Презентация - Тема жизни и смерти в творчестве С.А.Есенина и А.С.Пушкина.

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Тема жизни и смерти в творчестве С.А.Есенина и А.С.Пушкина.
Распечатать
  • Уникальность: 87%
  • Слайдов: 9
  • Просмотров: 3205
  • Скачиваний: 1227
  • Размер: 0.19 MB
  • Класс: 11
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Тема жизни и смерти в творчестве С.А.Есенина и А.С.Пушкина., слайд 1
Тема жизни и смерти в творчестве С.А.Есенина и А.С.Пушкина.
Подготовили: Ученицы 11 класса Зуева Светлана Евграфова Ксения Емелина Ангелина

Слайд 2

Тема жизни и смерти в творчестве С.А.Есенина и А.С.Пушкина., слайд 2
Жизнь и смерть — начало и конец человеческого существования. Наши далекие предки не верили в естественную неизбежность смерти. Они уподобляли смерть жизни. Вернее, смерть представлялась им своеобразной границей, за которой начиналась новая жизнь в ином мире. А раз после смерти жизнь обязательно будет иметь продолжение, то человек не боялся смерти.
Возможно поэтому тема жизни и смерти является актуальной. Многие писатели и поэты обращались к данной теме.
Не случайно А.С.Пушкин в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» и С.А.Есенин в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу» обратились к теме жизни и смерти.

Слайд 3

Тема жизни и смерти в творчестве С.А.Есенина и А.С.Пушкина., слайд 3
А.С.Пушкин «Брожу ли я вдоль улиц шумных». 1829г. Брожу ли я вдоль улиц шумных… Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды – И чей-нибудь уж близок час. Гляжу ль на дуб уединенный, Я мыслю: патриарх лесов Переживет мой век забвенный, Как пережил он век отцов. Младенца ль милого ласкаю, Уже я думаю: прости! Тебе я место уступаю; Мне время тлеть, тебе цвести. День каждый, каждую годину Привык я думой провождать, Грядущей смерти годовщину Меж их стараясь угадать. И где мне смерть пошлет судьбина? В бою ли, в странствии, в волнах? Или соседняя долина Мой примет охладелый прах? И хоть бесчувственному телу Равно повсюду истлевать, Но ближе к милому пределу Мне всё б хотелось почивать. И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечною сиять.
С.А.Есенин «Не жалею, не зову, не плачу». 1921г. Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком. Дух бродяжий! ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст. О моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств. Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя! иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь... Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть.

Слайд 4

Тема жизни и смерти в творчестве С.А.Есенина и А.С.Пушкина., слайд 4

Стихотворение Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» композиционно можно разделить на 3 части. В первой части (1-4 строфы) лирический герой трижды совершает одну и ту же мыслительную операцию: определённое место или действие в его жизни приводит к мыслям о смерти. Скопление людей (на улицах, в храмах, в обществе) наводит на мысль об их смертности. Дуб переживёт лирического героя, а младенец станет залогом жизни новых поколений. Во второй части (5-6 строфы) лирический герой рассуждает о времени и месте смерти. В третьей (7-8) герой раздумывает о тех ценностях, которые небезразличны ему даже после смерти,- родина, природа и сама жизнь. Он мечтает умереть на родине.
Стихотворение Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» композиционно можно разделить на 3 части. В первой части (1-2строфа) лирический герой осознает тот факт, что его молодость проходит, и он принимает это, что доказывает множество отрицаний в первой строчке 1 строфы: « не жалею, не зову не плачу». Во второй части (3-4 строфы)в голосе лирического героя звучит усталость и тоска, он вспоминает свою молодость и юность. В третьей части (5 строфа) лирический герой приходит к осознанию того, что «все мы, все мы в этом мире тлены..». Герой примеряется с неизбежностью, после сомнений и метаний он принимает переход от юности к зрелости как данность.
Таким образом, композиция помогает нам убедиться в том, что стихотворения объединены общей темой жизни и смерти.

