Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Корина Илона Викторовна
Могучая кучка
(Балакиревский кружок)
Слайд 2
Корина Илона Викторовна
Милий Алексеевич Балакирев
Русский музыкант, создатель новой русской музыкальной школы
1836 - 1910 гг
Решающее значение имело знакомство с Глинкой и с А.С. Даргомыжским, особенно взгляды последнего на правду выражения в вокальной музыке
Слайд 3
Корина Илона Викторовна
Балакирев
Опытный музыкант, очень начитанный, стал главою кружка
Влияние его на товарищей было неодинаковое, но огромное.
Музыкальным евангелием их был Глинка и особенно его "Руслан".
Слайд 4
Корина Илона Викторовна
Александр Порфирьевич Бородин
Профессор химии и академик военно-медицинской академии, доктор медицины и композитор
1834 - 1887
Внебрачный сын грузинского князя Луки Гедианова
Слайд 5
Корина Илона Викторовна
Бородин
Оригинальный, мощный талант
Яркий национальный характер музыки (русский, восточный, часто грузинский)
«Музыкальный эпос» (опера «Князь Игорь», «Богатырская» симфония)
В основном программная музыка
Имел литературный талант
Портрет кисти И.Репина,
написан вскоре после смерти композитора
Слайд 6
Корина Илона Викторовна
Модест Петрович Мусоргский
1839-1881, из семьи небогатого помещика
гвардейский офицер (Преображенский полк)
Решающим было знакомство с Даргомыжским и Балакиревым
Впечатления детства, проведенного в деревне, определили направление и характер его творчества. Няня рассказывала ему русские народные сказки, и он под их впечатлением импровизировал на фортепиано
Слайд 7
Корина Илона Викторовна
Мусоргский
В вокальной музыке - простая, правдивая, живая, выразительная декламация, вытекающая из естественной интонации речи. (наследник Даргомыжского)
Реалистические, по большей части народно-русские сюжеты и своеобразная, яркая их трактовка
Слайд 8
Корина Илона Викторовна
Оперы Мусоргского
Сюжеты опер – из русской истории («Борис Годунов», «Хованщина»)
Народ – одно из главных действующих лиц
ярко изображается народный быт, раскрывается народная душа
часто был автором и самих текстов своих вокальных сочинений
разнообразие характеров, до него никем не затронутых.
Автор портрета – И.Репин
Слайд 9
Корина Илона Викторовна
Николай Андреевич Римский-Корсаков
1844-1908
Учился в Пб морском корпусе
Знакомство с Балакиревым, по его совету начал сочинять музыку
В 1865 г. решает полностью посвятить себя музыке
Сначала писал только симфонические произведения
Слайд 10
Корина Илона Викторовна
Римский-Корсаков
Характерно:
Стремление к народно-сказочным фантастическим образам, обрядовым сценам, живописным зарисовкам природы
Гармоничность, красочность
Опора на фольклор
Живописно-изобразительный дар
Опора на классические традиции (что роднит с Глинкой)
Портрет кисти И.Репина
Слайд 11
Корина Илона Викторовна
Римский-Корсаков
Любимая тема в творчестве – мир сказок, былин и сказаний
Последняя опера «Золотой петушок» - остро сатирическое произведение
с 1871 г. – профессор Петербургской консерватории
Слайд 12
Корина Илона Викторовна
Цезарь Антонович Кюи
1835 - 1918
мать была литовкой, отец - француз, бывший офицер Наполеоновской армии, оставшийся в России после войны 1812 г
инженер-генерал, русский профессор военной фортификации, композитор и музыкальный критик
Слайд 13
Корина Илона Викторовна
Кюи
Талант Кюи - более лирический, чем драматический
В музыке - черты французского изящества и ясности стиля, славянской задушевности. Но нет особого «русского характера»
И.Репин Портрет Ц.А.Кюи
Слайд 14
Корина Илона Викторовна
Владимир Васильевич Стасов
1824 г. - 1906 г.
Деятельность связана с развитием русского реалистического искусства и музыки во второй половине XIX в.
Борец за реализм и народность в современном искусстве
Автор: Репин Илья Ефимович. Стасов В.В. (1873)
Слайд 15
Корина Илона Викторовна
В.Стасов
борец с академическим искусством, в котором преобладали далекие от жизни мифологические и религиозные сюжеты, за новое, реалистическое искусство
Портрет В.В.Стасова кисти И.Репина
Слайд 16
Корина Илона Викторовна
был демократом и глубоко прогрессивным человеком, отстаивал идеи свободы, прогресса, искусство, связанное с жизнью и пропагандирующее передовые идеи
В. В. Стасов на даче в деревне Старожиловка. Картина работы И. Репина (друга Стасова) (1889)
Слайд 17
Корина Илона Викторовна
1) Интерес к русской народной музыке. Собирательство русских народных песен и активное использование их в своём творчестве. Единственным композитором «Могучей кучки», который никогда не использовал народные мелодии, был Бородин. Все его мелодии оригинальные, иногда блестяще стилизованные под народные.
2) Равнение «на Глинку». Творчество Глинки, а особенно «Руслан», считалось идеалом для подражания. Хотя идеология «Кучки» вряд ли была бы ему близка. Она была совершенно несовместима с глинкинским космополитизмом и чистым эстетством.
Обобщение
Слайд 18
Корина Илона Викторовна
3) Предпочтение программной музыке. Считали, что музыка не должна быть абстрактной, а должна иметь литературную программу. То есть произведение, называющееся «Соната № 3 до минор в трёх частях», это было не по-русски, а вот «Исламей» или «Тамара» — совсем другое дело.
4) Интерес к восточной культуре. По всей видимости, по принципу только лишь бы не к европейской. Это музыкальное обращение к востоку принёсло необычайно богатые плоды.
5) Опера — как приоритетный жанр, наиболее подходящий для русского национального самовыражения в музыке.