Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Географические карты
География 7 класс
Слайд 2
Цели урока:
• Ознакомить учащихся со способами изображения земной поверхности. • Обобщить знания о плане и карте. • Сформировать знания о картографической проекции. • Продолжить формирование умений работать с картой.
Слайд 3
Проверка домашнего задания:
1. Назовите источники географической информации. 2. Что такое географическая карта? 3. Проверка описаний выбранных фотографий.
Слайд 4
Географическая карта — величайшее творение человечества. Она служит замечательным средством познания и преобразования окружающего мира. К ней обращаются инженеры и исследователи, геологи и агрономы, ученые и военные, и каждый находит нужные ответы на свои вопросы.
Слайд 5
Исключительно важна роль карты в обучении географии. Карты содержат богатейшую информацию о нашей планете. По ним можно изучать взаимное расположение материков и кварталы городов, транспортные потоки между странами и маршруты перелета птиц. На некоторых картах можно увидеть дно океана, строение земной коры, ледниковые покровы прошлого и даже заглянуть в будущее.
Слайд 6
Найденные археологами примитивные рисунки местности на камнях, бересте, дереве и даже на куске бивня мамонта, возраст которых достигает около 15 тысячелетий, свидетельствуют о том, что зарождение карты уходит в далекое прошлое.
Слайд 7
Самое верное представление о взаимном расположении материков и океанов, рек и гор дает глобус. На карте же земная поверхность изображена с искажениями, так как нельзя выпуклую поверхность без разрывов наложить на плоскость.
Слайд 8
Как же перейти от глобуса к карте, как перенести сферическую поверхность Земли на плоскость? На помощь приходит градусная сеть. (Вспомните: что называется градусной сетью?) С ее помощью по клеткам можно перенести с глобуса контуры материков, реки, города и другие точки по их географическим координатам.
Слайд 9
Картографические проекции различаются по построению. В зависимости от способов переноса градусной сети с глобуса на плоскость карты бывают следующие проекции: азимутальные, цилиндрические, конические.
Слайд 10
В зависимости от той или иной проекции меридианы и параллели, образующие картографическую сетку, принимают самый различный вид: они могут изображаться в виде то прямых, то кривых линий. Сеть параллелей и меридианов — это основа, каркас любой карты, которая затем наполняется географическим содержанием. Рисунок 2 на с. 8 учебника наглядно показывает, как по-разному выглядит сеть меридианов и параллелей в разных картографических проекциях
Слайд 11
Сущность картографических проекций хорошо отражена в четверостишиях картографа А. В. Гедымина:
Изучая суть проекций, Надо помнить положение: С переходом сферы в плоскость Неизбежны искажения. Карты вовсе не безгрешны И в пределах разных норм Нарушают верность линий, Площадей, углов и форм.
Слайд 12
Как же показывают на тематических картах различные по своему характеру события и явления? Картографы придумали много разных способов картографического изображения. Основные способы представлены на рисунке 3 учебника. Анализируя карты атласа и рисунок 3 учебника, учащиеся заполняют таблицу
Способ картографического изображения Название карты
Значки
Линейные знаки
Изолинии
Качественный фон
Ареалы
Знаки движения
Слайд 13
Географическая карта – это уменьшенное изображение поверхности Земли или ее частей на поверхности при помощи условных знаков. Иногда для удобства использования карты объединяются в атлас.
Задание №1. При помощи масштаба измерьте расстояние между Москвой и Берлином на физической карте полушарий, на физической карте России. Сравните получившиеся результаты.
Физическая карта мира
Слайд 14
Классификация карт
Карты делят на группы по какому-либо одному признаку (рис. 4 учебника). Например, карты атласа можно разделить по охвату территории на такие группы: мировые карты и карты полушарий, изображающие поверхность всего земного шара; карты отдельных материков, океанов и их частей; карты стран и их частей; карты городов и районов.
Слайд 18
По назначению
научно-справочные — предназначены для выполнения научных исследований и получения максимально полной информации;
культурно-образовательные — предназначены для популяризации знаний, идей;
учебные — используются в качестве наглядных пособий для изучения географии, истории, геологии и других дисциплин;
технические — отображают объекты и условия, необходимые для решения каких-либо технических заданий;
туристские и др.
Слайд 20
Домашнее задание:
1) изучить § 3;
2) ответить на вопросы 1—3;
3) выполнить задания 4 и 5.