Презентация - Быстротечности человеческого бытия в лирике С.А. Есенина

Нажмите для просмотра
Быстротечности человеческого бытия в лирике С.А. Есенина
Распечатать
  • Последний IP: 93.158.90.78
  • Уникальность: 94%
  • Слайдов: 23
  • Просмотров: 4833
  • Скачиваний: 3185
  • Размер: 1.03 MB
В закладки
Оцени!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Тема : Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С.А. Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни. «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Сорокоуст»
Урок литературы в 11 классе

Слайд 2

Три человека ворочали камни. Одного из них спросили: – Что ты делаешь? Он вытер пот со лба и ответил: – Горбачусь. Подошли ко второму и спросили: – А ты что делаешь? Он закатал рукава и деловито сказал: – Деньги зарабатываю. Спросили у третьего: – А что делаешь ты? Он посмотрел вверх и сказал: – Храм строю. Мораль: Жизнь наполнена смыслом только у того, кто преследует великую цель.
Эльдара Рязанова «У природы нет плохой погоды»

Слайд 3


Проект 1. Анализ стихотворения С.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» 1921 (видеоролик) и А.С.Пушкин «Брожу ли я вдоль улиц шумных». 1829г. Презентация. Проект №2 Анализ стихотворениеС.А.Есенина «Мы теперь уходим понемногу …» (послушать песню) и М.Ю.Лермонтова «Завещание» Презентация. Анализ поэмы «Сорокоуст»

Слайд 4

Тема жизни и смерти в творчестве С.А.Есенина и А.С.Пушкина.
Подготовили: Ученицы 11 класса Зуева Светлана, Евграфова Ксения, Емелина Ангелина

Слайд 5

А.С.Пушкин «Брожу ли я вдоль улиц шумных». 1829г. Брожу ли я вдоль улиц шумных… Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды – И чей-нибудь уж близок час. Гляжу ль на дуб уединенный, Я мыслю: патриарх лесов Переживет мой век забвенный, Как пережил он век отцов. Младенца ль милого ласкаю, Уже я думаю: прости! Тебе я место уступаю; Мне время тлеть, тебе цвести. День каждый, каждую годину Привык я думой провождать, Грядущей смерти годовщину Меж их стараясь угадать. И где мне смерть пошлет судьбина? В бою ли, в странствии, в волнах? Или соседняя долина Мой примет охладелый прах? И хоть бесчувственному телу Равно повсюду истлевать, Но ближе к милому пределу Мне всё б хотелось почивать. И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечною сиять.
С.А.Есенин «Не жалею, не зову, не плачу». 1922г. Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком. Дух бродяжий! ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст. О моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств. Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя! иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь... Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть.

Слайд 6


Стихотворение Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» композиционно можно разделить на 3 части. В первой части (1-4 строфы) лирический герой трижды совершает одну и ту же мыслительную операцию: определённое место или действие в его жизни приводит к мыслям о смерти. Скопление людей (на улицах, в храмах, в обществе) наводит на мысль об их смертности. Дуб переживёт лирического героя, а младенец станет залогом жизни новых поколений. Во второй части (5-6 строфы) лирический герой рассуждает о времени и месте смерти. В третьей (7-8) герой раздумывает о тех ценностях, которые небезразличны ему даже после смерти,- родина, природа и сама жизнь. Он мечтает умереть на родине.
Стихотворение Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» композиционно можно разделить на 3 части. В первой части (1-2строфа) лирический герой осознает тот факт, что его молодость проходит, и он принимает это, что доказывает множество отрицаний в первой строчке 1 строфы: « не жалею, не зову, не плачу». Во второй части (3-4 строфы)в голосе лирического героя звучит усталость и тоска, он вспоминает свою молодость и юность. В третьей части (5 строфа) лирический герой приходит к осознанию того, что «все мы, все мы в этом мире тлены..». Герой примеряется с неизбежностью, после сомнений и метаний он принимает переход от юности к зрелости как данность.
Таким образом, композиция помогает нам убедиться в том, что стихотворения объединены общей темой жизни и смерти.

