Презентация - Быстротечности человеческого бытия в лирике С.А. Есенина

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Быстротечности человеческого бытия в лирике С.А. Есенина
Распечатать
  • Уникальность: 94%
  • Слайдов: 23
  • Просмотров: 6718
  • Скачиваний: 3302
  • Размер: 1.03 MB
  • Класс: 11
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Быстротечности человеческого бытия в лирике С.А. Есенина, слайд 1
Тема : Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С.А. Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни. «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Сорокоуст»
Урок литературы в 11 классе

Слайд 2

Быстротечности человеческого бытия в лирике С.А. Есенина, слайд 2
Три человека ворочали камни. Одного из них спросили: – Что ты делаешь? Он вытер пот со лба и ответил: – Горбачусь. Подошли ко второму и спросили: – А ты что делаешь? Он закатал рукава и деловито сказал: – Деньги зарабатываю. Спросили у третьего: – А что делаешь ты? Он посмотрел вверх и сказал: – Храм строю. Мораль: Жизнь наполнена смыслом только у того, кто преследует великую цель.
Эльдара Рязанова «У природы нет плохой погоды»

Слайд 3

Быстротечности человеческого бытия в лирике С.А. Есенина, слайд 3

Проект 1. Анализ стихотворения С.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» 1921 (видеоролик) и А.С.Пушкин «Брожу ли я вдоль улиц шумных». 1829г. Презентация. Проект №2 Анализ стихотворениеС.А.Есенина «Мы теперь уходим понемногу …» (послушать песню) и М.Ю.Лермонтова «Завещание» Презентация. Анализ поэмы «Сорокоуст»

Слайд 4

Быстротечности человеческого бытия в лирике С.А. Есенина, слайд 4
Тема жизни и смерти в творчестве С.А.Есенина и А.С.Пушкина.
Подготовили: Ученицы 11 класса Зуева Светлана, Евграфова Ксения, Емелина Ангелина

Слайд 5

Быстротечности человеческого бытия в лирике С.А. Есенина, слайд 5
А.С.Пушкин «Брожу ли я вдоль улиц шумных». 1829г. Брожу ли я вдоль улиц шумных… Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды – И чей-нибудь уж близок час. Гляжу ль на дуб уединенный, Я мыслю: патриарх лесов Переживет мой век забвенный, Как пережил он век отцов. Младенца ль милого ласкаю, Уже я думаю: прости! Тебе я место уступаю; Мне время тлеть, тебе цвести. День каждый, каждую годину Привык я думой провождать, Грядущей смерти годовщину Меж их стараясь угадать. И где мне смерть пошлет судьбина? В бою ли, в странствии, в волнах? Или соседняя долина Мой примет охладелый прах? И хоть бесчувственному телу Равно повсюду истлевать, Но ближе к милому пределу Мне всё б хотелось почивать. И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечною сиять.
С.А.Есенин «Не жалею, не зову, не плачу». 1922г. Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком. Дух бродяжий! ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст. О моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств. Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя! иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь... Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть.

Слайд 6

Быстротечности человеческого бытия в лирике С.А. Есенина, слайд 6

Стихотворение Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» композиционно можно разделить на 3 части. В первой части (1-4 строфы) лирический герой трижды совершает одну и ту же мыслительную операцию: определённое место или действие в его жизни приводит к мыслям о смерти. Скопление людей (на улицах, в храмах, в обществе) наводит на мысль об их смертности. Дуб переживёт лирического героя, а младенец станет залогом жизни новых поколений. Во второй части (5-6 строфы) лирический герой рассуждает о времени и месте смерти. В третьей (7-8) герой раздумывает о тех ценностях, которые небезразличны ему даже после смерти,- родина, природа и сама жизнь. Он мечтает умереть на родине.
Стихотворение Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» композиционно можно разделить на 3 части. В первой части (1-2строфа) лирический герой осознает тот факт, что его молодость проходит, и он принимает это, что доказывает множество отрицаний в первой строчке 1 строфы: « не жалею, не зову, не плачу». Во второй части (3-4 строфы)в голосе лирического героя звучит усталость и тоска, он вспоминает свою молодость и юность. В третьей части (5 строфа) лирический герой приходит к осознанию того, что «все мы, все мы в этом мире тлены..». Герой примеряется с неизбежностью, после сомнений и метаний он принимает переход от юности к зрелости как данность.
Таким образом, композиция помогает нам убедиться в том, что стихотворения объединены общей темой жизни и смерти.

