Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
«Учебник на уроке музыки: часть 7
Суслова Нелли Вячеславовна
кандидат педагогических наук,
Методист Центра художественно-эстетического
и физического образования
Слайд 2
Предыдущие вебинары цикла:
Часть первая: 19 ноября 2015 https://my.webinar.ru/record/615013
Часть вторая: 17 декабря 2015 https://my.webinar.ru/record/639945
Часть третья: 4 февраля 2016 https://my.webinar.ru/record/681515
Часть четвёртая: 18 марта 2016 https://my.webinar.ru/record/714651
Часть пятая: 21 апреля 2016 https://events.webinar.ru/9331/30219/record/31621
Часть шестая: 19 мая 2016 https://events.webinar.ru/9331/37031/record/38987
Слайд 3
Учебно-методический комплект
Учебник
Творческая тетрадь
Нотная хрестоматия
Пособие для учителя
Музыка: планируемые результаты
аудиохрестоматия (CD)
А.С.Соколов. Мир музыки в зеркале времён
Байбородова Л. В., Серебренников Л. Н. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах
Слайд 4
«Переходный период»
В соответствии с новыми примерными программами предмет «Музыка» преподаётся по 8 класс включительно.
Издательство «Просвещение» подготовило новые учебники для 7 и 8 класса.
Выпуск УМК запла-нирован на 2017 г.
Слайд 6
Новые учебники «МУЗЫКА»
Слайд 7
Изменения в учебниках 7-8 кл.
Раздел 1. Особенности музыкальной драматургии
Классика и современность
Музыкальная драматургия – развитие музыки
В музыкальном театре. Опера
Опера «Иван Сусанин»
В концертном зале. Симфония
Симфония № 40 В.А. Моцарта
Литературные страницы («Улыбка» Р.Бредбери)
Симфония № 5 Л. ван Бетховена
Героическая тема в музыке
7 кл.
Слайд 8
Изменения в учебниках 7-8 кл.
В музыкальном театре . Балет
Балет В.Гаврилина «Анюта»
Камерная музыка
Вокальный цикл
Инструментальная музыка
Этюд
Транскрипция
Прелюдия
Концерт
Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна
Кончерто гроссо и «Сюита в старинном стиле» А.Шнитке
7 кл.
Слайд 9
М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин»
Слайд 10
Исторический контекст
Именно в 7 классе в рамках курса «История России» изучается данный период.
О личности Ивана Сусанина и его подвиге есть информация в УМК «История» в § 3 «Итоги и последствия Смутного времени» учебника 7 класса (по концентру). Данный параграф учащиеся 7 класса изучают в сентябре.
Если школа уже перешла на линейную систему, то тема «Окончание смутного времени» (§ 16 новых учебников по истории России) изучается в 7 классе во втором полугодии (в третьей четверти).
4 ноября – праздник «День народного единства»
27 ноября (9 декабря) – 180 лет со дня первой постановки оперы «Жизнь за царя» в Санкт-Петербурге в 1836 г.
Слайд 11
Синтез музыкальных явлений
Слайд 12
В музыкальном театре. Опера
Опера «Иван Сусанин»
Слайд 13
Актуализация знаний
Игровые сюжеты для командной работы:
КВН «Призрак оперы»
«Битва хоров»
Оперный марафон и т.д.
Слуховые викторины
«Кто откуда?» - игра по принципу «съедобное-несъедобное»
Собери либретто (работа с фрагментами текста) и другие интеллектуальные игры на выбор, сортировку, классификацию.
Слайд 14
Игра в несколько раундов
Принципы строения оперного спектакля
Русские-композиторы и их оперы (сюжеты, жанры, отдельные номера)
Оперные исполнители (названия голосов, фамилии певцов)
Образы русской музыки (героизм, лирика, молитва, эпос, природа, фольклор)
Русский фольклор (песенные жанры, обряды)
Жизнь и творчество М.И. Глинки (романсы, симфонические произведения, факты биографии)
Слайд 15
Знание фрагментов оперы
Слайд 16
«Твоё действие»
4 команды (по количеству действий оперы). Каждой команде нужно собрать как можно больше карточек-фишек (по принципу лото): тексты, названия номеров, музыкальные темы и пр…
Нарисовать эскизы костюмов и декораций к своему действию
…..