Слайд 7

А.С.Пушкин «Брожу ли я вдоль улиц шумных». 1829г. Брожу ли я вдоль улиц шумных… Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды – И чей-нибудь уж близок час. Гляжу ль на дуб уединенный, Я мыслю: патриарх лесов Переживет мой век забвенный, Как пережил он век отцов. Младенца ль милого ласкаю, Уже я думаю: прости! Тебе я место уступаю; Мне время тлеть, тебе цвести. День каждый, каждую годину Привык я думой провождать, Грядущей смерти годовщину Меж их стараясь угадать. И где мне смерть пошлет судьбина? В бою ли, в странствии, в волнах? Или соседняя долина Мой примет охладелый прах? И хоть бесчувственному телу Равно повсюду истлевать, Но ближе к милому пределу Мне всё б хотелось почивать. И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечною сиять.
С.А.Есенин «Не жалею, не зову, не плачу». 1922г. Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком. Дух бродяжий! ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст. О моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств. Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя! иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь... Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть.

Слайд 8

Осознание  скоротечности жизни и предчувствие своей гибели сближают лирических героев Есенина и Пушкина.
Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» рассказывает о том, что молодость прошла, что каждый из нас в определённый момент подходит к порогу, где надо расстаться с прежней жизнью и по-новому отнестись к себе и миру. Стихотворение Есенина — это песня прощания с богатой на чувства и события бурной молодостью, которую лирический герой сравнивает с цветением яблонь. Но это не слёзы расставания, это воспевание того прекрасного, что было в жизни: трепетного биения сердца, душевной свежести, «буйства глаз и половодья чувств», вольного общения с природой — «страной берёзового ситца», ощущения свободы («Дух бродяжий!…»).
В стихотворении Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»  лирический герой  размышляет о быстротечности жизни и неизбежности смерти для каждого человека: «промчатся годы» и «Мы все сойдем под вечны своды —/ И чей-нибудь уж близок час». Сам лирический герой чувствует, что его жизненный цикл заканчивается и наступает время для нового поколенья: «Младенца ль милого ласкаю, /Уже я думаю; прости!/Тебе я место уступаю:/Мне время тлеть, тебе цвести».

Слайд 9

Осознание скоротечности жизни, предчувствие свой гибели и появление нового поколения, в этом и заключается сходство лирических героев в стихотворениях С.А.Есенина и А.С.Пушкина.
«Не жалею, не зову, не плачу». Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь... Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть.
«Брожу ли я вдоль улиц шумных». Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды – И чей-нибудь уж близок час. Младенца ль милого ласкаю, Уже я думаю: прости! Тебе я место уступаю; Мне время тлеть, тебе цвести.

Слайд 10

Различие стихотворений заключается в том, что у Пушкина лирический герой старается предугадать свою смерть, в то время как у Есенина он вспоминает свою юность.
«Не жалею, не зову, не плачу» Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя? иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне.
«Брожу ли я вдоль улиц шумных…» День каждый, каждую годину Привык я думой провождать, Грядущей смерти годовщину Меж их стараясь угадать.

Слайд 11

Вывод:
Таким образом, к теме жизни и смерти обращались многие русские поэты, в том числе С.А. Есенин и А.С. Пушкин. В стихотворениях о жизни и смерти, относящихся к зрелой лирике, эта тема уже не является данью романтической традиции, а наполняется глубоким философским содержанием. Каждый поэт понимал, что рано или поздно человек умирает. На наш взгляд, Есенин и Пушкин знали, что им отведено не так много времени, они погибли совсем молодыми, но несмотря на свой возраст они готовы были принять свой уход как должное.

