Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них.
8 класс
Слайд 2
РАБОТА С ТЕКСТОМ
Простите нас, деревья и трава! Мы забываем, повзрослев едва, Что общим корнем связаны слова: Народ, и благородство, и природа. Прости, земля! Пьянея от побед, Мы мало ценим твой высокий свет. Без нас жила ты миллионы лет – Мы без тебя не проживём и года.
Игорь Киселёв
Прочитайте выразительно. Сформулируйте главную мысль текста, запишите.
Найдите тропы и фигуры, определите их роль в тексте.
Слайд 3
Зрительный диктант
Простите нас, деревья и трава! Мы забываем, повзрослев едва, Что общим корнем связаны слова: Народ, и благородство, и природа. Игорь Киселёв
Слайд 4
Спорт, как говорят врачи, укрепляет здоровье человека. (Вводное предложение)
Спорт, по словам врачей, укрепляет здоровье человека. (Вводное словосочетание)
Врачи говорят, что спорт укрепляет здоровье человека. (Косвенная речь, часть СПП)
Врачи твердят: «Спорт укрепляет здоровье человека». (Часть предложения с прямой речью)
Врачи говорят: спорт укрепляет здоровье человека. (Часть БСП)
Явление синтаксической синонимии.
Сравните
Слайд 5
НОВОЕ В ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЕ
"П, – а, – п.(?!) "
"П,(?!) – а. – П.(?!) "
Слайд 6
Запишите, расставив знаки препинания. Составьте схемы.
Я не слыхивал о медведе (отвечал Дефорж) но я всегда ношу при себе пистолеты.
Ты слышал Николай что дети едут в Москву? (сказал Карл Иванович).
Правее держи! (сказал Челкаш) Скоро уже приедем.
Слайд 7
Проверка
«Я не слыхивал о медведе, - отвечал Дефорж, - но я всегда ношу при себе пистолеты». "П, – а, – п."
«Ты слышал, Николай, что дети едут в Москву?» - сказал Карл Иванович.
"П?" – а.
«Правее держи! - сказал Челкаш. - Скоро уже приедем». "П! – а. – П."
Слайд 8
Предложения с прямой и косвенной речью и знаки препинания в них.
8 класс
Слайд 9
Графический диктант
«А где мой товарищ? — промолвил Олег. — Скажите, где конь мой ретивый?»
Об этом, конечно, не следовало бы много говорить.
Не оставь меня, кум милый!
Третьяковская галерея - не только огромный музей с мировой известностью, но и крупный научный центр.
Слайд 10
Перестройте предложения с прямой речью в косвенную речь.
«Это твоя дочка?» — спросил я смотрителя.
«Что же ты не едешь?» — спросил я ямщика с нетерпением.
«Читайте больше»! — всегда говорил наш учитель.
«Я принес тебе фотографию», — сказал учитель и поискал глазами портфель.
Слайд 11
Перестройте предложения с прямой речью в косвенную речь.
«Я не слыхивал о медведе, - отвечал Дефорж, - но я всегда ношу при себе пистолеты».
«Ты слышал, Николай, что дети едут в Москву?» - сказал Карл Иванович.
«Правее держи! - сказал Челкаш. - Скоро уже приедем».
Слайд 12
Перестройте предложения с прямой речью в косвенную речь.
4. «Где же вожатый?»—спросил Гринев у Савельича. (А. Пушкин)
5. «Доктор у себя?»—быстро спросил вошедший. (А. Чехов)
6. Отвечает Степан Парамонович: «А зовут меня Степаном Калашниковым».
Слайд 13
Перестройте предложения с прямой речью в косвенную речь.
«Надо достать лодку»,—промолвил наконец Ермолай.
«Лодка есть,—сказал Сучок глухим и разбитым голосом,—да больно плоха».
«Паклей заткнуть можно»,—заметил Ермолай.
