Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
«Учебник на уроке музыки: часть 8
Суслова Нелли Вячеславовна
кандидат педагогических наук,
Методист Центра художественно-эстетического
и физического образования
Слайд 2
«Переходный период»
В соответствии с новыми примерными программами предмет «Музыка» преподаётся по 8 класс включительно.
Издательство «Просвещение» подготовило новые учебники для 7 и 8 класса.
Выпуск УМК запланирован на 2017 г.
Слайд 3
Новые учебники «МУЗЫКА»
Слайд 4
Изменения в учебниках 7-8 кл.
Раздел 1. Классика и современность
Классика в нашей жизни
В музыкальном театре. Опера
Опера «Князь Игорь»
В музыкальном театре. Балет
Балет Ярославна
В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера
Рок-опера «Преступление и наказание» Э.Артемьева
Мюзикл «Ромео и Джульетта: от ненависти до любви» Пресгурвика.
8 кл.
Слайд 5
Изменения в учебниках 7-8 кл.
Музыка к драматическому спектаклю
«Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра
«Пер Гюнт». Музыка Э.Грига к драме Г.Ибсена
«Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка»
Музыка в кино
«Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день…» Музыка к фильму «Властелин колец» Г. Шора
В концертном зале . Симфония: прошлое и настоящее
«Неоконченная симфония» Ф. Шуберта
Симфония № 5. П.Чайковского
Симфония № 1 («Классическая») С.Прокофьева
«Музыка – это огромный мир, окружающий человека…»
8 кл.
Слайд 6
Классика в нашей жизни
Проблемные вопросы:
Как часто звучит классическая музыка в нашей жизни?
Почему к классической музыке у людей неравнозначное отношение – одни считают её скучной, другие видят в ней «опору и утешение», третьи считают, что без классической музыки нельзя считать себя культурным и образованным человеком?
Какие известные классические произведения можно часто услышать в рекламе, компьютерных играх, популярных фильмах?
Всегда ли оправдано использование музыкальной классики?
Нельзя допустить, чтобы поиск ответов на проблемные вопросы превратился в разговор
«о музыке без музыки»
Слайд 7
Внеурочная дискуссия
«Значение обработок классической музыки для современных слушателей»
Учитель:
Разделить класс на группы
Выбрать классические произведения и их обработки (например В.-А. Моцарт симфония № 40, Э. Григ «В пещере горного короля», А. Вивальди «Времена года» и др.)
Ученики:
Записать вопросы для дискуссии
Определить, какие именно средства музыкальной выразительности могут подвергаться обработке?
Слайд 8
Жанровый диалог: опера - балет
Слайд 9
А. П. Бородин
Б.Асафьев писал: "Эпическое спокойствие, плавность, простор, ширь и величие при колоссальном размахе творческой силы — наиболее характерная черта бородинской музыки. Зато, когда в моменты драматического напряжения эта мощная полнозвучная музыка начинает медленно раскачиваться и приходить в состояние возбуждения — ею овладевает стихийный порыв, в ней пробуждаются энергия и страстность. Но всегда и всюду в этой музыке звучит плавная и сочная мелодия. Лирике Бородина присущи глинкинская ясность, мужественная нежность и светлые тона. Даже в те моменты, когда ею овладевает знойная страстность, мелодический рисунок не лишается ни завершенности, ни мерности, ни пластичности. ... Зла нет. Всякая борьба — нечто преходящее и не нарушающее конечного равновесия. .... Жизнь — велика, необъятна, радостна и солнечна".
Слайд 10
Удивительные факты!
8 класс – дети начинают изучение химии. А.П. Бородин – химик, медик, менеджер, композитор! (http://meta-music.ru/composers/borodin-aleksandr-porfirevich )
8-9 класс по программе изучение памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Бородин сам писал либретто, сам переводил тексты «Слова» на современный русский язык. До сих пор этот перевод считается одним из самых удачных!
Опера создавалась 18 лет! И так и не была закончена. Её завершили друзья композитора — Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов и А. К. Лядов (http://www.belcanto.ru/igor.html )
Основной сюжет – не победа, а поражение! (лекция историка А. Фурсова https://youtu.be/pjIWxhSBRos?list=PLdDJowYAQ-AtOxJ9pG70cqU91BF7UcT17 )
Слайд 11
Князь Игорь - историческая правда и художественный образ
Игорь – становится князем в Новгород-Северском княжестве (1178 г.)
Игорь идёт походом на Смоленское княжество вместе со своими родственниками и половцами (1180 г.)
Игорь идёт походом на Киев вместе с ханами Кончаком и Кобяком. Они посадили на Киевский престол Святослава Всеволодовича (1181 г.)
Киевские, переяславские и волынские войска разбили половцев (1183 г.)
Игорь идёт походом на половцев (1185 г.)
Слайд 12
«Князь Игорь» (Т. В. Чередниченко)
В опере пять низких голосов – басы и баритон. Бас – голос фундаментальный , означающий силу и мощь. Необычайное их обилие (оперная «норма» – 1-2) придаёт партитуре Бородина звуковой характер незыблемой твердыни. Это отвечает и источнику сюжета – древнему «Слову», на котором покоится русская литература, и самому образу Древней Руси в национальном сознании.
