Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Тема : Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С.А. Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни. «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Сорокоуст»
Урок литературы в 11 классе
Слайд 2
Три человека ворочали камни.
Одного из них спросили: – Что ты делаешь?
Он вытер пот со лба и ответил: – Горбачусь.
Подошли ко второму и спросили: – А ты что делаешь?
Он закатал рукава и деловито сказал: – Деньги зарабатываю.
Спросили у третьего: – А что делаешь ты?
Он посмотрел вверх и сказал: – Храм строю.
Мораль:
Жизнь наполнена смыслом только у того, кто преследует великую цель.
Эльдара Рязанова «У природы нет плохой погоды»
Слайд 3
Проект 1. Анализ стихотворения С.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» 1921 (видеоролик) и А.С.Пушкин «Брожу ли я вдоль улиц шумных». 1829г. Презентация.
Проект №2 Анализ стихотворениеС.А.Есенина «Мы теперь уходим понемногу …» (послушать песню) и М.Ю.Лермонтова «Завещание» Презентация.
Анализ поэмы «Сорокоуст»
Слайд 4
Тема жизни и смерти в творчестве С.А.Есенина и А.С.Пушкина.
Подготовили:
Ученицы 11 класса
Зуева Светлана,
Евграфова Ксения,
Емелина Ангелина
Слайд 5
А.С.Пушкин «Брожу ли я вдоль улиц шумных». 1829г.
Брожу ли я вдоль улиц шумных…
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь ни видно нас,
Мы все сойдем под вечны своды –
И чей-нибудь уж близок час.
Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.
Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю;
Мне время тлеть, тебе цвести.
День каждый, каждую годину
Привык я думой провождать,
Грядущей смерти годовщину
Меж их стараясь угадать.
И где мне смерть пошлет судьбина?
В бою ли, в странствии, в волнах?
Или соседняя долина
Мой примет охладелый прах?
И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне всё б хотелось почивать.
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
С.А.Есенин «Не жалею, не зову, не плачу». 1922г.
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя! иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Слайд 6
Стихотворение Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» композиционно можно разделить на 3 части.
В первой части (1-4 строфы) лирический герой трижды совершает одну и ту же мыслительную операцию: определённое место или действие в его жизни приводит к мыслям о смерти. Скопление людей (на улицах, в храмах, в обществе) наводит на мысль об их смертности. Дуб переживёт лирического героя, а младенец станет залогом жизни новых поколений.
Во второй части (5-6 строфы) лирический герой рассуждает о времени и месте смерти.
В третьей (7-8) герой раздумывает о тех ценностях, которые небезразличны ему даже после смерти,- родина, природа и сама жизнь. Он мечтает умереть на родине.
Стихотворение Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» композиционно можно разделить на 3 части. В первой части (1-2строфа) лирический герой осознает тот факт, что его молодость проходит, и он принимает это, что доказывает множество отрицаний в первой строчке 1 строфы: « не жалею, не зову, не плачу». Во второй части (3-4 строфы)в голосе лирического героя звучит усталость и тоска, он вспоминает свою молодость и юность. В третьей части (5 строфа) лирический герой приходит к осознанию того, что «все мы, все мы в этом мире тлены..». Герой примеряется с неизбежностью, после сомнений и метаний он принимает переход от юности к зрелости как данность.
Таким образом, композиция помогает нам убедиться в том, что стихотворения объединены общей темой жизни и смерти.
Слайд 7
А.С.Пушкин «Брожу ли я вдоль улиц шумных». 1829г.
Брожу ли я вдоль улиц шумных…
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь ни видно нас,
Мы все сойдем под вечны своды –
И чей-нибудь уж близок час.
Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.
Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю;
Мне время тлеть, тебе цвести.
День каждый, каждую годину
Привык я думой провождать,
Грядущей смерти годовщину
Меж их стараясь угадать.
И где мне смерть пошлет судьбина?
В бою ли, в странствии, в волнах?
Или соседняя долина
Мой примет охладелый прах?
И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне всё б хотелось почивать.
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
С.А.Есенин «Не жалею, не зову, не плачу». 1922г.
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя! иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Слайд 8
Осознание скоротечности жизни и предчувствие своей гибели сближают лирических героев Есенина и Пушкина.
Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» рассказывает о том, что молодость прошла, что каждый из нас в определённый момент подходит к порогу, где надо расстаться с прежней жизнью и по-новому отнестись к себе и миру. Стихотворение Есенина — это песня прощания с богатой на чувства и события бурной молодостью, которую лирический герой сравнивает с цветением яблонь. Но это не слёзы расставания, это воспевание того прекрасного, что было в жизни: трепетного биения сердца, душевной свежести, «буйства глаз и половодья чувств», вольного общения с природой — «страной берёзового ситца», ощущения свободы («Дух бродяжий!…»).
В стихотворении Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» лирический герой размышляет о быстротечности жизни и неизбежности смерти для каждого человека: «промчатся годы» и «Мы все сойдем под вечны своды —/ И чей-нибудь уж близок час». Сам лирический герой чувствует, что его жизненный цикл заканчивается и наступает время для нового поколенья: «Младенца ль милого ласкаю, /Уже я думаю; прости!/Тебе я место уступаю:/Мне время тлеть, тебе цвести».
Слайд 9
Осознание скоротечности жизни, предчувствие свой гибели и появление нового поколения, в этом и заключается сходство лирических героев в стихотворениях С.А.Есенина и А.С.Пушкина.
«Не жалею, не зову, не плачу».
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
«Брожу ли я вдоль улиц шумных».
Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь ни видно нас,
Мы все сойдем под вечны своды –
И чей-нибудь уж близок час.
Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю;
Мне время тлеть, тебе цвести.
Слайд 10
Различие стихотворений заключается в том, что у Пушкина лирический герой старается предугадать свою смерть, в то время как у Есенина он вспоминает свою юность.
«Не жалею, не зову, не плачу»
Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя? иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне.
«Брожу ли я вдоль улиц шумных…»
День каждый, каждую годину
Привык я думой провождать, Грядущей смерти годовщину
Меж их стараясь угадать.
Слайд 11
Вывод:
Таким образом, к теме жизни и смерти обращались многие русские поэты, в том числе С.А. Есенин и
А.С. Пушкин. В стихотворениях о жизни и смерти, относящихся к зрелой лирике, эта тема уже не является данью романтической традиции, а наполняется глубоким философским содержанием. Каждый поэт понимал, что рано или поздно человек умирает. На наш взгляд, Есенин и Пушкин знали, что им отведено не так много времени, они погибли совсем молодыми, но несмотря на свой возраст они готовы были принять свой уход как должное.
Слайд 12
Тема Жизни и смерти в стихотворениях С.А. Есенина «МЫ ТЕПЕРЬ УХОДИМ ПОНЕМНОГУ» и М.Ю.Лермонтова «ЗАВЕЩАНИЕ».
Подготовили
ученицы 11 класса
Афонина Вероника
Бегаева Анна.
Слайд 13
Жизненный путь человека бывает разным – долгим и коротким, счастливым и не очень, наполненный событиями и спокойный, как воды озера. Но нет, наверное, такого человека, который бы никогда не задумывался о смерти. Эти мысли по мере взросления, вызывают ужас или мирное спокойствие, но они все равно появляются. Именно поэтому в творчестве любого писателя или поэта можно найти произведение так или иначе раскрывающее эту тему. Тема жизни и смерти не обошла творчество С.А.Есенина - крестьянского поэта 20 века, и М.Ю.Лермонтова - поэта 19 века.
Слайд 14
Тяжелым душевным состоянием были наполнены последние шедевры его философской лирики, к которой относится и стихотворение «Мы теперь уходим понемногу…». Это стихотворение мне особенно нравится.
Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу…» написано в 1924 году на смерть Александра Васильевича Ширяева, «новокрестьянского» поэта, с которым на протяжении многих лет Есенин был связан крепкой дружбой.
Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.
Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть моей тоски.
Слишком я любил на этом свете
Все, что душу обрекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Заглянули в розовую водь.
Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этом на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящих
Я всегда испытываю дрожь.
Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
а
Слайд 15
Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.
Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть моей тоски.
Слишком я любил на этом свете
Все, что душу обрекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Заглянули в розовую водь.
Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этом на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящих
Я всегда испытываю дрожь.
Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
С первых строф мы понимаем, что лирический герой предчувствует свою скорую кончину:
Однако вторая строфа, совсем иная по настроению. Она убеждает что лирический герой еще не готов пройти по этой скорбной дороге:
Именно к природе взывает лирический герой, именно с ней горше всего прощаться, стоя у роковой черты:
Три последующих строфы – размышление о смысле существования в этом мире, ведь перед смертью по христианским традициям надлежит исповедаться. Уж не исповедь ли это? Все глаголы в этих строфах употреблены в прошедшем времени, это создает ощущение безысходности, безвозвратности:
Последние две строфы объединены общим смыслом. В них взор вновь обращается в тот печальный и безмолвный мир. Герой уверен в том, что там нет тех красот, которыми можно тешить взгляд на этом свете: «не цветут там чащи», «не будет этих нив, златящихся во мгле», «не звенит лебяжьей шеей рожь»:
Последние строки стихотворения – это своеобразный вывод, итог глубоких размышлений, но и это скрытый призыв к читателю.
Нужно ценить то, что дала нам жизнь, нужно радоваться каждому дню, нужно любить живых, нужно чаще признаваться им в этом, иначе можно не успеть…
В этом стихотворении вся душа русского поэта, полная мучительных терзаний, раскрыта перед нами…
Слайд 16
Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.
Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть моей тоски.
Слишком я любил на этом свете
Все, что душу обрекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Заглянули в розовую водь.
Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этом на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящих
Я всегда испытываю дрожь.
Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
Очень осторожно упоминается «та страна», страна усопших. «Тишь и благодать», царящие там, - это ниспосланная Господом награда за земную жизнь. Так начинается первая строфа, пронизанная пророческим предчувствием близского конца.
Эпитеты: «бренные пожитки» - вещи для приготовления похорон, т.е. подготовка к похоронам, мысль о скорой кончине.
«Милые берёзовые чащи» –берёза, символ России, т.е. родные места для героя.
Обращение (особенность лирики Есенина) «Ты земля! И вы, равнин пески!»
Анафора: «Много дум я в тишине продумал
Много песен про себя сложил»,
«Счастлив тем ,что я дышал и жил.
Счастлив тем ,что целовал я женщин».
Сравнение: И зверьё ,как братьев наших меньших,
Цветопись: «розовую водь».
Звукопись: «тишь», «тишине», «песен», « не звенит».
Символ дерева: «осина».
Слайд 17
М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Завещание» так же обращается к теме жизни и смерти.
Стихотворение было написано в 1840 году и по форме представляет собой исповедь героя перед смертью.
Перед смертью герою необходимо высказаться – он рассказывает обо всей свое жизни товарищу:
Эти слова звучат трагично – герой наверняка очень молод. Но, как мы понимаем из дальнейших слов, вся его жизнь была трагичной, Лирический герой очень одинок «…моей судьбой, сказать по правде, очень Никто не озабочен»,потому что в его окружении не было близских людей, которые могли бы его поддержать, любить:
Но, несмотря на все удары судьбы, герой стихотворения превыше всего ставит честь. Смыслом своей жизни он считает службу царю и отечеству и поэтому, он готов отдать свою жизнь:
Таким образом, герой стихотворения – типичный для творчества Лермонтова романтический герой с трагической судьбой и таким же мироощущением. Он, несмотря на свой большой потенциал, не обретает счастья, находиться в разладе с окружающим миром и собой. Именно поэтому, как это всегда бывает у Лермонтова, герой погибает.
Наедине с тобою, брат,
Хотел бы я побыть:
На свете мало, говорят,
Нам остается жить!
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж… Да что моей судьбой,
Сказать по правде, очень
Никто не озабочен.
А если спросит кто – нибудь…
Ну, кто бы ни спросил,
Скажи им, что навылет в грудь
Я пулей ранен был;
Что умер честно за царя,
Что плохи наши лекаря,
И что родному краю
Поклон я посылаю.
Отца и мать мою едва ль
Застанешь ты в живых…
Признаться, право, было б жаль
Мне опечалить их;
Но если кто из них и жив,
Скажи, что я писать ленив,
Что полк в поход послали,
И чтоб меня не ждали.