Слайд 14
ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ
ЭКСПРЕСС-ТЕСТ
Слайд 15
Укажите неверное утверждение.
1) Прямая речь — это точная передача чужого высказывания от лица ее произнесшего.
2) Пересказанное от себя чужое высказывание называется косвенной речью.
3) Косвенная речь часто имеет форму сложноподчиненного предложения.
4) Косвенная речь имеет форму сложносочиненного предложения.
4
Слайд 16
Укажите номера предложений с прямой речью.
(1 )Стояла теплая весенняя ночь. (2)На небе светили звезды. (З)Было тихо, и вдруг раздался чей-то крик.
(4)Мы вздрогнули. (5)Крик усиливался. (б)Через минуту мы четко разобрали слова. (7)Кто-то кричал со стороны деревни: «Помогите!» (8)Ребята бросились на крик.
(9) «И я, и я с вами, — заголосил Сашка, — меня возьмите!» (10)«Мал еще, — сказал Николай, — сиди здесь».
7, 9, 10
Слайд 17
Укажите предложение с ошибкой в оформлении прямой речи.
1) Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову с словами: «Вы ничего не кушаете, вы очень мало взяли».
2) «Лесть и трусость — самые дурные пороки», — громко промолвила Ася.
3) Смотрю вслед ему и думаю: «Зачем живут такие люди?»
4) «Мы решили, — продолжал заседатель, — с вашего дозволения, остаться здесь ночевать.
4
Слайд 18
В каком примере не нарушены речевые нормы?
Я сказал то, что до Белогорской крепости недалеко.
Я спокойно отвечал то, что я нахожусь в его власти и что он волен поступать со мною, как ему будет удобно.
Мцыри сказал, что я убежал из монастыря во время грозы.
Повернув в рощу, я увидел то, что запомнилось мне надолго.
4
Слайд 19
В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1. Платов плечами вздвинул и закричал: «Где ключ от блохи?»
2. «Делайте, что хотите, - отвечал им сухо Дубровский, - я здесь уже не хозяин».
3. «Сюда! - послышался старушечий голос - Вас ждут».
4. «Посмотрите же, что вы наделали, - продолжал я. - Теперь вы хотите уехать...»
3
Слайд 20
В каком примере не нарушены речевые нормы?
Пушкин писал, что его няня - «подруга дней моих суровых».
Генерал осведомился, не сын ли он Андрея Петровича Гринева.
«Теперь я бы, кажется, свой собственный сапог съел!» - сказал один генерал.
Он сказал то, что Пугачев уже занял крепость.
3
Слайд 21
Предложения с прямой и косвенной речью и знаки препинания в них.
8 класс
Слайд 22
ПОВТОРЕНИЕ. ЧАСТИЦЫ
.
Слайд 23
ч
а
с
т
и
ц
а
Формообразующие
Отрицательные
Смысловые
(модальные)
Накл. гл.
Различн. оттенки знач.
Служ. ч. р.
Не изм.
= чл. п.
Условное БЫ (Б) Я (бы) сделал бы еще (бы) лучше (бы).
Повелительное ДА,
ДАВАЙ(ТЕ), ПУСТЬ, ПУСКАЙ.
НЕ
НИ
ОТРИЦ. СМЫСЛ
+ НЕ ПОЛОЖ. СМЫСЛ Не буду говорить. Не могу не говорить.
В П-Ж БЕЗ ПОДЛ.
+ НЕ, НЕТ УСИЛИВ. ОТРИЦ.
(Союз + НИ), [ ]. УСИЛИВ. УТВЕРЖД.
Смысл. оттенки НЕУЖЕЛИ, ИМЕННО, ЛИШЬ…
Чувства ЧТО ЗА, КАК, ВРЯД ЛИ…
-ТО
-КА Я задачку-то решил, а вот ты попробуй-ка!
58
Слайд 24
Модальные частицы
Значение Частицы Примеры
Восклицание Что за, ну и, как Ну и погода сегодня!