Слайд 12

Тема Жизни и смерти в стихотворениях С.А. Есенина «МЫ ТЕПЕРЬ УХОДИМ ПОНЕМНОГУ» и М.Ю.Лермонтова «ЗАВЕЩАНИЕ».
Подготовили ученицы 11 класса Афонина Вероника Бегаева Анна.

Слайд 13

Жизненный путь человека бывает разным – долгим и коротким, счастливым и не очень, наполненный событиями и спокойный, как воды озера. Но нет, наверное, такого человека, который бы никогда не задумывался о смерти. Эти мысли по мере взросления, вызывают ужас или мирное спокойствие, но они все равно появляются. Именно поэтому в творчестве любого писателя или поэта можно найти произведение так или иначе раскрывающее эту тему. Тема жизни и смерти не обошла творчество С.А.Есенина - крестьянского поэта 20 века, и М.Ю.Лермонтова - поэта 19 века.

Слайд 14

Тяжелым душевным состоянием были наполнены последние шедевры его философской лирики, к которой относится и стихотворение «Мы теперь уходим понемногу…». Это стихотворение мне особенно нравится. Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу…» написано в 1924 году на смерть Александра Васильевича Ширяева, «новокрестьянского» поэта, с которым на протяжении многих лет Есенин был связан крепкой дружбой.
Мы теперь уходим понемногу В ту страну, где тишь и благодать. Может быть, и скоро мне в дорогу Бренные пожитки собирать. Милые березовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески! Перед этим сонмом уходящих Я не в силах скрыть моей тоски. Слишком я любил на этом свете Все, что душу обрекает в плоть. Мир осинам, что, раскинув ветви, Заглянули в розовую водь. Много дум я в тишине продумал, Много песен про себя сложил, И на этом на земле угрюмой Счастлив тем, что я дышал и жил. Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве И зверье, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове. Знаю я, что не цветут там чащи, Не звенит лебяжьей шеей рожь. Оттого пред сонмом уходящих Я всегда испытываю дрожь. Знаю я, что в той стране не будет Этих нив, златящихся во мгле. Оттого и дороги мне люди, Что живут со мною на земле.
а

Слайд 15

Мы теперь уходим понемногу В ту страну, где тишь и благодать. Может быть, и скоро мне в дорогу Бренные пожитки собирать. Милые березовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески! Перед этим сонмом уходящих Я не в силах скрыть моей тоски. Слишком я любил на этом свете Все, что душу обрекает в плоть. Мир осинам, что, раскинув ветви, Заглянули в розовую водь. Много дум я в тишине продумал, Много песен про себя сложил, И на этом на земле угрюмой Счастлив тем, что я дышал и жил. Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве И зверье, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове. Знаю я, что не цветут там чащи, Не звенит лебяжьей шеей рожь. Оттого пред сонмом уходящих Я всегда испытываю дрожь. Знаю я, что в той стране не будет Этих нив, златящихся во мгле. Оттого и дороги мне люди, Что живут со мною на земле.
С первых строф мы понимаем, что лирический герой предчувствует свою скорую кончину: Однако вторая строфа, совсем иная по настроению. Она убеждает что лирический герой еще не готов пройти по этой скорбной дороге: Именно к природе взывает лирический герой, именно с ней горше всего прощаться, стоя у роковой черты: Три последующих строфы – размышление о смысле существования в этом мире, ведь перед смертью по христианским традициям надлежит исповедаться. Уж не исповедь ли это? Все глаголы в этих строфах употреблены в прошедшем времени, это создает ощущение безысходности, безвозвратности: Последние две строфы объединены общим смыслом. В них взор вновь обращается в тот печальный и безмолвный мир. Герой уверен в том, что там нет тех красот, которыми можно тешить взгляд на этом свете: «не цветут там чащи», «не будет этих нив, златящихся во мгле», «не звенит лебяжьей шеей рожь»: Последние строки стихотворения – это своеобразный вывод, итог глубоких размышлений, но и это скрытый призыв к читателю. Нужно ценить то, что дала нам жизнь, нужно радоваться каждому дню, нужно любить живых, нужно чаще признаваться им в этом, иначе можно не успеть… В этом стихотворении вся душа русского поэта, полная мучительных терзаний, раскрыта перед нами…