Слайд 7

Быстротечности человеческого бытия в лирике С.А. Есенина, слайд 7
А.С.Пушкин «Брожу ли я вдоль улиц шумных». 1829г. Брожу ли я вдоль улиц шумных… Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды – И чей-нибудь уж близок час. Гляжу ль на дуб уединенный, Я мыслю: патриарх лесов Переживет мой век забвенный, Как пережил он век отцов. Младенца ль милого ласкаю, Уже я думаю: прости! Тебе я место уступаю; Мне время тлеть, тебе цвести. День каждый, каждую годину Привык я думой провождать, Грядущей смерти годовщину Меж их стараясь угадать. И где мне смерть пошлет судьбина? В бою ли, в странствии, в волнах? Или соседняя долина Мой примет охладелый прах? И хоть бесчувственному телу Равно повсюду истлевать, Но ближе к милому пределу Мне всё б хотелось почивать. И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечною сиять.
С.А.Есенин «Не жалею, не зову, не плачу». 1922г. Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком. Дух бродяжий! ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст. О моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств. Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя! иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь... Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть.

Слайд 8

Быстротечности человеческого бытия в лирике С.А. Есенина, слайд 8
Осознание  скоротечности жизни и предчувствие своей гибели сближают лирических героев Есенина и Пушкина.
Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» рассказывает о том, что молодость прошла, что каждый из нас в определённый момент подходит к порогу, где надо расстаться с прежней жизнью и по-новому отнестись к себе и миру. Стихотворение Есенина — это песня прощания с богатой на чувства и события бурной молодостью, которую лирический герой сравнивает с цветением яблонь. Но это не слёзы расставания, это воспевание того прекрасного, что было в жизни: трепетного биения сердца, душевной свежести, «буйства глаз и половодья чувств», вольного общения с природой — «страной берёзового ситца», ощущения свободы («Дух бродяжий!…»).
В стихотворении Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»  лирический герой  размышляет о быстротечности жизни и неизбежности смерти для каждого человека: «промчатся годы» и «Мы все сойдем под вечны своды —/ И чей-нибудь уж близок час». Сам лирический герой чувствует, что его жизненный цикл заканчивается и наступает время для нового поколенья: «Младенца ль милого ласкаю, /Уже я думаю; прости!/Тебе я место уступаю:/Мне время тлеть, тебе цвести».

Слайд 9

Быстротечности человеческого бытия в лирике С.А. Есенина, слайд 9
Осознание скоротечности жизни, предчувствие свой гибели и появление нового поколения, в этом и заключается сходство лирических героев в стихотворениях С.А.Есенина и А.С.Пушкина.
«Не жалею, не зову, не плачу». Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь... Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть.
«Брожу ли я вдоль улиц шумных». Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды – И чей-нибудь уж близок час. Младенца ль милого ласкаю, Уже я думаю: прости! Тебе я место уступаю; Мне время тлеть, тебе цвести.

Слайд 10

Быстротечности человеческого бытия в лирике С.А. Есенина, слайд 10
Различие стихотворений заключается в том, что у Пушкина лирический герой старается предугадать свою смерть, в то время как у Есенина он вспоминает свою юность.
«Не жалею, не зову, не плачу» Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя? иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне.
«Брожу ли я вдоль улиц шумных…» День каждый, каждую годину Привык я думой провождать, Грядущей смерти годовщину Меж их стараясь угадать.

Слайд 11

Быстротечности человеческого бытия в лирике С.А. Есенина, слайд 11
Вывод:
Таким образом, к теме жизни и смерти обращались многие русские поэты, в том числе С.А. Есенин и А.С. Пушкин. В стихотворениях о жизни и смерти, относящихся к зрелой лирике, эта тема уже не является данью романтической традиции, а наполняется глубоким философским содержанием. Каждый поэт понимал, что рано или поздно человек умирает. На наш взгляд, Есенин и Пушкин знали, что им отведено не так много времени, они погибли совсем молодыми, но несмотря на свой возраст они готовы были принять свой уход как должное.