Ограничение, выделение Только, лишь, исключительно, почти, единственно, Лишь хвостом по воде плеснула и ушла в глубокое море.
Усиление Даже, ведь, уж, все-таки, и, ну, ещё, же Все пришли, даже старики.
Вопрос Неужели, разве, ли (ль) Неужели ты не замечаешь этого?
Указание Вот, вон, это, во (просторечная) Куда это ты идёшь?
Уточнение Именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь, совсем, совершенно, почти, вроде, именно, просто, исключительно Погода была точь-в-точь весенняя.
Стало светло почти как днем.
Он вел себя совершенно как ребенок.
Сомнение Едва ли, вряд ли Вряд ли это верное решение.
Отрицание Вовсе не, далеко не, ничуть не, отнюдь не Это была вовсе не гроза.
Слайд 25
Используя соответствующие частицы, выразите в данных предложениях те оттенки значения и чувства, которые указаны в скобках.
Скоро придёт долг_жданная весна (вопрос, сомнение).
Быстро рас?тает снег (сомнение, вопрос, усиление).
Весна — чудесное время года (усиление, радость).
Небо какое голубое, высокое (указание).
Ели кажутся мрачными (ограничение, выделение).
Сосны повес_лели (радость, усиление, указание).
Слайд 26
Спишите предложения, определите, какой частью речи являются выделенные слова.
Едва ль комсомолец Матросов подумать о славе успел. (Л. Татьяничева)
Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат... 4 (А. Пушкин)
0, если бы я был живописец, я бы чудно изобразил всю прелесть ночи! (Н. Гоголь)
Нигде не мерцал огонёк, не слышалось никакого звука. (И. Тургенев)
Слайд 27
Спишите предложения, определите, какой частью речи являются выделенные слова.
1. Едва ль комсомолец Матросов подумать о славе успел. (Л.Татьяничева)
2. Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат... (А.Пушкин)
3. 0, если бы я был живописец, я бы чудно изобразил всю прелесть ночи! (Н.Гоголь)
4. Нигде не мерцал огонёк, не слышалось никакого звука. (И.Тургенев)
Слайд 28
Исправьте ошибки, допущенные при замене прямой речи косвенной.
1.«Товарищ Валько, мне очень нужно с вами поговорить. Очень нужно»,- сказал Олег тихим голосом, чуть заикаясь.
2. «Смотри, Генка,- сказал ему Миша, - до моего возвращения лагерь ни за что не оставлять… »
3. «Палатки перенести нетрудно, - сказал Миша, - но почему мы должны уйти?»
Олег сказал тихим голосом, чуть заикаясь, что мне, товарищ Валько, очень нужно с вами поговорить, очень нужно.
2. Миша сказал Генке, что до его возвращения лагерь ни за что не оставлять.
3. Миша сказал, что палатки перенести нетрудно, но что почему мы должны уйти.
Слайд 29
1. Найдите предложение с косвенной речью, которая правильно оформлена и соответствует содержанию предложения с прямой речью.
Отец кричит: «Пушки, гляди, палят!»
А) Отец кричит, что палят пушки.
Б) Отец кричит, что гляди палят пушки.
В) Отец кричит, гляди палят пушки.
Г) Отец кричит, гляди палят пушки!
2. Найдите ошибку в передаче прямой речи.
А) Я объяснил им, что я офицер.
Б) Чижов сказал Краснову, что Коля тоже приехал.
В) Учитель сказал Вере, чтобы она сходила за мелом.
Г) Саша просил маму, что мамуленька отпусти погулять.
3. Найдите примеры с ошибками при передаче чужой речи.
А) Пугачёв сказал Гринёву, что ты крепко передо мной виноват.
Б) Врач спросил, какая у меня температура.
В) Царь говорит Кирибеевичу, что его горю постарается помочь.
Г) Болельщики кричали: «Чтобы ребята не падали духом».