Слайд 16

Мы теперь уходим понемногу В ту страну, где тишь и благодать. Может быть, и скоро мне в дорогу Бренные пожитки собирать. Милые березовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески! Перед этим сонмом уходящих Я не в силах скрыть моей тоски. Слишком я любил на этом свете Все, что душу обрекает в плоть. Мир осинам, что, раскинув ветви, Заглянули в розовую водь. Много дум я в тишине продумал, Много песен про себя сложил, И на этом на земле угрюмой Счастлив тем, что я дышал и жил. Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве И зверье, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове. Знаю я, что не цветут там чащи, Не звенит лебяжьей шеей рожь. Оттого пред сонмом уходящих Я всегда испытываю дрожь. Знаю я, что в той стране не будет Этих нив, златящихся во мгле. Оттого и дороги мне люди, Что живут со мною на земле.
Очень осторожно упоминается «та страна», страна усопших. «Тишь и благодать», царящие там, - это ниспосланная Господом награда за земную жизнь. Так начинается первая строфа, пронизанная пророческим предчувствием близского конца. Эпитеты: «бренные пожитки» - вещи для приготовления похорон, т.е. подготовка к похоронам, мысль о скорой кончине. «Милые берёзовые чащи» –берёза, символ России, т.е. родные места для героя. Обращение (особенность лирики Есенина) «Ты земля! И вы, равнин пески!» Анафора: «Много дум я в тишине продумал Много песен про себя сложил», «Счастлив тем ,что я дышал и жил. Счастлив тем ,что целовал я женщин». Сравнение: И зверьё ,как братьев наших меньших, Цветопись: «розовую водь». Звукопись: «тишь», «тишине», «песен», « не звенит». Символ дерева: «осина».

Слайд 17

М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Завещание» так же обращается к теме жизни и смерти. Стихотворение было написано в 1840 году и по форме представляет собой исповедь героя перед смертью. Перед смертью герою необходимо высказаться – он рассказывает обо всей свое жизни товарищу: Эти слова звучат трагично – герой наверняка очень молод. Но, как мы понимаем из дальнейших слов, вся его жизнь была трагичной, Лирический герой очень одинок «…моей судьбой, сказать по правде, очень Никто не озабочен»,потому что в его окружении не было близских людей, которые могли бы его поддержать, любить: Но, несмотря на все удары судьбы, герой стихотворения превыше всего ставит честь. Смыслом своей жизни он считает службу царю и отечеству и поэтому, он готов отдать свою жизнь: Таким образом, герой стихотворения – типичный для творчества Лермонтова романтический герой с трагической судьбой и таким же мироощущением. Он, несмотря на свой большой потенциал, не обретает счастья, находиться в разладе с окружающим миром и собой. Именно поэтому, как это всегда бывает у Лермонтова, герой погибает.
Наедине с тобою, брат, Хотел бы я побыть: На свете мало, говорят, Нам остается жить! Поедешь скоро ты домой: Смотри ж… Да что моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен. А если спросит кто – нибудь… Ну, кто бы ни спросил, Скажи им, что навылет в грудь Я пулей ранен был; Что умер честно за царя, Что плохи наши лекаря, И что родному краю Поклон я посылаю. Отца и мать мою едва ль Застанешь ты в живых… Признаться, право, было б жаль Мне опечалить их; Но если кто из них и жив, Скажи, что я писать ленив, Что полк в поход послали, И чтоб меня не ждали. Соседка есть у них одна… Как вспомнишь, как давно Расстались!.. Обо мне она Не спросит… все равно, Ты расскажи всю правду ей, Пустого сердца не жалей; Пускай она поплачет – Ей ничего не значит!