Однако все басы – это враги, изменники или просто сомнительные персонажи: ханы Кончак и Гзак, разгромившие русскую дружину; разгульный князь Владимир Галицкий; один из обслуживающих шальные потехи Галицкого скоморохов. Сфера низкого вокального звучания как сфера чужого, опасного включает еще и контральто Кончаковны.
Напротив, высокие или относительно высокие тесситуры расположены на «русском» фланге. Игорь – баритон, сын Игоря Владимир – тенор; помогающий Игорю бежать из плена крещёный половчанин Овлур тоже тенор.
Слайд 13
Развитие русской оперы
Слайд 14
«Князь Игорь» фрагменты для гендерной вокально-хоровой работы
«Солнцу красному слава!» – древнейшая мелодия. Известны десятки вариантов текста. придумать свой вариант.
Хор «Улетай на крыльях ветра» (http://meta-music.ru/song/uletay-na-krylyah-vetra )
Ария Галицкого
Хор бояр «Мужайся княгиня!»
Работа по группам, «Смешанное обучение»
Blended Learning
Слайд 15
«Князь Игорь» в современных обработках
Оркестр п/у Р. Клайдермана (фонохрестоматия: http://catalog.prosv.ru/category/11?filter%5B22%5D%3D=true&filter%5B8%5D%5B%5D%3D=35&filter%5B16%5D%5B%5D%3D=3 )
Группа Feel’armonia (https://youtu.be/LqO6q3wxBhg )
DJ Groove (https://youtu.be/RImfwsuVJug )
Bel Suono (https://youtu.be/kkUMlwX9SMc )
Детская группа (https://youtu.be/ihlXCXbGqbw)
Слайд 16
В музыкальном театре. Рок-опера. Мюзикл.
Понятие «третьего направления», к которому относят и рок-оперу, и мюзикл, и саундтреки к фильмам, т.е. жанры появившиеся на стыке серьёзной и лёгкой музыки.
Э.-Л. Уэббер «Иисус Христос – суперзвезда», «Кошки»
Р. Роджерс «Звуки музыки»
Дж. Гершвин «Американец в Париже»
7 кл. Тема «Популярные хиты»:
«Призрак оперы», «Моя прекрасная леди», «Орфей и Эвридика», «Юнона и Авось».
8 кл. несколько тем:
Рок-опера Э. Н. Артемьева «Преступление и наказание»
Мюзикл Ж. Пресгурвика «Ромео и Джульетта»
Музыка к кинофильмам «Шербургские зонтики», «Мой ласковый и нежный зверь», «Я шагаю по Москве», «Властелин колец»
Слайд 17
Рок-опера Э. Артемьева «Преступление и наказание»
Судьба шедевра Ф. Достоевского на экране…
«Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели её будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком»
Проблемные вопросы:
Как можно трактовать эти слова Достоевского?
Что же совершил Раскольников? Убил старушку или свою душу?
Слайд 18
Музыкальные номера рок-оперы
Интродукция. Баллада Шарманщика
Толпа и очередь к старухе-процентщице
Соня у старухи-процентщицы
Раскольников «Не все люди – муравьи!»
«Монолог Раскольникова»
Лирический номер «Что со мной?»
Притча о Лазаре и комментарий шарманщиков
Монолог Раскольникова «Меня сжигает вечный пыл»
Слайд 19
Образец полистилистики
Э. Артемьев о своём произведении:
Раскольников – это как бы рок-музыкант с его энергетикой, мятущейся душой, резким характером. А вот Свидригайлов дан в эстрадной стилистике. И всё положено на большой состав симфонического оркестра. Есть элементы народной музыки: на Сенной площади гармошки играют…. Есть фрагмент, написанный в джазовых традициях…
Слайд 20
Ж. Пресгурвик Мюзикл «Ромео и Джульетта»
1 акт: «Вступление», «Вражда» (песня матерей – леди Капулетти и леди Монтекки), «Бал», «Сцена на балконе»,
«Верона» (ария герцога Вероны), (https://youtu.be/fo9p46CO2-o )
«Счастье» (https://youtu.be/m1nGZ_80pYM )
«Короли Вероны» (https://youtu.be/O4V383ePYME )
Слайд 21
Музыка к драматическому спектаклю. «Пер Гюнт» Э. Грига
Если пьеса «Утро» выполняет в драме Г. Ибсена роль лейтмотива, то какую смысловую роль она играет для главного героя пьесы?
Сравнить начальные интонации трёх пьес «Смерть Озе», «Танец Анитры», «Песня Сольвейг»
Смоделировать образ пьесы «Возвращение Пера Гюнта на Родину». Сравнить свой вариант с музыкой Э. Грига.
Слайд 22
«Музыка в кино»: Г. Шор «Властелин колец»
Г. Шор – автор музыки к фильмам «Молчание ягнят», «Игра», «Авиатор», «Сумерки».
Музыкальные темы из трилогии «Властелин колец» легли в основу симфонии
Ирландская культура
Движение Толкиенистов
Мифологизация мышления как тренд современной культуры.