Соседка есть у них одна…
Как вспомнишь, как давно
Расстались!.. Обо мне она
Не спросит… все равно,
Ты расскажи всю правду ей,
Пустого сердца не жалей;
Пускай она поплачет –
Ей ничего не значит!
Слайд 18
Стихотворение состоит из 4 восьмистиший с перекрестной и смежной рифмовкой. На мой взгляд, оно бедно лексическими средствами выразительности: здесь встречаются лишь эпитет («пустое сердце»), обращение («брат», которое подчеркивает важность интонации стихотворения) и устойчивые метафорические выражения («застать в живых», «ранен навылет», «поклон посылаю», «жить на свете»).
В синтаксическом плане в стихотворении довольно много восклицательных предложений, что помогает передать живую непосредственную, эмоциональную речь:
Наедине с тобою, брат,
Хотел бы я побыть:
На свете мало, говорят,
Нам остается жить!
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж… Да что моей судьбой,
Сказать по правде, очень
Никто не озабочен.
А если спросит кто – нибудь…
Ну, кто бы ни спросил,
Скажи им, что навылет в грудь
Я пулей ранен был;
Что умер честно за царя,
Что плохи наши лекаря,
И что родному краю
Поклон я посылаю.
Отца и мать мою едва ль
Застанешь ты в живых…
Признаться, право, было б жаль
Мне опечалить их;
Но если кто из них и жив,
Скажи, что я писать ленив,
Что полк в поход послали,
И чтоб меня не ждали.
Соседка есть у них одна…
Как вспомнишь, как давно
Расстались!.. Обо мне она
Не спросит… все равно,
Ты расскажи всю правду ей,
Пустого сердца не жалей;
Пускай она поплачет –
Ей ничего не значит!
Слайд 19
С. А. Есенин
« Мы теперь уходим понемногу…»
М. Ю. Лермонтов
«Завещание»
Различия:
Стихотворение Есенина богато художественными средствами в отличие от стихотворения Лермонтова.
В стихотворении Есенина герой взаимосвязан с природой, он принимает смерть, но ему сложно смириться, с тем, что он потеряет связь с природой и это причиняет ему боль. Он призывает людей жить настоящим, ценить близких. А в стихотворении Лермонтова герой также принимает смерть, но он испытывает боль от одиночества, от того ,что никому не нужен.
Сходства:
Оба стихотворения посвящены теме жизни и смерти.
Стихотворения написаны за год до смерти поэта, поэтому лирический герой предчувствует свою скорую погибель.
Оба стихотворения содержат некую исповедь лирических героев.
Слайд 20
Таким образом, философский вопрос о жизни и смерти, на наш взгляд, навсегда останется некой музой для поэтов, потому что каждому человеку когда нибудь приходит мысль об этом. Поэты эти мысли воплотили в своих стихотворениях и на сегодняшний день есть множества произведений, в которых поэты отражали свое мировоззрение на вопрос о жизни и смерти. С.А. Есенин считал ,что человек должен любить свою жизнь, тех людей, которые его окружали, а самое главное, он должен любить свою родину, ибо после смерти человек всё теряет, в том числе и связь с природой. М.Ю.Лермонтов изобразил в своём стихотворении крайне одинокого и несчастного героя, которого после смерти некому оплакивать. Так что на наш взгляд, тема жизни и смерти говорит о том, что надо ценить каждый миг и с теплотой относится к близким.
Слайд 21
Анализ поэмы «Сорокоуст». Тема гибели русской деревни.
Слайд 23
VI. Домашнее задание.
1. Письменно ответить на вопрос КИМа ЕГЭ: «Что указывает на принадлежность есенинского стихотворения к философской лирике и в каких произведениях русских поэтов звучат схожие мотивы?»
2. Прочитать стихи С. Есенина из цикла «Персидские мотивы», тексты принести на урок, стр. учебника 266 - 268
Индивидуальное задание. Подготовить выразительное чтение стихов С. Есенина:
«Улеглась моя былая рана…»
«Свет вечерний шафранного края…»
«Золото холодное луны…»
«Голубая родина Фирдоуси»
«Никогда я не был на Босфоре…»
«Шаганэ ты моя, Шаганэ!...»
«В Хорасане есть такие двери…»
«Руки милой – пара лебедей…»
«Голубая да веселая страна…»