Слайд 18

Стихотворение состоит из 4 восьмистиший с перекрестной и смежной рифмовкой. На мой взгляд, оно бедно лексическими средствами выразительности: здесь встречаются лишь эпитет («пустое сердце»), обращение («брат», которое подчеркивает важность интонации стихотворения) и устойчивые метафорические выражения («застать в живых», «ранен навылет», «поклон посылаю», «жить на свете»). В синтаксическом плане в стихотворении довольно много восклицательных предложений, что помогает передать живую непосредственную, эмоциональную речь:
Наедине с тобою, брат, Хотел бы я побыть: На свете мало, говорят, Нам остается жить! Поедешь скоро ты домой: Смотри ж… Да что моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен. А если спросит кто – нибудь… Ну, кто бы ни спросил, Скажи им, что навылет в грудь Я пулей ранен был; Что умер честно за царя, Что плохи наши лекаря, И что родному краю Поклон я посылаю. Отца и мать мою едва ль Застанешь ты в живых… Признаться, право, было б жаль Мне опечалить их; Но если кто из них и жив, Скажи, что я писать ленив, Что полк в поход послали, И чтоб меня не ждали. Соседка есть у них одна… Как вспомнишь, как давно Расстались!.. Обо мне она Не спросит… все равно, Ты расскажи всю правду ей, Пустого сердца не жалей; Пускай она поплачет – Ей ничего не значит!

Слайд 19

С. А. Есенин « Мы теперь уходим понемногу…»
М. Ю. Лермонтов «Завещание»
Различия: Стихотворение Есенина богато художественными средствами в отличие от стихотворения Лермонтова. В стихотворении Есенина герой взаимосвязан с природой, он принимает смерть, но ему сложно смириться, с тем, что он потеряет связь с природой и это причиняет ему боль. Он призывает людей жить настоящим, ценить близких. А в стихотворении Лермонтова герой также принимает смерть, но он испытывает боль от одиночества, от того ,что никому не нужен.
Сходства: Оба стихотворения посвящены теме жизни и смерти. Стихотворения написаны за год до смерти поэта, поэтому лирический герой предчувствует свою скорую погибель. Оба стихотворения содержат некую исповедь лирических героев.

Слайд 20

Таким образом, философский вопрос о жизни и смерти, на наш взгляд, навсегда останется некой музой для поэтов, потому что каждому человеку когда нибудь приходит мысль об этом. Поэты эти мысли воплотили в своих стихотворениях и на сегодняшний день есть множества произведений, в которых поэты отражали свое мировоззрение на вопрос о жизни и смерти. С.А. Есенин считал ,что человек должен любить свою жизнь, тех людей, которые его окружали, а самое главное, он должен любить свою родину, ибо после смерти человек всё теряет, в том числе и связь с природой. М.Ю.Лермонтов изобразил в своём стихотворении крайне одинокого и несчастного героя, которого после смерти некому оплакивать. Так что на наш взгляд, тема жизни и смерти говорит о том, что надо ценить каждый миг и с теплотой относится к близким.

Слайд 21

Анализ поэмы «Сорокоуст». Тема гибели русской деревни.

Слайд 22

рефлексия

Слайд 23

VI. Домашнее задание.
1. Письменно ответить на вопрос КИМа ЕГЭ: «Что указывает на принадлежность есенинского стихотворения к философской лирике и в каких произведениях русских поэтов звучат схожие мотивы?» 2. Прочитать стихи С. Есенина из цикла «Персидские мотивы», тексты принести на урок, стр. учебника 266 - 268 Индивидуальное задание. Подготовить выразительное чтение стихов С. Есенина: «Улеглась моя былая рана…» «Свет вечерний шафранного края…» «Золото холодное луны…» «Голубая родина Фирдоуси» «Никогда я не был на Босфоре…» «Шаганэ ты моя, Шаганэ!...» «В Хорасане есть такие двери…» «Руки милой – пара лебедей…» «Голубая да веселая страна…»
^ Наверх
X

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.