Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Природа и человек в лирике А.А. Фета
Подготовил: Юрченко А., 10 “В”
Слайд 2
«Мир во всех своих частях равно прекрасен. Красота разлита по всему мирозданию…» А.Фет
Слайд 3
Большинство произведений Афанасия Афанасьевича Фета посвящено описанию природы. Природа становится у Фета средством выражения лирического чувства восторга, наслаждения, радости: «любо мне», «рад я». Эту любовь вызывает не экзотическая природа, а обычная, пихая: «зари осенней след», «густая крапива шумит под окном».
Слайд 4
Ни у кого из русских поэтов нет такого обилия описаний цветов, оттенков, запахов, состояний природы, как у Фета. Острота восприятия природы складывается в лирике Фета в богатстве эпитетов, метафор, передающих ароматы, звуки, цвета:
«зеленая ива повисла шатром», «весны душистой нега», «ароматные цветы» и т.д.
Слайд 5
По мнению Фета, поэзии близки такие состояния души, которые далеки от рассудочной деятельности: «грезы», «сны», «бред неясный», «мечты», «фантазии»
Слайд 6
Лирика А. А. Фета представляет одухотворенный образ природы. Это живое существо, со своим неповторимым миром. Оно наделено собственной, глубокой и таинственной жизнью, а человек лишь на высшей ступени своего духовного подъема может приобщиться к этой жизни. В природе сокрыта тайна знания, и человек, если только будет внимательным и чутким, сможет приоткрыть истину:
Слайд 7
Учись у них — у дуба, у березы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся, кора. «Учись у них — у дуба, у березы…» (1883)
Слайд 8
Поэта привлекают еле уловимые состояния природы, когда сложно определить размытые границы сущего, день еще не ушел, ночь еще не наступила: На пригорке то сыро, то жарко, Вздохи дня есть в дыханье ночном, — Но зарница уж теплится ярко Голубым и зеленым огнем. «Вечер» (1855)
Слайд 9
Поразительная острота чувства движения в мире природы передается поэтом разными художественными средствами. Наиболее показательным можно считать стихотворение А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье…» (1850). Отсутствие глаголов в тексте поэтического произведения не приводит, как можно было бы предположить, к изображению статичного состояния пейзажа. Динамика ночной жизни мира природы и переживания влюбленных и составляет основу стихотворения. Движение ночного мира природы создается постоянной сменой представляемых событий:
Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья.
Слайд 10
Чувство природы у поэта носит универсальный характер: у него практически нет чисто пейзажной лирики. Фетовская природа тесно связана с душой человека, с его внутренними переживаниями. Поэт считает, что человек должен раствориться в природе, начать жить как она. Отсюда излюбленный прием Фета – психологический параллелизм.
Слайд 11
Ощущение динамических изменений, происходящих не только в природе, но и в душе человека, можно проследить в стихотворении «Шепот, робкое дыханье…»
Слайд 12
Фета называют певцом красоты. Он любил и умел ценить музыку, природу, красивых людей. В его имении был удивительный розарий, дом утопал в цветах. Даже будучи старым, он писал о звездах, розах, «трелях соловья».
Слайд 13
Мир природы становится в поэзии А. А. Фета объектом познания: «Там, где обыкновенный глаз не подозревает красоты, художник видит ее, отвлекает от всех остальных качеств предметов, кладет на нее чисто человеческое клеймо и выставляет на всеобщее уразумение». Поэт выходит за границы предметного значения слова, лишает ясности «бесподобно-певучие строчки» и через запахи, звуки, краски постигает тайну бытия, создавая у читателя иллюзию подлинности происходящего.
Слайд 14
Лирика Фета позволяет воспринимать и природу и человека в гармоническом единстве, в совокупности неразделимых проявлений. Главное заключается не в самой картине окружающего мира, а в том поэтическом ощущении, которое пробуждает она в нас. Природа является только поводом, средством выражения поэтического мышления. Неслучайно самого себя Фет называет «природы праздный соглядатай». Природа у него - это не просто пейзаж, это атмосфера, разлитая и внутри и вовне человеческой жизни, пронизывающая все вокруг.