Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ПОЗНАНИЕ
Раздел III
1 занятие
Слайд 2
I. Познание мира
Познание – это активное отражение или воспроизведение действительности в сознании человека, т.е. обусловленный прежде всего практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление , расширение и совершенствование.
Два уровня познания:
Чувственное,
основные формы:
Ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явлений, процессов воздействующих на органы чувств.
Восприятие – это процесс формирования целостного образа, отражающий предметы, явления и их свойства, чувственно-конкретный образ.
Представление - чувственное отражение предметов и явлений, сохраняющихся в сознании и позволяющих воспроизводить их мысленно.
Рациональное
(абстрактное или логическое мышление), основные формы:
Понятие – это мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов.
Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что- либо о предмете, явлении, процессе.
Умозаключение – операция мышления, при которой формируются новые суждения. Умозаключения бывают: индуктивные, дедуктивные, полученные по аналогии.
Слайд 3
II. Истина , ее критерии
Истина – процесс адекватного (верного, правильного) отражения действительности в сознании человека.
Объективная – отражает реальное положение вещей, окружающий мир такой, какой он существует вне и независимо от нашего сознания.
Абсолютная – полное, исчерпывающее, точное знание, не опровергаемое последующим развитием науки.
Относительная – знание, характеризующее ограниченность и несовершенство наших представлений о действительности. Зависит от реальных исторических условий.
Абсолютная и относительная истины – истины объективные. Истина всегда конкретна, она связанна с определенным местом и временем.
Критерии:
Чувственный опыт
Разум
Теория
Практика – материальная предметно-чувствительная деятельность человека
Слайд 4
III. Виды познания
Житейское – констатирует, как протекает то или иное событие. В его основе лежит чувственное познание.
Научное – достоверное обобщение фактов.
Практические знания – продукт многовековой практической деятельности человека, в процессе которой накапливались определенные знания.
Художественное – целостное отражение мира и человека в нем, строится на образе.
Социальное – субъект и объект познания совпадают, это общество.
Слайд 5
IV. Научное познание.
Научное познание – процесс получения объективного, истинного знания.
Признаки: непротиворечивость, доказательность, проверяемость, системность.
Формы : вопрос, проблема, гипотеза, теория, концепция.
Методы:
Эмпирические: эксперимент, сравнение, наблюдение.
Теоретические: анализ, синтез, обобщение.
Уровни:
Эмпирический – выражает объективные факты, установленные в результате экскрементов и наблюдений.
Теоретический – выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений.
Слайд 6
V. Социальное познание
Особенности:
Субъект и объект познания – общество- совпадают
Сложность изучаемого объекта
Возможность наблюдений и эксперимента ограничена
Принципы:
Рассматривать социальную деятельность в развитии
Изучать общественные явления в их многообразных связях, во взаимозависимости
Выявлять общее и особенное
Главный источник знаний:
Социальная действительность
Исторический опыт
Общественная практика
Слайд 7
VI. Теории общественного развития
Формационный подход – основатель К. Маркс, согласно его теории основой развития общества является экономическая сторона общественной жизни.
Цивилизационный подход – согласно которому все сферы жизни общества - экономика, политика, культура, мораль, религия, право, этнические ценности – являются одинаково необходимыми элементами исторического процесса. Однако главную роль в общественном развитии играет сам человек, его потребности, интересы, социальные и нравственные нормы, мотивы и идеалы.
Культурологический подход – говорит о том, что решающим фактором развития общества является культура. Чем больше люди осознают свои потребности и интересы, тем большее значение для них приобретают духовные виды деятельности, духовные ценности. Деятельность культурного человека основана на его осознанном стремлении к свободе.
Исторический процесс – это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которой проявилась деятельность многих поколений людей.
Слайд 8
1. Формационный подход
Общественно – экономическая формация – это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущем ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним настройкой.
п
Структура
Надстройка – это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений(философия, религия, мораль, государство, право, политика и др.), возникающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него.
способ
Базис – экономический строй(совокупность производственных
отношений)
Производственные силы – средства производства и люди,
обладающие производственным опытом, навыками к труду
производства
Слайд 9
Виды общественно – экономических формаций
Первичная (архаичная)
Первобытно – общинная Рабовладельческая
Вторичная (экономическая)
Феодальная Капиталистическая
Третичная
Коммунистическая:
социализм, коммунизм
Слайд 10
2. Цивилизационный подход
Термин «цивилизация» в мировой исторической и философской литературе употребляется:
Как определение стадии в развитии локальных культур(Шпенглер)
Как синоним культуры (Тойнби)
Как ступень исторического развития(Морган, Энгельс, Тоффлер)
Как уровень(ступень)развития того или иного региона либо отдельного этноса
Слайд 11
Направлении в теории цивилизации
Стадиальный подход
Локальный подход
Цивилизация - единый процесс, проходящий через определенные стадии
Доиндустриальная (до 18 века)
Индустриальная (19-20вв.)
Постиндустриальная (современность)
Локальная цивилизация – большая социокультурная общность, которая существует длительное время, имеет относительно устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические формы экономической, социально-политической, духовной жизни и осуществляет свой, индивидуальный путь исторического развития
Слайд 12
Сравнительный анализ цивилизационного и формационного подходов
Цивилизационный и формационный подходы к определению основных этапов развития человечества в основном не противоречат друг другу. Теория формаций определяет уровень развития общества в зависимости от социально-экономического базиса, рассматривает материальное производство в качестве основы общественной жизни и главного фактора общественного прогресса. Она утверждает, что закономерности развития носят всеобщий характер, общественные законы определяют путь развития общества. Цивилизационный подход делает акцент на роль духовно-идеальных факторов и обосновывает их ведущую роль в историческом процессе. В центре находится человек и его роль в развитии материальной и духовной культуры. Формационная теория основывается на своем основополагающем научно-исследовательском принципе об определяющей роли материального производства в жизни общества. Цивилизационный же подход утверждает, что каждая цивилизация уникальна, неповторима, а понятие прогресса относительно. Он может охватывать отдельные сферы общества. Сравнительный анализ двух подходов позволяет сделать вывод о том, что их не надо рассматривать как взаимоисключающие друг друга. К ним надо подходить с точки зрения дополнительности, принимая во внимание положительные моменты в каждом из них.