Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Тема жизни и смерти в творчестве С.А.Есенина и А.С.Пушкина.
Подготовили:
Ученицы 11 класса
Зуева Светлана
Евграфова Ксения
Емелина Ангелина
Слайд 2
Жизнь и смерть — начало и конец человеческого существования. Наши далекие предки не верили в естественную неизбежность смерти. Они уподобляли смерть жизни. Вернее, смерть представлялась им своеобразной границей, за которой начиналась новая жизнь в ином мире. А раз после смерти жизнь обязательно будет иметь продолжение, то человек не боялся смерти.
Возможно поэтому тема жизни и смерти является актуальной. Многие писатели и поэты обращались к данной теме.
Не случайно А.С.Пушкин в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» и С.А.Есенин в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу» обратились к теме жизни и смерти.
Слайд 3
А.С.Пушкин «Брожу ли я вдоль улиц шумных». 1829г.
Брожу ли я вдоль улиц шумных…
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь ни видно нас,
Мы все сойдем под вечны своды –
И чей-нибудь уж близок час.
Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.
Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю;
Мне время тлеть, тебе цвести.
День каждый, каждую годину
Привык я думой провождать,
Грядущей смерти годовщину
Меж их стараясь угадать.
И где мне смерть пошлет судьбина?
В бою ли, в странствии, в волнах?
Или соседняя долина
Мой примет охладелый прах?
И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне всё б хотелось почивать.
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
С.А.Есенин «Не жалею, не зову, не плачу». 1921г.
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя! иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Слайд 4
Стихотворение Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» композиционно можно разделить на 3 части.
В первой части (1-4 строфы) лирический герой трижды совершает одну и ту же мыслительную операцию: определённое место или действие в его жизни приводит к мыслям о смерти. Скопление людей (на улицах, в храмах, в обществе) наводит на мысль об их смертности. Дуб переживёт лирического героя, а младенец станет залогом жизни новых поколений.
Во второй части (5-6 строфы) лирический герой рассуждает о времени и месте смерти.
В третьей (7-8) герой раздумывает о тех ценностях, которые небезразличны ему даже после смерти,- родина, природа и сама жизнь. Он мечтает умереть на родине.
Стихотворение Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» композиционно можно разделить на 3 части. В первой части (1-2строфа) лирический герой осознает тот факт, что его молодость проходит, и он принимает это, что доказывает множество отрицаний в первой строчке 1 строфы: « не жалею, не зову не плачу». Во второй части (3-4 строфы)в голосе лирического героя звучит усталость и тоска, он вспоминает свою молодость и юность. В третьей части (5 строфа) лирический герой приходит к осознанию того, что «все мы, все мы в этом мире тлены..». Герой примеряется с неизбежностью, после сомнений и метаний он принимает переход от юности к зрелости как данность.
Таким образом, композиция помогает нам убедиться в том, что стихотворения объединены общей темой жизни и смерти.
Слайд 5
А.С.Пушкин «Брожу ли я вдоль улиц шумных». 1829г.
Брожу ли я вдоль улиц шумных…
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь ни видно нас,
Мы все сойдем под вечны своды –
И чей-нибудь уж близок час.
Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.
Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю;
Мне время тлеть, тебе цвести.
День каждый, каждую годину
Привык я думой провождать,
Грядущей смерти годовщину
Меж их стараясь угадать.
И где мне смерть пошлет судьбина?
В бою ли, в странствии, в волнах?
Или соседняя долина
Мой примет охладелый прах?
И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне всё б хотелось почивать.
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
С.А.Есенин «Не жалею, не зову, не плачу». 1922г.
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя! иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Слайд 6
Осознание скоротечности жизни и предчувствие своей гибели сближают лирических героев Есенина и Пушкина.
Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» рассказывает о том, что молодость прошла, что каждый из нас в определённый момент подходит к порогу, где надо расстаться с прежней жизнью и по-новому отнестись к себе и миру. Стихотворение Есенина — это песня прощания с богатой на чувства и события бурной молодостью, которую лирический герой сравнивает с цветением яблонь. Но это не слёзы расставания, это воспевание того прекрасного, что было в жизни: трепетного биения сердца, душевной свежести, «буйства глаз и половодья чувств», вольного общения с природой — «страной берёзового ситца», ощущения свободы («Дух бродяжий!…»).
В стихотворении Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» лирический герой размышляет о быстротечности жизни и неизбежности смерти для каждого человека: «промчатся годы» и «Мы все сойдем под вечны своды —/ И чей-нибудь уж близок час». Сам лирический герой чувствует, что его жизненный цикл заканчивается и наступает время для нового поколенья: «Младенца ль милого ласкаю, /Уже я думаю; прости!/Тебе я место уступаю:/Мне время тлеть, тебе цвести».
Слайд 7
Осознание скоротечности жизни, предчувствие свой гибели и появление нового поколения, в этом и заключается сходство лирических героев в стихотворениях С.А.Есенина и А.С.Пушкина.
«Не жалею, не зову, не плачу».
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
«Брожу ли я вдоль улиц шумных».
Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь ни видно нас,
Мы все сойдем под вечны своды –
И чей-нибудь уж близок час.
Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю;
Мне время тлеть, тебе цвести.
Слайд 8
Различие стихотворений заключается в том, что у Пушкина лирический герой старается предугадать свою смерть, в то время как у Есенина он вспоминает свою юность .
«Не жалею, не зову, не плачу»
Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя? иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне.
«Брожу ли я вдоль улиц шумных…»
День каждый, каждую годину
Привык я думой провождать, Грядущей смерти годовщину
Меж их стараясь угадать.
Слайд 9
Вывод:
Таким образом, к теме жизни и смерти обращались многие русские поэты, в том числе С.А. Есенин и
А.С. Пушкин. В стихотворениях о жизни и смерти, относящихся к зрелой лирике, эта тема уже не является данью романтической традиции, а наполняется глубоким философским содержанием. Каждый поэт понимал, что рано или поздно человек умирает. На наш взгляд, Есенин и Пушкин знали, что им отведено не так много времени, они погибли совсем молодыми, но несмотря на свой возраст они готовы были принять свой уход как должное.