Слайд 12

Быстротечности человеческого бытия в лирике С.А. Есенина, слайд 12
Тема Жизни и смерти в стихотворениях С.А. Есенина «МЫ ТЕПЕРЬ УХОДИМ ПОНЕМНОГУ» и М.Ю.Лермонтова «ЗАВЕЩАНИЕ».
Подготовили ученицы 11 класса Афонина Вероника Бегаева Анна.

Слайд 13

Быстротечности человеческого бытия в лирике С.А. Есенина, слайд 13
Жизненный путь человека бывает разным – долгим и коротким, счастливым и не очень, наполненный событиями и спокойный, как воды озера. Но нет, наверное, такого человека, который бы никогда не задумывался о смерти. Эти мысли по мере взросления, вызывают ужас или мирное спокойствие, но они все равно появляются. Именно поэтому в творчестве любого писателя или поэта можно найти произведение так или иначе раскрывающее эту тему. Тема жизни и смерти не обошла творчество С.А.Есенина - крестьянского поэта 20 века, и М.Ю.Лермонтова - поэта 19 века.

Слайд 14

Быстротечности человеческого бытия в лирике С.А. Есенина, слайд 14
Тяжелым душевным состоянием были наполнены последние шедевры его философской лирики, к которой относится и стихотворение «Мы теперь уходим понемногу…». Это стихотворение мне особенно нравится. Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу…» написано в 1924 году на смерть Александра Васильевича Ширяева, «новокрестьянского» поэта, с которым на протяжении многих лет Есенин был связан крепкой дружбой.
Мы теперь уходим понемногу В ту страну, где тишь и благодать. Может быть, и скоро мне в дорогу Бренные пожитки собирать. Милые березовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески! Перед этим сонмом уходящих Я не в силах скрыть моей тоски. Слишком я любил на этом свете Все, что душу обрекает в плоть. Мир осинам, что, раскинув ветви, Заглянули в розовую водь. Много дум я в тишине продумал, Много песен про себя сложил, И на этом на земле угрюмой Счастлив тем, что я дышал и жил. Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве И зверье, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове. Знаю я, что не цветут там чащи, Не звенит лебяжьей шеей рожь. Оттого пред сонмом уходящих Я всегда испытываю дрожь. Знаю я, что в той стране не будет Этих нив, златящихся во мгле. Оттого и дороги мне люди, Что живут со мною на земле.
а

Слайд 15

Быстротечности человеческого бытия в лирике С.А. Есенина, слайд 15
Мы теперь уходим понемногу В ту страну, где тишь и благодать. Может быть, и скоро мне в дорогу Бренные пожитки собирать. Милые березовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески! Перед этим сонмом уходящих Я не в силах скрыть моей тоски. Слишком я любил на этом свете Все, что душу обрекает в плоть. Мир осинам, что, раскинув ветви, Заглянули в розовую водь. Много дум я в тишине продумал, Много песен про себя сложил, И на этом на земле угрюмой Счастлив тем, что я дышал и жил. Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве И зверье, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове. Знаю я, что не цветут там чащи, Не звенит лебяжьей шеей рожь. Оттого пред сонмом уходящих Я всегда испытываю дрожь. Знаю я, что в той стране не будет Этих нив, златящихся во мгле. Оттого и дороги мне люди, Что живут со мною на земле.
С первых строф мы понимаем, что лирический герой предчувствует свою скорую кончину: Однако вторая строфа, совсем иная по настроению. Она убеждает что лирический герой еще не готов пройти по этой скорбной дороге: Именно к природе взывает лирический герой, именно с ней горше всего прощаться, стоя у роковой черты: Три последующих строфы – размышление о смысле существования в этом мире, ведь перед смертью по христианским традициям надлежит исповедаться. Уж не исповедь ли это? Все глаголы в этих строфах употреблены в прошедшем времени, это создает ощущение безысходности, безвозвратности: Последние две строфы объединены общим смыслом. В них взор вновь обращается в тот печальный и безмолвный мир. Герой уверен в том, что там нет тех красот, которыми можно тешить взгляд на этом свете: «не цветут там чащи», «не будет этих нив, златящихся во мгле», «не звенит лебяжьей шеей рожь»: Последние строки стихотворения – это своеобразный вывод, итог глубоких размышлений, но и это скрытый призыв к читателю. Нужно ценить то, что дала нам жизнь, нужно радоваться каждому дню, нужно любить живых, нужно чаще признаваться им в этом, иначе можно не успеть… В этом стихотворении вся душа русского поэта, полная мучительных терзаний, раскрыта перед нами…

