Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Религиозные мотивы в ранней лирике С.А.Есенина
Слайд 2
И в каждом страннике убогом Я вызнавать пойду с тоской, Не помазуемый ли богом Стучит берестяной клюкой.
С.А. Есенин
Слайд 3
Религиозные мотивы, образы, имена, символика очень часто встречаются в стихах Сергея Есенина.
Первый сборник поэта, вышедший в 1916 году и сделавший Есенина знаменитым, объединяет впечатления детских, отроческих и юношеских лет. Он назывался "Радуница". Это слово было взято поэтом из религиозного лексикона.
Слайд 4
"Радоница (у Есенина – радуница) – день поминовение усопших, по большей части понедельник, а в некоторых местах вторник первой после пасхальной недели, т.н. Фоминой. Слово "радоница" значит «блестящая, просветленная». Это наименование приличествует первым весенним дням.
Слайд 5
С названием сборника связаны многие стихи, навеянные религиозными представлениями и поверьями, хорошо знакомыми Есенину еще по рассказам деда и по урокам закона божьего в спас-клепиковской школе. Для таких стихотворений характерно использование христианской символики.
Слайд 6
Троицыно утро
Троицыно утро, утренний канон, В роще по березкам белый перезвон. Тянется деревня с праздничного сна, В благовесте ветра хмельная весна. На резных окошках ленты и кусты. Я пойду к обедне плакать на цветы. Пойте в чаще, птахи, я вам подпою, Похороним вместе молодость мою. Троицыно утро, утренний канон. В роще по березкам белый перезвон.
Слайд 7
В стихах такого типа даже природа окрашена в религиозно-христианские тона.
И березы стоят, Как большие свечки.
...И вызванивают четки Ивы – кроткие монашки.
Слайд 8
Однако подобные стихи гораздо чаще идут у Есенина не от Евангелия, не от канонической церковной литературы, а как раз от тех источников, которые отвергались официальной церковью, от так называемой "отреченной" литературы – легенд, сказов, духовных стихов, которые С.А. Есенин слышал от деда, от бабки, от захожих странников. Цепкая детская память надолго сохранила эти легенды и сказания. И они, естественно, отразились в его первых литературных опытах.
Слайд 9
Шел Господь пытать людей в любови,
Шел господь пытать людей в любови, Выходил он нищим на кулижку. Старый дед на пне сухом, в дуброве, Жамкал деснами зачерствелую пышку.
Увидал дед нищего дорогой, На тропинке, с клюшкою железной, И подумал: "Вишь, какой убогой, – Знать, от голода качается, болезный".
Подошел господь, скрывая скорбь и муку: Видно, мол, сердца их не разбудишь... И сказал старик, протягивая руку: "На, пожуй... маленько крепче будешь".
Слайд 10
Религиозность в стихах Есенина по-разному проявляется в разные периоды его творческой деятельности. Если в стихах 1914 года довольно часто проскальзывает ироническое отношение Есенина к религии, то позже, в 1915–1916 гг., поэт создает немало произведений, в которых религиозная тема берется всерьез. Это объясняется сближением Есенина в эти годы с такими символистами, как Мережковский и Гиппиус. Он еще ищет их благосклонности и пишет стихи, которые бы заведомо им понравились. Пример этому – стихотворение «Я странник убогий»
Слайд 11
Я странник убогий
Я странник убогий, Молюсь в синеву. На палой дороге Ложуся в траву. Покоюся сладко Меж росновых бус. На сердце лампадка, А в сердце Иисус.
Слайд 12
Сам поэт так поясняет свое увлечение апокрифическими сюжетами, религиозными образами и символами: "Самый щекотливый этап это моя религиозность, которая очень отчетливо отразилась на моих ранних произведениях. Этот этап я не считаю творчески мне принадлежащим. Он есть условие моего воспитания и той Среды, где я вращался в первую пору моей литературной деятельности... Я просил бы читателей относиться ко всем моим Исусам, божьим матерям и Миколам, как к сказочной поэзии... Все эти собственные церковные имена нужно также принимать, как имена, которые для нас стали мифами: Озирис, Оаннес, Зевс, Афина и т.д."
Слайд 13
В "Радунице" отразились первые детские и юношеские впечатления Есенина. Эти впечатления не были связаны с тяжестью крестьянской жизни, с подневольным трудом, с той нищетой, в которой жило "рядовое" крестьянство. Все это не было знакомо поэту по собственному жизненному опыту, не было пережито, перечувствовано им.
Слайд 14
Работу выполнил ученик 11А класса МОУ СОШ №6 г. Амурска Гречишкин Сергей
Учитель Плохотнюк Инга Владимировна
2012 год