Слайд 17
«Конспект» оперной сцены
Текст Кто исполняет Как звучит
Родина моя! солист Распевно, широко
Русская земля!
Бури мчатся над тобой мужской хор
….. оркестр
Ты на всех врагов солист
В бой ведёшь сынов,
С песней грозной, боевой. мужской хор
… оркестр
….
Золотую брагу, хлеб и мёд Преподносит вам народ! женский хор Легко, танцевальный характер
Слайд 18
Эволюция, «приращение» знаний
Бельканто – искусство прекрасного пения
Глинка изучал искусство бельканто в Италии
Музыка оперы сочинена раньше текстов.
Партии Антониды, Вани, Собинина требуют настоящего виртуозного владения своим голосом
Глинка сам репетировал с артистами императорского театра их партии
Современные постановки часто идут с купюрами по причине недостаточного вокального мастерства солистов
Слайд 19
Интонационная «соборность» оперы
Народ в качестве главного героя постановки на сцене императорского театра
Народные жанры как основа хоровой фактуры (сравн. хоровую интродукцию с «Камаринской» М.И. Глинки)
Лирические, романсовые интонации сольных партий
Красота и виртуозность
Преобладание хора – дань традициям духовного концерта и, шире, всей традиции православной богослужебной музыки.
Слайд 20
Культурологический контекст
Идея «соборности» в русской философии (А. С. Хомяков, В. С. Соловьев).
Золотой век. Появление большой лирики (Пушкин и поэты его круга)
Столетний опыт «присвоения» западной культуры
Национальное самосознание (события 1812 года, движение декабристов).
Сознательная попытка связать «узами законного брака» достижения европейской музыкальной культуры и русский характер, духовность, интонационную самобытность.
Слайд 21
Т. В. Чередниченко об идее соборности
В рукописи М.И. Глинки Иван Сусанин = «ИСус»
Главному герою - 33 года.
В предсмертной арии Сусанина слова «мой крестный путь» подтверждаются эмблематическими мотивами креста как в пассионах И. С. Баха.
Главные герои – одна семья. Они – РОД, почти модель народа. Антонида и Собинин идут к венчанию. Сусанин старший идет своим крёстным путем. Сусанин младший – полный тёзка главного героя – стучится в ворота монастыря.
Исторический контекст – первый Романов венчается на царство.
Три венчания: семейное, государственно-народное и церковное переплетаются в опере.
«Славься, славься Святая Русь!»
Слайд 22
Симфоническое развитие
Увертюра
I и II действие – экспозиция двух начал: русского песенного и польского танцевального
III действие – завязка драмы. По сути разработочный принцип развития музыкального материала.
IV действие – кульминация. «Сюжетная» гибель оборачивается интонационной победой
Эпилог – жизнеутверждающий финал.
Слайд 23
Вершина русской музыки
Хотя бы одну оперу дети должны услышать целиком.
Пусть это будет «Иван Сусанин» М. И. Глинки
Примеры творческих заданий проектного типа:
Монтаж видеоролика
Эссе от лица одного из героев
«Раскадровка» для создания мультфильма по мотивам оперы
Слайд 24
Почему это важно?
Из великого мы выхватываем доступное, нередко умалчивая о главном, так как дети к нему «не готовы»…
В результате, внешнюю звуковую оболочку -запомнили и даже начали узнавать на слух, не понимая внутренней логики, содержания, смысла…
Это всё равно что пушкинские строки «Буря мглою небо кроет…» трактовать в смысле сводки о погоде….