Слайд 16

Быстротечности человеческого бытия в лирике С.А. Есенина, слайд 16
Мы теперь уходим понемногу В ту страну, где тишь и благодать. Может быть, и скоро мне в дорогу Бренные пожитки собирать. Милые березовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески! Перед этим сонмом уходящих Я не в силах скрыть моей тоски. Слишком я любил на этом свете Все, что душу обрекает в плоть. Мир осинам, что, раскинув ветви, Заглянули в розовую водь. Много дум я в тишине продумал, Много песен про себя сложил, И на этом на земле угрюмой Счастлив тем, что я дышал и жил. Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве И зверье, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове. Знаю я, что не цветут там чащи, Не звенит лебяжьей шеей рожь. Оттого пред сонмом уходящих Я всегда испытываю дрожь. Знаю я, что в той стране не будет Этих нив, златящихся во мгле. Оттого и дороги мне люди, Что живут со мною на земле.
Очень осторожно упоминается «та страна», страна усопших. «Тишь и благодать», царящие там, - это ниспосланная Господом награда за земную жизнь. Так начинается первая строфа, пронизанная пророческим предчувствием близского конца. Эпитеты: «бренные пожитки» - вещи для приготовления похорон, т.е. подготовка к похоронам, мысль о скорой кончине. «Милые берёзовые чащи» –берёза, символ России, т.е. родные места для героя. Обращение (особенность лирики Есенина) «Ты земля! И вы, равнин пески!» Анафора: «Много дум я в тишине продумал Много песен про себя сложил», «Счастлив тем ,что я дышал и жил. Счастлив тем ,что целовал я женщин». Сравнение: И зверьё ,как братьев наших меньших, Цветопись: «розовую водь». Звукопись: «тишь», «тишине», «песен», « не звенит». Символ дерева: «осина».

Слайд 17

Быстротечности человеческого бытия в лирике С.А. Есенина, слайд 17
М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Завещание» так же обращается к теме жизни и смерти. Стихотворение было написано в 1840 году и по форме представляет собой исповедь героя перед смертью. Перед смертью герою необходимо высказаться – он рассказывает обо всей свое жизни товарищу: Эти слова звучат трагично – герой наверняка очень молод. Но, как мы понимаем из дальнейших слов, вся его жизнь была трагичной, Лирический герой очень одинок «…моей судьбой, сказать по правде, очень Никто не озабочен»,потому что в его окружении не было близских людей, которые могли бы его поддержать, любить: Но, несмотря на все удары судьбы, герой стихотворения превыше всего ставит честь. Смыслом своей жизни он считает службу царю и отечеству и поэтому, он готов отдать свою жизнь: Таким образом, герой стихотворения – типичный для творчества Лермонтова романтический герой с трагической судьбой и таким же мироощущением. Он, несмотря на свой большой потенциал, не обретает счастья, находиться в разладе с окружающим миром и собой. Именно поэтому, как это всегда бывает у Лермонтова, герой погибает.
Наедине с тобою, брат, Хотел бы я побыть: На свете мало, говорят, Нам остается жить! Поедешь скоро ты домой: Смотри ж… Да что моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен. А если спросит кто – нибудь… Ну, кто бы ни спросил, Скажи им, что навылет в грудь Я пулей ранен был; Что умер честно за царя, Что плохи наши лекаря, И что родному краю Поклон я посылаю. Отца и мать мою едва ль Застанешь ты в живых… Признаться, право, было б жаль Мне опечалить их; Но если кто из них и жив, Скажи, что я писать ленив, Что полк в поход послали, И чтоб меня не ждали. Соседка есть у них одна… Как вспомнишь, как давно Расстались!.. Обо мне она Не спросит… все равно, Ты расскажи всю правду ей, Пустого сердца не жалей; Пускай она поплачет – Ей ничего не значит!