1 –А
2 – Г
3 – А, Г
Слайд 30
4. Укажите предложение с ошибкой в оформлении прямой речи.
1) «Вот как приходится платить за ложь, — говорила она, — и больше я не хочу лгать».
2) «Что слышу я, прокуратор, — гордо и спокойно ответил Каифа».
3) Ужаленный тоской, покоренный нахлынувшими воспоминаниями, он придержал коня и сказал: «Здравствуй, Аксинья!»
4) «Смотрите, Кусака играет!» — кричала Леля, задыхаясь от смеха.
2
Слайд 31
5.Укажите предложение с ошибкой в оформлении прямой речи.
1) «Возвращайся немедленно в Киев, — продолжал Азазелло, — сиди там тише воды, ниже травы и ни о каких квартирах в Москве не мечтай, ясно?»
2) «Стекла бьют», — проговорил мальчик.
3) «Наташка! — пронзительно закричала Маргарита, — ты намазалась кремом»?
4) Вдохнув с детства знакомый, волнующий запах родного жилья, Григорий спросил: «Есть кто там дома?»
3
Слайд 32
***
Капризный грачонок сидел со своей мамой на верхушке березы. Оттуда он увидел в рядочке густой зелени красный блестящий шарик. Грачонок слетел на землю, затряс крыльями, разинул пасть и крикнул: «Ка! Мама, дай!»
Грачиха-мама оторвала красный шарик от стебелька и сунула сыну в горло.
«Гум!» — крикнул капризный грачонок, проглатывая шарик. И тотчас снова разинул пасть.
Он просил еще: «Ка! Мама, дай мне ягоду еще больше, еще больше!»
Грачиха-мама наклонилась над кустиком и собралась вытащить из-под него огромную ягоду. Вдруг она услышала топот и крик. По дорожке бежал сторож, размахивая руками.
«Улетай!» — крикнула мать грачонку.
«Что это за птица с крыльями без перьев? — спросил грачонок, усевшись рядом с мамой на тополе. — Что это за птица на нас так раскаркалась?»
«Человек, — ответила мать. — Улетим подальше».
И они полетели над садами, над огородами и домами. И долетели до опушки леса.
Капризный грачонок сел на пенек, затряс крыльями, разинул пасть и крикнул:
«Ка! Мама, дай! Дай мне большую красную ягоду!»
(Н. Павлова)
(155 лов)
Слайд 33
Задания
1. Озаглавьте текст.
2. Опираясь на примеры из текста, расскажите, как оформляется на письме прямая речь.
3. Графически обозначьте однородные члены предложения.
4. Замените любые три предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью.
5. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.
Слайд 34
А1. В каком предложении нет предлога?
1) Дверь передо мной распахнулась.
2) Вперёд, навстречу новым приключениям!
3) Диспетчеры работают согласно графику.
4) Хорошо, когда рядом друг.
А2. Какой предлог является непроизводным?
1) через
2) в связи
3) вследствие
4) позади
АЗ. Укажите пример раздельного написания предлога.
1) отменили (в)виду морозов
2) зайду (в)течение недели
3) обогнал (не)смотря на запрет
4) объект (на)подобие летающей тарелки
А4. В каком примере нарушены грамматические нормы?
1) таблетки для головной боли
2) вопреки всему
3) пришёл из школы
4) уверенность в победе
А1 – 4
А2 – 1
А3 – 2
А4 – 1
Слайд 35
А5. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Путешественники, остановившись среди полей, избирали ночлег, раскладывали огонь и ставили на него котёл, в котором варили себе кулиш.
2) Обе собаки вскочили в кружок света и тотчас сели, высунув красные языки.
3) Запорожцы, протянув вокруг всего города в два ряда свои телеги расположились куренями.
4) Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка...
А5 – 3
Слайд 36
Т е с т о в ы е з а д а н и я
1. Укажите, в каком предложении с прямой речью допущена пунктуационная ошибка.
