Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Презентация по ЛИТЕРАТУРЕ
на тему любви в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского.
Слайд 2
1. Александр Александрович Блок – крупнейший поэт – символист
В его стихотворениях читатель проникает в тайну загадочных знаков, отвлеченных понятий, абстрактных образов, символических цветов (белое платье - символ чистоты, синий цвет - символ космически необъятного чувства).
Слайд 3
Ведущей темой раннего творчества А. Блока являлась любовная тема. Со всей глубиной чувства поэт боготворит женщину, все его переживания обращены только к ней. Символом любви, способной осчастливить человека, была для А. Блока “Прекрасная Дама”. Ей он посвятил один из своих первых сборников стихов (1901 г.), названный “Стихи о Прекрасной Даме”. Поэт преклонялся перед Вечной Женственностью, светлым образом великой Любви, он обожал ту высокую нереальную Женщину, овеянную тайной веков:
О легендах, о сказках, о мигах:
Я искал до скончания дней,
В запыленных, зачитанных книгах
Сокровенную сказку о Ней.
Слайд 4
«Стихи о Прекрасной Даме» первая книга А.Блока. 1904 - 1905
Мы встречались с тобой на закате,
Ты веслом рассекала залив,
Я любил твоё белое платье,
Утончённость мечты разлюбив…
Приближений, сближений. Сгораний –
Не приемлет лазурная тишь…
Мы встречались в вечернем тумане,
Где у берега рябь и камыш.
13 мая 1902
Слайд 5
В стихотворении “Незнакомка”, принадлежащем ко второму периоду творчества поэта, на фоне пошлого мира, какофонии звуков, “тлетворного духа”, “женского визга” и “детского плача”, “бессмысленного диска” солнца (или фонаря?), скуки, кабака, пьяниц с “глазами кроликов” и самого поэта, разочарованного и ищущего “истины в вине”, предстает образ незнакомки.
Она обыкновенная женщина, часть этого мира, но поэт сумел увидеть в ней идеал, сказку, спрятанную глубоко внутри. С ее появлением оживают загадочные образы “темной вуали”, “глухих тайн”, “синих бездонных очей”, “очарованного берега и дали”. “Ключ” к “сокровищу” ее души доступен лишь для поэта, который близок к идеалу и способен увидеть его сквозь грязь “страшного мира”.
Слайд 6
«Незнакомка»
…И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными
перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью
закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль…
Слайд 7
В стихотворении “Перед судом” А. Блок “рыдает” над судьбой своей бывшей возлюбленной, опустившейся и дошедшей “до края”. Поэт чувствует в ней скрытый огонь прекрасной любви, мечтавшей достичь “блаженных краев” и теперь скатившейся в бездну. Навсегда ушла из жизни поэта та высокая безгрешная любовь, действительность разрушила идеал, и поэт скорбит о потерянной чистоте мечты, в которую он теперь не способен так безоглядно верить:
О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе...
Уж не мечтать о нежности, о славе,
Все миновалось, молодость прошла!
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.
(1908 г.)
Поэт сумел перебороть, задавить в себе разочарование в жизни, найдя силы к обретению новых ценностей. А. Блока волнует судьба России. Он любит ее так же страстно и преданно, как и женщину.
Слайд 8
Решающей темой в поэме А. Блока “Двенадцать” является тема революции, новой жизни, ветра перемен, в которые верит поэт, надеясь, что они принесут счастье любимой родине. Но и в этом произведении присутствует женский образ. Катька - продажная женщина, недалекая, несчастная, угнетенная обстоятельствами. У нее нет высоких чувств, она жертва среды, отвергающей любовь. Влюбленный в Катьку “босяк” убивает ее из ревности. Вся ее бессмысленная жизнь, полная страдания, вызывает у поэта жалость. Хотя она и падший человек, она все равно женщина, достойная любви и восхищения, какой всегда являлась женщина для А. Блока, надеявшегося на любовь, которая может спасти не весь мир, но самую сокровенную часть души.
Слайд 9
В спасительную веру любви, любви как очищающего светлого чувства,
всегда верил А. Блок и стремился отдать всего себя любви.
Великой любви к женщине, к родине... Он посвящал свои чувства, помыслы, душу любви, что ярко выразилось в его стихотворениях на всем протяжении творчества.
Слайд 10
Где-то за садом несмело
Там, где калина цветёт,
Нежная девушка в белом
Нежную песню поёт.
2. Тема любви в творчестве С.Есенина развивается не последовательно, а с пропусками и ретроспективными возвращениями в прошлое. Вначале была сказочно далёкая девушка в белом, неясная для читателя, но, безусловно, возвышенная для поэта.
Слайд 11
О любви Есенин пишет уже в самых ранних своих стихах, истоки которых в песенном русском фольклоре.
Ты поила коня из горстей в поводу,
Отражаясь, берёзы ломались в пруду.
Я смотрел из окошка на синий платок,
Кудри черные змейно трепал ветерок
Мне хотелось в мерцании пенистых струй
С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй.
Здесь стилизованы все элементы стиха, и авторское «Я» неизбежно воспринимается как традиционное «Я» народной лирической песни.
Слайд 12
Осенью 1921 г. в Москву приехала известная танцовщица Айседора Дункан, одинокая, уже немолодая женщина. Есенина захватило необычайное искусство танцовщицы, её темперамент, обаяние её личности. Вскоре они стали мужем и женой. Весной 1922 г. супруги улетели в свадебное путешествие, сначала в Европу, а потом в США.
Слайд 13
Августа Миклашевская
В 1923-м году, когда поэт вернется из-за границы, именно любовь к женщине исцелит страдающую душу поэта, прольется осенью того же года циклом стихотворений «Любовь хулигана».