Слайд 18

Быстротечности человеческого бытия в лирике С.А. Есенина, слайд 18
Стихотворение состоит из 4 восьмистиший с перекрестной и смежной рифмовкой. На мой взгляд, оно бедно лексическими средствами выразительности: здесь встречаются лишь эпитет («пустое сердце»), обращение («брат», которое подчеркивает важность интонации стихотворения) и устойчивые метафорические выражения («застать в живых», «ранен навылет», «поклон посылаю», «жить на свете»). В синтаксическом плане в стихотворении довольно много восклицательных предложений, что помогает передать живую непосредственную, эмоциональную речь:
Наедине с тобою, брат, Хотел бы я побыть: На свете мало, говорят, Нам остается жить! Поедешь скоро ты домой: Смотри ж… Да что моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен. А если спросит кто – нибудь… Ну, кто бы ни спросил, Скажи им, что навылет в грудь Я пулей ранен был; Что умер честно за царя, Что плохи наши лекаря, И что родному краю Поклон я посылаю. Отца и мать мою едва ль Застанешь ты в живых… Признаться, право, было б жаль Мне опечалить их; Но если кто из них и жив, Скажи, что я писать ленив, Что полк в поход послали, И чтоб меня не ждали. Соседка есть у них одна… Как вспомнишь, как давно Расстались!.. Обо мне она Не спросит… все равно, Ты расскажи всю правду ей, Пустого сердца не жалей; Пускай она поплачет – Ей ничего не значит!

Слайд 19

Быстротечности человеческого бытия в лирике С.А. Есенина, слайд 19
С. А. Есенин « Мы теперь уходим понемногу…»
М. Ю. Лермонтов «Завещание»
Различия: Стихотворение Есенина богато художественными средствами в отличие от стихотворения Лермонтова. В стихотворении Есенина герой взаимосвязан с природой, он принимает смерть, но ему сложно смириться, с тем, что он потеряет связь с природой и это причиняет ему боль. Он призывает людей жить настоящим, ценить близких. А в стихотворении Лермонтова герой также принимает смерть, но он испытывает боль от одиночества, от того ,что никому не нужен.
Сходства: Оба стихотворения посвящены теме жизни и смерти. Стихотворения написаны за год до смерти поэта, поэтому лирический герой предчувствует свою скорую погибель. Оба стихотворения содержат некую исповедь лирических героев.

Слайд 20

Быстротечности человеческого бытия в лирике С.А. Есенина, слайд 20
Таким образом, философский вопрос о жизни и смерти, на наш взгляд, навсегда останется некой музой для поэтов, потому что каждому человеку когда нибудь приходит мысль об этом. Поэты эти мысли воплотили в своих стихотворениях и на сегодняшний день есть множества произведений, в которых поэты отражали свое мировоззрение на вопрос о жизни и смерти. С.А. Есенин считал ,что человек должен любить свою жизнь, тех людей, которые его окружали, а самое главное, он должен любить свою родину, ибо после смерти человек всё теряет, в том числе и связь с природой. М.Ю.Лермонтов изобразил в своём стихотворении крайне одинокого и несчастного героя, которого после смерти некому оплакивать. Так что на наш взгляд, тема жизни и смерти говорит о том, что надо ценить каждый миг и с теплотой относится к близким.

Слайд 21

Быстротечности человеческого бытия в лирике С.А. Есенина, слайд 21
Анализ поэмы «Сорокоуст». Тема гибели русской деревни.

Слайд 22

Быстротечности человеческого бытия в лирике С.А. Есенина, слайд 22
рефлексия

Слайд 23

Быстротечности человеческого бытия в лирике С.А. Есенина, слайд 23
VI. Домашнее задание.
1. Письменно ответить на вопрос КИМа ЕГЭ: «Что указывает на принадлежность есенинского стихотворения к философской лирике и в каких произведениях русских поэтов звучат схожие мотивы?» 2. Прочитать стихи С. Есенина из цикла «Персидские мотивы», тексты принести на урок, стр. учебника 266 - 268 Индивидуальное задание. Подготовить выразительное чтение стихов С. Есенина: «Улеглась моя былая рана…» «Свет вечерний шафранного края…» «Золото холодное луны…» «Голубая родина Фирдоуси» «Никогда я не был на Босфоре…» «Шаганэ ты моя, Шаганэ!...» «В Хорасане есть такие двери…» «Руки милой – пара лебедей…» «Голубая да веселая страна…»
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.