Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Основные способы словообразования
(закрепление изученного)
Материалы уроков русского языка в 6 классе по теме
«Основные способы словообразования»
Слайд 2
погода
погодка
погодный
непогодка
погодушка
непогода
непогожий (черед. д-ж)
погожий (черед. д-ж)
непогодушка
непогодица
занепогодить
Слайд 3
официально-деловой
разговорный
научный
публицистический
художественный
Стилистически нейтральные слова
погода
Слайд 4
Стилистически окрашенные слова
Хорошая сегодня погодка!
Подольше бы простояла такая погодушка!
Ну и погодка сегодня!
разговорный
художественный
погодушка
погодка
Слайд 5
брат
братик
браток
братец
братушка
братан
братишка
братишечка
Уменьшительно-ласкательные суффиксы
Слайд 6
Ваня
Ванька
Ванюша
Ванечка
Ванятка
Ванюшка
Уменьшительно-ласкательные суффиксы
Ванюшечка
Слайд 7
Ель выросла на самой кромке большущего оврага…
Жить ёлке было трудно, ведь овраг – всегда враг: обсыпался и свалил дерево. Вот почему ещё в детстве она изо всех сил надёжно укрепилась в земле корнями. Не гналась за высоким ростом, за прямотой ствола. А выросла ёлка и положила свои нижние лапушки прямо на землю – пусть и они помогают держаться. Лапушек три, все широкие, крепкие…
Лапушки зелены и добры. Это они в своей границе пропустили земляничник, и над ними жаринками горели ягоды. Это они пропустили и оберегали белый гриб… Для меня.
Ёлка с лапушками на земле не пропадёт и на кромке оврага. Я в этом уверен.
Слайд 8
лапа
лапушки
большой
большущего
жар
жаринки
(суффиксальн.)
(суффиксальн.)
(суффиксальн.)
Проверьте себя!
Слайд 9
Золотой дождь.
Шумит в лесу золотой дождь. Всё лето листочки подставляли солнцу свои ладошки, щёчки, спинки. Они пропитались солнцем и стали золотистыми.
Летят, скачут, плывут листья. Позолотили они дорожки и тропинки. Елочки листочками украсились. Грибы под листиками спрятались.
Пришла осень. Зашумел в лесу золотой дождь. Полетели листочки иволгами по ветру. Запрыгали они белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Весело кружит ветер лесное золото.
Слайд 10
Сыплется осенний нудный дождь. До листика вымокли кусты и деревья. Тихо в лесу.
Выпишите имя существительное, образованное суффиксальным способом (писать строчными буквами, сохраняя форму слова, каждую букву в отдельном поле).
Выпишите имя прилагательное, образованное суффиксальным способом.
Выпишите слово, образованное приставочным способом.
Слайд 11
Использованные источники
1. Астацатуров Г.О. Педагогический дизайн мультимедийного урока
http://it-n.ru/Attachment.aspx?Id=1376
2. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, Ленигр. отд-ние, 1990.
3. Иванова И.А. Общие правила оформления презентаций.
http://it-n.ru/Attachment.aspx?Id=3309
4. Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. – М.: Просвещение, 1984.
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – М.: Азбуковник, 1999.
6. Розенталь Д,Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.: Айрис-пресс, 1999.
7. Русский язык: Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений/ М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 1997.
8. Современный русский язык: учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис/ Л.А. Новиков, Л.Г. Зубкова, В.В. Иванов и др.; Под общ. ред. Л.А. Новикова. – Спб.: Изд-во «Лань», 2001.
9. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1991.
Слайд 12
Презентацию подготовила Захарова Т.А., методист Рязанского института развития образования