Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Фольклор в музыке русских композиторов
Симфоническая картина А.К.Лядова «Кикимора»
Слайд 2
Фольклор – устное народное творчество, зародившееся глубоко в древности.
От английского слова - folklore — «народная мудрость».
Русские композиторы часто в своем творчестве обращаются к фольклору своего народа:
сказкам, былинам, преданиям.
Слайд 3
ЛЯДОВ Анатолий Константинович (1855-1914), русский композитор, дирижер.
Мастер симфонической и фортепианной миниатюры
Делал обработки русских народных песен.
Профессор Санкт-Петербургской консерватории.
Слайд 4
Волшебный мир сказки вдохновлял его.
Лядов говорил: «Дайте сказку, дракона,
русалку,
лешего,
дайте чего
нет,
только тогда
я счастлив».
Слайд 5
КИКИМОРА – Сказочный персонаж, живет в болоте, Кикимора – вредное, злое существо.
Слайд 6
Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах.
От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора.
Слайд 7
Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова- то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной.
Слайд 8
ПРОГРАММНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
Музыкальное произведение, в основе которого есть определенный сюжет или название, называется программным.
А в основе «Кикиморы» лежит народное сказание.
Слайд 9
В начале 80-х годов Лядов задумал написать несколько программных симфонических картин, использующих образы русских сказок.
Воплощение этого замысла, как почти всегда у композитора, растянулось на долгие годы.
Лишь в начале XX века появляется первая из задуманных пьес — «Баба-Яга», через несколько лет возникает «Волшебнок озеро» и в 1909 году — «Кикимора».
Ее первое исполнение состоялось
12 декабря 1909 года
под управлением А. Зилоти.
Слайд 10
Медленное вступление (адажио) рисует сказочный пейзаж — низкое звучание струнных басов с сурдинами, глухое тремоло литавр и ползучее хроматическое движение деревянных духовых с выделяющейся мелодией бас-кларнета. Затем начинается мягкое баюкающее колыхание скрипок, на фоне которого возникает простой колыбельный напев в проникновенном тембре английского рожка, прерываемый, однако, зловещим свистящим мотивом у флейты-пикколо и гобоя. А дальше, на том же колыбельном покачивании, вступает челеста, колоритно передающая образ хрустальной колыбельки.
Слайд 11
Основной раздел пьесы — presto — открывают прыгающие аккорды деревянных с резким свистом флейт. Стремительно мелькают отдельные фразы.
Многочисленные мелкие динамические нарастания и спады сообщают музыке характер, как бы задыхающийся от быстрого бега. Заканчивается пьеса мгновенным уходом — исчезновением сказочного образа.
Слайд 12
ЧЕЛЕСТА - клавишный инструмент, но вместо струн в нем металлические пластинки, по которым и ударяют молоточки.
Слайд 13
АНГЛИЙСКИЙ РОЖОК – родственник гобоя
Слайд 14
Флейта – деревянный духовой инструмент
Слайд 15
Фагот – деревянный духовой инструмент
Слайд 16
Проверочный тест
Программная музыка – злое маленькое существо, живет у кудесника в каменных горах. Колыбельная – инструментальная музыка, в основе которой лежит конкретный сюжет или образ.
Кикимора – устное народное творчество, зародившееся глубоко в древности.
Кто автор произведения «Кикимора» - народное сказание
Что лежит в основе «Кикиморы» А.Лядова?- А.К. Лядов
Фольклор – тихая, плавная, певучая мелодия