Рождение этого произведения связано с именем актрисы Камерного театра – Августой Миклашевской.
Слайд 14
Мечта о «чистой» любви – один из сквозных мотивов лирики Есенина.
В 1924-1925 годах на Кавказе Есенин написал изумительный цикл лирических стихотворений «Персидские мотивы». Стихи этого цикла -попытка обрести согласие с самим собой, с миром. В есенинском цикле слышатся отзвуки древнеперсидской поэзии, в нем видятся очертания благодатной сказочной страны.
Слайд 15
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Слайд 16
Стихи о любви, написанные в последние годы жизни, проникнуты ненавистью и презрением ко всяческого рода неправде в человеческих отношениях, к расчетливому женскому лукавству, к любви без тепла, без верности, без чести.
Философичность любовной лирики
Слайд 17
«Жажда человеческой нежности» -
явление непреходящее, а только изменяющее свои формы.
И стихи о любви, написанные С.Есениным, находят свой отзвук в душе читателя.
Чувство,
излитое поэтом,
принадлежит
уже не ему одному – оно
становится достоянием
многих…
Слайд 18
3. Владимир Маяковский
Грядущие люди!
Кто вы?
Вот – Я,
Весь
Боль и ушиб.
Вам завещаю я сад
фруктовый
Моей великой души.
1916
(Ко всему)
Слайд 19
И вот
громадный,
горблюсь в окне
плавлю лбом стекло окошечное.
Будет любовь или нет?
Какая -
большая или крошечная?
Откуда большая у тела такого:
должно быть, маленький,
смирный любёночек.
«Облако в штанах» (1914 год)
Ожидание любви…
Слайд 20
Лиле Брик, первой и главной музе поэта, посвящены три поэмы Маяковского ("Флейта-позвоночник", "Люблю", "Про это"), многие строфы в стихах разных лет, две главы в поэме "Хорошо!"
Любовный треугольник
Слайд 21
Лиличка
Если
чего написал,
если
чего
сказал -
тому виной
глаза-небеса,
любимой
моей
глаза.
Слайд 22
Любит? не любит? Я руки ломаю
и пальцы
разбрасываю разломавши
так рвут загадав и пускают
по маю
венчики встречных ромашек.
Слайд 23
Любовь мою,
как апостол во время оно,
по тысяче тысяч разнесу дорог.
Тебе в веках уготована корона,
а в короне слова мои -
радугой судорог.
Как слоны стопудовыми играми
завершали победу Пиррову,
я поступью гения мозг твой выгромил.
Напрасно.
Тебя не вырву.
«Флейта позвоночник» (1919 год)
Слайд 24
Парижская любовь поэта
За Татьяной Яковлевой ухаживали Александр Вертинский и Сергей Прокофьев. А Владимир Маяковский мечтал видеть своей женой…
О романе с Маяковским, случившемся в Париже в 1928 году, стали говорить только спустя сорок лет. Между тем поэт был по-настоящему влюблен.
Слайд 25
"Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви"
Представьте:
входит
красавица в зал,
в меха
и бусы оправленная...
Ты не думай,
Щурясь просто
Из-под выпрямленных дуг.
Иди сюда,
Иди на перекресток
Моих больших
и неуклюжих рук.
1928г.
Слайд 26
Финал этой истории известен:
Маяковский влюбился в Татьяну и настойчиво принялся уговаривать ее выйти за него замуж. Чуть ли не сам думал перебраться в Париж.
В итоге ему было отказано в выезде за границу. Одна из подруг Маяковского Наталья Брюханенко вспоминала: «В январе 1929 года Маяковский сказал, что влюблен и застрелится, если не сможет вскоре увидеть эту женщину». Эту женщину он не увидел. А в апреле 1930 года нажал на курок.
Слайд 27
"Письмо товарищу Кострову..."
Я все равно
тебя
когда-нибудь возьму -
одну
или вдвоем с Парижем.
Не поймать
меня
на дряни,
на прохожей
паре чувств.
Я ж
навек
любовью ранен -
еле-еле волочусь -
Слайд 28
Актриса МХАТа Вероника Витольдовна Полонская
Последняя любовь…
Ты посмотри какая в мире тишь
Ночь обложила небо звездной данью
в такие вот часы встаешь и говоришь
Векам истории и мирозданию
Слайд 29
"Всем
В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.
Мама, сестры и товарищи, простите, - это не способ (другим не советую) - но у меня выходов нет. Лиля - люби меня.
Товарищ правительство, моя семья- это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь - спасибо. Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся. Как говорят - "инцидент исперчен", любовная лодка разбилась о быт. Я с жизнью в расчете, и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид, Счастливо оставаться. Владимир Маяковский.
Предсмертное письмо
Трагедия личной жизни поэта была в том, что он ни с кем не хотел делить любимую: ни с другим мужчиной, ни с другой страной. Вероника Витольдовна – молодая талантливая актриса, к сожалению тоже не была свободной. Она была замужем.
Слайд 30
В завещании Маяковский назвал Брик женой. Просил: “Лиля, люби меня!” Посвящал ей пятнадцать лет книги, собрание сочинений, всю лирику, за исключением двух стихотворений, адресованных жившей в Париже красавице Татьяне Яковлевой, бежавшей из советской России.
«Любовь – это жизнь, это главное… От неё разворачиваются и стихи, и дела, и всё прочее. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным», - это слова Маяковского.
Для поэта любовь – это чувство, вселяющее активность, делающее человека способным на творчество, на подвиг. Лирический герой Маяковского – это человек, сумевший выразить силу, глубину и благородство человеческой души.
Слайд 31
Спасибо за внимание!