Слайд 5

Тема жизни и смерти в творчестве С.А.Есенина и А.С.Пушкина., слайд 5
А.С.Пушкин «Брожу ли я вдоль улиц шумных». 1829г. Брожу ли я вдоль улиц шумных… Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды – И чей-нибудь уж близок час. Гляжу ль на дуб уединенный, Я мыслю: патриарх лесов Переживет мой век забвенный, Как пережил он век отцов. Младенца ль милого ласкаю, Уже я думаю: прости! Тебе я место уступаю; Мне время тлеть, тебе цвести. День каждый, каждую годину Привык я думой провождать, Грядущей смерти годовщину Меж их стараясь угадать. И где мне смерть пошлет судьбина? В бою ли, в странствии, в волнах? Или соседняя долина Мой примет охладелый прах? И хоть бесчувственному телу Равно повсюду истлевать, Но ближе к милому пределу Мне всё б хотелось почивать. И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечною сиять.
С.А.Есенин «Не жалею, не зову, не плачу». 1922г. Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком. Дух бродяжий! ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст. О моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств. Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя! иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь... Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть.

Слайд 6

Тема жизни и смерти в творчестве С.А.Есенина и А.С.Пушкина., слайд 6
Осознание  скоротечности жизни и предчувствие своей гибели сближают лирических героев Есенина и Пушкина.
Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» рассказывает о том, что молодость прошла, что каждый из нас в определённый момент подходит к порогу, где надо расстаться с прежней жизнью и по-новому отнестись к себе и миру. Стихотворение Есенина — это песня прощания с богатой на чувства и события бурной молодостью, которую лирический герой сравнивает с цветением яблонь. Но это не слёзы расставания, это воспевание того прекрасного, что было в жизни: трепетного биения сердца, душевной свежести, «буйства глаз и половодья чувств», вольного общения с природой — «страной берёзового ситца», ощущения свободы («Дух бродяжий!…»).
В стихотворении Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»  лирический герой  размышляет о быстротечности жизни и неизбежности смерти для каждого человека: «промчатся годы» и «Мы все сойдем под вечны своды —/ И чей-нибудь уж близок час». Сам лирический герой чувствует, что его жизненный цикл заканчивается и наступает время для нового поколенья: «Младенца ль милого ласкаю, /Уже я думаю; прости!/Тебе я место уступаю:/Мне время тлеть, тебе цвести».

Слайд 7

Тема жизни и смерти в творчестве С.А.Есенина и А.С.Пушкина., слайд 7
Осознание скоротечности жизни, предчувствие свой гибели и появление нового поколения, в этом и заключается сходство лирических героев в стихотворениях С.А.Есенина и А.С.Пушкина.
«Не жалею, не зову, не плачу». Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь... Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть.
«Брожу ли я вдоль улиц шумных». Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды – И чей-нибудь уж близок час. Младенца ль милого ласкаю, Уже я думаю: прости! Тебе я место уступаю; Мне время тлеть, тебе цвести.

Слайд 8

Тема жизни и смерти в творчестве С.А.Есенина и А.С.Пушкина., слайд 8
Различие стихотворений заключается в том, что у Пушкина лирический герой старается предугадать свою смерть, в то время как у Есенина он вспоминает свою юность .
«Не жалею, не зову, не плачу» Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя? иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне.
«Брожу ли я вдоль улиц шумных…» День каждый, каждую годину Привык я думой провождать, Грядущей смерти годовщину Меж их стараясь угадать.

Слайд 9

Тема жизни и смерти в творчестве С.А.Есенина и А.С.Пушкина., слайд 9
Вывод:
Таким образом, к теме жизни и смерти обращались многие русские поэты, в том числе С.А. Есенин и А.С. Пушкин. В стихотворениях о жизни и смерти, относящихся к зрелой лирике, эта тема уже не является данью романтической традиции, а наполняется глубоким философским содержанием. Каждый поэт понимал, что рано или поздно человек умирает. На наш взгляд, Есенин и Пушкин знали, что им отведено не так много времени, они погибли совсем молодыми, но несмотря на свой возраст они готовы были принять свой уход как должное.
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.