Слайд 23
Классические вопросы на современном материале
Какие образы, какие средства выразительности, какие темы повторяются, что изменилось, в чём различие трактовок исполнения одного и того же музыкального фрагмента.
Песня «Это может быть» (в 2-х интерпретациях: на английском https://youtu.be/NJVxEaGrHS4 , и русском языке: https://youtu.be/PmCBp2_5EFE )
Слайд 24
Музыкальный кинозал:
Миррей Матье парафраз на темы 40 симфонии Моцарта (https://www.youtube.com/watch?v=LxTnac2T5VY)
Джазовая импровизация на тему 40 симфонии Моцарта (https://www.youtube.com/watch?v=c1QrZ78kFek )
Рок-ансамбль на тему 40 симфонии Моцарта (https://www.youtube.com/watch?v=kgKYJXBvs1Y )
Фильм-опера «Князь Игорь» (Ленфильм, 1969) (https://youtu.be/OAyn4ImjmLU )
Мультфильм «Сказание про Игорев поход» (https://youtu.be/dgRnPd24vo4 )
«Пер Гюнт» спектакль театра Ленком (https://youtu.be/FS-TFaDqaaY )
Музыкально-литературная композиция Московской филармонии по драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (https://youtu.be/h-yjz38RrsQ )
Балет «Пер Гюнт» (https://youtu.be/Lydw07UQ5GM )
Фильм-балет «Кармен-сюита» (https://youtu.be/ViH6w0lq91U )
Слайд 25
Изменения в учебниках 7-8 кл.
Раздел 2. Музыканты – извечные маги
И снова в музыкальном театре
Опера «Порги и Бесс» Дж. Гершвина
Опера «Кармен» Ж. Бизе
Портреты великих исполнителей. Елена Образцова
Балет «Кармен-сюита» Р. Щедрина
Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая
Современный музыкальный театр
Великие мюзиклы мира
Классика в современной обработке
В концертном зале
Симфония № 7 («Ленинградская») Д. Шостаковича
8 кл.
Слайд 26
Изменения в учебниках 7-8 кл.
Литературные страницы. Письмо к Богу неизвестного солдата.
Музыка в храмовом синтезе искусств
Литературные страницы. Стихи русских поэтов.
Галерея религиозных образов
Андрей Рублёв. Спас нерукотворный
Феофан Грек. Спас вседержитель
Неизвестный Свиридов
Свет фресок Дионисия – миру
Музыкальные завещания потомкам
Исследовательский проект
Вместо заключения («Пусть музыка звучит!»)
8 кл.
Слайд 27
Изменения в учебниках 7-8 кл.
Раздел 1. Особенности музыкальной драматургии
Классика и современность
Музыкальная драматургия – развитие музыки
В музыкальном театре. Опера
Опера «Иван Сусанин»
В концертном зале. Симфония
Симфония № 40 В.А. Моцарта
Литературные страницы («Улыбка» Р.Бредбери)
Симфония № 5 Л. ван Бетховена
Героическая тема в музыке
7 кл.
Слайд 28
Изменения в учебниках 7-8 кл.
В музыкальном театре . Балет
Балет В.Гаврилина «Анюта»
Камерная музыка
Вокальный цикл
Инструментальная музыка
Этюд
Транскрипция
Прелюдия
Концерт
Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна
Кончерто гроссо и «Сюита в старинном стиле» А.Шнитке
7 кл.
Слайд 29
Изменения в учебниках 7-8 кл.
Раздел 2. Основные направления музыкальной культуры
Религиозная музыка
Сюжеты и образы религиозной музыки
«Высокая месса» И.-С. Баха
Литературные страницы. Д. Гранин «Могила Баха»
С. Рахманинов «Всенощное бдение»
Литературные страницы. И. Шмелёв. «Христова всенощная»
Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда»
7 кл.
Слайд 30
Изменения в учебниках 7-8 кл.
Светская музыка
Соната № 8 «Патетическая» Л. Бетховена
Соната № 2 С.Прокофьева
Соната № 11 Моцарта.
Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина
Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси
Симфония № 1 В.Калинникова
Музыка народов мира
Популярные хиты
Рок-опера «Юнона и Авось» А.Рыбникова
Исследовательский проект
Вместо заключения («Музыканты извечные маги»)
7 кл.
Слайд 31
По вопросам приобретения просьба обращаться
ОПТОВЫЕ ЗАКУПКИ
За бюджетные средства или за безналичный расчёт от 25 экз.
Тел. 8(495)789-30-40
доб. 4144 или 4115
E-mail: gtrofimova@prosv.ru
E-mail: rea@prosv.ru
РОЗНИЧНЫЕ ЗАКУПКИ
В магазинах вашего города
или в интернет-магазинах
«Ozon.ru» (http://www.ozon.ru/), «Лабиринт» (http://www.labirint.ru/)
Если вы сделали заказ в книготорговой компании на продукцию издательства «Просвещение» и он не был выполнен в течении 5 дней, просьба сообщить об этом в издательство:
Тел.: 8(495)789-30-40 доб. 4075
E-mail: mbarsukova@prosv.ru