а) А Балда приговаривал с укоризною: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною».
б) Пустился мой хитрец в переговоры и начал так:
«Друзья! К чему весь этот шум?»
в) «Эй, Влас! — воскликнул Туман, — Здорово, брат».
г) «Нет, ты смотри! — поражался Андрей. — Когда
они все вырасти успели?»
Слайд 37
2. Укажите верное оформление предложений с прямой речью.
а) «Где твой дневник»? — спросила мать.
б) Я спросил у Оли — «Как идут твои дела?»
в) «Вот твой новый учитель», — сказал отец.
г) «Что за чудный пес!» — ликовал я.
Слайд 38
Диктант «Проверь себя»
ЗОЯ КОСМОДЕМЬЯНСКАЯ
Июнь 1941 года. Последние экзамены. Зоя переходит в десятый класс, а через несколько дней начинается война. Зоя хочет стать бойцом, уходит добровольцем в истребительный батальон. Она прощается с матерью и говорит ей:
— Не плачь, родная. Вернусь героем или умру героем.
И вот Зоя в казарме, в большой и показавшейся ей суровой комнате, перед столом, за которым сидит командир отряда. Он долго и испытующе вглядывается ей в лицо.
— Не боитесь?
— Нет, не боюсь.
— В лесу, ночью, одной ведь страшно?
— Нет, ничего.
— А если врагу попадётесь, если пытать будут?
— Выдержу…
Её уверенность подкупила командира, он принял Зою в отряд.
(В. Лидин)
Слайд 39
Цитаты. Способы цитирования.
8 класс
Слайд 40
ЦИТАТА
Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее обойтись не может. Горе тому, кто это думает, двойное горе тому, кто действительно без нее обходится.
И.С. Тургенев. «Рудин»
ПРОЦИТИРУЙТЕ РАЗЛИЧНЫМИ СПОСОБАМИ.
Слайд 41
Вдохновение
Вдохновение — это строгое рабочее состояние человека. Пушкин сказал о вдохновении точно и просто: «Вдохновение есть расположение души к живому приятию впечатлений, что и способствует объяснению оных». «Критики, — сказал он вдобавок, — смешивают вдохновение с восторгом».
Чайковский утверждал, что вдохновение — это состояние человека. работающего во всю свою силу, как вол, а не кокетливо помахивающего руками.
Слайд 42
О вдохновении написано много превосходных строк у писателей и поэтов. «Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется» (Пушкин). «Тогда смиряется души моей тревога» (Лермонтов).
Очень точно сказал о вдохновении Фет:
Одним толчком согнать ладью живую
С наглаженных отливами песков,
Одной волной подняться в жизнь иную,
Учуять ветр с цветущих берегов.
Тоскливый сон прервать единым звуком,
Упиться вдруг неведомым, родным,
Дать жизни вдох, дать сладость тайным мукам.
Чужое вмиг почувствовать своим...
Но проще всего сказал о вдохновении Толстой: «Вдохновение состоит в том, что вдруг открывается то, что можно сделать. Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для его исполнения».
(К. Паустовский)
(154 слова)
Слайд 43
Задания
1. Расскажите, опираясь на примеры из текста, о знаках препинания при цитировании.
2. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.
3. Выпишите все словосочетания из подчеркнутого предложения. Составьте их схемы, определите тип подчинительной связи.
4. Предложение с косвенной речью замените предложением с прямой речью.
Слайд 44
Цитаты
В «Ревизоре» Гоголь сообщал, что под видом чиновников «бесчинствуют наши страсти», а Хлестаков - это «ветреная светская совесть».
Слайд 45
Потапова Г.Н. Экспресс-диагностика. Русский язык. 8 класс / Г.Н. Потапова. — М. : Издательство «Экзамен», 2013. — 111, [1] с. (Серия «Экспресс-диагностика»)
ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ
БУРМИСТРОВА Р.А.