого Прова.
Крестьяне наблюдали за звездами и гадали по ним о погоде и будущем урожае.
ГРЯЗНИК
ПОЗИМНИК
СВАДЕБНИК
Слайд 20
МЕСЯЦЕСЛОВ Пословицы
Весной ведро дождя, ложка грязи.
Осенью ложка воды, ведро грязи.
Месяц ненастья – начало семейного счастья.
Слайд 21
Бунин об этом времени года
Не видно птиц.
Покорно чахнет лес, опустевший и больной.
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.
Слайд 22
НОВОЕ! СУБСТАНТИВАЦИЯ
Как
ув…дающее мило!
Запишите предложение.
Найдите подлежащее.
Способ выражения подлежащего.
Слайд 23
Исследование одного слова
ЛАПОТЬ-
«обувь из лыка».
Возможно, лапоть- от слова «лапа», а возможно, от ЛАПЪ-
«тряпка», «заплата».
Лапти плели- заплетали (похоже на заплаты) из лыка.
Слайд 24
Этимологический этюд
Лапти…
Какое ласковое, уютное, сказочное слово. Какая теплота исходит от него. Но совершенно по-другому звучит слово ЛАПОТЬ. Что-то одинокое, обиженное.
Все умел делать своими руками царь Пётр, а вот над лаптем задумался и бросил плести. Так недоплетённый лапоть в Питере хранят и людям показывают. Вот и выходит: простое и лёгкое слово ЛАПОТЬ, да не простое дело «лапти плести»
Слайд 25
Лексическая работа. Что означают выражения?
Словно кашу в лапти обуваешь.
Звонить в лапоть.
Переобулся в лапти.
Это не лапоть плести.
Слайд 26
Чем выражено подлежащее?
Звонить в лапоть – шататься без дела.
Запишите предложение.
Подчеркните грамматическую основу предложения.
Решите графически
пунктуационную задачу.
Слайд 27
Советы библиотеки И.А. Бунин
Лирика.
«Сумерки»,
«Последний шмель»,
«Воспоминание»,
«Я опять одинок»,
«Ночь печальна»
Проза
«Сосны»,
« Птицы небесные»,
« Худая трава», «Подснежник»,
« Чаша жизни»
Слайд 28
Чем выражено подлежащее?
Читать – значит постигать прекрасное.
Любить чтение – это обменивать часы скуки на часы большого наслаждения.
(Монтескьё)
Слайд 29
Итог урока. Рефлексия.
В ходе урока
познакомились……
научились…..
восхищались….
испытывали…
Слайд 30
Эмоциональный момент урока И до чего это чудесно наше русское слово…
ЯБЛОКО
Весёлое
Янтарное
С красными опоясками
В веснушках
Слайд 31
А у Бунина…
Антоновское
Упивайтесь запахом мёда и осенней свежести!
Слайд 32
Домашнее задание
1. Работа с поэтическими текстами Бунина. ( на «4», «5»)
Творческое задание. Лингвистическая миниатюра:
«Родилось слово…»
«Биография слова…»
«Ах, до чего чудесно наше русское слово…» ( деревня, яблоко)
Слайд 33
Используемые интернет - ресурсы
Слайд 4:
http://images.myshared.ru/4/310943/slide_2.jpg Бунин
Слайд 14:
http://static8.depositphotos.com/1064545/1049/i/950/depositphotos_10498485-3D-Fencer---Fencing.jpg
Слайд 15:
http://rerefat.ru/tw_files2/urls_1/239/d-238637/238637_html_4210d945.jpg « Золотая осень»
Слайд 21:
http://cultura-mephi.ru/wp-content/uploads/2013/10/autumn-landscape-1934.jpg « Осенний пейзаж»
Слайд 23:
http://www.allfanera.ru/files/productions/gallery/0/25/7.jpg лапти
Слайд 30 – 31:
http://www.hudsonproduce.com/images/fruitimages/cameo.png ; http://36.img.avito.st/1280x960/1429467436.jpg яблоко