Слайд 25
Музыкальный кинозал:
Документальный фильм «Иван Сусанин» (https://youtu.be/9LkNf5SfGek )
Опера М. И. Глинки «Жизнь за царя» в постановке Большого театра (https://youtu.be/xCc0uc3QoU4 )
Фрагмент из к/ф М.И. Глинка (https://youtu.be/MNdyLgStf2Y )
Песня Вани (3 д.)в исполнении Валерии (https://youtu.be/1dgmL12cprc )
Песня Вани (3 д.)в исполнении Елены Зарембы (https://youtu.be/tuanTQTy3dA )
Слайд 26
В. Гаврилин балет «Анюта»
Основой либретто является рассказ А. П. Чехова «Анна на шее»
Премьера на телеэкране в 1982 г. (https://youtu.be/onKL5NvOcxU )
Премьера на сцене Большого театра 1986 г.
В главных ролях – звёздный дуэт Екатерина Максимова и Владимир Васильев.
Задания для слушания на основе двух номеров балета: «Вальс» и «Тарантелла»
Режиссёр А. Белинский, услышав «Вальс» сразу почувствовал в нём «чеховские нотки»
«Тарантелла» – яркая, гротескная кульминация балета
Слайд 27
Центр притяжения «Анюта»
Слайд 28
За каждым акцентом – своя линия накопления слухового опыта
Слайд 29
Методическая «тактика»
Взаимодействие с учителем литературы.
Разные варианты знакомства:
а) сначала прочитать рассказ, затем посмотреть фильм-балет;
б) сначала посмотреть фильм-балет, потом прочитать Чехова.
Метод «Сочинения сочинённого»:
прочитать рассказ А. Чехова «Анна на шее» и составить либретто для балета.
или
прочитать либретто и составить сценарный план с указанием характера музыки, возможных жанровых подробностей танца и т.п.
Метод сопоставления литературного текста и фильма
Слайд 30
Поиски смысла жизни
Разговор о любви и браке.
Новогодняя «сказка наоборот». Тема судьбы и несправедливости жизни.
Смысловой контраст-антитеза «Щелкунчик» П. Чайковского и «Анюта» В. Гаврилина.
Смысловой контраст-антитеза «Иван Сусанин» М. Глинки и «Анюта» В. Гаврилина.
Слайд 31
Романтизм: личность под микроскопом
Любовь к «малому».
Но пьеса мыслится как часть, а не целое, как мгновение в череде других мгновений.
Поэтому романтики объединяют свои миниатюры в циклы.
Мгновение как «эпоха» в «истории души».
«Мир раскололся, и трещина прошла через сердце поэта»
Г. Гейне
Слайд 32
Камерная вокальная музыка (с. 46-49)
Ф. Шуберт. Цикл «Прекрасная мельничиха»: , «В путь», «Колыбельная ручья», «Охотник», «Мельник и ручей», «Куда?»
Ф. Шуберт. Цикл «Зимний путь»: «Спокойно спи», «Шарманщик»
Йонас Кауфман
Слайд 33
Инструментальная музыка
Этюд (стр. 50-53, раньше 92-93) -
Транскрипция (стр. 54-57, раньше 94-97)
Прелюдия (стр. 58-61, новый материал)
Концерт (стр. 62-65, раньше 138-141)
Кончерто гроссо (стр. 66-67, раньше 98-99)
Сюита (стр. 68-69, раньше 100-101)
Слайд 34
Этюд. Изобразительное искусство К. Коровин. Северная идиллия
Слайд 35
Этюд. Изобразительное искусство В. Васнецов. Алёнушка
Слайд 36
А. С. Питерских. Г. Е. Гуров. Изобразительное искусство 7 кл.
Слайд 37
П. Федотов. «Сватовство майора»
Слайд 38
В. Серов. Портрет З. Юсуповой. Этюд
Слайд 39
Прелюдия. Эволюция жанра
И.С. Бах. Прелюдия и фуга (контраст)
Ф. Шопен. 24 прелюдии – дневник музыкальных образов (романтизм).
К. Дебюсси. Поэтические видения, жанровые и пейзажные зарисовки (импрессионизм).
С. Рахманинов.
А. Скрябин. 24 прелюдии
Д. Кабалевский. 24 прелюдии на темы русских народных песен.
Слайд 40
Изменения в учебниках 7-8 кл.
Раздел 2. Основные направления музыкальной культуры
Религиозная музыка
Сюжеты и образы религиозной музыки
«Высокая месса» И.-С. Баха
Литературные страницы. Д. Гранин «Могила Баха»
С. Рахманинов «Всенощное бдение»
Литературные страницы. И. Шмелёв. «Христова всенощная»
Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда»
7 кл.
Слайд 41
Изменения в учебниках 7-8 кл.
Светская музыка
Соната № 8 «Патетическая» Л. Бетховена
Соната № 2 С. Прокофьева
Соната № 11 В.-А. Моцарта.
Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина
Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси
Симфония № 1 В. Калинникова
Музыка народов мира
Популярные хиты
Рок-опера «Юнона и Авось» А.Рыбникова
Исследовательский проект
Вместо заключения («Музыканты извечные маги»)
7 кл.
Слайд 42
Изменения в учебниках 7-8 кл.
Раздел 1. Классика и современность
Классика в нашей жизни
В музыкальном театре. Опера
Опера «Князь Игорь»
В музыкальном театре. Балет
Балет Ярославна
В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера
Рок-опера «Преступление и наказание» Э.Артемьева
Мюзикл «Ромео и Джульетта: от ненависти до любви» Пресгурвика.
8 кл.
Слайд 43
Изменения в учебниках 7-8 кл.
Музыка к драматическому спектаклю
«Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра
«Пер Гюнт». Музыка Э.Грига к драме Г.Ибсена
«Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка»
Музыка в кино
«Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день…» Музыка к фильму «Властелин колец» Г. Шора
В концертном зале . Симфония: прошлое и настоящее
Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. Шуберта
Симфония № 5. П.Чайковского
Симфония № 1 («Классическая») С.Прокофьева
«Музыка – это огромный мир, окружающий человека…»
8 кл.
Слайд 44
Изменения в учебниках 7-8 кл.
Раздел 2. Традиции и новаторство в музыке
Музыканты – извечные маги
И снова в музыкальном театре
Опера «Порги и Бесс» Дж. Гершвина
Опера «Кармен» Ж. Бизе
Портреты великих исполнителей. Елена Образцова
Балет «Кармен-сюита» Р. Щедрина
Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая
Современный музыкальный театр
Великие мюзиклы мира
Классика в современной обработке
8 кл.
Слайд 45
Изменения в учебниках 7-8 кл.
В концертном зале
Симфония № 7 («Ленинградская») Д. Шостаковича
Литературные страницы. Письмо к Богу неизвестного солдата.
Музыка в храмовом синтезе искусств
Литературные страницы. Стихи русских поэтов.
Галерея религиозных образов
Неизвестный Свиридов (Цикл «Песнопения и молитвы»)
Свет фресок Дионисия – миру («Фрески Дионисия» Р. Щедрина)
Музыкальные завещания потомкам («Гейлигенштадтское завещание Бетховена» Р. Щедрина)
Исследовательский проект
Вместо заключения («Пусть музыка звучит!»)
8 кл.
Слайд 46
По вопросам приобретения просьба обращаться
ОПТОВЫЕ ЗАКУПКИ
За бюджетные средства или за безналичный расчёт от 25 экз.
Тел. 8(495)789-30-40
доб. 4144 или 4115
E-mail: gtrofimova@prosv.ru
E-mail: rea@prosv.ru
РОЗНИЧНЫЕ ЗАКУПКИ
В магазинах вашего города
или в интернет-магазинах
«Ozon.ru» (http://www.ozon.ru/), «Лабиринт» (http://www.labirint.ru/)
Если вы сделали заказ в книготорговой компании на продукцию издательства «Просвещение» и он не был выполнен в течении 5 дней, просьба сообщить об этом в издательство:
Тел.: 8(495)789-30-40 доб. 4075
E-mail: mbarsukova@prosv.ru